Сколько нужно оперативной памяти: 8 или 16 Гбайт / Процессоры и память – Сколько ОЗУ нужно для современного компьютера: сколько стоит наше время

Содержание

8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов. 

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡#Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике «Компьютер месяца» рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil's Canyon, Broadwell
Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

ASUS ROG Strix Z270I Gaming — одна из самых навороченных матплат форм-фактора mini-ITX

ASUS ROG Strix Z270I Gaming — одна из самых навороченных матплат форм-фактора mini-ITX

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов h210, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡#Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система
Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡#Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

ASUS ROG Strix Z270I Gaming — одна из самых навороченных матплат форм-фактора mini-ITX   ASUS ROG Strix Z270I Gaming — одна из самых навороченных матплат форм-фактора mini-ITX

Потребление оперативной памяти с включенным браузером Google Chrome

 

Потребление оперативной памяти без Google Chrome

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API
Качество
Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8
HITMAN, встроенный бенчмарк
DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy's The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

ASUS ROG Strix Z270I Gaming — одна из самых навороченных матплат форм-фактора mini-ITX

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

ASUS ROG Strix Z270I Gaming — одна из самых навороченных матплат форм-фактора mini-ITX

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

ASUS ROG Strix Z270I Gaming — одна из самых навороченных матплат форм-фактора mini-ITX

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Потребление оперативной памяти в Watch_Dogs 2

Потребление оперативной памяти в Watch_Dogs 2

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Потребление оперативной памяти в Watch_Dogs 2   Потребление оперативной памяти в Watch_Dogs 2   Потребление оперативной памяти в Watch_Dogs 2

Deus Ex: Mankind Divided, настройки качества «Низкие»

 

Deus Ex: Mankind Divided, настройки качества «Средние»

 

Deus Ex: Mankind Divided, настройки качества «Высокие»

Потребление оперативной памяти в Watch_Dogs 2   Потребление оперативной памяти в Watch_Dogs 2   Потребление оперативной памяти в Watch_Dogs 2

Deus Ex: Mankind Divided, настройки качества «Очень высокие»

 

Deus Ex: Mankind Divided, настройки качества «Ультра»

 

Deus Ex: Mankind Divided, максимальные настройки качества

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Потребление оперативной памяти в Watch_Dogs 2

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Режимы сглаживания в Watch_Dogs 2 (слева направо): без сглаживания, 2x MSAA, 4x MSAA

Режимы сглаживания в Watch_Dogs 2 (слева направо): без сглаживания, 2x MSAA, 4x MSAA

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Режимы размера текстур в Rise of the Tomb Raider (слева направо): «Низкое», «Среднее», «Высокое»

Режимы размера текстур в Rise of the Tomb Raider (слева направо): «Низкое», «Среднее», «Высокое»

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — режим "Высокое", но без сглаживания)
Сглаживание PureHair Преграждение окружающего света
Выкл. 5800 Выкл. 5800 Выкл. 5800
FXAA 5900 Вкл. 5800 Вкл. 5800
SMAA 6200 Очень высокое 5900 HBAO+ 5900
2 × SSAA 6100 VXAO 6000
4 × SSAA 6500
Режимы преграждения окружающего света в Rise of the Tomb Raider (слева направо): выключено, включено, HBAO+, VXAO

Режимы преграждения окружающего света в Rise of the Tomb Raider (слева направо): выключено, включено, HBAO+, VXAO

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

Сколько оперативной памяти нужно на самом деле

Как настоящий пользователь техники Apple, я ничего не знаю о разгоне процессора (лишь несколько раз запускал бенчмарки) и считаю показателем эффективности не количество ОЗУ, а мои ощущения от работы за компьютером. Было бы странно, если бы я начал рассуждать о том, сколько оперативной памяти нужно для комфортной работы или игр. К примеру, мой MacBook имеет 4 ГБ ОЗУ, и мне стало интересно, оправдывают ли себя 16 ГБ на крутых компьютерах?

Мой интерес так и остался бы теоретическим, если бы я не нашёл исследование портала TechSpot. Редактор TechSpot Стивен Уолтон (Steven Walton) провёл серию тестов, сравнив работоспособность компьютера в трёх вариациях: с четырьмя, восемью и 16 гигабайтами ОЗУ.

Вот параметры компьютера:

  1. Процессор — Intel Core i7-6700K (4 ГГц).
  2. Материнская плата — Asrock Z170 Gaming K6+.
  3. Видеокарта — GeForce GTX 980.
  4. SSD — Crucial MX200 1 TB.
  5. ОС — Windows 10 Pro 64-bit.
  6. ОЗУ — DDR4-2666 на 4, 8 и 16 ГБ.

Вариация с 16 ГБ ОЗУ оправдала себя лишь в двух ситуациях. Первая — рендеринг видео в Adobe Premier. С 17-минутным видео компьютер справился за 290 секунд (16 ГБ), 300 секунд (8 ГБ) и 415 секунд (4 ГБ). Второй тест — сравнение быстродействия при сжатии файлов. Тест синтетический, и здесь ОЗУ пригодилась. С 16 ГБ скорость выполнения составляла 9 290 MIPS (миллионов операций в секунду), с 8 ГБ — 2 902 MIPS и с 4 ГБ — 446 MIPS.

В остальных тестах, а всего их было около 10, вариации с 8 и 16 ГБ ОЗУ показали себя примерно одинаково, а четырёхгигабайтный вариант лишь немного уступил.

Что касается игр, то GTA V, Batman: Arkham Knight и F1 2015 игрались с одинаковым FPS (количество кадров в секунду) в трёх тестах.

Подводя итоги, TechSpot остался верен своим советам о том, что 8 ГБ — это оптимальное количество памяти для компьютера. Такого количества ОЗУ должно хватить даже в случае с рендерингом видео. Несмотря на то, что во время теста Adobe Premier поднял потребление до 12 ГБ, в целом разница была незначительной.

Сколько оперативной памяти нужно для игр?

Собрать ПК, в котором есть все, может быть сложно, особенно если вы делаете это впервые. В конце концов, когда дело доходит до балансировки всех компонентов, то нужно изучить слишком много информации. Один вопрос, однако, имеет тенденцию быть более проблематичным, чем другие …

Сколько оперативной памяти нужно для игр?

Кажется, что ответ на этот вопрос должен быть довольно простым, но это не так. Почему? Да потому, что когда речь заходит о том, сколько оперативной памяти требуется для современных игр, появляется слишком много дезинформации.

Десять лет назад выбор правильной марки ОЗУ, емкости, скорости, типа и конфигурации был более проблематичным, чем сегодня. К счастью, теперь все намного проще.

Какую роль играет ОЗУ в играх

Когда игра запущена, все необходимые данные, которые могут понадобиться вашему ПК для обеспечения правильной работы игры, хранятся в оперативной памяти.

Как уже упоминалось выше, раньше выбор оперативной памяти был намного сложнее, потому что разные игры имели совершенно разные требования. В конце концов, тогда игры еще не были мейнстримом, и не все знали, что такое настоящий «игровой ПК».

Но сегодня ситуация иная. 64-разрядные операционные системы, которые поддерживают гораздо больше оперативной памяти, чем ранее использовавшиеся 32-разрядные, стали нормой. 32-разрядная операционная система совместима с максимум 4 ГБ ОЗУ, и, хотя 64-разрядная ОС также имеет верхний предел, мы достигнем его еще не скоро.

Учитывая это, можно сказать, что каждый компьютер может иметь больше оперативной памяти, чем необходимо.

распространенные варианты объема оперативной памяти

По большей части современные ПК имеют 4, 8 или 16 ГБ оперативной памяти.

  • 4 ГБ можно найти на обычных настольных и офисных компьютерах, а также на компьютерах с 32-разрядной ОС. Такой ПК запустит современные игры, но столкнется с тормозами и вылетами.
  • 8 ГБ — это минимум для любого игрового ПК. С 8 ГБ оперативной памяти ваш компьютер будет без проблем запускать все, кроме самых требовательных игр. Даже если определенная игра может быть слишком большой, снижение производительности вряд ли будет заметно.
  • 16 ГБ – это оптимальный объем оперативной памяти для игр на сегодняшний день. Скорее всего, вам будет хватать оперативной памяти независимо от того, в какую игру вы играете, при условии, что на вашем компьютере не запущены фоновые программы, загружающих память. Более того, использование 16 ГБ делает ваш компьютер совместимым с играми в 4K разрешении.
  • 32 ГБ становится все более популярным, так как люди, особенно те, которые собирают высокопроизводительного монстра, вкладывают средства в две 16-ГБ планки вместо двух 8-ГБ, чтобы еще больше обеспечить свой ПК на будущее.

Однако 32 ГБ — это далеко не предел. Игровые материнские платы могут легко поддерживать 64 ГБ ОЗУ, в то время как некоторые даже 128 ГБ.

Нужны ли столь огромные объемы оперативной памяти?

Короче говоря, нет.

Аргумент в пользу 32 ГБ ОЗУ для игрового ПК заключается в том, что планка делает ПК более перспективным на будущее. Однако этот аргумент быстро теряет свою силу, когда вы понимаете, что память типа DDR4 устареет задолго до того, как играм потребуется такой объем памяти, даже с учетом 4K-игр.

Итак, кому же нужны 32 ГБ ОЗУ?

Они предназначены не для геймеров, а для профессионалов, которые занимаются редактированием видео, 3D-моделированием или любой другой работой, требующей большого объема оперативной памяти. Если вы не входите в число этих людей, то вкладывать средства в более чем 16 ГБ, проще говоря, пустая трата денег.

Сколько ОЗУ стоит поставить?

Следующий вопрос, который вы захотите задать себе: «Сколько памяти стоит поставить: 8 или 16 ГБ?»

Несомненно, 16 ГБ — более оптимальный вариант. Он более перспективен на будущее и будет служить в соответствии с вашими потребностями в течение всего срока службы ПК.

Если вы не уверены или у вас более ограниченный бюджет, 8 ГБ — более приемлемый вариант. Это не только отличный способ сократить расходы, но и более чем достаточно для удовлетворения потребностей любого игрока в обозримом будущем.

Один модуль или несколько модулей?

Почти каждая материнская плата поддерживает двухканальную память, в то время как некоторые высокопроизводительные – даже четырехканальную.

Поднимет ли двухканальная память производительность? Да, но не ту, которая может быть заметна в играх.

Основным преимуществом наличия нескольких модулей ОЗУ является то, что их проще и дешевле заменить в случае поломки. Если у вас установлен один модуль 16 ГБ, и он внезапно ломается, ваш компьютер будет выведен из строя, пока вы не замените ОЗУ. Если же у вас установлены два модуля по 8 ГБ и один выходит из строя, вы все равно сможете использовать свой компьютер. Плюс к тому, новый модуль на 8 ГБ, естественно, дешевле, чем новый модуль на 16 ГБ.

Вердикт

Каждый современный ПК должен иметь не менее 8 ГБ ОЗУ, причем 16 ГБ — это вариант, более подходящий на перспективу. Все, что превышает 16 ГБ, является просто излишним, если вы не планируете использовать ПК для более сложных задач, таких как редактирование видео или 3D-моделирование.

Источник: gamingscan.com

Сколько оперативной памяти нужно для Windows — Дмитрий Заруцкий — Хайп

Сколько оперативной памяти нужно для Windows© Varnish Software

Компания Microsoft в официальных спецификациях ОС Windows указывает минимальные требования по оперативной памяти. Для Windows 7 и 8 они составляют 1 ГБ, для 10 – 2 ГБ. Но это минимально допустимые параметры для нормальной работы системы. Такого количества ОЗУ хватит только в случае использования штатного ПО, но не тяжелых сторонних приложений.

При активной эксплуатации и частом использовании ресурсоемкого программного обеспечения желательно иметь больше ОЗУ, чем устанавливают минимальные требования. И по мере усложнения софта рекомендуемое число только растет. Сама MS не говорит прямо, сколько памяти нужно Windows для тех или иных задач. Смотреть в «Диспетчер задач» тоже бесполезно, так как малый объем свободной ОЗУ вовсе не говорит о ее нехватке. Поэтому попробую дать ответ на основе собственного опыта.

Свободный объем мало о чем говорит

Что можно делать с 2 ГБ памяти

2 ГБ в 2019 году – «это не память, а склероз» ©. Имея такой объем ОЗУ, можно работать с файлами, смотреть фото и видео, выйти в интернет (но с небольшим числом вкладок), править текстовые документы. Можно запускать нересурсоемкое ПО, но поиграть выйдет разве что во что-то древнее, выпущенное лет 10 назад и раньше.

Браузер с десятком-другим вкладок может сам расходовать 2 ГБ оперативной RAM. А это значит, что на компьютере, где ее столько в общем, при переключении между сайтами будут тормоза. Ведь системе придется выгружать содержимое некоторых вкладов в файл подкачки, а при обращении к ним – загружать заново.

О комфортной работе за компьютером, имеющим всего 2 ГБ оперативной памяти, можно забыть. Даже новые версии текстового редактора MS Word способны заставить его крепко задуматься.

Сколько памяти нужно Windows для работы

Для работы офисного характера (с документами, изображениями, написание кода и т.д.) минимальный объем оперативки должен быть хотя бы вдвое больше официальных 2 ГБ. С 4 ГБ и Word 2016 уже не тормозит, и браузер уверенно держит десяток-другой вкладок, и приложения открываются быстрее. Но это минимум.

Ноутбук, оснащенный 4 ГБ оперативной памяти, не отличается быстротой. Да, он не тупит откровенно, и несколько вкладок в браузере держит. Но если открыть сразу штук 20 тяжеленьких сайтов (а такая потребность иногда возникает) или активно пользоваться многозадачностью, переключаясь между браузером, текстовым редактором, таблицами и т.д. – Windows нужно больше 4 ГБ.

Чтобы не испытывать большинства проблем с нехваткой производительности, вызванной дефицитом ОЗУ, желательно иметь 6-8 ГБ оперативной памяти в Windows. Но это касается общих типичных задач. Специфические сценарии работы, вроде монтажа видео, редактирования 3D, тяжелых снимков в высоком разрешении, могут запросто требовать и больше.

8 ГБ – в самый раз для офисного использования и развлечений8 ГБ – в самый раз для офисного использования и развлечений

Сколько памяти нужно Windows для игр

С играми ситуация похожа на рабочее применение компьютера. То есть, 2 ГБ – откровенно мало, 4-6 ГБ – терпимо, но с ними особо не разгонишься. На 4 гигабайтах большинство новых проектов если и запустится нормально, то процесс этот будет не быстрым. В ходе гейминга возможны долгие и частые подгрузки данных, просаживающие FPS.

В те же WoT играть на 4 ГБ мне некомфортно, загрузка и выход из боя занимают больше времени, чем на машине с 8 ГБ. И это несмотря на то, что процессор и видеокарта нормально тянут WoT на высоких настройках. А ведь танчики – далеко не самая ресурсоемкая игра, даже довольно старая GTA V больше нагружает ПК.

Чтобы комфортно играть, Windows нужно от 8 ГБ памяти. С таким объемом многие игры не только нормально идут, но и позволяют себя свернуть. Правда, речь не о максимальных настройках графики. Для них, а также для настроек в 4К, желательно иметь побольше RAM (12-16 ГБ).

Для тяжелых игр много памяти должно быть и у видеокарты. Если ее маловато (3-4 ГБ) – это сказывается на производительности, так как графический процессор пытается компенсировать нехватку собственной ОЗУ (распаянной на видеокарте) за счет общей системной (установленной в материнку). Обычно драйверы (по крайней мере, Nvidia) разрешают использовать объем основной ОЗУ, по размеру равный емкости памяти видеокарты.

Видеокарта может дополнительно использовать общую RAMВидеокарта может дополнительно использовать общую RAM

Нетрудно догадаться, что если в ПК установлено 8 ГБ памяти, и до 2 ГБ из них нужно самой Windows, а видеокарта «откусит» еще 2-3 ГБ, то под все остальное (в том числе, не графические данные игры) останется всего 3-4 ГБ. Этого бывает мало, поэтому для требовательных современных игрушек желательно иметь от 12 ГБ.

Также нехватка 8 ГБ хорошо ощущается при моем сценарии использования. Если вы, как и я, держите запущенными пару браузеров с десятками вкладок, кучу мелкого софта в фоне (типа мессенджеров, торрентов, скриншотеров и т.д.), и при этом не выходите из игры – 8 ГБ мало. Еще год назад этого хватало, чтобы держать в фоне WoT, но сейчас – нет.

Задачи остались те же, но с версией 1.0 танки «потолстели», и если сворачивать их, вылеты случаются по три раза на дню. Раньше я мог свернуть ее, не открывать три дня, но никаких проблем не было. Так что в подобном сценарии нужно 12-16 ГБ, а можно и больше, если кошелек и возможности материнки с процессором позволяют.


Таким образом, для нормального функционирования Windows (хоть 7, хоть 8, хоть 10) нужно от 4 ГБ оперативки. Это допустимый объем для более-менее комфортной офисной работы и мультимедиа. Если хочется еще и поиграть во что-то, выпущенное не в эпоху Core2Duo, придется увеличивать оперативку до 6-8 ГБ.

В тяжелых задачах бывает мало и 6-8 ГБ ОЗУ. Так что собирать новый геймерский ПК, как и рабочую машину для тяжелых задач, с объемом оперативки меньше 12-16 ГБ в 2019 году не стоит. Чем больше ОЗУ, тем лучше. Жаль только, что после стремительного подорожания 2 года назад, цены на RAM так и не вернулись до уровня лета 2016.

Сколько оперативной памяти нужно компьютеру для игр и windows

Оперативная память – компонент, жизненно необходимый любому компьютеру. В каком-то смысле она подобна игровой площадке: чем просторнее территория, тем больше развлекательных комплексов там можно поставить. Для ПК это значит, что с большим количеством оперативной памяти он сможет без проблем обрабатывать множество процессов. И наоборот: с малым объемом ОЗУ его возможности будут ограничены.

По правде говоря, прибавка оперативной памяти не всегда ускоряет работу устройства. Большое значение имеют также мощность CPU, тип и модель графического процессора и прочие факторы, но это другая история.

Итак, сколько ОЗУ требуется вашему ПК? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего знать, для какой цели вы используете компьютер – для игр, профессиональной деятельности, зависания в соцсетях или чего-то еще. А кроме этого нужно узнать, сколько памяти уже есть. Может оказаться так, что существующего объема вам вполне достаточно.

Как узнать, сколько оперативной памяти стоит в компьютере

Самый быстрый способ сделать это – запустить диспетчер задач. Щелкните правой кнопкой мыши на панели задач и выберите пункт «диспетчер задач». Перейдите во вкладку «производительность», выберите раздел «память», и вы увидите, какой объем оперативной памяти в данный момент установлен в ПК.

Диспетчер задачПример отображения вкладки «Производительность» в Диспетчере задач

Продвинутое программное обеспечение, например, CPU-Z или HWInfo, даст более подробное представление об аппаратных возможностях устройства, его совместимости с разными поколениями и типами ОЗУ, а также другую полезную информацию, которую важно знать перед апгрейдом машины.

Главное – помнить, что каждое новое поколение оперативной памяти работает быстрее и эффективнее предыдущего. Поколение DDR5 еще не стало коммерчески доступным (его появление на рынке запланировано на конец 2019), поэтому на данный момент самым быстрым и продвинутым решением является DDR4. Однако не все ПК совместимы с DDR4, некоторые могут работать только с более старыми DDR3 или DDR2.

Сколько оперативной памяти требуется компьютеру

В самых бюджетных ПК используется 2 ГБ. В машинах средней мощности, пригодных для выполнения офисных задач, стоит уже 3-4 ГБ.
Объем в 6-8 ГБ считается оптимальным для большинства обычных пользователей. Профессиональным дизайнерам, художникам, 3D-моделлерам и геймерам обычно требуется 12-16 ГБ. Под особо сложные задачи может понадобиться 32 ГБ или даже больше.

RAM

Особенности операционной системы

Для ОС Windows, основанной на 32-разрядной архитектуре, максимально возможным объемом оперативной памяти является 4 ГБ. Если добавить еще, то все, что свыше 4 ГБ, не будет использоваться из-за ограничений операционной системы. По этой причине в 32-битном компьютере стоит всего 2-4 ГБ ОЗУ, больше он просто не видит.

Но если в ПК стоит 64-битный процессор, то на него можно поставить 64-разрядную Windows (предпочтительно Windows 10), и тогда работа с объемами ОЗУ от 4 ГБ и выше станет возможной.

Минимальный объем оперативной памяти для компьютеров на Виндовс 7, 8 и 10 составляет 1 ГБ для 32-разрядной архитектуры и 2 ГБ для 64-разрядной. Но для комфортной работы и приемлемой производительности этого объема мало.

ПК на Lunix менее требовательны. Ubuntu, наиболее популярный дистрибутив, нуждается всего в 2 ГБ оперативки. Причина кроется в том, что Linux-системы (Ubuntu, Mint, OpenSUSE и пр.) имеют более низкие системные требования, чем Windows.

Для игр

Раз уж речь зашла об играх, сделаем оговорочку: под геймингом мы подразумеваем не майкрософтовские пасьянсы или браузерные развлекалки типа ферм, а нечто более сюжетное и хардкорное.

Наибольшее значение в геймерской среде придается видеокарте и процессору, но и оперативная память является немаловажным фактором. Многие игроки утверждают, что 4 ГБ им вполне достаточно, хотя рекомендованным объемом для геймерских целей считается 8-16 ГБ. В этом случае не придется жертвовать настройками.

В описании к большинству современных видеоигр указан рекомендованный объем 8 ГБ ОЗУ. Это касается, например, GTA V, Fallout 4, серии Hitman, The Witcher, The Division. Для стримов по этим и аналогичным по сложности играм не лишним будет иметь и 16 ГБ ОЗУ. Кстати, это далеко не предел: Windows 10 поддерживает до 1 ТБ оперативной памяти.

Работа с графикой

Adobe Creativity Cloud рекомендует 8-16 ГБ для стабильной работы графических приложений. 4 ГБ – крайний минимум. Большинство других программ для дизайна и творческой работы имеют аналогичные требования. Запускать Photoshop на компьютере с 2 ГБ оперативной памяти – пустая трата времени и нервов. Он, конечно, запустится, но назвать это нормальной работой язык не повернется.

Простые программы типа Paint обойдутся и малым количеством ОЗУ, но и возможностей у них гораздо меньше, чем у профессиональных редакторов.

Офисные приложения

Офисные работники чаще всего оценивают производительность компьютера по тому, с какой скоростью запускается и насколько отзывчиво работает пакет приложений Microsoft Office. Его и будем считать главным условием задачи.

Office 2013 «весит» около 700 МБ. Загружается он быстрее и менее прожорлив, чем его аналоги 2016 и 2019 года. Для стабильной работы Office 2013 достаточно 2 ГБ оперативки. Office 2016 понадобится как минимум 4.

Другие офисные пакеты, такие как LibreOffice, WPS, Open Office и прочие аналоги, могут довольствоваться скромными 2 ГБ. Документы Google запускаются через браузер. Может показаться, что для этой программы не так важен объем установленной оперативной памяти, но это не так: если офисные браузерные приложения Google используются в течение долгого времени, расход ресурсов растет.

Работа в браузере

Google Chrome, самый популярный интернет-просмотрщик, заработал репутацию пожирателя ОЗУ. Чем больше вкладок в нем открыто, тем больше оперативной памяти браузер потребляет, поскольку каждая вкладка в диспетчере задач отображается как отдельный процесс.

То же самое касается и Оперы. Раньше она позиционировалась как «самый быстрый браузер в мире», а теперь технически очень похожа на Google Chrome. После перехода на гугловский движок Blink в Opera появилась возможность запускать расширения из Chrome Webstore, но вот системные требования изменились далеко не в лучшую сторону.

В общем, чем больше вкладок вы привыкли держать открытыми, тем больше оперативной памяти нужно вашему компьютеру. Какой браузер вы используете – дело второстепенной важности.

На форумах владельцы ПК и ноутбуков отмечают, что с 2 ГБ серфить в интернете можно. Процесс идет неплохо, если при этом не запускать никаких других приложений, кроме браузера. Но чтобы не заморачиваться с постоянной очисткой ОЗУ и перезагрузкой, нужно как минимум 4 ГБ.

Подведем итоги

Оперативка для компьютера

1 ГБ – критический минимум, необходимый для 32-разрядной Windows. Посидеть с такого ПК в интернете и поработать в текстовом редакторе нормально не получится, даже не надейтесь.

2 ГБ – рекомендованный минимум, требуемый для 64-разрядной Windows. Он позволяет с относительным комфортом загружать сайты, работать с почтой, использовать офисные программы, однако при выполнении более сложных задач компьютер начнет лагать. Если нет возможности увеличить объем ОЗУ, хотя бы постарайтесь не запускать много приложений одновременно.

4 ГБ – объем ОЗУ, который используется в большинстве бюджетных ноутбуков. Это потолок для 32-разрядных Windows. Работа в офисных программах, браузере и почте пойдет хорошо. Можно даже запускать не слишком ресурсоемкие игры на средних настройках.

8 ГБ – оптимальное решение для домашних и офисных ПК с прожорливым программным обеспечением, включая браузеры, офисные пакеты, фото- и видеоредакторы, видеоигры и др.

16 ГБ – рекомендованный объем для профессиональной работы с использованием специфического ПО вроде Adobe Creativity Cloud, CAD-редакторов, а также хардкорных видеоигр и стриминга по ним.

32+ ГБ может потребоваться под очень специфичные цели, для серверов, рабочих станций и пр.

Сколько оперативной памяти нужно для компьютера?

ОЗУОЗУДобрый день.

Сегодняшняя статья посвящена оперативной памяти, а точнее ее количеству на наших компьютерах (оперативную память часто сокращают — ОЗУ). ОЗУ играет большую роль в работе компьютера, если памяти не хватает — ПК начинает тормозить, игры и приложения открываются неохотно, картинка на мониторе начинает «дергаться», повышается нагрузка на жесткий диск.  В статье как раз и остановимся на вопросах связанных с памятью: ее видах, о том, сколько нужно памяти, на что она влияет.

Кстати, возможно вам будет интересна статья о том, как проверить свою ОЗУ.

Как узнать количество оперативной памяти?

1) Самый простой способ это сделать — зайти в «мой компьютер» и нажать правой кнопкой мышки в любом месте окна. Далее выбрать в контекстном меню проводника «свойства». Так же можно открыть панель управления, в поисковую строку ввести «система». См. скриншот ниже.

2014-02-12 19_53_11-система - Панель управления2014-02-12 19_53_11-система - Панель управления Количество оперативной памяти указано рядом с индексом производительности, под информацией о процессоре.

2014-02-12 19_53_22-Система2014-02-12 19_53_22-Система 2) Можно воспользоваться и сторонними утилитами. Чтобы не повторяться, дам ссылку на статью о программах для просмотра характеристик ПК. Воспользовавшись одной из утилит можно узнать не только количество памяти, но и многие другие характеристики ОЗУ.

Виды оперативной памяти

Здесь хотелось бы остановиться не на технических терминах, которые мало что говорят простым пользователям, а попытаться простым примером объяснить, что же производители пишут на планках ОЗУ.

Например, в магазинах, когда вы хотите купить модуль памяти, пишется примерно следующее:  Hynix DDR3 4GB 1600Mhz PC3-12800. Для неподготовленного пользователя — это китайская грамота.

Давайте разбираться.

Hynix — это производитель. Вообще, есть десяток популярных производителей ОЗУ. Например: Samsung, Kingmax, Transcend, Kingston, Corsair.

DDR3 — это тип памяти. DDR3 на сегодняшний день самый современный тип памяти (раннее были  DDR и DDR2). Различаются они пропускной способностью — скоростью обмена информацией. Главное здесь в том, что DDR2 нельзя поставить в слот для карты DDR3 — у них разная геометрия. См. картинку ниже.

DDRDDR Именно поэтому важно знать перед покупкой какой тип памяти поддерживает ваша материнская плата. Узнать это можно, открыв системный блок и посмотрев своими глазами, а можно воспользоваться специальными утилитами.

 4GB — объем оперативной памяти. Чем больше — тем лучше. Но не забывайте, что если процессор в системе не такой мощный — то ставить большой объем ОЗУ нет никакого смысла. Вообще, планки могут быть совершенно разного объема: от 1гб до 32 и более. Об объеме см. ниже.

1600Mhz PC3-12800 — Рабочая частота (пропускная способность). Разобраться с данным показателем поможет вот эта табличка:

Как видно из таблицы пропускная способность такого ОЗУ равна 12800 мб/с. Не самая быстрая на сегодняшний день, но как показывает практика, для быстродействия компьютера куда важнее объем этой самой памяти.

Количество оперативной памяти на компьютере

1 ГБ — 2 ГБ

На сегодняшний день данное количество оперативной памяти может использоваться только на офисных компьютерах: для редактирования документов, просмотра интернета, почты. Запустить игры с таким объемом ОЗУ, конечно можно, но лишь самые простые.

Кстати, с таким объемом можно установить и Windows 7, она будет нормально работать. Правда, если вы откроете пяток документов — система может начать «задумываться»: будет не так резко и рьяно реагировать на ваши команды, картинка на экране может начать «дергаться» (особенно, это касается игр).

Так же при нехватки оперативной памяти, компьютер будет использовать файл подкачки: часть информации из оперативной памяти, которая в данный момент не используется, будет записываться на жесткий диск, а затем, по мере необходимости — считываться с него. Очевидно, что при таком положении дела возникнет повышенная нагрузка на жесткий диск, а так же это сильно может отразиться на скорости работы пользователя.

4 ГБ

Самое популярное количество ОЗУ в последнее время. На многие современные ПК и ноутбуки под управлением Windows 7/8 ставят 4 гб памяти. Этого объема достаточно для нормальной работы и с офисными приложениями, позволит запускать почти все современные  игры (пусть и не на максимальных настройках), просматривать HD видео.

8 ГБ

Такой объем памяти с каждым днем все более популярен. Он позволяет открывать десятки приложений, при этом компьютер ведет себя очень «шустро». К тому же, при таком объеме памяти можно запускать на высоких настройках многие современные игры.

Однако, стоит сразу отметить. Что такой объем памяти будет оправдан в том случае, если у вас в системе установлен мощный процессор: Core i7 или Phenom II X4. Тогда он сможет использовать память на все сто — и файл подкачки использовать вообще не придется, тем самым скорость работы повышается в разы. К тому же уменьшается нагрузка на жесткий диск, снижается энергопотребление (актуально для ноутбука).

Кстати, здесь действует и обратное правило: если процессор у вас бюджетного варианта — то ставить 8 гб памяти нет никакого смысла. Просто процессор будет обрабатывать некоторый объем оперативной памяти, скажем 3-4 гб, а остальная память не добавит абсолютно никакой скорости вашему компьютеру.

 

8 или 16 Гбайт / Процессоры и память

⇡#Эффективность файла подкачки в играх

Мы уже выяснили, что в зависимости от видеокарты современные игры потребляют разное количество оперативной памяти. Вполне очевидно, что пользователи, у которых есть возможность приобрести видеокарту уровня GeForce GTX 1070, GeForce GTX 1080 или GeForce GTX 1080 Ti, найдут средства для покупки комплекта ОЗУ объемом 16 Гбайт и больше. Вопрос нехватки оперативной памяти актуален для бюджетных игровых систем, а в них используются преимущественно ускорители с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти. Поэтому для изучения эффективности работы файла подкачки я выбрал два графических адаптера: Radeon RX 480 4 Гбайт и GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Во время тестирования, помимо самих игр, были запущены следующие программы: Steam, Origin, Uplay, «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Настройка файла подкачки в Windows 10

Настройка файла подкачки в Windows 10

Нехватка видеопамяти приводит к тому, что все данные, которые не поместились, «складируются» в оперативную память. А уже при нехватке ОЗУ задействуется файл подкачки — именно он используется для хранения страниц виртуальной памяти. Windows автоматически устанавливает его объем, но для тестирования я увеличил емкость swap-файла до 8 Гбайт.

Файл подкачки в Windows 10 настраивается в меню «Виртуальная память», в которое можно попасть следующим образом: «Панель управления» -> «Дополнительные параметры системы» -> вкладка «Быстродействие» -> вкладка «Дополнительно».

У читателей возникнет вполне резонный вопрос: может, нехватку оперативной памяти хоть как-то компенсирует использование в системе твердотельного накопителя? Мотив простой — SSD заметно быстрее обыкновенных жестких дисков. Для проверки этого предположения я использовал четыре системы: SSD + 8 Гбайт ОЗУ; HDD + 8 Гбайт ОЗУ; SSD + 16 Гбайт ОЗУ; HDD + 16 Гбайт ОЗУ.

Настройка файла подкачки в Windows 10

Без swap-файла, размещенного на жестком диске или твердотельном накопителе, при использовании в системном блоке 8 Гбайт оперативной памяти и меньше не обойтись. Большинство игр элементарно не запускаются, хотя в рекомендуемых системных требованиях к этим приложениям и указано наличие 8 Гбайт оперативной памяти.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
Очень высокое Быстрое сглаживание
4 GTA V, город Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
Очень высокое Нет
6 Watch_Dogs 2, город Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
Очень высокое SMAA
7 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
8 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
Макс. качество Нет

Из пятнадцати игр, в которых производились замеры потребления ОЗУ, я оставил восемь. Во всех, кроме «Ведьмака-3», зафиксировано использование больше 8 Гбайт оперативной памяти при установленной в стенде GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Для некоторых игр применялось два пресета настроек качества графики. Это сделано для того, чтобы нивелировать просадки FPS, связанные с нехваткой быстродействия графического процессора.

Производительность в играх определялась при помощи хорошо известной программы FRAPS. Она позволяет получить время рендеринга каждого кадра. Затем при помощи утилиты FRAFS Bench Viewer рассчитывался не только средний FPS, но и показатели «0,1% min» и «1% min» (99,9-я и 99-я перцентили) — число FPS, которое ниже измеренного с вероятностью 99,9% и 99%.

Настройка файла подкачки в Windows 10

Согласно замерам потребления оперативной памяти, системе с GeForce GTX 1060 3 Гбайт в GTA V необходимо больше 9 Гбайт ОЗУ. Действительно, при прогоне встроенного бенчмарка мы видим, что начинаются проблемы. Так, конфигурация «HDD + 8 Гбайт ОЗУ» показала самое высокое среднее количество кадров в секунду. Это связано с тем, что нехватка оперативной памяти спровоцировала не только микрозависания, но и медленную загрузку объектов. В сцене с полетом самолета некоторые объекты (горы, дорога) не прогружались вообще. С применением твердотельного накопителя в качестве файла подкачки система стала вести себя лучше, но просадки FPS никуда не делись.

Настройка файла подкачки в Windows 10

«Ведьмак-3», как и GTA V, является «песочницей», а для игр с открытым миром характерна частая подгрузка данных с накопителя в оперативную память. Среди систем, в которых использовалось 8 Гбайт оперативной памяти, наиболее эффективно проявила себя конфигурация с SSD. Это касается и стенда с GeForce GTX 1060, и с Radeon RX 480.

Настройка файла подкачки в Windows 10   Настройка файла подкачки в Windows 10

Rise of the Tomb Raider на открытых локациях тоже довольно часто обращается к накопителю во время игры. При быстром передвижении загрузка данных совершается каждые 15-20 секунд — это видно по постоянно появляющемуся значку в правом нижнем углу экрана. Благодаря этому даже при наличии 16 Гбайт оперативной памяти мы наблюдаем разный средний FPS на системах с SSD и HDD. Получается, что в RotTR накопитель тоже влияет на общий уровень быстродействия.

Игра запускалась с двумя пресетами качества. В обоих случаях с применением как GeForce GTX 1060, так и Radeon RX 480 играть было некомфортно — Rise of the Tomb Raider необходим ПК с 16 Гбайт оперативной памяти.

Настройка файла подкачки в Windows 10   Настройка файла подкачки в Windows 10

Аналогичная ситуация наблюдается и в Watch_Dogs 2. Играть без подтормаживаний на заданных мной настройках качества графики можно только в случае с 16 Гбайт ОЗУ. Очередная «песочница» вообще установила рекорд по «прожорливости» памяти. В случае с GeForce GTX 1060 ей потребовалось почти 13 Гбайт ОЗУ! При использовании 8 Гбайт DDR4 появилось информационное сообщение о том, что оперативной памяти не хватает и необходимо снизить настройки качества графики. Снизил — не помогло!

Настройка файла подкачки в Windows 10

А вот Mass Effect Andromeda при том, что игра потребляет больше 12 Гбайт оперативной памяти, вела себя относительно стабильно на системах с 8 Гбайт, однако был замечен лаг в конфигурации с GeForce GTX 1060, SSD и 8 Гбайт ОЗУ. Отчетливо видимый не только при анализе времени рендеринга, но и визуально. Правда, при воспроизведении сцены с другими комплектующими подобный сценарий больше не повторился. Предполагаю, что задержки все же возможны в процессе игры на системах с 8 Гбайт оперативной памяти.

Настройка файла подкачки в Windows 10   Настройка файла подкачки в Windows 10
Настройка файла подкачки в Windows 10   Настройка файла подкачки в Windows 10

Нехватка оперативной памяти чувствуется в Ghost Recon Wildlands, Deus Ex Mankind Divided и HITMAN. Получается, что в семи играх из восьми при заданных нами настройках качества графики комфортный фреймрейт на системах с 8 Гбайт невозможен. Присутствие SSD в качестве файла подкачки выглядит предпочтительнее свопа данных на жесткий диск, но эффект от присутствия 16 Гбайт в системе оказывается более действенным.

Настройка файла подкачки в Windows 10

Нехватка ОЗУ и видеопамяти в HITMAN приводит не только к задержкам, но и к заметному снижению среднего показателя кадров в секунду.

⇡#Выводы

Давайте подведем главный и, наверное, самый очевидный итог. Оптимальный вариант для игрового производительного компьютера — это наличие 16 Гбайт ОЗУ, хотя в 2017 году вполне реально обходиться и меньшим массивом памяти. Для этого достаточно использовать средние или высокие настройки качества графики. Так что 8 Гбайт ОЗУ — не приговор, но при возможности увеличьте объем памяти в своей системе вдвое. Для большей наглядности я структурировал полученные данные в таблицу.

Необходимый объем оперативной памяти в ресурсоемких играх
Объем памяти у видеокарты
4 Гбайт и меньше От 6 до 8 Гбайт 8 Гбайт и больше
Настройки качества графики в играх Максимальные 16 Гбайт 16 Гбайт 16 Гбайт
Очень высокие 16 Гбайт 16 Гбайт 16 Гбайт
Высокие 16 Гбайт 8 Гбайт 8 Гбайт
Средние 8 Гбайт 8 Гбайт 8 Гбайт
Низкие 8 Гбайт 8 Гбайт 8 Гбайт
Достаточные настройки качества графики в ресурсоемких играх
Объем памяти у видеокарты
4 Гбайт и меньше От 6 до 8 Гбайт 8 Гбайт и больше
Объем оперативной памяти 8 Гбайт Средние Высокие Высокие
16 Гбайт Максимальные Максимальные Максимальные
Больше 16 Гбайт Максимальные Максимальные Максимальные

Таблица носит условный характер, так как компьютерных игр много, и в ряде случаев потребуется настраивать изображение в индивидуальном порядке. Но в ресурсоемких приложениях, которые требуют больше 4 Гбайт видеопамяти, зачастую придется довольствоваться только высокими или же и вовсе средними режимами качества графики, если в компьютере установлено всего 8 Гбайт ОЗУ. А еще обходить стороной такие «тяжеловесные» опции, как сглаживание.

Применение в геймерских ПК 16 Гбайт уже давно считается обыденностью. Запас прочности имеется, но такие игры, как Watch_Dogs 2, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex Mankind divided и Mass Effect Andromeda, демонстрируют, что, возможно, уже совсем скоро ААА-проектам потребуется больше оперативной памяти, если мы говорим о развлечениях с максимальными настройками качества графики. К тому же тестирование проводилось без дополнительной нагрузки в виде открытого браузера с большим количеством вкладок. Следовательно, покупка 32-гигабайтного комплекта для перестраховки или же просто потому, что есть такая возможность, не видится мне бессмысленной затеей. В любом случае при конфигурировании геймерского ПК подбирайте комплектующие таким образом, чтобы оставалась возможность для последующего апгрейда.

Также тестирование показывает, что файл подкачки при нехватке оперативной памяти выручает далеко не всегда. Особенно при использовании в системе видеокарты с 2, 3 и даже 4 Гбайт памяти. Конфигурации с SSD в целом проявляют себя лучше, чем аналогичные сборки с HDD, однако просадки FPS все равно наблюдаются в обоих случаях. При наличии достаточного объема ОЗУ особой разницы между тем, на каком накопителе установлена игра, нет. Среди рассмотренных приложений исключением является только Rise of the Tomb Raider.

Твердотельный накопитель — это не только более «отзывчивый» swap-файл, но и более быстрая загрузка операционной системы, приложений и, конечно же, самих игр. Поэтому в состав сбалансированного и производительного игрового компьютера должны входить не только 16 Гбайт оперативной памяти, но и SSD.

Выражаем благодарность компьютерному магазину «Регард» за предоставленное для тестирования оборудование.

Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *