Все операционные системы – Скачать операционные системы, бесплатные операционные системы, лучшие операционные системы

Содержание

10 бесплатных операционных систем, о которых вы, возможно, никогда не слышали.

Подробности
мая 22, 2017
Просмотров: 34376

Скорее всего, на вашем компьютере установлена Windows. Эта операционная система может казаться бесплатной, но это не так. Изготовители должны заплатить Microsoft за лицензию на поставку компьютеров с Windows, и вам нужно купить копию, если вы хотите установить Windows самостоятельно.

Есть много операционных систем, которые на самом деле бесплатны. Большинство из них довольно известны. Наиболее популярным является Linux, и, если вы регулярно читаете новости о компьютерных технологиях, это имя вряд ли будет вам незнакомо. Продолжайте читать эту статью и к тому времени, как вы дочитаете до конца этот список, Linux будет казаться совершенно обычным. Вот десять других бесплатных операционных систем, о которых большинство из нас никогда не слышало.

1. FreeBSD

Если вы используете свободную операционную систему, которая не является Linux, то, вероятно, она основана на BSD. FreeBSD является лишь одной из нескольких UNIX-подобных операционных систем. Другие включают NetBSD, OpenBSD и PC-BSD. Какую бы вы ни использовали, большая часть опыта аналогична тому, что вы найдете в Linux. Свободное и открытое программное обеспечение, доступное для одного, как правило, может работать на другом.

Даже если вы не любитель свободного программного обеспечения, вы можете использовать части FreeBSD, не осознавая этого. Из-за разрешительной лицензии проекта, часть кода пробилась в Apple macOS, Sony PlayStation 4 и маршрутизаторы Juniper.


2. ReactOS

Большинство бесплатных операционных систем являются альтернативой Windows. ReactOS, в некотором смысле, стремится быть Windows. Целью является предоставление пользователям средств для запуска программного обеспечения для Windows, без необходимости покупать операционную систему у Microsoft.

ReactOS — это свободная и открытая исходная операционная система, поэтому она не может использовать какой-либо реальный код Windows. Проект частично реализовал многие интерфейсы Windows API, и он сотрудничает с проектом Wine, чтобы запускать программы, приложения и программное обеспечение.


3. FreeDOS

Вы использовали компьютеры, когда DOS был единственным вариантом? У вас хорошие воспоминания о MS-DOS?

FreeDOS позволяет вам пережить эту ушедшую эпоху. OS barebones дает вам средство для запуска старых программ DOS на более современном оборудовании или внутри виртуальной машины. Или вы можете просто использовать его для запуска старых игр.


4. Haiku (Хайку или Хокку)

Haiku черпает вдохновение в BeOS. BeOS была графической операционной системой, разработанной Be Inc для работы на BeBox еще в 1995 году. Операционная система застряла в течение пяти лет, прежде чем последнее обновление вышло в 2000 году.

BeOS, возможно, не было именем нарицательным, но оно привлекло некоторых пользователей, и некоторые хотели, чтобы операционная система жила достаточно, чтобы создать свою собственную версию с открытым исходным кодом. Цель состоит в том, чтобы программное обеспечение, написанное для BeOS, работало на Haiku, вроде того, что ReactOS хочет делать с Windows. Учитывая все обстоятельства, команда хайку, возможно, справляется легче.

5. Illumos

Oracle используется для поддержки операционной системы под названием Solaris. Первоначально он был закрытым, но проект был открыт в 2008 году. Oracle прекратил выпуск OpenSolaris в 2010 году и вернулся к собственной модели с Solaris 11 в 2011 году.

illumos — это попытка сохранить OpenSolaris в живых. Как и Linux, вы не загружаете illumos напрямую. Вместо этого вы получаете дистрибутив, такой как DilOS или openindiana.


6. Syllable

Syllable основан на AtheOS, клоне AmigaOS, который был оставлен на рубеже веков. Что касается AmigaOS, он все еще жив, несмотря на то, что родился в 80-е годы для линейки компьютеров, давно считавшихся древними.

Syllable предназначается для домашних пользователей офиса с удобным интерфейсом и родными приложениями, включая веб-браузер на базе Webkit и почтовый клиент. Дело в том, что он может делать это на компьютере только с 32 МБ ОЗУ (хотя для просмотра рекомендуется не менее 64 МБ). Полная установка должна занимать около 250 Мбайт пространства на жестком диске.


7. Исследовательская операционная система AROS

Хотя Syllable основан на клоне AmigaOS, AROS использует другой подход. Он на самом деле ставит своей бинарной совместимостью с AmigaOS на уровне API. Это похоже на то, как ReactOS ориентирована на Windows, а Haiku нацелен на BeOS.

Вы можете быть удивлены, стоит ли уделять AmigaOS столько внимания. Я уже говорил, что AmigaOS все еще здесь? Это тоже не бесплатно. Кто-то там по-прежнему готов платить за операционную систему, о которой большинство людей никогда не слышало. AROS предлагает способ использования некоторых программ AmigaOS без необходимости платить деньги. Кроме того, это открытый источник, который может оставить вам ощущение безопасности.


8. MenuetOS

Вот что такое MenuetOS — оно достаточно маленькое, чтобы вместить его на одну гибкую дискету. Это были флеш-накопители 90-х годов, и они предлагали только до 1,44 МБ памяти. Учитывая, что многие дистрибутивы Linux испытывают трудности с компакт-диском объемом 700 МБ, загрузка с дискеты в наши дни затруднительна.

MenuetOS полностью написан на 32-битном языке ассемблера и предназначен для работы с минимальными издержками, хотя он поддерживает до 32 ГБ оперативной памяти.


9. DexOS

Все ли настольные операционные системы чувствуют себя одинаково? Вот одна, которая использует другой подход. Оживление DexOS будет меньше походить на использование компьютера в классе клавиатуры и больше похоже на игру на основной игровой приставке.

Запуск приложений в DexOS смутно напоминает вставку диска в старую Dreamcast. Опыт кажется более аутентичным, если вы на самом деле играете в игру. И еще одна классная вещь? Эта бесплатная ОС также достаточно мала, чтобы поместиться на дискету.


10. Visopsys

Подобно DexOS, Visopsys — это хобби-проект одного разработчика. Установите ее, если хотите посмотреть на то что может создать всего один человек.

Визуальная операционная система (по общему признанию, это имя может быть применимо к любой ОС с рабочей средой) был в разработке с 1997 года. Она не основана ни на одной ранее существовавшей ОС. Это не означает, что проект не использует уже существующий код. Здесь вы найдете общие инструменты GNU, и значки которые могут быть знакомы пользователям KDE Plasma.

 

Будете ли вы использовать любую из этих бесплатных операционных систем?

Большинство из них — нет. Разработчики Haiku не работают на полную ставку. Разработчик Visopsys явно говорит, что их ОС не так функциональна, как Linux или, возможно, более справедливое сравнение, Syllable. DexOS — это больше эксперимент, чем что-либо другое.

Тем не менее, есть много людей, которые предпочитают FreeBSD вместо Linux. illumos может не быть известной, даже среди любителей FOSS, но она имеет свои применения. И разве я не упомянул использование FreeDOS для воспроизведения всех старых игр DOS?

Есть ли в этом списке системы, которые вы бы хотели использовать? Знаете ли вы о другой неизвестной бесплатной операционной системе, которой нет в этом списке? Дайте нам знать об этом в комментариях!


Читайте также

 

 

 

 

Операционные системы — это… Что такое Операционные системы?

  • Операционные системы БК-0010/11 — Операционные системы, разработанные для БК 0010, БК 0010 01, БК 0011 и БК 0011М: ANDOS MK DOS CSI DOS NORD ОС БК 11 (вариант RT 11) AO DOS BASIS DOSB10 PascalDOS MicroDOS DX DOS HC DOS RT 11 (во внешнем ПЗУ) NORTON БК РАМОН KMON Turbo DOS BKUNIX… …   Википедия

  • Операционные системы реального времени — Операционная система реального времени, ОСРВ (англ. Real Time Operating System) тип операционной системы. Есть много определений термина, по сути похожих друг на друга. Самые распространённые из них: Операционная система, в которой успешность… …   Википедия

  • Операционные системы на основе свободного ПО — Свободные ядра, библиотеки, среды рабочего стола и другие компоненты используются как в свободных операционных системах, так и во включающих несвободное ПО, или состоящих из него почти полностью. Содержание 1 GNU 2 Linux и GNU/Linux 3 BSD …   Википедия

  • Операционные системы на основе свободного программного обеспечения — Свободные ядра, библиотеки, среды рабочего стола и другие компоненты используются как в свободных операционных системах, так и во включающих несвободное ПО, или состоящих из него почти полностью. Содержание 1 GNU 2 Linux и GNU/Linux 3 BSD …   Википедия

  • Операционные системы или устройства взаимодействия (ОС/УВ) — 3.1.44 Операционные системы или устройства взаимодействия (ОС/УВ) автономный физический логический объект (элемент СУЭ), который поддерживает функцию ОСФ/УВФ, но не поддерживает функцию СЭФ. Операционные системы или устройства взаимодействия… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Распределенные операционные системы — Распределенная ОС, динамически и автоматически распределяя работы по различным машинам системы для обработки, заставляет набор сетевых машин работать как виртуальный унипроцессор. Пользователь распределенной ОС, вообще говоря, не имеет сведений о …   Википедия

  • UNIX‐подобные операционные системы — Генеалогическое дерево Unix подобных ОС Unix подобная (иногда сокр. *nix) операционная система  это система, которая образовалась под влиянием Unix. Термин включает свободные / открытые операционные системы, образованные от Unix компании Bell… …   Википедия

  • Unix-подобные операционные системы — Генеалогическое дерево Unix подобных ОС Unix подобная (иногда сокр. *nix) операционная система  это система, которая образовалась под влиянием Unix. Термин включает свободные / открытые операционные системы, образованные от Unix компании Bell… …   Википедия

  • Диспетчер (операционные системы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Диспетчер (значения). Диспетчер для операционной системы системное программное обеспечение, промежуточный слой между ОС РВ и функциональными задачами, обеспечивающий заданную временную диаграмму.… …   Википедия

  • Свободные Unix-подобные операционные системы — Свободные ядра, библиотеки, среды рабочего стола и другие компоненты используются как в свободных операционных системах, так и во включающих несвободное ПО, или состоящих из него почти полностью. Содержание 1 GNU 2 Linux и GNU/Linux 3 BSD 3.1… …   Википедия

  • Unix — Википедия

    Генеалогическое древо Unix-систем

    Unix («UNIX» является зарегистрированной торговой маркой организации The Open Group[1]) — семейство переносимых, многозадачных и многопользовательских операционных систем, которые основаны на идеях оригинального проекта AT&T Unix, разработанного в 1970-х годах в исследовательском центре Bell Labs Кеном Томпсоном, Деннисом Ритчи и другими.

    Операционные системы семейства Unix характеризуются модульным дизайном, в котором каждая задача выполняется отдельной утилитой, взаимодействие осуществляется через единую файловую систему, а для работы с утилитами используется командная оболочка.

    Идеи, заложенные в основу Unix, оказали огромное влияние на развитие компьютерных операционных систем. В настоящее время Unix-системы признаны одними из самых исторически важных ОС.

    Запуск UNIX V6 в эмуляторе pdp-11 в Windows 7 Запуск UNIX V5 в эмуляторе pdp-11 в Windows 7

    Первая система Unix была разработана в подразделении Bell Labs компании AT&T. С тех пор было создано большое количество различных Unix-систем. Юридически право называться «UNIX» имеют лишь те операционные системы, которые прошли сертификацию на соответствие стандарту Single UNIX Specification[2]. Остальные же, хотя и используют сходные концепции и технологии, называются Unix-подобными операционными системами (англ. Unix-like). Для краткости в данной статье под Unix-системами подразумеваются как истинные Unix, так и Unix-подобные ОС.

    Особенности[править | править код]

    Основное отличие Unix-подобных систем от других операционных систем заключается в том, что это изначально многопользовательские многозадачные системы. В Unix может одновременно работать сразу много людей, каждый за своим терминалом, при этом каждый из них может выполнять множество различных вычислительных процессов, которые будут использовать ресурсы именно этого компьютера.

    Вторая колоссальная заслуга Unix — в её мультиплатформенности. Ядро системы разработано таким образом, что его легко можно приспособить практически под любой микропроцессор.

    Unix имеет и другие характерные особенности:

    • использование простых текстовых файлов для настройки и управления системой;
    • широкое применение утилит, запускаемых из командной строки;
    • взаимодействие с пользователем посредством виртуального устройства — терминала;
    • представление физических и виртуальных устройств и некоторых средств межпроцессового взаимодействия в виде файлов;
    • использование конвейеров из нескольких программ, каждая из которых выполняет одну задачу.

    Применение[править | править код]

    В настоящее время Unix-системы распространены в основном среди серверов, а также как встроенные системы для различного оборудования, включая смартфоны. Также Unix-системы доминируют на суперкомпьютерах, в частности, на 100 % суперкомпьютеров из рейтинга TOP500 установлена ОС Linux.

    Среди ОС для рабочих станций и домашнего применения Unix и Unix-подобные ОС занимают после Microsoft Windows второе (macOS), третье (GNU/Linux)[3] и многие последующие места по популярности.

    Предшественники[править | править код]

    Варианты Unix по годам

    В 1957 году в Bell Labs была начата работа по созданию операционной системы для внутренних нужд. Под руководством Виктора Высотского была создана система BESYS. Впоследствии он возглавил проект Multics, а затем стал главой информационного подразделения Bell Labs.

    В 1964 году появились компьютеры третьего поколения, для которых возможности BESYS уже не подходили. Высотский и его коллеги приняли решение не разрабатывать новую собственную операционную систему, а подключиться к Multics — совместному проекту General Electric и MIT. Телекоммуникационный гигант AT&T, в состав которого входила Bell Labs, оказал проекту существенную поддержку, но в 1969 году вышел из него, поскольку проект не приносил финансовых выгод.

    Первые Unix-системы[править | править код]

    Первоначально Unix была разработана в конце 1960-х годов сотрудниками Bell Labs, в первую очередь Кеном Томпсоном, Деннисом Ритчи и Дугласом Макилроем.

    В 1969 году Кен Томпсон, стремясь реализовать идеи, которые были положены в основу Multics, но на более скромном аппаратном обеспечении (DEC PDP-7), написал первую версию новой операционной системы для этих мини-компьютеров 70-х. Эта версия получила название «первая редакция» (Edition 1) и была первой официальной версией. Системное время все реализации Unix отсчитывают с 1 января 1970 года.

    Первым названием системы было Uniplexed Information and Computing Service, сокращённо — UNICS. Такое название получила в 1970 году как схожее с Multics. Но в итоге операционную систему стали называть Unix.

    Первые версии Unix были написаны на ассемблере и не имели встроенного компилятора с языком высокого уровня. Примерно в 1969 году Кен Томпсон при содействии Денниса Ритчи разработал и реализовал язык Би (B), представлявший собой упрощённый (для реализации на мини-компьютерах) вариант разработанного в 1966 языка BCPL. Би, как и BCPL, был интерпретируемым языком. В 1972 году была выпущена вторая редакция Unix, переписанная на языке Би. В 1969—1973 гг. на основе Би был разработан компилируемый язык, получивший название Си (C).

    В 1973 году вышла третья редакция Unix со встроенным компилятором языка Си. 15 октября того же года появилась четвёртая редакция, с переписанным на Си системным ядром (в духе системы Multics, также написанной на языке высокого уровня ПЛ/1), а в 1975 — пятая редакция, полностью переписанная на Си.

    С 1974 года Unix стал распространяться среди университетов и академических учреждений. С 1975 года началось появление новых версий, разработанных за пределами Bell Labs, и рост популярности системы. В том же 1975 году Bell Labs выпустила шестую редакцию, известную по широко разошедшимся комментариям Джона Лайонса.

    К 1978 году система была установлена более чем на 600 машинах, прежде всего, в университетах[4]. Седьмая редакция была последней единой версией Unix. Именно в ней появился близкий к современному интерпретатор командной строки Bourne shell.

    Раскол[править | править код]

    В начале 1980-х компания AT&T, которой принадлежала Bell Labs, осознала ценность Unix и начала создание коммерческой версии ОС. Эта версия, поступившая в продажу в 1982 году, носила название UNIX System III и была основана на седьмой версии системы.

    Однако компания не могла напрямую начать развитие Unix как коммерческого продукта из-за запрета, наложенного правительством США в 1956 году. Министерство юстиции вынудило AT&T подписать соглашение, запрещавшее компании заниматься деятельностью, не связанной с телефонными и телеграфными сетями и оборудованием. Для того чтобы всё-таки иметь возможность перевести Unix в ранг коммерческих продуктов, компания передала исходный код операционной системы некоторым высшим учебным заведениям, лицензировав код под очень либеральными условиями. В декабре 1973 года одним из первых исходные коды получил университет Беркли[5].

    С 1978 года начинает свою историю BSD Unix, созданный в университете Беркли. Его первая версия была основана на шестой редакции. В 1979 выпущена новая версия, названная 3BSD, основанная на седьмой редакции. BSD поддерживал такие полезные свойства, как виртуальную память и замещение страниц по требованию. Автором BSD был Билл Джой.

    Важной причиной раскола Unix стала реализация в 1980 году стека протоколов TCP/IP. До этого межмашинное взаимодействие в Unix пребывало в зачаточном состоянии — наиболее существенным способом связи был UUCP (средство копирования файлов из одной Unix-системы в другую, изначально работавшее по телефонным сетям с помощью модемов).

    Было предложено два интерфейса программирования сетевых приложений: сокет Беркли (Berkley sockets) и интерфейс транспортного уровня TLI (англ. Transport Layer Interface).

    Интерфейс Berkley sockets был разработан в университете Беркли и использовал стек протоколов TCP/IP, разработанный там же. TLI был создан AT&T в соответствии с определением транспортного уровня модели OSI и впервые появился в системе System V версии 3. Хотя эта версия содержала TLI и потоки, первоначально в ней не было реализации TCP/IP или других сетевых протоколов, но подобные реализации предоставлялись сторонними фирмами.

    Реализация TCP/IP официально и окончательно была включена в базовую поставку System V версии 4. Это, как и другие соображения (по большей части, рыночные), вызвало окончательное размежевание между двумя ветвями Unix — BSD (университета Беркли) и System V (коммерческая версия от AT&T). Впоследствии, многие компании, лицензировав System V у AT&T, разработали собственные коммерческие разновидности Unix, такие как AIX, CLIX, HP-UX, IRIX, Solaris.

    В середине 1983 года была выпущена версия BSD 4.2, поддерживающая работу в сетях Ethernet и Arpanet. Система стала весьма популярной. Между 1983 и 1990 годом в BSD было добавлено много новых возможностей, таких как отладчик ядра, сетевая файловая система NFS, виртуальная файловая система VFS, и существенно улучшены возможности работы с файловыми сетями.

    Тем временем AT&T выпускала новые версии своей системы, названной System V. В 1983 была выпущена версия 1 (SVR1 — System V Release 1), включавшая полноэкранный текстовый редактор vi, библиотеку curses, буферизацию ввода-вывода, кеширование inode. Версия 2 (SVR2), выпущенная в 1984, реализовывала монопольный доступ к файлам (file locking), доступ к страницам по требованию (demand paging), копирование при записи (copy-on-write). Версия 3 вышла в 1987 году и включала, среди прочего, TLI, а также систему поддержки удалённых файловых систем RFS. Версия 4 (SVR4), разработанная в сотрудничестве с фирмой Sun и вышедшая 18 октября 1988, поддерживала многие возможности BSD, в частности TCP/IP, сокеты, новый командный интерпретатор csh. Кроме того, там было много других добавлений, таких как символические ссылки, командный интерпретатор ksh, сетевая файловая система NFS (заимствованная у SunOS) и т. д.

    Современные реализации Unix, как правило, не являются системами V или BSD в чистом виде. Они реализуют возможности как System V, так и BSD.

    Свободные Unix-подобные операционные системы[править | править код]

    Рабочий стол KDE

    В 1983 году Ричард Столлман объявил о создании проекта GNU — попытки создания свободной Unix-подобной операционной системы с нуля, без использования оригинального исходного кода. Большая часть программного обеспечения, разработанного в рамках данного проекта, — такого как GNU toolchain, Glibc (стандартная библиотека языка Си) и Coreutils — играет ключевую роль в других свободных операционных системах. Однако работы по созданию замены для ядра Unix, необходимые для полного выполнения задач GNU, продвигались крайне медленно. В настоящее время GNU Hurd — попытка создать современное ядро на основе микроядерной архитектуры Mach — всё ещё далека от завершения.

    В 1991 году, когда Линус Торвальдс опубликовал ядро Linux и привлёк помощников, использование инструментов, разработанных в рамках проекта GNU, было очевидным выбором. Операционная система GNU и ядро Linux вместе составляют ОС, известную, как GNU/Linux. Дистрибутивы этой системы (такие как Red Hat и Debian), включающие ядро, утилиты GNU и дополнительное программное обеспечение стали популярными как среди любителей, так и среди представителей бизнеса.

    В начале 1992 года вышел дистрибутив 386/BSD, основанный на дистрибутиве Networking Release 2, распространяемый компанией BSDI за $995 с «ужасающей скидкой» в 99 % по сравнению с ценой System V[источник не указан 3498 дней]. UNIX Systems Laboratories подала иск против BSDI, а затем против университета Беркли, допустившего распространение файлов Unix в исходных и двоичных форматах фактически за бесценок, что подрывало бизнес самой USL.

    Весь 1992 год никаких значительных успехов в судебной тяжбе для USL не принёс, зато появился встречный иск от Калифорнийского университета. К началу 1993 года дистрибутив 386/BSD поменял своё название на NetBSD. В декабре 1993 года появился другой дистрибутив — FreeBSD, нацеленный на простых пользователей. После приобретения USL компанией Novell к лету 1993 года начались переговоры по урегулированию статуса кодов BSD. К январю 1994 CSRG и Novell договорились удалить три файла из 18000 Networking Release 2, часть файлов должна быть подвергнута правке, а к примерно 70 файлам университет должен был добавить информацию о копирайте USL.

    В июне 1994 года вышел «чистый» выпуск 4.4BSD-Lite. Вот с этого момента группы BSDI, NetBSD и FreeBSD должны были повторно синхронизировать свои версии систем с «чистой» системой 4.4BSD-Lite. Таким образом, все наработки, сделанные за три года с момента подачи иска USL, пришлось пересматривать на предмет нарушения авторских прав и использования стороннего кода. Переписывать важные составляющие ядра и операционного окружения. Значительно позднее выделились в самостоятельные проекты OpenBSD, TrustedBSD и DragonFlyBSD.

    В 1997 году фирма Apple искала основу для своей новой операционной системы, и выбрала NEXTSTEP — операционную систему со свободно распространяемым ядром, разработанную фирмой NeXT.

    В 2000 году Apple Inc. выпускает открытую POSIX-совместимую операционную систему Darwin. Она совмещает код, написанный самой Apple, с полученным от NeXTSTEP, FreeBSD и прочих свободных проектов. Darwin представляет собой набор основных компонентов, используемых в Mac OS X и Apple iOS. Он совместим с третьей версией спецификации единой UNIX (SUSv3) и POSIX-приложениями и утилитами.

    14 июня 2005 был открыт исходный код операционной системы Solaris. Этот проект, как и созданная на его основе операционная система, получили название OpenSolaris. 17 июня, через три дня после открытия кода, был создан дистрибутив SchilliX. В мае 2008 появился первый официальный дистрибутив OpenSolaris 2008.05. Существует более десяти дистрибутивов на основе OpenSolaris, наиболее известные из них — BeleniX и Nexenta OS.

    В настоящий момент GNU/Linux и представители семейства BSD быстро отвоёвывают рынок у коммерческих Unix-систем и одновременно проникают как на настольные компьютеры конечных пользователей, так и на мобильные и встраиваемые системы.

    Проприетарные системы[править | править код]

    После разделения компании AT&T товарный знак Unix и права на оригинальный исходный код неоднократно меняли владельцев, в частности, они длительное время принадлежали компании Novell.

    В 1993 году Novell передала права на товарный знак и на сертификацию программного обеспечения на соответствие этому знаку консорциуму X/Open, который затем объединился с Open Software Foundation, образовав консорциум The Open Group. Он объединяет ведущие компьютерные корпорации и государственные организации, в том числе IBM, Hewlett-Packard, Sun, NASA и многие другие. Консорциум занимается разработкой открытых стандартов в области операционных систем, самым важным из которых является Single UNIX Specification, ранее известный как POSIX. С точки зрения The Open Group, название UNIX могут носить только системы, прошедшие сертификацию на соответствие Single UNIX Specification.

    В 1995 году Novell продала права на существующие лицензии и дальнейшую разработку System V компании Santa Cruz Operationruen. В 2000 году Santa Cruz Operation продала свой Unix-бизнес компании Caldera, которая затем была переименована в SCO Group. Хотя это название похоже на аббревиатуру SCO, используемую Santa Cruz Operation, это две разные компании.

    SCO Group заявила, что она также обладает правами на исходный код Unix и развернула кампанию против различных пользователей и поставщиков Unix-подобных систем, требуя выплаты лицензионных отчислений. Однако Novell утверждает, что права на исходный код не были переданы Santa Cruz Operation и, таким образом, не перешли к SCO Group, а остаются у Novell, что и подтвердил вердикт суда. Несмотря на это в августе 2009 года Апелляционный суд десятого округа США отменил вынесенное ранее решение, назначив дополнительное расследование с целью установления законного владельца авторских прав на исходные тексты операционной системы[6]. В июне 2010 года суд поставил точку в этом вопросе, подтвердив вынесенный ранее (в апреле 2010) очередной вердикт в пользу Novell и отказав SCO Group в рассмотрении дальнейших жалоб[7].

    Влияние Unix на эволюцию операционных систем[править | править код]

    Unix-системы имеют большую историческую важность, поскольку благодаря им распространились некоторые популярные сегодня концепции и подходы в области ОС и программного обеспечения. Также, в ходе разработки Unix-систем был создан язык Си.

    Как и Multics, Unix была написана на языке высокого уровня, а не на ассемблере (доминировавшем в то время).

    Она содержала значительно упрощённую, по сравнению с предшествующими ей операционными системами, файловую модель. Файловая система включала как службы, так и устройства (такие как принтеры, терминалы и жёсткие диски) и предоставляла внешне единообразный интерфейс к ним, но дополнительные механизмы работы с устройствами (такие как IOCTL и биты доступа) не вписывались в простую модель «поток байтов».

    Unix популяризовала предложенную в Multics идею иерархической файловой системы с произвольной глубиной вложенности. Другие операционные системы (в том числе DOS) того времени позволяли разбивать дисковое пространство на каталоги или разделы, но число уровней вложенности было фиксировано и, зачастую, уровень вложенности был только один. Позднее все основные фирменные операционные системы[уточнить] обрели возможность создания рекурсивных подкаталогов, также заимствованную из Multics.

    То, что интерпретатор команд стал просто одной из пользовательских программ, а в качестве дополнительных команд выступают отдельные программы, является ещё одной инновацией Multics[источник не указан 3498 дней], популяризированной Unix. Язык командной оболочки Unix используется пользователем как для интерактивной работы, так и для написания скриптов, то есть не существует отдельного языка описания заданий, как, например, в системе JCL фирмы IBM. Так как оболочка и команды операционной системы являются обычными программами, пользователь может выбирать их в соответствии со своими предпочтениями, или даже написать собственную оболочку. Наконец, новые команды можно добавлять к системе без перекомпиляции ядра. Новый, предложенный в командной строке Unix, способ создания цепочек программ, последовательно обрабатывающих данные, способствовал использованию параллельной обработки данных.

    Существенными особенностями Unix были полная ориентация на текстовый ввод-вывод и предположение, что размер машинного слова кратен восьми битам. Первоначально в Unix не было даже редакторов двоичных файлов — система полностью конфигурировалась с помощью текстовых команд. Наибольшей и наименьшей единицей ввода-вывода служил текстовый байт, что полностью отличало ввод-вывод Unix от ввода-вывода других операционных систем, ориентированного на работу с записями. Ориентация на использование текста для представления всего, что только можно, сделала полезными т. н. конвейеры (англ. pipelines). Ориентация на текстовый восьмибитный байт сделала Unix более масштабируемой и переносимой, чем другие операционные системы. Со временем текстовые приложения одержали победу[уточнить] и в других областях, например, на уровне сетевых протоколов, таких как Telnet, FTP, SMTP, HTTP и других.

    Unix способствовала широкому распространению регулярных выражений, которые были впервые реализованы в текстовом редакторе ed для Unix. Возможности, предоставляемые Unix-программам, стали основой стандартных интерфейсов операционных систем (POSIX).

    Широко используемый в системном программировании язык Си, созданный изначально для разработки Unix, превзошёл Unix по популярности. Язык Си был первым «веротерпимым» языком, который не пытался навязать программисту тот или иной стиль программирования. Си был первым высокоуровневым языком, предоставляющим доступ ко всем возможностям процессора, таким как ссылки, таблицы, битовые сдвиги, инкременты и т. п. С другой стороны, свобода языка Си приводила к ошибкам переполнения буфера в таких функциях стандартной библиотеки Си, как gets и scanf. Результатом стали многие печально известные уязвимости, например, та, что эксплуатировалась в знаменитом черве Морриса.

    Первые разработчики Unix способствовали внедрению принципов модульного программирования и повторного использования в инженерную практику.

    Unix предоставлял возможность использования протоколов TCP/IP на сравнительно недорогих компьютерах, что привело к быстрому росту Интернета. Это, в свою очередь, способствовало быстрому обнаружению нескольких крупных уязвимостей в системе безопасности, архитектуре и системных утилитах Unix.

    Со временем ведущие разработчики Unix разработали культурные нормы разработки программного обеспечения, которые стали столь же важны, как и сам Unix. (подробнее…)

    Одними из самых известных примеров Unix-подобных ОС являются macOS, Solaris, BSD и NeXTSTEP.

    Социальная роль в сообществе ИТ-профессионалов и историческая роль[править | править код]

    Первоначальные Unix работали на крупных многопользовательских компьютерах, к которым также предлагались и проприетарные ОС от производителя оборудования, такие как RSX-11 и её потомок VMS. Невзирая на то, что по ряду мнений[чьих?] тогдашний Unix имел недостатки по сравнению с данными ОС (например, отсутствие серьёзных движков баз данных), он был: а) дешевле, а иногда и бесплатен для академических учреждений; б) был портируем с оборудования на оборудование и разработан на портируемом языке Си, что «отвязывало» разработку программ от конкретной аппаратуры. Кроме того, «отвязанным» от аппаратуры и производителя оказался и опыт пользователя — человек, работавший с Unix на VAX, легко работал с ней же и на 68xxx, и так далее.

    Производители аппаратуры в то время часто прохладно относились к Unix, считая её игрушечной, и предлагая свою проприетарную ОС для серьёзной работы — в первую очередь СУБД и основанных на них бизнес-приложений в коммерческих структурах. Известны комментарии по этому поводу от DEC по поводу её VMS. К этому прислушивались корпорации, но не академическая среда, которая имела всё для себя необходимое в Unix, зачастую не требовала официальной поддержки от производителя, справляясь своими силами, и ценила дешевизну и переносимость Unix. Таким образом, Unix была едва ли не первой переносимой на разную аппаратуру ОС.

    Вторым резким взлётом Unix было появление RISC-процессоров около 1989 года. Ещё до того существовали т. н. workstations — персональные однопользовательские компьютеры большой мощности, имеющие достаточный объём памяти, жёсткого диска и достаточно развитую ОС (многозадачность, защита памяти) для работы с серьёзными приложениями, такими как CADы. Среди производителей таких машин выделялась компания Sun Microsystems, сделавшая себе на них имя.

    До появления RISC-процессоров в этих станциях обычно использовался процессор Motorola 680×0, тот же, что и в компьютерах фирмы Apple (хотя и под более развитой операционной системой, чем у Apple). Около 1989 года на рынке появились коммерческие реализации процессоров RISC-архитектуры. Логичным решением ряда компаний (Sun и других) был перенос Unix на эти архитектуры, что немедленно повлекло за собой и перенос всей экосистемы ПО для Unix.

    Проприетарные серьёзные ОС, такие как VMS, начали свой закат именно с этого момента (даже если и удалось перенести на RISC саму ОС, всё было намного сложнее с приложениями под неё, которые в этих экосистемах зачастую разрабатывались на ассемблере или же на проприетарных языках типа BLISS), и Unix стал ОС для самых мощных компьютеров в мире.

    Однако в это время экосистема PC начала переходить на GUI в лице Windows 3.0. Огромные преимущества GUI, а также, например, унифицированная поддержка всех типов принтеров, были оценены и разработчиками, и пользователями. Это сильно подорвало позиции Unix на рынке PC — такие реализации, как SCO и Interactive UNIX, не справлялись с поддержкой Windows-приложений. Что же касается GUI для Unix, называемого X11 (были и иные реализации, много менее популярные), то он не мог полноценно работать на обычной пользовательской PC ввиду требований к памяти — для нормальной работы X11 требовалось 16 МБ, в то время как Windows 3.1 с достаточной производительностью исполняла и Word, и Excel одновременно в 8 МБ (это было стандартным размером памяти PC в то время). При высоких ценах на память это было лимитирующим фактором.

    Успех Windows дал импульс внутреннему проекту Microsoft под названием Windows NT, которая была совместима с Windows по API, но при этом имела всё те же архитектурные особенности серьёзной ОС, что и Unix — многозадачность, полноценную защиту памяти, поддержку многопроцессорных машин, права доступа к файлам и каталогам, системный журнал. Также Windows NT представила журнальную файловую систему NTFS, которая по возможностям на тот момент превышала все стандартно поставляемые с Unix файловые системы — аналоги под Unix были только отдельными коммерческими продуктами от Veritas и других.

    Хотя Windows NT и не была популярна первоначально, из-за высоких требований к памяти (те же 16 МБ), она позволила Microsoft выйти на рынок решений для серверов, например, СУБД. Многие в то время не верили в возможность Microsoft, традиционно специализирующейся на настольном ПО, быть игроком на рынке ПО масштаба предприятия, где уже были свои громкие имена, такие как Oracle и Sun. К этому сомнению добавлялся тот факт, что СУБД Microsoft — SQL Server — начинался как упрощённая версия Sybase SQL Server, лицензированная у Sybase и на 99 % совместимая по всем аспектам работы с ним.

    Во второй половине 1990-х годов Microsoft начал теснить Unix и на рынке корпоративных серверов.

    Совокупность вышеперечисленных факторов, а также обвал цен на 3D-видеоконтроллеры, ставшими из профессионального оборудования домашним, по сути убила само понятие workstation к началу 2000-х годов.

    Кроме того, системы Microsoft проще в управлении, особенно в типовых сценариях использования.

    Излишне говорить, что всё это не добавило положительных эмоций Unix-сообществу, а коммерческие Unix-системы от производителей аппаратуры, такие как Solaris, оказались просто под угрозой.

    Но в данный момент начался третий резкий взлёт Unix.

    Ещё в конце 1980-х годов Ричард Столлман подытожил те неформальные практики в отношении прав на ПО, что существовали в академической среде (откуда вышли и первоначальные поклонники Unix) и по сути являлись производными от принятых в этой среде прав на научные открытия и изобретения. Результатом явилась лицензия GPL.

    Кроме того, Столлман и его товарищи прекрасно понимали, что для успеха не завязанного на корпорации программного обеспечения проприетарные средства разработки не подходят. Поэтому они разработали набор компиляторов для различных языков программирования (gcc), что вместе с разработанными ранее утилитами GNU (замена стандартных утилит Unix) составило необходимый и достаточно мощный пакет программ для разработчика.

    Для создания полностью свободного Unix не хватало по сути только ядра ОС. И оно было разработано финским студентом Линусом Торвальдсом. Ядро было разработано «с нуля» и не является с точки зрения исходного кода деривативом ни BSD, ни System V (хотя концепты таки заимствовались, например, Linux имел функции namei и bread), однако по ряду нюансов (системные вызовы, богатая /proc, отсутствие sysctk) — больше тяготеет к последней.

    Первоначально Linux был в достаточной степени неразвитым и примитивным проектом. Однако он верно нашёл для себя нишу, сначала как учебного Unix (замена Minix Таненбаума), а затем — как раз тогда началось активное развитие Интернета — и веб-сервера.

    Серьёзным конкурентом Linux на тот момент была FreeBSD, однако «соборный» стиль управления разработкой в противовес «базарному» стилю Linux, а также куда большая техническая архаичность в таких вопросах, как поддержка многопроцессорных машин и форматы исполняемых файлов, сильно замедлила развитие FreeBSD по сравнению с Linux, сделав последний флагманом мира свободного ПО.

    В дальнейшем Linux достигал всё новых и новых высот:

    • перенос серьёзных проприетарных продуктов, таких как Oracle;
    • серьёзный интерес IBM к этой экосистеме как основе для своих вертикальных решений;
    • появление аналогов почти всех привычных программ из мира Windows;
    • отказ некоторых производителей оборудования от обязательной предустановки Windows;
    • выпуск нетбуков с одной лишь Linux;
    • использование в качестве ядра в Android.

    На настоящий момент Linux является заслуженно популярной ОС для серверов, хотя и куда менее популярной на рабочих столах.

    Некоторые архитектурные особенности ОС Unix[править | править код]

    Особенности Unix, отличающие данное семейство от других ОС, приведены ниже.

    • Файловая система древовидная, чувствительная к регистру символов в именах, очень слабые ограничения на длину имён и пути.
    • Нет поддержки структурированных файлов ядром ОС, на уровне системных вызовов файл есть поток байтов.
    • Командная строка находится в адресном пространстве запускаемого процесса, а не извлекается системным вызовом из процесса интерпретатора команд (как это происходит, например, в RSX-11).
    • Понятие «переменных окружения».
    • Запуск процессов вызовом fork(), то есть возможность клонирования текущего процесса со всем состоянием.
    • Понятия stdin/stdout/stderr.
    • Ввод-вывод только через дескрипторы файлов.
    • Традиционно крайне слабая поддержка асинхронного ввода-вывода, по сравнению с VMS и Windows NT.
    • Интерпретатор команд есть обыкновенное приложение, общающееся с ядром обыкновенными системными вызовами (в RSX-11 и VMS интерпретатор команд выполнялся как специальное приложение, специальным образом размещённое в памяти, пользующееся специальными системными вызовами, поддерживались также системные вызовы, дающие возможность приложению обращаться к своему родительскому интерпретатору команд).
    • Команда командной строки есть не более чем имя файла программы, не требуется специальная регистрация и специальная разработка программ как команд (что являлось обычной практикой в RSX-11, RT-11).
    • Не принят подход с программой, задающей пользователю вопросы о режимах своей работы, вместо этого используются параметры командной строки (в VMS, RSX-11, RT-11 программы работали также с командной строкой, но при её отсутствии выдавали запрос на ввод параметров).
    • Пространство имён устройств на диске в каталоге /dev, поддающееся управлению администратором, в отличие от подхода Windows, где это пространство имён размещается в памяти ядра, и администрирование этого пространства (например, задание прав доступа) крайне затруднено из-за отсутствия его постоянного хранения на дисках (строится каждый раз при загрузке).
    • Широкое использование текстовых файлов для хранения настроек, в отличие от двоичной базы данных настроек, как, например, в Windows.
    • Широкое использование утилит обработки текста для выполнения повседневных задач под управлением скриптов.
    • «Раскрутка» ОС после загрузки ядра путём исполнения скриптов стандартным интерпретатором команд.
    • Широкое использование именованных каналов (pipe).
    • Все процессы, кроме init, равны между собой, не бывает «специальных процессов».
    • Адресное пространство делится на глобальное для всех процессов ядро и на локальную для процесса части, нет «групповой» части адресного пространства, как в VMS и Windows NT, как и возможности загрузки туда кода и его исполнения там.
    • Использование двух уровней привилегий процессора вместо четырёх в VMS.
    • Отказ от использования оверлеев в пользу деления программы на несколько программ поменьше, общающихся через именованные каналы или временные файлы.
    • Отсутствие APC и аналогов, то есть произвольных (а не жёстко перечисленных в стандартном множестве) сигналов, не доставляемых до явного пожелания процесса их получить (Windows, VMS).
    • Концепция сигнала уникальна для Unix, и крайне сложна в переносе на другие ОС, такие как Windows.
    Низкоуровневый графический интерфейс через X

    Большое количество разных вариантов системы Unix привело к необходимости стандартизовать её средства, чтобы упростить переносимость приложений и избавить пользователя от необходимости изучать особенности каждой разновидности Unix.

    С этой целью ещё в 1980 году была создана пользовательская группа /usr/group. Первые стандарты были разработаны в 1984—1985 гг.

    Одним из самых первых стандартов стала спецификация System V Interface Definition (SVID), выпущенная UNIX System Laboratories (USL) одновременно с UNIX System V Release 4. Этот документ, однако, не стал официальным.

    Наряду с версиями UNIX System V существовало направление Unix BSD. Для того, чтобы обеспечить совместимость System V и BSD, были созданы рабочие группы POSIX (Portable Operating System Interface for UNIX). Существует много стандартов POSIX, однако наиболее известным является стандарт POSIX 1003.1-1988, определяющий программный интерфейс приложений (API, Application Programming Interface). Он используется не только в Unix, но и в других операционных системах. (подробнее…) В 1990 он был принят институтом IEEE как IEEE 1003.1-1990, а позднее — ISO/IEC 9945.

    В настоящее время наиболее важными являются следующие стандарты (подробнее…):

    • POSIX 1003.2-1992, определяющий поведение утилит, в том числе командного интерпретатора;
    • POSIX 1003.1b-1993, дополняющий POSIX 1003.1-1988, — определяет поддержку систем реального времени;
    • POSIX 1003.1c-1995, дополняющий POSIX 1003.1-1988, — определяет нити (threads), известные также как pthreads.

    Все стандарты POSIX объединены в документе IEEE 1003.

    В начале 1990-х годов The Open Group предложила другой, похожий на POSIX стандарт — Common API Specification, или Spec 1170. Стандарт приобрёл бо́льшую популярность, чем POSIX, поскольку был доступен бесплатно, в то время как IEEE требовало немалую плату за доступ к своему стандарту.

    В 1998 году были начаты работы по объединению данных стандартов. Благодаря этому в настоящее время данные стандарты почти идентичны. Совместный стандарт называется Single UNIX Specification Version 3 и доступен бесплатно в интернете[8].

    В целях совместимости несколько создателей Unix-систем предложили использовать ELF — формат систем SVR4 для двоичных и объектных файлов. Единый формат полностью[источник не указан 3498 дней

    Сетевая операционная система — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Сетевая операционная система — термин, относящийся к двум различным концепциям:

    Операционные системы сетевых устройств[править | править код]

    Сетевая операционная система может быть встроена в маршрутизатор или аппаратный межсетевой экран, работающий с функциями сетевого уровня.[2]

    • Примерами могут служить:
      • JUNOS — используется в маршрутизаторах и коммутаторах производителя Juniper Networks.
      • Cisco IOS (бывшая «Cisco Internetwork Operating System») — в продукции Cisco.
      • TiMOS — в коммутаторах от Alcatel-Lucent.
      • VRP (Versatile Routing Platform) — в коммутаторах Huawei.
      • RouterOS — программное обеспечение, превращающее компьютер или оборудование MikroTik в выделенный маршрутизатор.
      • ZyNOSruen — используется устройствами компании ZyXEL.
      • Extensible Operating System — используется коммутаторами фирмы Arista Networksruen.
      • ExtremeXOSruen, или EXOS — в сетевых устройствах Extreme Networks.
      • Linux для встраиваемых систем — такие дистрибутивы, как OpenWrt и DD-WRT, работающие на недорогих платформах, подобным Linksys WRT54G.
    • Открытые сетевые операционные системы представлены:
      • Cumulus Linux от Cumulus Networks — дистрибутив, использующий полный TCP/IP стек из Линукс.
      • Dell Networking Operating Systemruen, или DNOS — новое название системы для коммутаторов фирмы Dell Networking. Основана на NetBSD.
      • Open Network Operating System (ONOS)
      • PicOS — основанная на Линуксе ОС фирмы Pica8ruen.
      • VyOS — открытый форк пакета машрутизации Vyatta.
      • OpenSwitch Linux Network Operating System от Hewlett-Packard.[3]

    Функциональность[править | править код]

    К их возможностям относится поддержка следующего:

    • сетевого оборудования;
    • сетевых протоколов;
    • протоколов маршрутизации;
    • фильтрации сетевого трафика;
    • доступа к удалённым ресурсам: принтерам, дискам посредством сети;
    • сетевых протоколов авторизации.

    Сетевая ОС также включает в себя сетевые службы, позволяющие удалённым пользователям использовать те или иные ресурсы компьютера.

    Примеры сетевых операционных систем:

    Основное назначение[править | править код]

    Главными задачами являются разделение ресурсов сети (например, дисковые пространства) и администрирование сети. С помощью сетевых функций системный администратор определяет разделяемые ресурсы, задаёт пароли, определяет права доступа для каждого пользователя или группы пользователей. Отсюда деление:

    • сетевые ОС для серверов;
    • сетевые ОС для пользователей.

    Существуют специальные сетевые ОС, которым приданы функции обычных систем (например, Windows NT) и обычные ОС (например, Windows XP), которым приданы сетевые функции. Сегодня практически все современные ОС имеют встроенные сетевые функции.

    • Томаси, У. Электронные системы связи. — Техносфера, 2007. — 1360 с. — ISBN 9785457385535.
    • Поляк-Брагинский, А.В. Сеть своими руками. 3 изд.. — БХВ-Петербург, 2012. — ISBN 9785977501637.
    1. ↑ Dean, Tamara (2009). «Network Operating Systems», Network+ Guide to Networks, 421(483)
    2. ↑ Al-Shawakfa, Emad; Evens, Martha (2001). «The Dialoguer: An Interactive Bilingual Interface to a Network Operating System.», Expert Systems Vol. 18 Issue 3, p131, 19p, Retrieved 5/7/2011.
    3. ↑ HP Launches OpenSwitch Linux Network Operating System

    Unix-подобная операционная система — Википедия

    Unix-подобная операционная система (иногда сокр. как *nix или UN*X) — операционная система, которая образовалась под влиянием Unix. Термин включает свободные/открытые операционные системы, образованные от Unix компании Bell Labs или эмулирующие его возможности, коммерческие и запатентованные разработки, а также версии, основанные на исходном коде Unix. Нет стандарта, определяющего термин, и допустимы различные точки зрения о том, считать определённый продукт Unix-подобным или нет.

    Термин «Unix-подобный» и торговая марка UNIX[править | править код]

    The Open Group обладает торговой маркой UNIX и управляет разработкой стандарта Single UNIX Specification, где слово «UNIX» используется как знак соответствия. Они не приветствуют употребление термина «UNIX-подобный» и считают, что это злоупотребление их товарным знаком. Руководства, изданные группой, требуют использования заглавных букв в названии UNIX либо выделение другим способом от остального текста, одобряют использование слова «UNIX» как прилагательного в сочетании с такими словами, как «система», и не одобряют написание через дефис (относится к английским текстам). Наиболее близкий термин, который они сочли бы корректным, был бы Unix system-like[2].

    В 2007 году Wayne R. Gray пытался оспорить в суде возможность использования слова «UNIX» как товарного знака, но проиграл процесс. Суд поддержал статус товарного знака и право собственности на него.[3][4]

    Также в 2007 году X/Open Company Ltd. настояла на том, чтобы немецкий Университет Касселя не использовал UNIX в качестве сокращения[5].

    Деннис Ритчи, один из создателей Unix, выразил своё мнение, что Unix-подобные системы, такие, как Linux, являются де-факто Unix-системами. Эрик Рэймонд предложил разделить Unix-подобные системы на 3 типа:

    • Генетический Unix: Системы, исторически связанные с кодовой базой AT&T. Большинство, но не все коммерческие дистрибутивы Unix-систем попадают под эту категорию. Так же, как и BSD-системы, которые являются результатами работы университета Беркли в поздних 1970-х и ранних 1980-х. В некоторых из этих систем отсутствует код AT&T, но до сих пор прослеживается происхождение от разработки AT&T.
    • UNIX по товарному знаку, или бренду: эти системы, в основном коммерческого характера, были определены The Open Group как соответствующие Единой спецификации UNIX, и им разрешено носить имя UNIX. Большинство этих систем — коммерческие производные кодовой базы UNIX System V в той или иной форме (например, Amiga UNIX), хотя некоторые (например, z/OS компании IBM) заслужили торговую марку через слой совместимости с POSIX, не являясь, по сути, Unix. Многие старые Unix-системы не подходят под это определение.
    • Unix по функциональности: В целом, любая система, поведение которой примерно соответствует спецификации UNIX. К таким системам можно отнести Linux и Minix, которые ведут себя подобно Unix-системе, но не имеют генетических связей с кодовой базой AT&T. Большинство свободных/открытых реализаций Unix, являясь генетическим Unix или нет, подпадают под ограниченное определение этой категории в связи с дороговизной сертификации The Open Group, которая стоит несколько тысяч долларов.

    Cygwin, не являясь операционной системой, предоставляет Unix-подобную среду в Microsoft Windows; также существуют сервисы Microsoft Windows для Unix.

    Unix-системы начали появляться с поздних 1970-х и ранних 1980-х. Много проприетарных версий, таких, как Idris (1978), Coherent (англ.) (1983) и UniFLEX (англ.) (1985), ставили целью обеспечить нужды бизнеса функциональностью, доступной обученным пользователям Unix.

    Когда AT&T разрешила коммерческое лицензирование Unix в 1980-х, множество разработанных проприетарных систем основывалось на этом, включая AIX, HP-UX, IRIX, Solaris, Tru64 UNIX, Ultrix и Xenix. Это во многом вытесняло проприетарные клоны. Растущая несовместимость между системами привела к созданию стандартов взаимодействия, в том числе POSIX и Единой спецификации UNIX.

    Между тем в 1983 году был запущен проект GNU, благодаря которому удалось сделать операционную систему, которую все пользователи компьютера могли свободно использовать, изучать, исправлять, пересобирать. Различные Unix-подобия разрабатывались аналогично GNU, часто с теми же основными компонентами. Они, прежде всего, служили дешёвым замещением Unix и включали 4.4BSD, Linux и Minix. Некоторые из них послужили основой для коммерческих Unix-систем, таких, как BSD/OS и macOS. Примечательно, что Mac OS X 10.5 (Leopard) сертифицирован Единой спецификацией UNIX[6].

    Большинство разработчиков открытых Unix-систем не добивается сертификации UNIX для своего продукта даже в качестве компромисса, так как стоимость сертификации считается недопустимо высокой. Для таких систем иногда используют термин «Freenix». Примером являются GNU, Linux, Minix, OpenSolaris, Plan 9 и BSD со своими потомками, такими, как FreeBSD, NetBSD и OpenBSD.

    Есть множество запатентованных Unix-подобий, таких, как: AIX, HP-UX, IRIX, macOS, LynxOS, QNX, SCO OpenServer, Solaris, Tru64 UNIX, UnixWare, Xenix и VxWorks.

    Фантом (операционная система) — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фантом.

    Фантом ОС — операционная система, разрабатываемая российской компанией Digital Zone с 2010 года. Система базируется на концепции персистентной виртуальной памяти, ориентирована на управляемый код и нацелена на применение в носимых и встроенных компьютерах. ОС Фантом — одна из немногих ОС, не опирающихся на классические концепции Unix-подобных систем (в отличие от их концепции «Всё есть файл», Фантом базируется на принципе «Всё есть объект»).

    Предполагается, что модель ОС Фантом позволяет и самой системе, и приложениям быть более простыми и, в то же время, более эффективными.

    • Управляемый код, защита памяти на уровне объекта (а не процесса). Отсутствие арифметики указателей в управляемом коде позволяет избежать многих проблем, присутствующих в неуправляемом коде[1].
    • Глобальное адресное пространство, весьма эффективные и дешёвые IPC. Единое адресное пространство позволяет передавать объект от одного процесса (приложения) к другому путём простой передачи ссылки на этот объект. Безопасность достигается благодаря отсутствию арифметики указателей, невозможности для прикладной программы получить ссылку на объект иначе, как путём вызова публичного метода, использованию байткода.
    • Персистентность — гарантированное восстановление состояния операционной системы на момент последнего снимка памяти. Прикладной код «не видит» перезагрузок ОС и может жить вечно — отсюда отсутствие потребности в понятии «файл» — любая переменная или структура данных может храниться вечно и при этом быть доступна напрямую по указателю. В отличие от гибернации в других ОС, персистентность памяти заложена в основополагающих принципах построения ядра ОС Фантом, производится прозрачно для приложений, в большинстве случаев не требует доработки прикладного ПО, персистентность сохраняется даже при аварийной остановке компьютера.

    Система предполагает два пути миграции кода:

    • Конвертор из байткода JVM — позволит, теоретически, импортировать наработки на Java и других ЯП, работающих на виртуальной машине Java.
    • POSIX-подсистема — позволяет переносить прикладной код из Unix/Linux — впрочем, для этой подсистемы часть свойств ОС не будет доступна.
    • Также была попытка осуществить, с ограничениями, возможность запуска исполняемых файлов KolibriOS, но не известно, будет ли это включено в выпуск[2].

    В дальнейшем возможна реализация конвертора для байткода .NET (C# и другие ЯП).

    По состоянию на 2009—2011 года система существует лишь в виде предварительной альфа-версии для процессора ia32. В работе — перенос на процессор ARM (проходит часть испытаний, перенос не завершён) и начат перенос на MIPS и amd64. Работа ядра ОС демонстрировалась на нескольких крупнейших Российских IT-конференциях — CC 2011[3], РИТ 2011, ADD 2010[4], CC 2010[5] и 2009.

    Основные претензии к ОС Фантом делятся на две группы. Первая группа — вопросы маркетинга и путей выхода на рынок. Критики указывают на сложность выведения на рынок такого продукта как операционная система, и отсутствие сформированного рынка прикладного ПО для систем, не совместимых с уже существующими ОС. Вторая группа — технические вопросы. Наиболее рациональная техническая претензия указывает на неэффективность модели ввода-вывода ОС Фантом для некоторых видов приложений — а именно приложений, которые активно и неоднократно модифицируют огромные объёмы данных.

    Следует заметить, что применяемая на машинах IBM System i класса мини-ЭВМ операционная система как раз предназначена для обработки больших и очень больших объёмов данных. Она основана также на идее одноуровневой памяти, объектно-ориентированности, других схожих идеях. Архитектура успешно развивается с 1988 года, что доказывает принципиальную возможность их обработки на базе ОС Фантом.

    Как и Юникс в своё время, Фантом не претендует на уникальность применяемых в нём идей и механизмов, но претендует на то, что до сих пор данные идеи в таком сочетании не применялись. По отдельности идеи, на которые опирается Фантом, встречались или встречаются в таких системах, как:

    • IBM i — одноуровневая память, объектно-ориентированная ОС, персистентность, управляемая среда
    • EROS — есть персистентность, но нет глобального адресного пространства и управляемой среды, как следствие — коммуникации между компонентами неудобны (IDL и компоновка-разбор сообщений) и неэффективны.
    • Singularity — есть управляемая среда, нет персистентности
    • PalmOS — есть подобие персистентности (но при этом используется файловая семантика работы с ней), но нет глобальной среды и дешёвых IPC, кроме того персистентность де факто не гарантирована — отказ питания приводит к потере данных на устройстве.
    Официальные сайты
    Обзоры в прессе
    • PhantomOS: держим курс на ортогональную персистентность. Часть 1 (неопр.). — «Можно ли в наши времена программисту-одиночке создать с нуля очередную новую операционную систему, причём с принципиально иным устройством, отличным от общепринятого? Осталось ли ещё место на современном переполненном конкуренцией Олимпе ИТ как для совершенно новых идей, так и для смелых людей, их реализующих?».
    • PhantomOS: держим курс на ортогональную персистентность. Часть 2 (неопр.).
    • Дмитрий Завалишин. Операционная система «Фантом» (рус.). Открытые системы (10 мая 2011). — «Практически все сегодня пользуются операционными системами. Но хороши ли операционные системы современности, решают ли они все стоящие перед ними задачи, возможен ли прогресс в этой области?». Дата обращения 11 мая 2011. Архивировано 13 мая 2012 года.
    • Андрей Письменный. Дмитрий Завалишин об операционной системе «Фантом» (рус.). Компьютерра (9 июля 2010). — «В ОС «Фантом», которую разрабатывают в России, нет разницы между запущенными и не запущенными приложениями. Автор «Фантома» уверен, что именно в этом направлении будут развиваться операционные системы.». Дата обращения 27 апреля 2011.
    • Андрей Майоров. Стенограмма доклада про Фантом-ОС, сделанного Дмитрием Завалишиным на ADD-2010 (рус.). Habrahabr (25 апреля 2011). — «Дмитрий Завалишин рассказал о текущем состоянии в разработке своего любимого детища — оригинальной операционной системы PhantomOS, близкой по концепции Microsoft Singularity, но при этом open-source (опубликована большая часть исходных кодов этой операционной системы).». Дата обращения 27 апреля 2011. Архивировано 13 мая 2012 года.
    • Максим Белоус. Фантом отечественной сборки (рус.). PC Magazine (23 апреля 2009). Дата обращения 27 апреля 2011. Архивировано 13 мая 2012 года.
    • Андрей Анненков. Phantom Operating System (рус.) (недоступная ссылка). IT Today (13 февраля 2011). Дата обращения 27 апреля 2011. Архивировано 10 февраля 2012 года.
    • Ted Dziuba. Russian rides Phantom to OS immortality (англ.). The Register (3 February 2009). — «The iPhone that never dies». Дата обращения 27 апреля 2011. Архивировано 13 мая 2012 года.

    Обсуждение:Операционная система — Википедия

    Вторые начали свою историю с независимой разработки чикагских (спорно???) студентов, которые выпустили первую операционную систему и назвали её Chicago Windows, которая представляла собой примерно такой же винигрет как и DOS с графической оболочкой Windows 3.x. Windows — это логическое продолжение Chicago Windows, возможно, сопровождавшееся привлечением к разработке всё тех же студентов.

    motto 11:44, 26 Авг 2004 (UTC)

    […] разрабатывались для работы […]
    «Текущая редакция стандарта на ОС содержит…» — с этого момента, насколько я понял, идёт описание стандарта на ОС симейства UNIX (вероятно, POSIX?), но это никак не следует из контекста, т.к. абзац без всякого перехода следует за общими положениями, справедливыми, по-видимому, для всех современных ОС. Что такое «стандарт на ОС» остаётся совершенно непонятным. Вероятно, нужно где-то что-то дописать про UNIX или POSIX, или как-то подправить структуру статьи в этом месте.

    Так же у меня ngn g сохранилась DOS-вая часть от этой винды. Dark Elf

    Редирект с системное программное обеспечение[править код]

    Разве системное программное обеспечение это только операционные системы и не заслуживает отдельной статьи? ( а не редиректа на операционные системы ) Mick4d 06:16, 23 Фев 2005 (UTC)

    Какое например системное программное обеспечение не включают в себя современные операционные системы? Softy 16:03, 14 ноября 2006 (UTC)
    Гипервизор —Иван 11:25, 22 ноября 2008 (UTC)
    Уважаемый Mick4d, в принципе в Вики может появится статья системное программное обеспечение, если кто-нибудь захочет её написать.—Иван 11:25, 22 ноября 2008 (UTC)

    Подскажите[править код]

    А какой ОС оснащалось большинство компьютеров до того, как появилась MS-DOS?! Подскажите как можно скорее, прям на этой странице обсуждения. Спасибо. Moscvitch 15:59, 19 октября 2006 (UTC)

    MS-DOS появилась когда появился IBM PC. Совсем незадолго до этого появились собственно персональные компьютеры (PC). До этого (да и долгое время после этого) не было единого рынка аппаратных компектующих совместимых между собой. Существовало множество компьютерных архитектур, на которых работало множество операционных систем. Весь этот зоопарк собственно дошёл и до нашего времени, просто в глазах рядового неискушенного пользователя сейчас все остальные системы заслоняет MS Windows. На ваш вопрос можно ответить, что на компьютерах DEC PDP-11 чаще всего использовались RSX-11 и различные Unix, на IBM’овских мейнфреймах System/360, на еще более древних компьютерах были вообще у каждого своя ОС, если тогда такое словосочетание вообще было употребительно. Softy 16:03, 14 ноября 2006 (UTC)
    Вы забыли упомянуть CP/M Можете также посмотреть какое ОС была у Радио_86РК или у ZX-Spectrum (Бейсик). Alexsmail 19:30, 4 мая 2007 (UTC)

    Позволил себе скорректировать классификацию функций. В основном все те же функции остались, но мне кажется так более фундаментально, что ли.

    «Планировщик задач» я убрал, т.к. по-моему это не настолько важный элемент ОС, чтоб его включать в список функций.

    —Savchenko Andrey 09:19, 23 декабря 2006 (UTC)

    Предлагаю заменить определение операционной системы на более общее:

    ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ОС) — комплекс программ, организующий управление устройствами ЭВМ и ее взаимодействие с пользователем.

    Т.к. далеко не каждая операционная система предоставляет пользователю возможность

    работы с файлами, ввод и вывод данных, а также выполнение прикладных программ и утилит.

    , к примеру специализированные операционные системы аппаратно реализованные в каком-либо оборудовании.

    Frei 02:53, 6 февраля 2007 (UTC)

    Согласен. —aμoses @ 22:06, 6 февраля 2007 (UTC)
    Против. В статье дана почти уже ставшая классической формулировка ОС, определяющая 5 основных её функций. В том числе и работу с файловой системой, ввод-вывод данных. То, о чём говорите вы, я бы назвал микропрограммой (прошивкой), которая узко специализирована и предназначена для ограниченного количества действий. Операционная система в общем случае универсальна вне зависимости от того, как реализована — программно или аппаратно, как пишете вы (хотя я о таких не слышал) Softy 16:01, 7 февраля 2007 (UTC)

    KABERLIN: Для меня — лучшая книга по компьютерам — «Многоуровневая организация ЭВМ» Таненбаума (+ Никлаус Вирт). По ней учился (от полного лоха выпускника МИФИ — до разработчика бортовых компьютеров), и даже DOS превратил в ОС РВ частного применения c гарантированным временем реакции 1 мсек в середине 90-х. И, между прочим, сумел под WXP реализовать измерение временных интервалов с точностью до нескольких микросекунд в пределах точности часов PC (2004-2008). Другими словами, при необходимости можно и из мухи сделать слона, и заставить его бегать быстрее леопарда. (Не перевелись Левши на земле русской : — ) Не имеет смысла перечислять конкретные ОС в определении ОС. Как бесконечно число возможных реализаций «железа», так же бесконечно число соответствующих ОС. (К вопросу о названиях якобы ОС, широко известных в конкретный момент времени). Пройдут годы, и о форточках будут вспоминать только специалисты, как о кошмарном сне детства развития компьтерной техники. Кто хочет перечислять названия различных программных комплексов — есть раздел — «Эволюция операционных систем и основные идеи». Будут другие железки, и будут другие ОС.


     По словам одного из специалистов времён осознания структурного 
    

    программирования (м.б. Дейкстра): «Крупнейшая победа американского империализма в холодной войне с совком — продажа им IBM-360 и сопутствующего дерьма. (ЕС ЭВМ)» (В начале 80-х мне это говорили шёпотом, т.к. за это можно было стать дворником (и был один человек сказавший: «НЕТ!», и стал непринимаемым на работу) или ЗК или мёртвым).

    Кто-нибудь покажет мне хоть одну ес эвм? А нам Горбачёв что-то про цену нефти в его времена правления рассказывает. Смешно. Да мой домашний комп от интеля (2008) при цене не более 500 президентов зелёных в тысячи раз превосходит любую супер-пупер ЕС ЭВМ (1978), на которые было израсходовано много крови России. (Если попробовать соотнести стоимость сегодняшнего писюка со стоимостью одного этажа под ЕС ЭВМ — 1000 * 1000 — с ума можно сойти. Так нас (русских по языку) уничтожали ЦК КПСС + Белый Дом USA.) Иногда кажется, что вторая мировая продолжается бесконечно…

    В применении к текущему моменту (1978-2008) могу сказать — форточки и окна — самый простой способ поиметь весь мир, в пользу винтеля. : — ) Роя яму всем, себе яму готовят, что естественно, т.к. рано или поздно вырастут дети, которые понимают больше, чем их родители. В компьютерах, а не в жизни. Жизнь несравнимо сложнее. мифи-78 03:43, 26 декабря 2008 (UTC)

    http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0&diff=prev&oldid=7055511 С уважением Александр. (мои обсуждения) 11:33, 25 января 2008 (UTC)

    Файлы, проецируемые в память.[править код]

    Из строки «Файлы, проецируемые в память. (для платформы Win32)» убрал «(для платформы Win32)» Как насчет: man 3p mmap The mmap() function shall establish a mapping between a process’ address space and a file, shared memory object, or typed memory object.

    Судя по ман странице из Linux man-pages: CONFORMING TO SVr4, 4.4BSD, POSIX.1-2001. Что явно не относиться к WIN32 🙂

    Лично я вообще считал, что из современных ОС такой возможности НЕТ только в Win32, но наверное я не прав. Просьба знающих людей написать сюда конкретные вызовы WinAPI позволяющие это сделать, или же в круглых скобках написать «(кроме платформы Win32)» rilium 22:56, 21 ноября 2008 (UTC)

    • Я сомневаюсь, что есть специальные API. Всё-таки это исключительно хозяйство ОС. И прикладной программист не должен о нём думать. Проецировать файлы в память — это функция диспетчера файловой системы. При открытие, любой файл кэшируется в ОЗУ. NTFS может сбрасывать на диск изменения файлов, допустим, раз в 5 секунд. Если прикладному программисту хочется самому достоверно загрузить файл в ОЗУ, он может полностью скопировать его в массив или ещё куда-нибудь. И работать с ним, как со своими данными.—Иван 11:43, 22 ноября 2008 (UTC)
      • Они есть, так как отображение файлов в память затрагивает страничную память, подкачку данных по мере обращения к ним, сбрасыванию изменённых участков файла (размером со страницу оперативной памяти) на устройства и так далее. В Юниксах отображением файлов в память занимаются функции mmap() и unmap(), в Win32 и в OS/2 такой возможности нет SergeyPosokhov 17:45, 22 ноября 2008 (UTC)

    Что значит в Win32 нет файлов, проецируемых в память? Как раз-таки есть. Memory mapped files преподавались мне в университете на третьем курсе по программе WinAPI. Смотрите более подробную информацию здесь: http://msdn.microsoft.com/en-us/library/aa366556(VS.85).aspx 94.181.129.126 18:05, 26 января 2009 (UTC)

    Убрал (не поддерживается ОС семейства OS/2) Неуместное уточнение. Из огромного количества операционных систем очень многие не поддерживают эту функцию

    Starling13

    Поддержка каналов в Win32[править код]

    Добавил «(не поддерживается ОС семейства Windows)» к проецируемым файлам, заметил что там же указанны каналы которые насколько я знаю в Win32 также не поддерживаются, думаю туда такую же оговорку добавить, если никто не опровергнет.


    Зачем эти оговорки? Такие сведения нужно размещать в статье о конкретной ОС (или их семействе). Так можно под каждой особенностью, технологией или функцией перечислить десятки ОС поддерживающих и не поддерживающих её!

    Starling13

    Функции операционных систем[править код]

    На мой взгляд, приведено большое количество плохо структурированных функций. Может быть их объединить в более общие категории. Например:

    • расширение возможностей вычислительной системы посредством предоставления виртуальной машины
    • управление ресурсами
    • предоставление прикладных программных сред
    • поддержка пользовательского интерфейса

    Starling13 13:22, 7 июня 2009 (UTC)starling13

    М… а что на счёт того, что сетевые средства — это не базовая функция ОС?? DOS, CP/M и прочие ранние системы — операционные системы, но у них этой функции как базовой нету, что вступает в противоречие с содержимым статьи. 109.172.40.246 16:37, 2 августа 2011 (UTC)

    Пожалуйста, проверьте следующие ссылки на внешние ресурсы:

    176.14.72.176 16:22, 21 ноября 2016 (UTC)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *