9 автомобилей, умеющих ездить без водителя | Fresher
Фургончик, добравшийся из Европы до Шанхая, «гугломобили», мотоцикл без мотоциклиста, 9-тонный грузовик, споткнувшийся об обычный куст, и другие флагманы автомобилестроения «Еще немного, и автомобили, вместо того чтобы помогать водителю ориентироваться и безопасно маневрировать, просто выкинут его из-за баранки как самый ненадежный элемент системы. За два последних десятилетия для этого было сделано очень много, последний автономный Lexus от Google, получивший право ездить по дорогам Калифорнии, лишь один из примеров. Как скоро наступит будущее и как будет выглядеть сотрудничество «новых автомобилей» и людей? Обзор того, что напридумывали в этой сфере автомобильные и интернет-компании, университеты и лаборатории, простые частники, поможет представить себе, чего же нам ждать дальше.Toyota Prius от Google: первый робот-автомобиль в законе
В марте 2012 года в Неваде — первом из американских штатов — вступил в силу закон, разрешающий езду по автомагистралям «автомобилей, которые используют искусственный разум, сенсоры и систему глобального позиционирования, чтобы передвигаться самостоятельно, без активного вмешательства водителя-человека». Водитель в этом законе называется «оператором» и остается таковым, даже если «физически не присутствует» в автомобиле: пока совсем без человека автомобили Google по дорогам не ездят. Помимо обычных прав «оператор» должен получить специальный документ, удостоверяющий его способность управлять именно роботом, а не просто машиной. Номера, выдаваемые автомобилю без водителя, — с красным фоном и значком бесконечности (когда начнется коммерческое использование машин, фон поменяют на зеленый). В мае 2012 года первая лицензия на автономный автомобиль была выдана «тойоте» от Google. Помимо номеров ее можно узнать по большому круглому лазерному сенсору на крыше — он заменяет глаза водителя. А первые испытания семи таких «тойот» компания провела еще в 2010 году: тогда они проехали больше 220 000 км.Vislab: за три месяца от Милана до Шанхая
Робот-грузовик TerraMax, любитель природы
Машина-VaMP: один из первых автомобилей-роботов
Vamp был одним из первых автомобилей, которые могли ехать без водителя. В его создании участвовали Мюнхенский университет и Mercedes-Benz, дело было на рубеже 1990-х. Главной проблемой тогда было достаточно быстро создать в «мозгу» автомобиля картинку окружающей действительности. Для ее обозрения было использовано всего-навсего 4 камеры, но, чтобы обработать их изображение, пришлось установить в 500-й «Мерседес» 60 параллельно работающих компьютеров — таковы были тогдашние мощности. О навигации создатели особенно не думали — главным было просто научить автомобиль безопасно ехать. В 1994 году в районе аэропорта Шарль де Голль была устроена презентация: два автомобиля с «водителем на всякий случай» и гостями мероприятия проехали 1000 км по 3-полосной автостраде со скоростью до 130 км/ч. Они продемонстрировали перестроение с полосы на полосу и обгон других автомобилей (робот всякий раз предупреждал о готовящемся маневре и не начинал его, не дождавлись одобрения водителя-человека). Сейчас VaMP выставлен в Deutsches Museum в Мюнхене.Гибдирный Lexus RX учится ездить в сложных условиях
Всеберлинское такси MIG
MIG расшифровывается просто — MadeinGermany. На самом деле это не одна машина, а целая система, разработанная в Открытом университете Берлина (Freie Universität Berlin) и напоминающая маршрутное такси будущего. Презентация состоялась в 2010 году. Контакт с человеком происходит следующим образом. Он звонит автомобилю со своего смартфона, который передает местоположение звонящего. Машина находит оптимальный маршрут к своему будущему седоку и сообщает, скоро ли подъедет. Главная идея изобретателей в том, чтобы одно и то же автоматическое такси смогло по дороге забирать и развозить несколько человек, едущих в одном направлении. Разработчики уверяют, что использование такой технологии в масштабах всего города позволит уменьшить количество машин на улицах впятеро. Предполагается, что у ездока будет опция «выключить автоматику и управлять автомобилем по старинке». Сенсоры создают в электронном мозгу автомобиля трехмерную картинку окружающего — она выглядит примерно так, как у главного героя «Терминатора».Машины-роботы ULTra в аэропорту Хитроу
Volkswagen с «временным автопилотом»
Почему мотоцикл Ghost Rider не падает
Работа студента из Беркли Энтони Левандовского, который вместе с небольшой группой единомышленников создал мотоцикл, способный ехать и ориентироваться в пространстве без седока. На соревнованиях автономных автомобилей DARPA в США он был главным любимцем публики. Помимо навигационной системы и обычных датчиков его пришлось снабдить еще и системой стабилизации в вертикальной плоскости. Точный маршрут DARPA участникам сообщают незадолго до старта, и он представляет собой просто набор координат, так что подготовить транспортное средство к конкретной трассе, заставить его запомнить все препятствия — невозможно. Ghost Rider налетел на загородку, встретившуюся ему на пути, но сумел выстоять (при потере равновесия из корпуса выдвигается нога, которая не дает мотоциклу упасть, он останавливается и затем может ехать дальше). Сейчас мотоцикл Левандовского — один из экспонатов National American History Museum.Лучшие автомобили функциями автопилота, доступные на конец 2018
20 декабря 2018, 18:50Мы часто говорим о беспилотных автомобилях, но настоящего автопилота человечество еще не видело.
Сообщество автомобильных инженеров (SAE) выделяет шесть уровней автономности, где уровень 0 — машина без каких-либо автономных функций, а уровень 5 — полный автопилот. Очевидно, что до пятой ступени мы еще не добрались. Пока технологии топчутся на уровне 2. Лучший современный автопилот может рулить, ускоряться и тормозить, но водитель обязан следить за дорогой и реагировать, если система не может справиться сама. В редких случаях речь идет об уровне 3, когда автомобиль может перемещаться по дорогам с легко предсказуемым движением, вроде автобанов.
И тем не менее, даже такой неполноценное и урезанное самоуправление кажется удивительным. Вот лучшие автомобили с функциями частичного автопилота, доступные прямо сейчас.
Mercedes-Benz S-Class
Эксперты называют новый Mercedes-Benz S-Class самой умной роскошной машиной. На борту автомобиля находится система интеллектуального управления Intelligent Drive. Она получает данные с внешних камер и радаров, затем сопоставляет их с информацией о дальнейшем маршруте и на основании этого принимает решение о регулировании скорости. Водитель при этом должен контролировать движении. Если борткомпьютер замечает, что водитель отвлекся или уснул, автомобиль останавливается.
Tesla Model S
Автомобильный автопилот ассоциируется, в основном, с именем Tesla Motors. Конечно, компания не изобрела беспилотные функции, но максимально их популяризировала. Самая актуальная машина Tesla на данный момент — Модель S. Автопилота Enhanced Autopilot работает благодаря четырем камерам и двенадцати сверхзвуковым датчикам, обеспечивающим автомобилю осведомленность об окружающем мире.
Model S умеет держаться полосы движения, перестраиваться из полосы в полосу, осуществлять переходы с одной автострады на другую или съезжать с автострады на улицы города. Также машина умеет самостоятельно парковаться.
Tesla продолжает работу над автопилотом и обещает в скором времени сделать его более умным.
BMW 5 серии
BMW 5 серии — классическая линия, недавно получившая функции автопилота. Одна из доступных функций — система Parking Assistance Package, умеющая самостоятельно парковать машину как параллельно, так и перпендикулярно. Более того, она делает это по команде с брелка.
Также имеется система Traffic Jam Assist, которая самостоятельно управляет автомобилем во время городских пробок и “тянучек”. Автопилот анализирует поведение находящегося впереди автомобиля и просто аккуратно подтягивается вслед за ним. Водитель в это время может отдохнуть.
Volvo XC60
Volvo XC60 — роскошный внедорожник, который оборудован максимальным количеством автономных функций. Эти возможности обеспечивают не только дополнительный комфорт, но и дополнительную безопасность. К примеру, здесь имеется функция помощи в управлении автомобилем в плотном трафике.
Функция Pilot Assist сама справляется с торможением, ускорением и управлением на скорости до 130 километров в час. Правда, это работает только на дорогах с отчетливо различимой разметкой. Водитель при этом все равно должен держать руки на руле. Бортовой компьютер следит за тем, чтобы вы не отвлекались от дороги.
Audi A8
Согласно классификации сообщества автомобильных инженеров, роскошный седан Audi A8 можно отнести к автомобилям с автопилотом класса 3. Система даже позволяет водителю убирать руки с руля при движении со скоростью до 60 километров в час. Правда, далеко не везде местные законы позволяют такую вольность.
На борту имеются лазерный датчик, радар, сверхзвуковой датчик и набор камер. Автомобиль имеет полное представление о происходящем вокруг, но в особенно сложных ситуациях может попросить водителя вмешаться. Система автоматической парковки вообще не требует наличия человека в салоне. То есть, водитель может выйти из машины, а уже затем приказать ей парковаться.
Машины без водителей появятся на дорогах через пять лет — Российская газета
Роботу-автомобилю предсказывают блестящее будущее. Он безопаснее, лучше соблюдает правила дорожного движения, менее агрессивен, чем человек, заявил на международной конференции по робототехнике в Калифорнии Крис Армсон, руководитель проекта автомобилей-роботов компании «Гугл». Эта фирма сегодня ведущая в мире по созданию подобной техники. А другой специалист «Гугл» Энтони Левандовски вообще уверен, что «умные автомобили» будут ездить по дорогам уже через 5 лет.
Пожалуй, такой оптимизм чрезмерен, но успехи энтузиастов впечатляют. Машины без водителя уже исколесили по дорогам только Америки и Европы сотни тысяч километров. Они развивают скорость до 130 км/час, маневренны, уверенно идут на обгон и идеально выполняют все правила движения. А созданные итальянскими инженерами беспилотники совершили марш-бросок от Милана до Шанхая, выдержав испытания даже «знаменитыми» российскими дорогами. Правда, итальянцы немного упростили свою задачу. Автомобили разбили на пары — в каждой была ведущая машина, где водитель изредка вмешивался в управление, и ведомая, которая ориентировалась по идущей впереди.
-Уже лет 20 в разных странах испытывают автомобильные беспилотники, — говорит доктор физико-математических наук Владимир Павловский из Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. — Хотя они не были напичканы таким обилием суперсовременной техники, как нынешние роботы, но вполне справлялись со своей задачей. Конечно, ездили там, где нет человека, главным образом по проселочным дорогам. Так что основные принципы функционирования робота-автомобиля уже тогда были в принципе понятны. А все остальные годы идет главным образом совершенствование этой техники.
Нынешнее авто без пилота — это настоящий научный центр: чуть ли не десяток видеокамер, лазерные радары (лидары) для определения расстояния и создания трехмерной картинки окружающего пространства, ультразвуковые локаторы для задней парковки, системы, способные «видеть» через несколько автомобилей, чтобы успеть заранее отреагировать на неожиданные коллизии, которые могут возникнуть из-за находящихся впереди машин. И, конечно, робот оснащен системой навигации, чтобы уверенно ориентироваться в пространстве.
— Эти данные собираются в мощный компьютер, который анализирует ситуацию и фактически управляет автомобилем, — объясняет Павловский. — А еще есть десяток микропроцессоров, которые регулируют работу двигателя, тормозной и других систем и даже «дворников» на стеклах. Кроме того, по всему автомобилю установлены датчики и сенсоры, следящие за множеством самых разных параметров: давлением в колесах, температурой масла, системой охлаждения и т.д. Все данные передаются в главный «мозг» робота, так что у него каждую секунду все под контролем.
Оценки показывают, что беспилотники кардинально изменят ситуацию на дорогах. В разы снизится число аварий, а также нагрузка на водителей. Роботы позволят если не решить, то намного смягчить проблему пробок. Ведь ралли беспилотников демонстрируют, что расстояние между ними можно значительно уменьшить без ущерба для безопасности движения. А значит увеличится пропускная способность дорог.
И здесь возникает естественный вопрос. Если робот такой умный и оснащен техникой практически на все случаи жизни, если уже управляет авто лучше человека, как утверждает гуру «Гугла» Крис Армсон, то почему этот «идеальный Козлевич» еще не на дорогах? Кто его тормозит? Скажем сразу: беспилотник уже пробил тропинку к признанию. Уже в трех штатах США вступил в силу закон, разрешающий беспилотникам езду по автомагистралям без активного вмешательства человека. Правда, рядом с роботом должен сидеть оператор, чтобы при экстраординарных ситуациях принять меры. Пока речь идет только о трассах, которые не являются федеральными. Там роботам появляться запрещено. Опыт показал, что беспилотники оправдывают свою репутацию, с ними произошла всего одна авария, причем по вине какого-то неосторожного водителя, который врезался в механического «конкурента».
По мнению Владимира Павловского, признание беспилотников — это вопрос времени. Нужно накопить статистику, доказать с цифрами в руках явное преимущество робота над человеком. Хотя, к примеру, в Германии в будущем году намерены продать несколько беспилотников, чтобы ездить по автобанам. Речь не идет о его полной автономии, скорее это помощник водителя, аналог автопилота в самолете. Если водитель захочет отдохнуть, то может передать управление роботу. И взяться за руль только в каких-то сложных ситуациях.
— Вполне могут появиться автоматические системы парковки, — считает Павловский. — Несколько лет назад видел во Франции, как человек вышел из машины и направился к супермаркету, а его авто самостоятельно припарковалось. Сейчас уже некоторые фирмы предлагают такую технику к продаже.
Конечно, пока у беспилотника немало проблем, скажем, он плохо ориентируется в тумане, при сильном дожде, снегопаде. Кроме того, цена умной электроники больше, чем самого «железа». Но все это решаемые вопросы. Однако остается главный: сможет ли беспилотник «ужиться» на дороге с человеком? По мнению Павловского, технически это вполне реально. Правда, не в таких мегаполисах, как Москва, Париж, Токио. И при обязательном условии: человек обязан, как и робот, строго следовать букве правил движения. Не проскакивать на красный свет, не подрезать партнеров по движению, не превышать скорость и т.д.
Это уже из области фантастики, скажут многие. Скорее Луна упадет на Землю, чем человек впишется в рамки правил. А сколько за рулем неумелых водителей, которым вообще противопоказано выезжать на трассу. Своими выкрутасами и маневрами они любого робота с «ума» сведут. Никакой электронный мозг не сможет предусмотреть все варианты дорожных ситуаций. А значит, попав в дорожный поток с реальными водителями, робот довольно быстро выйдет из игры — навсегда остановится. Словом, человек и беспилотник на дороге вряд ли совместимы. Аргумент серьезный. Но, может быть, появление на дороге механического «джентльмена» станет стимулом для всех водителей не ударить в грязь лицом перед «железом», вспомнить, что они все же homo sapiens.
Кстати
В России ведутся работы по созданию роботов-автомобилей. Так, при поддержке Российской академии наук ученые Института прикладной математики РАН разрабатывают беспилотник для движения по проселочным дорогам. Бортовой компьютер управляет двигателем, трансмиссией, сцеплением, торможением, рулем. Этот автомобиль без пилота прошел испытания и показал такую же точность движения, как при управлении человеком.
Беспилотные машины уже ездят по Москве. Прокатились на авто под управлением робота-педанта
Сегодня мы постоянно встречаем в прессе истории о беспилотных автомобилях, способных оставить без работы водителей. Машина, которой не нужен человек за рулем или вообще руль, по задумке должна стать такой же привычной, как когда-то лифты без лифтеров или звонки по межгороду без помощи телефонисток. В России в 2025 году, по одному из прогнозов, могут продать 20–40 тыс. таких авто. Хотя аварии с беспилотниками в США — сбитый пешеход, ДТП с грузовиком — показали, что задача труднее, разработчики продолжают улучшать технологии, а правительства стран — принимать законы для них. В прошлом ноябре в России разрешили тестировать беспилотные автомобили на общих дорогах. С мая 2019 года беспилотники «Яндекса» ездят по Москве. Корреспонденты ТАСС прокатились на машине будущего, выяснили как «видит» мир автопилот и когда эти автомобили станут повседневностью.
В Москве 35 беспилотников. Вы их не замечаете
Если вы увидите беспилотник на дороге и не будете рассматривать его, то, скорее всего, не поймете, что это он. Вы бы заметили, если водительское место было пустым, но постановление, по которому разрешено тестировать эти машины в городах, не позволяет делать это без водителя. Поэтому вы увидите обычную иномарку с человеком за рулем и вряд ли будете приглядываться, чтобы понять, что руль крутится сам по себе.
За рулем Ярослав, он инженер в «Яндексе» и прошел обучение для допуска к испытаниям. Мы с фотографом взяли свои водительские удостоврения, но зря, нам нельзя за руль. Задача Ярослава — «подстраховывать» алгоритм — брать управление, если что-то пошло не так. Он заводит «Тойоту Приус», переделанную в беспилотник, и смотрит на большой экран между водительским и пассажирским местом. Нужно убедиться, что компьютер видит все вокруг.
Мы видим, как по экрану движутся люди в белых прямоугольниках, а другие машины — в желтых. Это значит, что программа все распознала, можно ехать. Ярослав вручную выезжает со двора гаража на Аминьевское шоссе (автопилот умеет делать это сам, но рядом ремонтируют дорогу), отпускает руль и откидывается на спинку кресла. Машина на экране, как в игре, движется по зеленой, а потом по красной полосе — так отображается набор скорости.
Хотя внимательный человек заметит пару деталей и «раскусит» водителя. На крыше беспилотника черное «ведерко»: это лидар — лазерный сенсор, определяющий расстояние машины до других объектов. Впереди, сзади и по бокам машины — камеры, их шесть, обычную машину так не «обвесят». Еще у автономного авто внизу радары — они нужны, чтобы видеть положение машины в пространстве, но их не видно, они под бампером. Внимательный водитель задумается, что значит буква «А» на заднем стекле. Ну или попросту увидит надпись «беспилотный автомобиль» на двери авто.
Сегодня 35 беспилотных машин днем и ночью катаются по московским дорогам. Мы поедем по Аминьевскому шоссе и ул. Мосфильмовской. У «Яндекса» есть маршруты, например, по Мичуринскому и Комсомольскому проспекту. Скоро и машин, и маршрутов будет больше, сейчас еще 15 автомобилей в процессе сертификации, которой занимается Минпромторг. До конца года по городу, по плану, будет кататься сотня беспилотников.
Первый закон автопилота. Никогда не нарушать правила
Человек, который учится водить, проходит теорию в автошколе, потом тренируется парковаться и объезжать препятствия на площадке. После катается с инструктором по городу, а затем сдает экзамены и может водить самостоятельно. «Наши беспилотники одновременно на этапе обучения и экзамена. Мы катаемся и смотрим, что можно улучшить. Исправления идут постоянно, каждый день машины ездят лучше, чем ездили вчера», — рассказывает Артем Фокин, директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса».
«Мозг» машины хорошо знает маршут, по которому мы едем. С прошлого года водители накатывали круги по этим дорогам в ручном режиме. Так алгоритм пассивно обучался. И таким же образом программу «познакомили» с Хамовниками и некоторыми другими районами.
Мы с фотографом сидим на пассажирских местах. Я сзади, он на переднем сиденье. Я не чувствую себя героем фантастического фильма вроде «Я робот» или «Особое мнение», где люди ездят на беспилотниках. За рулем есть человек, возможно, поэтому нет ощущения, что поездка какая-то необычная. Вот только едет машина непривычно медленно. С такой же робкой скоростью я каталась первую неделю после получения прав. Наш фотограф замечает, что автопилот «резковат в движениях, не объезжает ямы и лужи, ощущение, что рулит новичок». И другие водители поступают с ним, как с неопытным шофером, нас обгоняют все — грузовики, маршрутки и малолитражки типа «Матизов» и «Пиканты».
Беспилотник — гибрид: он ездит традиционно — на бензине, и может ехать на электричестве
© Сергей Бобылев/ТАСС«Здесь разрешена скорость 60 километров в час, — Юлия Швейко, пресс-секретарь «Яндекса», сидит рядом и объясняет, что происходит. — Мы едем со скоростью 59 километров в час. Другие водители знают, что можно ехать быстрее, потому что нет штрафа за превышение скорости до 20 километров в час».
Алгоритм-водитель — это педант, соблюдающий все правила дорожного движения. В этом и смысл, есть надежда, что на дорогах с беспилотниками станет безопаснее. Превышение скорости — главная причина ДТП в России.
Хотя неумение нарушать ПДД — это и слабое место. «Если впереди авария, а чтобы объехать, нужно выехать на встречку, то беспилотник остановится и никуда не поедет, — говорит Юлия Швейко. — У человека не возникнет вопроса, что делать, — он аккуратно объедет препятствие, слегка нарушив правила. Сейчас в ситуации, непонятной для алгоритма, пилот-испытатель забирает управление. А мы накапливаем опыт, чтобы учить машину понимать, как адекватно поступать в таких случаях».
Мы стоим на светофоре. Видим на экране красный забор перед капотом, то есть программа понимает, что ехать нельзя. «Хёндай» в соседнем ряду начинает движение чуть раньше, чем загорается зеленый свет.
Карты, знаки, люди. Как думает алгоритм-водитель
В багажнике беспилотника компьютер, на котором хранятся базы с картами. Это не карты, как в «Яндекс.Навигаторе», а более продвинутые — HD-карты. Все в мире компании, разрабатывающие беспилотные автомобили, создают их сами.
«Беспилотник ориентируется не только на то, что видит вокруг, но и на свои карты, — говорит Юлия Швейко. — Частый вопрос: «Как машина будет ехать, если на дороге не видно разметку, например, зимой из-за снега?» Алгоритм знает, что она есть, потому что обращается к карте. Если утром начался ремонт дороги, эта информация появится в наших «Яндекс.Картах» и в HD-картах и программа будет знать об этом. Хороший интернет, поколение 5G-сетей не нужны. Мы намеренно создаем такие системы, которые не зависят от инфраструктуры, могут принимать решения там, где нет связи с Сетью».
В любой непонятной ситуации машина останавливается
© Сергей Бобылев/ТАССПервое — машина находит себя по картам. Второе — она анализирует, что вокруг нее: какие объекты, препятствия, как и с какой скоростью движутся машины. Третье — алгоритм предсказывает, как будут вести себя все в дальнейшем: сохранят ли машины скорость, траекторию движения. «В двух словах не расскажешь, как выглядит «мыслительный процесс» программы, но обнаружение себя и прогнозы она делает десятки раз в секунду», — уточняет Швейко.
Впереди автобус снижает скорость перед остановкой. Беспилотник останавливается за ним. «Мы не видим людей, но они могут выйти из-за автобуса, — объясняет Швейко. — Если пешеход выходит на дорогу — машина останавливается. У нас был случай в Иннополисе (татарский IT-городок в 40 км от Казани) — человек «голосует», чтобы поймать такси. Машина «видит» его, предполагает, что он будет переходить, снижает скорость. Мужчина думает, что его подберут, и идет к ней. Беспилотник останавливается, а он садится назад».
Мы возвращаемся на стоянку. Машина сделала круг за десять минут. Ярослав паркуется в ручном режиме и собирается на заправку.
Зачем «Яндекс» испытывает машины в Израиле
В Иннополисе беспилотный автомобиль «Яндекса» катается уже год. У него там больше свободы, по правилам иннограда, испытатель сидит на переднем пассажирском месте. На этих дорогах автопилота научили «видеть» мелких животных. «В Иннополисе через дорогу часто бегают зайцы, — говорит Артем Фокин. — нам пришлось научить автомобиль распознавать их и приостанавливаться. Теперь зайцев, кошек и более крупных животных программа знает».
На полигонах беспилотники научились маневрировать, справляться с заносами на гололеде и другими внештатными ситуациями
© Сергей Бобылев/ТАССЧем больше знает алгоритм, тем лучше. Пару месяцев назад три беспилотника начали кататься по улицам в Тель-Авиве. Требования в Израиле к тест-драйву, кстати, как и в России: человек подстраховывает автопилот в водительском кресле.
«В Тель-Авиве много мотоциклов, скутеров, электросамокатов, — объясняет Фокин. — Мы собираем данные о поведении двухколесного транспорта. Если мы захотим запуститься, скажем, в Италии, или где-то еще, где много велосипедов и скутеров, — нам будет проще. Регулирование беспилотных автомобилей в Израиле делает первые шаги, но это одна из немногих стран, где есть соответствующие нормативные акты. До конца года мы запустим там еще десять автомобилей. И мы открыли там офис, набираем местную команду разработчиков. Они будут вместе с российской командой работать над технологией и решать задачи, которые появляются по мере тестирования в этом регионе».
Когда беспилотники смогут заменить водителей
Сейчас в России есть одно постановление, регулирующее беспилотники. В нем объясняется порядок, как выпускать машины на дорогу. По словам Фокина, в правительстве РФ обсуждаются законы, которые позволят сертифицировать машины быстрее и давать им больше свободы, но законопроекта пока нет.
«Сейчас разработчики во всем мире вынуждены тратить время на административные задачи, — объясняет он. — Там, где законодательство наиболее лояльно к технологиям, разработка идет быстрее. Например, в США ездит полторы тысячи беспилотников, в некоторых штатах можно ездить без водителя и даже перевозить пассажиров без водителя. Мы сейчас на хорошем технологическом уровне. Нет линейки, которую можно приложить к технологии той или иной компании, чтобы сказать, лучше или хуже, но наш уровень достойный в мире. Чтобы убедить в этом людей — нам нужно проехать много миллионов километров по дорогам. Но законодательная база такова, что на многие вопросы нет ответа. Вы спрашиваете: «Что если машина попадет в ДТП без водителя? С кем второй водитель будет оформлять европротокол или ждать ГИБДД?» Ответ: «Я не знаю». Нет законов, которые регулировали бы эти ситуации. Мы верим, что через три-четыре года беспилотники смогут справляться с любой дорожной ситуацией. Но когда они выйдут на дороги не в тестовом режиме, зависит не только от нас и разработчиков любой страны, а от принятия законов. Если мы хотим двигаться с опережением — наше законодательство должно быть таким же или более прогрессивным, чем законодательства других стран».
Технически любой автомобиль можно переделать в беспилотник. Даже «Жигули». Но в некоторые современные модели на заводе ставят электронные блоки, которые позволяют контролировать машину по проводу, с ними проще подружить систему управления
© Сергей Бобылев/ТАССНа стоянке три беспилотных автомобиля — «Тойота» и «Хёндай». Наш фотограф — водитель со стажем, следит за новинками автопрома — с любопытством их рассматривает. Он говорит, что не хотел бы отдавать руль роботу. Все же пересадить водителей на беспилотники — это не то же, что отказаться от лифтеров или телефонисток. Вы знаете что-то о фанатах, которые ни в какую не хотели звонить по межгороду без посредников? Но есть люди, которые обожают водить машину. У меня, впрочем, наоборот большие надежды на технологию. Пару лет назад я чуть не попала в аварию на трассе, после чего думала о киберпанк-будущем с беспилотниками как о прекрасном времени.
Анастасия Степанова, Константин Крашенинников
Google разработала автомобиль, который ездит сам! / Автомобили и технологии / it works!
Сегодня Google предложила зеленую альтернативу транспортировки. Компания объявила об инвестициях в Shweeb чуть более недели назад, поэтому новость, что именитая компания в тайне разрабатывает автономные, способный к самостоятельному передвижению автомобиль, просто взорвала вчерашний вечер. Даже на ранних стадиях, проект роботизированной машины уже обзавелся небольшим парков автомобилей, которые двигаются по дорогам Калифорнии и используют искусственный интеллект, который способен оценивать движение машины и принимать решения также, как и водитель-человек. Хотя о массовом производстве в данный момент речь не идет, такая идея может дать большие экологические и экспериментальные выгоды. Инженеры, участвующие в проекте Google, говорят, что технология может удвоить плотность загрузку дорог и позволить машинам ездить более безопасно, комфортно и эффективно, даже на меньшем расстоянии; также позволить делать машины более легкими, что в свою очередь снизить выбросы углекислоты и снизит потребление топлива.
Автономные машины еще очень далеки от массового производства, но технологи уверены, что эта идея изменит мир. Мало того, что робот реагирует быстрее, чем человек, он также имеет 360 градусный обзор и не отвлекается, не спит и не ездит пьяным за рулем. Но не подумайте, что Вам придется слепо садиться в машину со своим разумом, машина также позволит помочь обыкновенному водителю путем объявлений, как «приближаемся к пешеходному переходу» или «развернитесь», кроме того, она сможет предупреждать водителя если система управления обнаружили неполадки. Управление автомобилем по прежнему останется, чтобы водитель человек смог взять управление на себя, ему надо выполнить одно из трех действий: нажать красную кнопку на панели приборов, нажать тормоз или повернуть рулевое колесо.
Google сообщила, что флот интеллектуальных машин уже наездил примерно 140 000 миль вокруг Калифорнии, в условиях сложного городского движения, неторопливого движения в окрестностях и, наиболее впечатляюще, на шоссе 101 автострады через Силиконовую долину, где автомобиль ловко маневрировал в быстро движущемся потоке. Для более бдительного водителя новая система от Google могла бы похвастаться возможностью быть запрограммированной на различные техники вождения — от осторожной, когда машина старается следовать за другой, так и агрессивной, когда машина старается быть первой.
Кроме того, эта технология позволит снизить затраты топлива, за счет устранения влияния неопытных водителей и создания более простых автомобилей, что в свою очередь снизит выбросы при производстве. Для тех, кто вынужден коротать долгие часы в дороге, такая новая машина может значительно улучшить опыт вождения, и позволит разделять транспортное средство, так как машина может быть вызвана удаленно различными пользователями. Кроме того, если уменьшится парк машин в мире, ценная земля, занятая под автостоянки, может быть отдана для более важных общественных мест.
Тест-драйв Cadillac CT6 | Журнал Популярная Механика
На Cadillac CT6 установлена система Super Cruise, которая полностью берет на себя управление автомобилем на дорогах с разделенными встречными полосами и без перекрестков. Когда я впервые выехал на дорогу и автомобиль принялся самостоятельно рулить, это привело меня в фантастический восторг. Я впервые оказался пассажиром в машине, в которой нет никого, кроме меня. Это большой шаг вперед по сравнению с полуавтономными автомобилями, что мне доводилось водить ранее, так как там требовалось постоянно держать руки на рулевом колесе, чтобы в случае чего вмешаться в ситуацию. А тут «Кэдди» несется на скорости 120 км/ч, и никто не замечает, что я закинул руки за голову, выполняя таким образом автомобильный «тест Тьюринга». Машина легко вписывается в повороты, аккуратно притормаживает в пробках и в целом ведет себя так, что ты забываешь, что наблюдаешь нечто вроде волшебства. И это чудо техники можно купить уже сегодня! Похоже, за автономными автомобилями будущее — это неизбежно. Автомобили в традиционном виде явно устарели. Понадобятся ли моим детям водительские права?
Mercedes Benz Intelligent Drive
Машина умеет самостоятельно перестраиваться из полосы в полосу. Просто надо включить сигнал поворота, а автомобиль выполнит перестроение. Машина умеет самостоятельно рулить, как выяснилось, даже на второстепенных дорогах.
Что-то пошло не так
И вот после десяти километров пробега Super Cruise вдруг отрубился. Почему — непонятно. Система объяснений не предоставила. Возможно, причина — недостаточный для камер автомобиля визуальный контраст между полосами движения и хорошо отмытыми тротуарами. Super Cruise рекомендует мне взяться за руль, но я не спешу это делать. Хочу посмотреть, что будет. CT6 снижает скорость, и, если б я не вмешался, машина остановилась бы посреди шоссе. После того как я взял управление на себя, Super Cruise отказывался работать до тех пор, пока я не выключил зажигание и не запустил машину вновь.
Теперь все в порядке, Super Cruise опять запущен. Камеры, радар и GPS-модуль рисуют картинку, вполне совпадающую с картой, которую с помощью лазерного лидара GM разработала для всех североамериканских шоссе с разделенными полосами (карта записана на хард-диске в автомобиле).
GM: Без руля и педалей Надо очень верить в автономные автомобили, чтобы отказаться от руля и педалей. Тем не менее GM готовит полностью автономную версию Chevy Bolt, которая получит название Cruise AV и выйдет на дороги в 2019 году, если Национальное управление безопасностью движения на трассах разрешит испытания автомобилей без руля и педалей на дорогах общего пользования. Cruise AV будет оснащен пятью установленными на крыше лидарами, 16 камерами, 21 радиолокатором и хард-диском с дорожными картами высокого разрешения. Машина будет способна передвигаться по дорогам в заданной местности днем и ночью, в дождь и туман. Что это будет за местность, какова будет протяженность маршрутов и доступна ли будет Cruise AV для частных покупателей, GM пока не уточняет. Однако, по заверениям представителей компании, 2019-й станет годом, в котором впервые владельцы автомобилей смогут полностью устраниться от управления.
А есть кто за рулем?
Возможно, самое важное устройство в этой машине на дорогу-то как раз не смотрит. Это камера, глядящая на меня прямо с рулевой колонки, — инфракрасный «глаз Саурона». Устройство следит за тем, нахожусь ли я в сознании и смотрю ли на дорогу. Я беру сотовый телефон, и «глаз Саурона» мгновенно реагирует — лампочка над рулевой колонкой меняет цвет с зеленого на красный. Я обхватываю руками руль, смотрю вперед и лампочка вновь становится зеленой. В принципе, эта камера и разрешает вам убрать руки с руля, так как система точно знает, что вы сидите в водительском кресле, а не развалились на заднем сидении и не играете на планшете.
И вот оно — главное противоречие Super Cruise: когда ты проезжаешь 70 км, ни разу не прикоснувшись к рулю, тебе кажется, что ты просто пассажир, наблюдающий за проносящимися мимо пейзажами. Но как только ты въезжаешь в зону ремонтных работ и тебе срочно надо вмешиваться в управление и реагировать, ты сто раз подумаешь, не лучше ли было постоянно следить за дорогой, как это делает обычный водитель. И это основная проблема для всех этих самостоятельно рулящих систем, по крайней мере для тех, что до сих пор изобретены, — довезти человека от порога до порога они пока не в состоянии.
Как это работает? Смотрит ли водитель на дорогу?
- В системе задействованы одна инфракрасная камера и шесть инфракрасных излучателей, которые наблюдают за положением головы водителя. В отличие от обычной камеры, инфракрасная может работать в темноте.
- Программное обеспечение обрабатывает информацию от датчиков и определяет, смотрит ли водитель на дорогу — каково положение его головы, открыты ли глаза.
- Если система замечает, что водитель надолго отвлекся, сигнализация предлагает человеку взять управление на себя.
Телефон-кирпич
И все-таки Super Cruise следует признать выдающимся достижением. Если вы решите вдруг достать пакет чипсов с пассажирского сидения и при этом замешкаетесь, автомобиль точно не съедет в канаву, грамотно сработав рулем и тормозами. Машина защитит от «человеческого фактора». Я проехал километров 500, и большую часть этого пути прокатился с включенной системой Super Cruise. И должен сказать, я устал гораздо меньше, чем если бы крутил руль.
Tesla Autopilot
Второе поколение системы автономного вождения Tesla называется Enhanced Autopilot with Full Self-Driving Capability (усовершенствованный автопилот с полностью автономным вождением). Машина снабжена восемью камерами и вычислителем в 40 раз мощнее компьютера предыдущей версии. Tesla утверждает, что на этом «железе» будет работать более совершенное программное обеспечение, которое еще только разрабатывается.
Уже сейчас техническое сообщество, автопроизводители и юристы согласны с тем, что полностью автономные автомобили — это неизбежное будущее. И система Super Cruise на Cadillac CT6 — явный довод в пользу этого мнения. Но с другой стороны, понятно, что, какой бы совершенной Super Cruise ни была, обеспечить полностью самостоятельное движение автомобиля инженерам и программистам до сих пор не удалось. Мы все еще на заре эры автономного вождения. Нынешние «умные» машины можно уподобить тем первым сотовым телефонам размером с кирпич, которые стали тем не менее предтечами настоящей революции в области связи. И для совершенствования нынешним технологиям потребуются годы и годы. Где мы будем лет через пять? Доверим машинам еще больше свободы и самостоятельности? Да, но, скорее всего, нам по‑прежнему будет необходима возможность в случае чего взять руль в свои руки.
Volvo Pilot Assist II
Первая версия Pilot Assist была рассчитана на передвижение в пробках (небольшие скорости и наличие едущего впереди автомобиля). Новая версия не нуждается в следующей впереди машине и может работать на скоростях до 130 км/ч. Однако она по‑прежнему наиболее эффективна для автономного движения в пробках.
12 лучших одушевленных машин в кино (13 фото)
Грузовик
Дуэль (1971) / Duel
Формально первый автомобиль из нашего списка вовсе не обладает никакими сверхъестественными особенностями – многотонный грузовик из дебютного триллера Стивена Спилберга «Дуэль» управляется «обычным» водителем, в кадре однажды можно увидеть его высунутую в окно руку, и еще раз зрителю демонстрируют его сапоги. Но картина выстроена так, что ни зрители, ни главный герой не воспринимают угрозу от огромного авто как ярость человека, пусть даже маньяка или психопата, – грузовик здесь воплощает в себе силы абстрактного зла, нечто инфернальное, живущее собственной жизнью по своим законам. Спилбергу пришлось столкнуться со множеством проблем на съемках своей первой ленты, но все труды стоили того – изначально снятая для ТВ «Дуэль» настолько впечатлила продюсеров, что ее, спешно доработав, отправили на большой экран.
Кристина
Кристина (1983) / Christine
Большинство водителей привыкли называть свои авто женскими именами и обращаться с ними как с дамами, капризными, но все равно любимыми. До абсурда, и абсурда страшного, эту странную влюбленность сначала довел в своей книге «Кристина» Стивен Кинг, а затем и Джон Карпентер, экранизировав роман. Главным героем двух произведений является кроваво-красный автомобиль Plymouth Fury, внутри которого наряду с лошадиными силами, кожаным салоном и хромированной отделкой прячется душа, обидчивая, капризная и мстительная женская душа. Попадающие под чары Кристины автовладельцы сначала с удовольствием впитывают могущество, которое дает ожившее авто, но затем оказываются под столь сильным влиянием красной тачки, что не могут унести от нее ноги. Буквально. Классический мистический хоррор до сих пор отлично смотрится, во многом благодаря колоритным сценам с автомобилем, жаждущим крови.
Гоблин
Максимальное ускорение (1986) / Maximum Overdrive
После успеха «Кристины» Стивен Кинг посчитал себя властителем вселенной, королем мира и вообще всемогущим мастером на все руки и пустился во все тяжкие – стал снимать кино собственными силами. К счастью, хватило его только на одну картину – «Максимальное ускорение», в пух и прах разбитую критиками, но нам их мнение не мешает почерпнуть для своего списка отличный экземпляр. Рассказ «Грузовики», который Кинг использовал в качестве основы «Ускорения», не отличался ни глубиной, ни оригинальностью замысла (машины в нем «оживали», облученные кометным дождем), но картина в своей глупости превзошла даже эту грань – автор добавил в кино инопланетян. Одного у ленты не отнять – главный злодей, грузовой автомобиль, украшенный маской Гоблина из «Человека-паука», получился пугающим и колоритным. Жуткий большегруз гоняет людей, и остановить его можно только гранатометом. Красота!
Беспилотное такси
Вспомнить все (1990) / Total Recall
Даже сегодня мы еще не доросли до того, чтобы доверить свои жизни и здоровье автомобилям, полностью управляемым компьютером с искусственным интеллектом или высокоточной программой действий на любую дорожную ситуацию. Но помечтать-то мы об этом можем, хотя бы с помощью героя Арнольда Шварценеггера из фантастического боевика «Вспомнить все», который пользуется услугами робота-таксиста. Сегодняшние концепты и разработки различных компаний, занятых на рынке беспилотного транспорта, существенно отличаются от того, что показано в кино, но при этом таксист с Марса много душевнее и дружелюбнее, чем простое отсутствие рулевой колонки и голос, раздающийся из-за приборной панели. Этот парень даже насвистывает, и не что-то, а норвежский гимн – да он же чертова душа любой компании!
КИТТ
Рыцарь дорог 2000 (1991) / Knight Rider 2000
Но есть и хорошие новости, как любят сегодня говорить в Интернете, – после волны страха перед убийцами на колесах авторам удалось усмирить ожившие машины и поставить их на службу человеку. Одним из первых железного коня себе подчинил Дэвид Хассельхоф в сериале, а затем и в нескольких полнометражных картинах франшизы «Рыцарь дорог». Главный герой здесь – бывший полицейский Майкл Найт, избравший своей миссией защиту справедливости и правопорядка вне государственных систем. Напарник Найта – автомобиль с искусственным интеллектом, называющий себя КИТТ. Электронные мозги КИТТа позволяют элегантной черной тачке гонять со скоростью под 500 км/ч, защищаться от пуль, автоматически выстраивать маршруты подъезда и даже общаться с водителем. Причем «ума» у машины хватает даже на саркастические замечания в адрес Найта, чрезмерно увлеченного девушками. Отличный напарник!
Строитель
Я, робот (2004) / I, Robot
А вот пример иного отношения к искусственному интеллекту: герой Уилла Смита в фантастическом триллере «Я, робот» вступает в конфликт с компанией, производящей интеллектуальных помощников, и получает жесткий отпор. Центральный компьютер в данной картине посчитал, что собственная безопасность для него превыше всего, и объявил своему двуногому противнику войну. Особенно красочной получилась сцена, в которой искусственный разум захватывает управление передвижным строительным комплексом и обрушивает эту ожившую махину на дом, в котором персонаж Смита проживает. Пожалуй, с такой «одушевленностью» мы встретиться пока не готовы.
Херби
Сумасшедшие гонки (2005) / Herbie Fully Loaded
Старожилы еще помнят те времена, когда сердце, ум и душа были не только у автомобилей, но и у Линдси Лохан, некогда популярной актрисы, сегодня превратившейся в грустную пародию на человека. Одним из последних фильмов, где Лохан еще сохраняет остатки адекватности, стала комедия «Сумасшедшие гонки» студии Disney, где актриса сыграла в тандеме с маленьким автомобилем «Фольксваген Жук» по прозвищу Херби. Оживший старинный автомобиль не только полон сюрпризов, у него есть характер, Херби целеустремлен и амбициозен, поэтому, заявившись на гонках, он не может уйти с дистанции побежденным. Спортивная комедия оказалась достаточно успешной, чтобы в мире в очередной раз поднялась волна популярности маленьких смешных немецких автомобилей. Одновременно с этим рухнула в пропасть любовь к Линдси Лохан, ну да невелика потеря – между ней и Херби зрители всегда выберут Жука.
Молния МакКуин
Тачки (2006) / Cars
Рисованных автомобилей, просто имеющих глазки вместо лобовых стекол или фар и рты вместо решеток радиатора или бампера или даже трансформирующихся из транспорта в антропоморфных роботов, на ТВ пруд пруди. Включите любой детский канал, и вас окатит цветастой волной автобусов Тайо, Городских героев, помощников Боба-строителя, Робокаров Поли и прочих детских любимцев, но «Тачки» здесь стоят отдельно. Это, во-первых, полнометражный фильм, а во-вторых, ни один мультипликационный автомобиль не может сравниться в популярности среди детворы всех возрастов с Молнией МакКуином, главным героем трилогии (да, уже трилогии) «Тачки». Красный красавец впервые предстает перед зрителями самовлюбленной и самоуверенной звездой гонок, но очень скоро обстоятельства вынуждают Молнию спуститься с небес на землю, чтобы найти здесь настоящих друзей и даже любовь.
Бамблби
Трансформеры (2007) / Transformers
Оживший в «Сумасшедших гонках» «Фольксваген Жук» – это, конечно, здорово, но любой парень предпочел бы, чтобы его железный друг выглядел несколько более круто и спортивно. Ну, хотя бы как ржавый и изрядно потрепанный «Шевроле Камаро». Сэм Уитуики, не слишком популярный в школе мальчишка, получает такого «желтого дьявола» в подарок от родителей, не предполагая, что это изменит его жизнь – «Камаро» Сэма оказывается роботом-пришельцем из расы Автоботов по имени Бамблби, ведущим на Земле битву с Десептиконами. Бамблби – без сомнения, самый популярный герой франшизы «Трансформеры», насчитывающей уже пять полнометражных игровых фильмов и тьму мультсериалов, сравниться с ним может только разве что Оптимус Прайм, но грозный сине-красный тягач вряд ли может сравниться с желтым «Камаро» в грациозности, да и чувства юмора Прайму явно не хватает, а Бамблби всегда знает, какую радиостанцию настроить.
Волга
Черная молния (2009)
Российский кинопром не может похвастать обилием супергероических картин, поэтому каждому жанровому проекту приходится нелегко, его разбирают по кадрам, досконально и пристально изучают, препарируют и выносят неутешительные диагнозы. Приключенческий боевик «Черная молния» сегодня вспоминают редко, а зря – это один из первых оригинальных наших проектов, замахнувшихся на заполонившие кинотеатры голливудские комикс-экранизации. Да, сюжетно «Молния» почти ничем не отличается от своих западных братьев, а героям часто не хватает глубины и объема, но опыт получился любопытным. Да, мы помним, что фантастический летающий автомобиль здесь не обладает сверхспособностями, за исключением тех ракетных двигателей, что установили на него ученые, но, как и в любом супергероическом фильме, главный герой вынужден скрываться от зевак, а потому обыватели отождествляют Черную молнию именно с авто, невольно одушевляя его.
Бэха
Маршрут построен (2016)
В России тоже есть свой проклятый автомобиль-убийца – это внедорожник BMW из фильма «Маршрут построен». К «Бумерам» у нас давно было предвзятое отношение, спасибо дилогии Петра Буслова, а теперь так и вовсе опаска будет, к нехорошей квартире добавилась нехорошая машина. Герой хоррора «Маршрут построен» покупает автомобиль, в салоне которого когда-то несколько дней пролежала зверски убитая женщина, и с тех пор в управление машиной вмешивается призрак, особенно чутко воспринимающий любые ссоры и разногласия между супругами. На самом деле сюжет фильма можно интерпретировать несколько иначе, на другом уровне, но в самом простом приближении это рассказ о зловещей машине, которая ненавидит своих пассажиров. Вот и верь после этого продавцам с Авито.
Монстр-трак
Монстр-Траки (2016) / Monster Trucks
Зрители поспешили как можно скорее забыть об этом кошмаре, но мы не постесняемся напомнить: один из главных коммерческих и критических провалов этого года тоже связан с «ожившими» автомобилями. Правда, по сюжету разум здесь не пробуждается сам по себе, автомобилями на огромных колесах управляют таинственные монстры, способные превращать автомобиль в уникальный транспорт с неограниченными возможностями. Все вроде бы ничего, но картина получилась катастрофически детской, при том что адресовать ее намеревались подросткам и молодежи. Смотреть на гоняющие по стенам и крышам грузовики забавно, но не более – в фильме отчетливо проглядывает нехватка юмора, отсутствие оригинальности и плоскость мышления авторов. Удовольствие оживить машинки стоило студии Paramount ста миллионов долларов убытков, а на выходе у нас только нелепый осьминог, весело раскручивающий коленвал и разгоняющий моторы. Слабовато на фоне конкурентов, но для однократного просмотра годится!