М 2 4: Шерман (танк) — Википедия – Другой ленд-лиз. Танк М4 «Шерман». Извечный соперник Т-34

Содержание

Другой ленд-лиз. Танк М4 «Шерман». Извечный соперник Т-34

Сегодня многие «эксперты» (в первую очередь иностранные), да и некоторые реальные эксперты называют средний танк «Шерман» лучшей боевой машиной Второй мировой войны, ставя ее впереди советской «тридцатьчетверки».

Это, конечно, вопрос вкуса, то есть абсолютно спорный. Спорить, какой танк был лучше, мы станем в следующий раз, сейчас же я скажу, что эти два танка точно стоили один другого и сопоставимы по боевой мощи и броневой защите. Но есть повод подумать.

Так же, как и собрат Т-34, М4 был основным средним танком американской армии в период Второй мировой войны. Свое название танк получил (как и все его соотечественники) в честь американского генерала Уильяма Шермана.

Это один из трех самых массовых танков в истории. Всего за три года (с 1942-го по 1945-й) американцы изготовили почти 50 тысяч (49 234) танков. Почетное третье место вслед за Т-34 и Т-55.

Понятно, что такое количество танков американцы использовали как положено – делились с союзниками. Особенно после Второй мировой войны. М4 стояли на вооружении армии Израиля во время войны за независимость и шестидневной войны. Во время индо-пакистанского конфликта 1965 года эти боевые машины использовались как Индией, так и Пакистаном.

Но вернемся к Великой Отечественной.

В рамках ленд-лиза СССР получил более 4 тысяч танков М4 «Шерман».

Нашим танкистам машина «зашла». Танк получил прозвище «эмча» (от обозначения М4) и любили ее. Главным достоинством М4 считался комфорт работы для экипажа. Удобство работы экипажей выгодно отличало М4 от Т-34, это автор смог оценить сам, побывав внутри обеих машин, пусть и в разное время. В Т-34 очень сложно перемещаться даже когда танк просто стоит. На ходу, в условиях боя – это что-то просто запредельное.

М4 обладал очень большим боевым отделением. Да, за счет высоты, но если даже сравнить с Т-34 (2743 мм у М4 против 2405 мм у Т-34), то не сильно критично.

Естественно, «Шерман» имел весьма высокий уровень изготовления. Чего тут говорить, танки делали вполне квалифицированные мужики в Детройте. Как и вся американская техника, М4 имел отличное приборное обеспечение и прекрасную радиостанцию.

В целом машина была конкурентоспособная применительно к условиям Восточного фронта. Потому и снискала уважение советских танкистов.

Но начал свой боевой путь «Шерман» в Северной Африке, добивая части Роммеля, только после испытаний боем в Африке М4 попал на Восточный фронт, затем была высадка союзников в Нормандии и боевые действия по всей Европе. Естественно, пришлось повоевать и на островах в Тихом океане.

По истории создания. Сама история создания М4 – это заодно и история создания американских танковых войск. Тут надо сказать, что к началу Второй Мировой войны американцы подошли не то что не имея танковых войск, у них даже в принципе не рассматривался вопрос постройки танков!

И это при наличии просто восхитительной (см статьи об автомобилях) автомобильной промышленности. А вот танки были не нужны. Считалось, что при ведении боевых действий танки противника будут уничтожаться огнем самоходных установок и полевой артиллерии.

Самоходные установки (о них рассказы впереди) у американцев вышли на славу.

А вот танки в США не рассматривались. Работы велись, более того, танки американского конструктора Кристи стали платформой для создания английского «Крузейдера» и советского БТ.

Но началась Вторая мировая война и тут до американцев дошло, что творят немцы своими танковыми соединениями. Действительно, то, что демонстрировал Вермахт в кампаниях 1939-1941 годов, впечатлило бы кого угодно.

Армия США на момент начала войны имела на вооружении всего несколько сотен легких танков типа М2, которые, мягко говоря, были теми еще чудовищами. И не шли ни в какое сравнение с танками европейских держав.

То, что сделали американцы, бросившись в гонку вооружений в 1939 году, можно назвать технологическим подвигом. Да, путь от М2 до М4 был непрост, полон проб и ошибок, главным из которых стал жуткий урод М3 «Ли». Об этом танке, который у нас справедливо назвали «братской могилой» мы тоже расскажем.

И вот, в 1942 году в серию пошел М4. Модификация танка со сварным корпусом получила обозначение М4, а с литым – М4А1.

Изначально танк планировали оснастить новым 76-мм орудием М3, но пушка к войне не успела, потому пришлось поставить 75-мм орудие от М3 «Ли».

Но существовали и варианты.

Например, «чистый» M4. Машина имела сварной корпус, карбюраторный двигатель и два варианта вооружения. Общее количество танков этой модификации – 8389 штук, 6748 из которых были вооружены M3, а еще 1641 – 105-мм гаубицей.

M4A1. Здесь был литой корпус и двигатель Continental R-975. Общее количество изготовленных машин – 9677 штук, 6281 из которых были вооружены пушкой M3, а 3396 танков получили новое 76-мм орудие M1.

M4A2. Интересная модификация, где в сварной корпус влепили силовую установку из двух дизельных двигателей General Motors 6046. Общее количество изготовленных машин этой модификации составляет 11 283 штук, из них 8 053 были вооружены пушкой M3, 3 230 машин получили орудие M1. В основном, кстати, эти танки достались нам.

M4A3. Сварной корпус и бензиновый двигатель Ford GAA. Общее количество 11 424 единиц, 5 015 из которых имели орудие M3, 3 039 штук (M4A3(105)) были вооружены 105-мм гаубицей, а 3 370 штук (M4A3(76)W) орудием M1.

M4A4. Сварной удлиненный корпус и силовая установка, состоящую из пяти (!!!) автомобильных бензиновых двигателей. Всего было выпущено 7 499 машин этой модификации. Все они имели на вооружении орудие M3 и отличались несколько другой формой башни, в кормовой нише была расположена радиостанция, а на левой стороне башни был люк для стрельбы из личного оружия.

Кроме обычных средних танков М4 существовали и специальные танки, созданные на базе этой машины. Например, Sherman Firefly — танки модификаций M4A1 и M4A4, вооруженные английским 17-фунтовым (76,2 мм) противотанковым орудием, или Sherman Jumbo – штурмовой танк, с усиленным бронированием и 75-мм пушкой М3.

Весьма интересными машинами были так называемые ракетные танки: Sherman Calliope и T40 Whizbang, оборудованные установками для пуска реактивных снарядов.

На базе «Шермана» были созданы машины для разминирования (Sherman Crab), инженерные (M4 Dozer) и огнеметные танки.

Конструктивно танк «Шерман» выполнен по схеме, более характерной для немецкого танкостроения тех лет: его трансмиссия и отделение управления размещены в передней части корпуса, а моторный отсек – в задней. Между ними расположено боевое отделение.

Конструкторам пришлось здорово поработать мозгами, размещая в корпусе карданный вал, который шел от двигателя в корме к коробке передач в передней части танка. Из-за этого пришлось разместить двигатель под углом, почти вертикально, что несколько увеличило высоту танка.

В передней части корпуса располагалось отделение управления, в котором за трансмиссией размещались места механика-водителя и его помощника/пулеметчика.

За отделением управления находилось боевое отделение. В нем располагались командир машины, наводчик и заряжающий. Там же размещался боекомплект орудия, огнетушители и аккумуляторы. В башне было размещено орудие, прицельные приспособления, спаренный пулемет и радиостанция.

В задней части танка располагалось моторное отделение, которое было отделено от боевого специальной перегородкой.

«Шерман» имел литую башню с небольшой кормовой нишей, толщина ее лобовой брони составляла 76 мм, борта и корма имели броню в 51 мм, а маска орудия имела бронирование в 89 мм.

На крыше башни располагался двустворчатый командирский люк, который использовался для эвакуации всех членов экипажа, находящихся в боевом отделении. Люк достаточно большой и при необходимости действительно, три человека могли весьма оперативно покинуть машину.

На более поздних сериях машины к нему был добавлен еще один люк для заряжающего.

Первоначально основной боезапас танка находился в надгусеничных полках, которые снаружи имели дополнительное бронирование. Однако 88-мм немецкие зенитки прошивали полки и боекомплект детонировал. И с 1944 года его перенесли на пол боевого отделения, и была использована так называемая «мокрая боеукладка»: снаряды заливались водой с добавлением этиленгликоля.

Ходовая часть танка состояла из шести одинарных опорных катков на каждый из бортов, они были объединены попарно в три тележки, каждая из которых была подвешена на двух пружинах. Кроме того, на каждом борту было по три поддерживающих катка, ведущее переднее колесо и направляющие колеса.

Как воевали «Шерманы».

Первые танки стали поступать в войска в середине 1942 года, но американским танкистам так и не удалось освоить новую технику. Взвыл Черчилль, потому что в Африке Роммель регулярно отоваривал англичан. Потому первые партии «Шерманов» пошли именно англичанам в Африку.

Так что боевое крещение «Шерманы» приняли в Египте, куда были переброшены силой грозною аж в 318 штук и почти сразу пошли в бой.

Другой ленд-лиз. Танк М4 «Шерман». Извечный соперник Т-34

Роммель не оценил, поскольку М4 был не по зубам основной массе немецких танков. А «Ахт-комма-ахт» на всех участках не могли присутствовать. И, реально можно сказать, что в победу при Эль-Аламейне «Шерманы» внесли весьма большой вклад.

Другой ленд-лиз. Танк М4 «Шерман». Извечный соперник Т-34

Американские танкисты на «Шерманах» впервые вступили в бой во время высадки в Тунисе. Из-за отсутствия боевого опыта в первых боях было потеряно много машин, однако научившись, американцы смогли весьма эффективно использовать свои М4. Историки отмечают великолепную приспособленность «Шерманов» именно для использования в пустыне.

Эйфория закончилась в феврале 1943 года, когда «Шерман» впервые встретился с «Тигром». Сразу стало понятно, что «Шерман» «Тигру» на один клык.

Но деваться было совершенно некуда, поэтому М4 принимали участие в войне в качестве основного танка армии США.

А вот в Нормандии «Шерманам» пришлось еще хуже. Немцы активно использовали против «Шерманов» «Пантеры», против которых у М4 было еще меньше шансов. Пересеченная местность Западной Европы не давала «Шерманам» продемонстрировать свои лучшие качества: скорость и маневренность.

Другой ленд-лиз. Танк М4 «Шерман». Извечный соперник Т-34

«Шерманы» горели, но продолжали делать свое дело. Вариантов не было. За девять месяцев боев после высадки только 3-я танковая дивизия США потеряла 1 348 машин. Справедливости ради отметим, что очень большие потери были от «фаустпатронов».

Как обстояло дело на Восточном фронте.

Первые М4 прибыли в Советский Союз в ноябре 1942 года, стратегически очень своевременно. Нам в основном поставляли дизельную модификацию М4А2. Почему дизель – все просто. Американские двигатели не слишком хорошо переваривали наш отечественный бензин, а поставок американского топлива едва хватало для самолетов.

«Шерманы» воевали повсюду, от севера до Кавказа. Но, так как пик поставок пришелся на 1944 год, то основное применение М4 пришлось как раз на сражения второй половины войны. Наиболее массово «Шерманы» использовались во время операции «Багратион».

Другой ленд-лиз. Танк М4 «Шерман». Извечный соперник Т-34

Наши танкисты любили «Шермана». Он разительно отличался от предшественника, М3 «Ли» настолько, что казался просто шедевром.

Несомненным плюсом «Шерманов» были хорошие прицелы и мощная радиостанция. Уровень бронирования и вооружение были на достаточно высоком уровне для среднего танка Второй Мировой войны.

Другой ленд-лиз. Танк М4 «Шерман». Извечный соперник Т-34

Отдельно стоит отметить, что орудие американского танка имело стабилизацию, что изрядно повышало точность стрельбы во время движения.

Но были и минусы. Танк, прекрасно зарекомендовавший себя в Африке, в условиях русской грязищи и последующей за ней зимы был не очень. Такова была конструкция гусениц, которые не были рассчитаны на применение в таких условиях.

Слабое сцепление с грунтом плюс весьма мощный двигатель в результате часто давали пробуксовку. К недостаткам «Шермана» я бы отнес не высокий силуэт, на который указывают многие эксперты, 30 сантиметров – не бог весть что. А вот то, что даже на фото видно, «Шерман» был высоким и узким. Если к этому добавить не очень удачные гусеницы, все в совокупности часто приводило к опрокидыванию машины.

Еще одним важным преимуществом М4 была его надежность, обусловлено высоким качеством сборки. Учитывая, что до 1939 года промышленность США вообще про танки не думала, стоит признать, что создание такого танка, как М4«Шерман» в столь короткие сроки – это огромное достижение американцев, достойное уважения.

Другой ленд-лиз. Танк М4 «Шерман». Извечный соперник Т-34

ТТХ М4А2 «Шерман»

Боевая масса, т: 30,3
Экипаж, чел: 5
Количество выпущенных, шт: 49 234

Размеры:
Длина корпуса, мм: 5893
Ширина, мм: 2616
Высота, мм: 2743
Клиренс, мм: 432

Бронирование
Тип брони: стальная гомогенная
Лоб корпуса, мм: 51
Борт корпуса, мм: 38
Корма корпуса, мм: 38
Днище, мм: 13-25
Лоб башни, мм: 76
Маска орудия, мм: 89
Башня, мм: 51

Другой ленд-лиз. Танк М4 «Шерман». Извечный соперник Т-34

Вооружение
Тип пушки: нарезная, 75-мм M3 (у М4), 76-мм М1 (у М4(76)), 105-мм М4 (у М4(105)
Боекомплект: 97
Пулемёты: 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4

Подвижность
Тип двигателя радиальный девяти цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с: 400 (395 европейских л. с.)
Скорость по шоссе, км/ч: 48
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40
Запас хода по шоссе, км: 190

Преодолеваемая стенка, м: 0,6
Преодолеваемый ров, м: 2,25
Преодолеваемый брод, м: 1,0

М4 «Шерман» на фото находится в экспозиции музея военной техники УГМК в г. Верхняя Пышма.

Обзор M4A2E4 sherman — премиум танк 5 уровня CТ (оборудование, умение экипажа, тактика игры)

M4A2E4 – американский средний танк V уровня. Машина не прокачиваемая и находится в категории премиумной техники. Сразу отметим, что техника весьма непростая. При неплохом раскладе и умелых руках, M4A2E4 Sherman может приносить очень неплохой доход: до полумиллиона серебра за игровую сессию.

Согласитесь, что это просто отличный показатель для машины 5-го уровня. Однако новичкам вряд ли удастся добиться таких результатов: незнание карт и элементарной механики игры превращает «американца» просто в забавную игрушку, которая помогает прокачивать экипажи танков своей нации. Чтобы лучше понимать сильные и слабые стороны техники, предлагаем вашему вниманию гайд M4A2E4, которой поможет разобраться во всех тонкостях игры на этом премиумном танке.

M4A2E4 sherman тактико-технические характеристики

Начнём с того, что танк M4A2E4 имеет весьма средний запас прочности в сравнении с одноклассниками: 480 единиц. При этом обзор в базовой комплектации составляет 370 метров. Нужно уточнить, что установкой модулей и прокачкой экипажа можно повысить данное значение до 430 м, что является неоспоримым преимуществом для среднего танка.M4A2E4 ТТХ

Масса машины составляет 31 тонну при мощности установленного двигателя в 420 лошадок. В результате соотношение веса к тяговому усилию составляет порядка 13 л. с. на тонну. Что это даёт? Танк получил отличную максимальную скорость: «американец» способен разгоняться до 52 км/час. К манёвренности замечаний тоже нет: шасси поворачиваются со скоростью 43.8 град/сек. Единственный недостаток – это динамика. M4A2E4 Sherman очень тяжело разгоняется, теряет скорость на подъёмах и сложных грунтах.

Переходим к вооружению. Сразу отметим, что в этом плане м4а2е4 выглядит обделённым. Итак, на вооружении у нас стоит 75-миллиметровое орудие Gun M3, способное пробивать всего 92 миллиметра брони бронебойным снарядом.орудие Gun M3

Зарядив подкалибер, это значение увеличивается до 127 мм, разовый урон в обоих случаях составит 110 единиц. О чём это говорит? Бронебойные снаряды будут бесполезны даже для большинства одноклассников, голдой стрелять не всегда рентабельно: для прем техники это верный способ выйти из боя с минусовым балансом серебра. Поэтому остаётся надежда на фугасы: пробитие 38 мм при среднем уроне 175 единиц.

К положительным характеристикам орудия можно отнести отличную скорострельность: 15 выстрелов в минуту. С учётом альфастрайка, это обеспечивает теоретический ДПМ в 1 700 единиц. Однако это весьма приблизительные показатели, ведь при стрельбе ББ очень часто будет слышится обидная фраза «Не пробил». Время сведения вполне приемлемое – 2.1 сек, при этом у орудия просто ужасающая стабилизация и точность. Соответственно играя на этом танке нужно сразу забывать о дистанционных перестрелках и эффектном добивании врага в движении.

Углы вертикального склонения здесь типично американские: 10 градусов вниз, поэтому м4а2е4 может грамотно использовать рельеф игровых локаций.

Оборудование на M4A2E4 sherman

У «американца» имеется много проблем, которые необходимо устранять любыми доступными в игре способами. Учитывая, что речь идёт о среднем премиумном танке, чьей основной задачей является приносить прибыль владельцу, в модернизации однозначно нуждаются орудие и радиус обзора. Урон и возможность светить – это основные составляющие для успешного фарма.Оборудование на M4A2E4 sherman

Итак, мы рекомендуем попробовать к установке такой набор дополнительных модулей:

  • Досылатель – повышаем показатели скорострельности до эталонных значений.
  • Вентиляция – получаем комплексный прирост всех базовых характеристик.
  • Просветлёнка – увеличиваем радиус обзора, чтобы гарантированно пересвечивать противника.

В качестве альтернативы, вентиляцию можно заменить стабилизатором наведения, чтобы частично нивелировать «кривизну» ствола и повысить эффективность стрельбы в движении и на дальних дистанциях. Кроме этого, можно установить противоосколочный подбой, чтобы снизить вероятность получения критических повреждений при попаданиях артиллерии.

Перки для экипажа на M4A2E4

Вторым важным фактором, позволяющим повысить боевые характеристики M4A2E4 Sherman, является выкачивание навыков танкистов. Кстати, под бронёй машины размещаются 5 человек, соответственно можно прокачивать все экипажи СТ своей ветки развития. Для комфортной игры, мы советуем изучать перки в такой последовательности:Перки для экипажа на M4A2E4

Помимо этого, не забываем загружать предлагаемые расходники, которые помогут сохранить в бою сравнительно небольшой запас прочности. Поэтому обязательно возим с собой аптечку, ремкомплект и огнетушитель. Кстати, заменять средство пожаротушения ящиком с колой не рекомендуется: у американца довольно высокая вероятность возгорания двигателя, а такой пожар вполне может стать фатальным.

Бронирование M4A2E4 sherman

В плане защищённости, танк M4A2E4 выглядит очень интересно. Наиболее крепкой частью является лобовая проекция корпуса. Описание техники в игре указывает, что здесь имеется целых 65 миллиметров брони. Однако грамотное расположение бронелистов НЛД дает в приведёнке значение порядка 150 мм.

Верхняя лобовая деталь является более уязвимой: здесь показатели бронирования варьируются в пределах 67-116 мм. Лоб башни защищает плита, толщиной 75 миллиметров, но с учётом рациональных углов и маски орудия, можно получать рикошеты и непробития. Сразу оговоримся, что сильно надеяться на такое и бездумно танковать башней не стоит.Бронирование M4A2E4 sherman

Борта и корма выглядят печально. Здесь всего 38 миллиметров брони, бортовых экранов, дающих дополнительную защиту, не предусмотрено. Поэтому в любых боях не нужно пытаться танковать ромбом и поворачиваться к противникам бортом.

Для сравнения: бронепробитие советского танка 1-го уровня МС-1 составляет 52 миллиметра. Поэтому даже этот малыш при желании неплохо накидает грозному «американцу» по болевым точкам. Единственное утешение: M4A2E4 является льготником, поэтому встречаться с «семёрками» ему не придётся. Основные противники это одноклассники и техника ниже уровнем.

Как играть на M4A2E4?

Тактика игры на M4A2E4 Sherman определённо понравится танкистам, предпочитающими динамику и азарт. Дело в том, что эффективность танка проявляется только на ближних и средних дистанциях, поэтому чтобы фармить, вам придётся неизбежно сближаться с противником.

В целом, здесь применяется засадная тактика игры. Вначале боя присматривается выгодная позиция на потенциально опасном направлении (желательно в густом кустарнике) и выполняем функцию пассивного света. Играть в полноценного светляка не получится ввиду плохой динамики: танк очень медленно разгоняется, и если в процессе активного засвета ему собьют гусеницу, выбраться из-под обстрела американец уже не сможет.M4A2E4 Sherman

При этом не забываем, что M4A2E4 является средним танком с неплохими скоростными характеристиками. Поэтому периодически меняем позицию, не забываем накидывать урон в корму и борта увлёкшимся противникам. Для этих целей, можно брать в бой не менее 30 фугасов: размер боекомплекта в 90 снарядов вполне позволяет это сделать. Удачное попадание фугасом в картонный борт может принести в копилку около 200 урона, а это уже неплохие предпосылки для фарма. Кроме этого, такие снаряды помогут выживать в поединках с легкобронированными, но скорострельными противниками. В частности, встретившись один на один с Т67, перестрелять его бронебойными снарядами Sherman не сможет физически, зато фугасы дают неплохие шансы на победу.

Важно понимать, что необходимо всеми способами стараться избегать дуэлей: M4A2E4 Sherman не может равноценно размениваться уроном с противником. По определению, это танк-крыса, который должен больно укусить и быстро скрыться.

Стоит ли покупать M4A2E4?

Чтобы получилась полная картина, сделаем выводы по м4а2е4 sherman. Начнём сравнительный обзор характеристик со сладкого.

Итак, положительными моментами являются:

  • Скорость. Здесь «американец» вполне может соревноваться с лёгким советским танком Т-50. При этом машина довольно резво поворачивает, ровно идёт по болотам за счёт увеличенного размера гусеничных траков.
  • Радиус обзора. Это неплохая альтернатива откровенно слабому вооружению. По сути, можно вообще не стрелять, получая опыт и серебро за обнаруженных противников, и урон по засвету.
  • Пониженный уровень боёв. Танк не будет встречаться в рандоме с машинами 7-го уровня.
  • Лобовое бронирование. Бронебойными снарядами одноклассники не смогут пробить M4A2E4 в лоб. Однако против голды лобовое бронирование уже не играет.
  • Стабильный прирост КПД. Чтобы получить весомую прибавку к показателям WIN8, нужно сделать всего 7 результативных выстрелов. Учитывая неплохую скорострельность, поднять личную статистику можно уже в первые минуты боя.

Недостатками считаются:

  • Громоздкий силуэт, мешающий прятаться в кустах.
  • Вооружение: косое орудие с низкими показателями бронепробития не может относиться к преимуществам премиумной техники.
  • Отсутствие брони в корме и бортах: любой фугас заходит с максимальным уроном и может привести к фатальным последствиям. К слову, лбом M4A2E4 держит такие попадания весьма неплохо, даже от артиллерии.
  • Частые критические повреждения боеукладки и двигателя.

Учитывая, что жертвой нашего обзора стал премиумный танк, скажем несколько слов о его способности к фарму. Удивительно, но среди техники своего уровня, M4A2E4 Sherman приносит владельцу самый большой доход.M4A2E4 Sherman - доход

Танк светит другим, получая бонусы за урон нанесённый командой, неплохо стреляет по собственному засвету. В результате его средняя доходность составляет порядка 20 000-25 000 серебра без учёта прем аккаунта. Показатель вполне приличный, поэтому в умелых руках M4A2E4 Sherman превращается в грозную и прибыльную машину.

M4A2E4 видео

M4A2E4 Sherman — ВГ нас обманывает — Гайд

М4А2Е4 Шерман M4A2E4 Как фармит?

M2 4.2 inch mortar — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 марта 2013; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 марта 2013; проверки требуют 15 правок.

M2 4.2 inch mortar — американский 106,7-мм миномёт, принятый на вооружение в 1943 году. Применялся во время Второй мировой войны и Корейской войны.

Разработан для стрельбы химическими минами на основе миномёта Стокса, однако в связи с мораторием на их применение о время Второй мировой войны использовался для стрельбы фугасными минами и зажигательными минами, снаряженными белым фосфором[1]. По мощности мины и дальнобойности заметно уступал 120-мм минометам, применявшимся в ВМВ, и превосходил большинство минометов калибра 81-82-мм (и по мощности боеприпаса японский 90-мм миномёт Тип 94) и заметно уступал по дальнобойности советскому 107-мм миномету обр. 1938 г.).

Для стабилизации мин ствол был сделан нарезным, так как попытка оснастить мины оперением не удалась. Для того, чтобы мина входила в зацепление с нарезами ствола были использованы два диска в основании мины, один из которых имел форму чашки без донышка. При детонации метательного заряда второй диск сминал «чашкообразный» диск тем самым выдвигая его закраину за пределы прежнего диаметра мины вводя закраину в сцепление с нарезами ствола. Недостаток нарезных миномётов заключается в том, что мина может упасть задней частью вниз и не взорваться, если угол возвышения более чем 75°. Это ограничивает минимальную дальность стрельбы.

Миномёт M2 4.2 inch mortar в действии.
10 cm Nebelwerfer 35107-мм полковой горно-вьючный миномёт образца 1938 годаM2 4.2 inch mortarOrdnance ML 4.2 inch Mortar
СтранаСоединённые Штаты АмерикиВеликобритания
Назначение и типБатальонный
миномёт
Батальонный
миномёт
Полковой/Дивизионный
миномёт
Дивизионный
миномёт
Калибр, мм/длина ствола, клб105/13107/16107/14106,7/15(Mk 1),16(Mk 2)
Масса в боевом положении, кг105170151236—453
Минимальная/Максимальная дальность стрельбы, м3030630040233750
Минимальный|Максимальный угол ВН, °45-9045-8045-6045-80
Угол горизонтального наведения, °283710
Масса осколочно-фугасной/Дымовой мины, кг7,388,9,111,1-11,69,1-10,2
  1. ↑ Чарльз Б. Макдональд. Тяжёлое испытание. Американские вооружённые силы на Европейском театре во время второй мировой войны. / пер. с англ. Е. М. Федотова; под ред. и с предисл. О. А. Ржешевского. М., Воениздат, 1979. стр.350

американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

В израильском музее бронетанковых войск есть интересный монумент. На пьедестале из камней три танка – советский Т-34-85, британский “Кромвель” и американский “Шерман”. Символизм понятен: это машины, выигравшие Вторую Мировую Войну. И на долю “Шермана” испытаний выпало не меньше, чем “тридцатьчетвёрке”.

C 1942 года и до конца войны М4 составляли основу американских танковых войск, повоевав с японскими милитаристами в Азии и с нацистами в Европе. В составе британских войск “Шерманы” воевали в Африке и высаживались в Италии. Советские М4 освобождали Украину и дошли до Берлина. И ещё долгие годы танк, разработанный ещё в начале сороковых, активно применялся и побеждал в схватках с более современными машинами.

История создания танка

Начало Второй Мировой США встретили, только-только начав выпуск среднего танка М2. Анализ боёв в Польше показал, что танк совершенно не отвечает реальным условиям войны, после чего заказ был сокращён, а выпущенные танки переклассифицированы в учебные.

M3 Lee танк

На замену М2 в авральном порядке (не изготавливались даже прототипы) был разработан танк М3 (в последствии получивший названия “Ли” и “Грант”). Он считался временной мерой, и создание нового современного танка началось сразу же после завершения работ по “Ли”.

Для сокращения времени на разработку и внедрение в производство танк был максимально унифицирован с М3.

Конкретно, двигатель, нижняя часть литого корпуса и подвеска заимствовались с минимальными изменениями.

В сентябре 1941 года был построен прототип с литым корпусом, получивший индекс Т6. От последующих серийных машин он отличался наличием двух дополнительных пулемётов во лбу корпуса, а также наличием люка для экипажа в борту корпуса.

Серийное производство танков М4 началось зимой 1942 года. Первые танки были собраны на паровозостроительном заводе компании Lima и относились к серии М4А1. А произведены эти первые танки были для Британии.

Конструкция

“Шерман” имеет такую компоновку: трансмиссия в передней части корпуса, двигатель — в корме. Боевое отделение и башня размещаются между ними, почти по центру. Высота короба трансмиссии и необходимость разместить в корпусе звездообразный двигатель предопределили размер танка — он получился высоким.

Все модификации “Шермана”, кроме М4А1, имели сварной корпус из катаной брони.

На М4А1 корпус был литым. Общей для всех версий была нижняя лобовая деталь корпуса, одновременно служившая крышкой трансмиссии. Верхний бронелист имел толщину 51 мм и устанавливался под наклоном в 56 градусов (позже – 47 градусов). Борта вертикальные, толщиной 38 мм, такую же толщину имеет кормовая броня.

Толщина лба литой башни – 76мм (при наклоне в 60 градусов), борта и корма – 51 мм. Ранние башни имели один люк – для командира и наводчика, позже был добавлен люк заряжающего. Башня имела электрогидравлический или электрический привод механизма поворота.

Шерман конструкция

В случае отказа механизма была предусмотрена возможность поворота вручную.

Башня “длинноствольных” “Шерманов” отличалась толщиной брони – 64мм по кругу.

Вооружение

Изначальным вооружением “Шермана” было орудие М3 калибра 75мм. Эта пушка представляла собой развитие французского полевого орудия образца 1897 года, принятого на вооружение в США. В варианте М2 орудие устанавливалось на ранние танки М3, а поздние “Ли” и “Шерманы” получили уже М3 с увеличенной до 40 калибров длиной ствола.

Бронепробиваемость орудия при использовании сплошного снаряда М72 достигала 110 мм, каморный снаряд М61 броню пробивал чуть хуже – до 90 мм. В начальный период войны, однако, этого хватало для борьбы с любыми танками противника.

Трёхдюймовое орудие М1 разработали в 1942 году, когда характеристик короткоствольной М3 стало недостаточно, а более мощное орудие М7 для “Шермана” оказалось слишком тяжёлым.

В бой “длинноствольные” “Шерманы” пошли в 1944 году. Пробиваемость бронебойного каморного снаряда М62 превышала 120 мм, чего для борьбы с самыми тяжелобронированными немецкими машинами уже было недостаточно. Зато подкалиберный снаряд М93 на небольших дистанциях пробивал свыше 200 мм.

Интересно, что производство “Шерманов” с пушкой М3 не прекратилось – прежнее орудие обладало более мощным осколочно-фугасным снарядом, что было критически важно для американской танковой доктрины. В её рамках основной задачей танков была поддержка пехоты, с чем “длинноствольные” “Шерманы” справлялись слабее.

Шерман вооружение

Свыше двух тысяч “Шерманов” модификаций М4А1 и М4А4, поставленных Великобритании, были перевооружены “17-фунтовой” пушкой калибра 76.2 мм. Эти машины получили наименование Firefly (светлячок). Сплошной бронебойный снаряд, выпущенный из “семнадцатифунтовки”, пробивал броню толщиной до 157 миллиметров, что сделало “Светлячок” способным бороться с любыми немецкими танками.

Курсовой пулемёт со “Светлячков” снимали, чтобы увеличить боекомплект орудия. Это повлекло за собой и сокращение экипажа до четырёх человек. Стабилизатор орудия демонтировался.

Танк Шерман джамбо

Некоторые “Шерманы” серий М4 и М4А3 вооружили 105мм гаубицей М4. Они должны были стать «штурмовыми орудиями» для непосредственной поддержки пехоты. В противотанковых целях гаубичные “Шерманы” использовать не предполагалось, но, тем не менее, в боекомплект входил кумулятивный снаряд М67, пробивающий до 130 мм брони.

Имели такие машины и некоторые конструктивные отличия – орудие не имело стабилизатора, лобовая броня усиливалась.

Дополнительное вооружение, по стандартам того времени, составляли курсовой пулемёт, установленный в шаровой маске в лобовом листе и пулемёт, спаренный с пушкой.

В обоих случаях использовался пулемёт системы Браунинга, модели М1919А4. Калибр – 7.62мм (.30-06). Огонь из курсового пулемёта вёл стрелок-радист, из спаренного – наводчик, при помощи электроспуска.

Над командирским люком в турельной установке размещался пулемёт М2HB калибра 12.7мм, пригодный для ведения зенитного огня. Оснащение танка крупнокалиберным зенитным пулемётом на тот момент было новшевством, и только к концу войны стало применяться повсеместно.

С 1943 года на все “Шерманы” устанавливалась мортирка для постановки дымовых завес.

Размещение экипажа и оборудование танка

Экипаж из пяти человек размещался в танке так: места мехвода и его ассистента (он же стрелок-радист) по обе стороны короба с трансмиссией. У каждого имелся люк с перископом наблюдения, размещённый в выступе лобовой детали или в крыше перед башней. Наводчик и командир танка сидят друг за другом в правой половине башни, а левую занимает заряжающий.

Шерман экипаж

На линейных “Шерманах” устанавливали УКВ-радиостанцию, размещённую в задней нише башни. Её антенна выводилась на крышу башни. Командирские танки дополнительно имели коротковолновую радиостанцию в правой надгусеничной полке, с антенной, выведенной через лобовой бронелист.

Танковое переговорное устройство являлось частью штатной радиостанции, дополнительно мог устанавливаться телефон для связи с танком сопровождающей пехоты.
Для вождения в тяжёлых погодных условиях танк оснащался гирокомпасом.

Танк с 75мм орудием оснащался трёхкратным телескопическим прицелом М55 и резервным прицелом М38А1, встроенным в перископ наводчика.

Гаубичные танки имели вместо прицела М38А1 модель M77C. “Длинноствольные” М4 оборудовались прицелами М51 и М47А2.

Позже их заменили на универсальный перископ М10, в который встраивались два телескопических прицела – шестикратный и не имеющий увеличения. Этот прибор заменил всё прежнее разнообразие прицелов. Для стрельбы с закрытых позиций применялись указатель углов наводки орудия. Орудия М3 и М1 имели гироскопический стабилизатор.

Двигатель и трансмиссия

Различные варианты “Шермана” имели разные двигатели. На М4 и М4А1 устанавливался авиационный звездообразный двигатель R975. М4А2 получил силовую установку из двух сблокированных двухтактных дизелей GM 6-71. М4А3 оснастили бензиновым восьмицилиндровым мотором Ford GAA (разрабатывавшимся, как авиационный, но нашедшим применение только на бронетехнике).

В удлинённый корпус танка М4А4 монтировали конструкцию из пяти автомобильных шестицилиндровых моторов производства Chrysler. Наконец, малосерийный М4А6 имел звездообразный дизельный двигатель Caterpillar. Мощность моторов составляла от 350 до 500 л.с.

В противоположность разнообразию двигателей, коробка передач для “Шермана” предусматривалась только одна – пятискоростная механическая, с синхронизаторами.

Трансмиссия размещалась в лобовой части корпуса, причём её внешний корпус из броневой стали одновременно служил нижней лобовой деталью.

Такое размещение трансмиссии обеспечивало лучшее распределение веса, повышало её ремонтопригодность, а при попадании её узлы могли защитить от поражения членов экипажа. Недостатком была возросшая уязвимость самой трансмиссии, которая могла быть выведена из строя вторичными осколками брони даже без её пробития.

Ходовая часть

Подвеска танка в целом аналогична применённой на танках М3, с тремя двухкатковыми тележками. Каждая из тележек имеет по две вертикальные пружины. За время боевого применения выявились недостатки такой подвески – на мягкой поверхности проходимость танка падала, срок службы узлов был невысоким.

В результате к концу войны в производство пошла подвеска с горизонтальными пружинами и сдвоенными обрезиненными катками.

Ранняя подвеска обозначалась, как VVSS, поздняя – HVSS.

Специальные танки, САУ и БРЭМ

На базе танка серии А3 был создан штурмовой танк М4А3Е2 “Джамбо”. На лобовую плиту и верх борта у него были приварены дополнительные бронелисты толщиной 38мм, крышку трансмиссии усилили. “Джамбо” не предназначался для танковых боёв, он нёс пушку М3, но впоследствии некоторые танки перевооружили длинноствольной М1 и применяли, как тяжёлые истребители танков.

M4A3E2_Sherman_Jumbo

На крышу башни некоторых танков устанавливалась РСЗО “Каллиопа” – 60 направляющих для пуска ракет М8 калибра 114мм. Существовали несколько вариантов огнемётного “Шермана”.

“Шерманы” оснащённые минными тралами и бульдозерными ножами, использовались в инженерных частях. Амфибийная модификация DD применялась при форсировании рек.
На базе “Шермана” строились “истребители танков” – высокомобильные легкобронированные машины с открытой башней. К их числу относятся М10 с 76мм орудием и М36 с 90мм пушкой.

САУ М7 оснащалась 105мм гаубицей в открытой рубке, а на специальном шасси с открытой платформой устанавливали орудия калибром до 203мм.

Для ремонтно-эвакуационных работ были созданы машины М32 и её модернизированная версия М74. Они оснащались подъёмным краном, лебёдками и бульдозерным ножом. М32 без эвакуационного оборудования служила артиллерийским тягачом.

Послевоенные варианты

После войны страны, которые не могли позволить себе новейшие танки, пытались повысить эффективность “Шермана” модернизациями.

В Израиле «Шерманы» прошли первое перевооружение в 1956 году. Им присвоили индекс М50. Три сотни таких танков получили французское 75мм орудие. При следующей модернизации, в 1962 году израильские М4А1 оснастили дизелями Cummins VT8-460, заменили пушку на 105мм орудие, и назвали М51. В 1970е годы некоторые машины передали в Чили, где они служили до 90х годов.

Шерман Египетский и Израильский

Египетские “Шерманы” представляли из себя М4А4, с дизелем от М4А2. Вместо “родной” башни устанавливалась качающаяся от лёгкого танка АМХ-13. В комплекте с башней шли 75мм орудие и автомат заряжания.

Поставки по ленд-лизу и боевое применение

17181 танк из выпущенных «Шерманов» получили британские войска. “Шерманы” дорабатывались для соответствия британским стандартам и получали новые обозначения. К изменениям относились, например, замена раций на британские, установка дымовой мортирки, дополнительные системы пожаротушения.

Впервые британские “Шерманы” пошли в бой в Африке, в середине 1942 года.

В составе британских сил они приняли участие в сражении под Эль-Аламейном, и, по оценке британцев, внесли существенный вклад в победу. В конце того же года в Тунисе появились и американские “Шерманы”. Африканская кампания доказала высокие боевые качества М4, но после появления в Тунисе немецких танков “Тигр”, стала очевидной недостаточная вооружённость танка.

В СССР с 1943 поставлялись дизельные М4А2, количеством 4065 единиц.

Танки в Красной Армии оценили – экипажи хвалили удобство эксплуатации, качество приборов и средств связи. Меньшая шумность “Шермана” делала их прекрасно подходящими для скрытных атак. В то же время отмечались недостаточная проходимость в зимних условиях и склонность к переворотам из-за высокого центра тяжести.

В Советском Союзе первые “Шерманы” приняли участие в Курской битве. Правда, тогда этих танков было немного. Но с 1944 года количество поступающих “Шерманов” позволило создавать из них даже отдельные корпуса. Советские М4А2 принимали участие во всех последующих сражениях войны, включая разгром Квантунской армии.

Шерман ленд Лиз

В Европе “Шерманы” появились в ходе высадки в Сицилии. А к моменту вторжения в Нормандию уже были подготовлены модификации с усиленным вооружением. Но во время первых боёв танкам М4 не удалось реализовать (из-за специфических природных условий) своё преимущество в мобильности, и танкисты несли тяжёлые потери.

Ситуация изменилась только после выхода сил союзников на оперативный простор. Также во время сражений стала очевидна и недостаточная приспособленность “Шермана” к городским боям. Но к этому времени танк уже оценивался, как устаревающий, и решать эту проблему предстояло новыми танками.

На Тихоокеанском театре военных действий с японскими танками «Шерманы» встречались редко. Вражеские танки были слишком малочисленны и слабы по вооружению, чтобы представлять из себя эффективную силу. Характер боевых действий позволил полностью раскрыть все сильные стороны американского танка, а также его ракетных и огнемётных модификаций.

К началу корейской войны “Шерман” уже считался устаревшим, но только “Шерманы” можно было оперативно перебросить на фронт из Японии.

А впоследствии выяснилось, что более мощные и современные М26 в корейских горах обладают недостаточной подвижностью. Так “Шерман” и остался основным американским танком в той войне. В боях с Т-34-85 оба танка показали себя примерно равнозначными противниками, причём часто исход боя решала лучшая подготовка американских танкистов.

Во время Суэцкого кризиса модернизированные египетские “Шерманы” столкнулись с модернизированными израильскими. В итоге большинство египетских машин было или уничтожено, или захвачено израильтянами.

Танк Шерман в Корее

К войне 1967 года “Шерманы” Израиля применялись на второстепенных направлениях, но успели проявить себя и там, уничтожив, например, колонну египетских Т-54.
В качестве машин второй линии “Шерманы” применяли обе стороны в индо-пакистанских войнах. По некоторым данным, в 1990е “Шерманы” применялись в Югославии, но точных подтверждений этому нет.

Тактико-технические характеристики

В таблице приведены характеристики «раннего» и «позднего» «Шерманов» в сравнении с его ближайшими аналогами.

ТТХ основных модификаций танков M4 и их ближайших аналогов
M4A1M4A3(76)W HVSSТ-34 обр. 1942 г.Т-34-85 обр. 1944 гPz.KpfW.IV Ausf.H
Размеры
Длина с пушкой, м5,847,546,628,107,02
Ширина, м2,623,003,003,002,88
Высота, м2,742,972,522,722,68
Боевая масса, т30,333,630,932,025,7
Бронирование, мм
Лоб корпуса51/ 56°64/ 47°45/ 60 °45/ 60 °80
Борта и корма корпуса383845-40 / 40°45-40 / 40°30-20
Лоб башни7664…89539050
Борта и корма башни51515352-7530
Вооружение
Пушка75-мм M376-мм M11 × 76-мм Ф-341 × 85-мм С-5375-мм KwK.40 L/48
Пулемёты1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A41 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A42 × 7,62-мм ДТ2 × 7,62-мм ДТ2 × 7,92-мм MG-34
Боекомплект, выстрелов/патронов90 / 300 + 475071 / 600 + 625077 / 289860 / 189087 / 3150
Подвижность
ДвигательБензиновый 9 цилиндровый радиальный «Континенталь» R975 C1, 350 л. с.Бензиновый 8 цилиндровый V-образный «Форд» GAA, 450 л. с.12 цил. V образный дизель В-2, 500 л. с.12 цил. V образный дизель В-2, 500 л. с.Бензиновый 12-цилиндровый Maybach HL 120TRM, 300 л. с.
Максимальная скорость по шоссе, км/ч3942545438
Запас хода по шоссе, км190160300300210

Следует учесть, что приведённая в таблице модификация танка Pz.IV является «промежуточной» между ранними и поздними. Но от предыдущих «Т-4» она отличалась в основном оптимизированной конструкцией без изменения основных характеристик, а на поздних сериях изменения сводились к упрощению и удешевлению. Так что главному сопернику «Шерман» явно не уступал, а если бы смог встретить его в 1941 году — то и превзошёл бы.

Оценка машины

Вооружение “Шермана” на момент его появления можно считать “адекватным”. 75мм пушка М3 по своим характеристикам соответствовала советским орудиям Ф-34 и ЗиС-5, позволяя бороться с любыми средними танками противника. Появление танков Pz.IV с усиленным бронированием, а также “Тигров” и “Пантер” сделало её малоэффективной.

Sherman Tank In Iraq Gallery

76мм орудие М1 по показателям бронепробиваемости лишь немного уступало советской 85мм пушке Д-5, а при использовании подкалиберного снаряда даже превосходило её. Такие “Шерманы” могли бороться даже с тяжёлыми танками противника. Основной недостаток пушки заключался в небольшой мощности осколочно-фугасного снаряда. Из-за высокой начальной скорости толщину стенок снаряда пришлось увеличить, сведя при этом массу заряда ВВ к минимуму.

В целом М4 по вооружению соответствовал современным ему средним танкам, а по эффективности его применения даже превосходил – за счёт качественной оптики и наличия стабилизатора.

Оценивая защищённость “Шермана”, следует помнить, что в годы его разработки типичным вооружением большинства танков были орудия калибра 40-45мм.

А пехота имела в своём распоряжении только противотанковые ружья и крупнокалиберные пулемёты. В сравнении с Т-34 “Шерман” уступал ему по толщине бортов, лишённых наклона. А вот борта даже поздних вариантов немецкого Pz.IV имели толщину меньшую, чем у М4.

Лобовая броня “Шермана”, по результатам немецких испытаний, при небольшом довороте корпуса могла выдерживать попадания из 88мм орудия “Тигра”. M4A4E2 с усиленной бронёй по защите, конечно, превосходил конкурентов, но таких танков было немного.

Ранние “Шерманы” с боеукладкой, размещённой в надгусеничных полках, страдали от детонации боезапаса при пробитии корпуса. Этот недостаток был исправлен размещением боеукладки на полу корпуса в ящиках с водяной рубашкой (так называемая “мокрая” боеукладка).

Шерман схема

Тактическая и стратегическая мобильность “Шермана” оценивались высоко. Танк благодаря небольшим габаритам легко грузился на все виды транспорта, в том числе железнодорожный. При передвижении своим ходом моторесурс позволял проходить большие расстояния, обрезиненные гусеницы не разбивали дороги, а конструкция подвески обеспечивала экипажу некоторый комфорт.

“Шерман” обладал хорошей скоростью хода, неплохой маневренностью, которую несколько ограничивала невозможность разворота на месте. На танках серии Е2 для сохранения подвижности при возросшей массе использовали другие передаточные числа трансмиссии.

Надежность

Высокая культура производства на американских заводах дала “Шерманам” высокое качество изготовления и очень хорошую надёжность. Узлы танков не требовали частой регулировки. Высочайшей оценки заслуживает и ремонтопригодность танка. Советские танки тоже уступали “Шерману” в этом плане.

Из-за низкой культуры производства и технологической оснащённости допуски были таковы, что узлы приходилось подгонять вручную.

Оборотной стороной стала требовательность танков к уровню квалификации обслуживающего персонала.

Аналоги танка

Советский аналог – Т-34 несколько превосходил “Шерман” по эффективности бортовой брони, был примерно аналогичен по вооружению, и значительно проигрывал по удобству работы экипажа.

Т-34

Более поздний Т-34-85 обладал мощным осколочно-фугасным снарядом (отсутствие которого вынуждало сохранять производство “короткоствольных “Шерманов”), а эффективность, за счёт разделения обязанностей наводчика и командира, в нём улучшились. Стоит заметить, что в “пожароопасном” “Шермане” топливные баки размещались в моторном отсеке, а у Т-34 – в боевом отделении.

Основным немецким аналогом М4 был Pz.IV.

Его ранние модели проигрывали “Шерману” по всем показателям, но к середине войны примерно сравнялись по вооружению и бронезащите. При этом поздние “Пантеры” (Pz.V (Т-5)) отличались плохим качеством сборки.

Хотя “Пантера” превосходила “Шерман” и по мощности вооружения (при равном калибре пушки) и по толщине брони. Основным её недостатком была низкая надёжность.
В британской армии было два танка собственной разработки, примерно аналогичных “Шерману”. Первый – “Кромвель”, пошедший в бой в 1944 году. Его 57мм пушка уступала американским орудиям, да и защищён он был слабее.

Второй танк – “Комет”, вооружённый укороченной версией 17-фунтовой пушки. По огневой мощи он был примерно равен американским “Шерманам“ (но несколько уступал “Светлячкам”), имел равноценную защиту и большую, за счёт мощного двигателя, подвижность.

Танк “Шерман” стал настоящим триумфом американской промышленности. Не имея большого опыта в танкостроении, американцы не только смогли в кратчайшие сроки разработать танк удачной и продуманной конструкции – они массово выпускали его, сохраняя высокое качество изготовления и отделки. А модернизационный потенциал “Шермана” позволил ему с успехом противостоять и более современным танкам.

Видео

AMPV, M2A4 и Stryker-A1. Строить или модернизировать?

Вооруженные силы США имеют крупный парк разнообразной бронетехники, предназначенной для перевозки и огневой поддержки пехоты. На вооружении состоят гусеничные и колесные машины разных типов – в первую очередь, сравнительно старые. Для продления ресурса и поддержания их характеристик на требуемом уровне необходимо регулярное проведение ремонтов и модернизаций. Также в некоторых случаях имеет смысл полная замена устаревших образцов новой техникой.

В последние годы командование совместно с промышленностью занимаются реализацией нескольких проектов обновления парка бронетехники. Один из них предусматривает будущую замену устаревших бронемашин. Прочие пока предлагают лишь модернизацию имеющейся техники. Параллельно продолжается закупка новых образцов ряда классов. Рассмотрим основные планы армии США в отношении наиболее распространенных защищенных транспортных средств пехоты.

Замена для M113

Гусеничный бронетранспортер M113, несмотря на все последние модернизации, давно морально устарел и более не может отвечать современным требованиям. В связи с этим достаточно давно была запущена программа AMPV (Armored Multi-Purpose Vehicle – «Бронированная многоцелевая машина»), целью которой являлось создание нового гусеничного бронетранспортера. К 2014 году из программы выбыл ряд предложенных проектов от разных организаций, что предопределило ее результаты.


Бронетранспортер M113. Фото US Army

Победителем конкурса стал проект RHB (Reconfigurable Height Bradley – «Брэдли изменяемой высоты») от компании BAE Systems. Она предложила строить новый БТР на базе серийной БМП M2 Bradley. Проект бронетранспортера предусматривает удаление штатной башни, перестройку внутренних объемов корпуса, а также доработку внешних агрегатов. Увеличенное десантное отделение предлагалось использовать для перевозки людей или для размещения специального оборудования.

В конце 2014 года компания BAE Systems получила контракт на проведение 52-месячного этапа конструкторских работ. В рамках этого контракта следовало завершить разработку проекта, а затем построить и испытать 29 машин RHB в пяти вариантах с разным оснащением. По итогам этого этапа должен появиться заказ почти на 300 серийных бронемашин. Ожидается, что такой контракт заключат не позднее 2019-2020 годов.


Семейство машин AMPV для замены M113. Рисунок BAE Systems / baesystems.com

После 2020-го компания BAE Systems должна будет наладить полномасштабное серийное производство RHB. Новая техника будет перестраиваться из БМП M2 и БРМ M3, снимаемых с хранения или выводимых из строевых частей. Производство будет продолжаться 10 лет, и за это время армия хочет получить 2897 машин всех модификаций – бронетранспортеры, командно-штабные, санитарные и эвакуационные машины, а также 120-мм самоходные минометы. Во всех случаях речь идет о замене устаревших образцов на платформе M113.

В настоящее время компания-подрядчик продолжает опытно-конструкторские работы по теме AMPV / RHB. Эта стадия программы должна завершиться в ближайшее время с получением желаемых результатов. Таким образом, полный отказ от M113 уже может считаться делом обозримого будущего.

Обновление для M2 Bradley

Существенная доля в парке бронетехники США приходится на гусеничные боевые машины пехоты M2 Bradley и их модификации различного назначения. Пока командование не планирует отказываться от такой техники, но в существующем виде она уже не устраивает военных. Так, сразу после завершения активных боевых действий в Ираке появилось намерение провести модернизацию техники. В дальнейшем «Брэдли» несколько раз обновлялись, в том числе с образованием новых модификаций. Сейчас реализуется очередной проект такого рода.


Боевая машина пехоты M2 Bradley одной из серийных модификаций. Фото US Army

В июне прошлого года компания BAE Systems получила контракт стоимостью 347 млн долларов на глубокую модернизацию 473 машин семейства Bradley. В рамках этого заказа обновление пройдут несколько сотен БМП типа M2A2 и M2A3, а также машины огневой поддержки M7A3. Обновленная техника получает литеры «A4».

В ходе предыдущих модернизаций, выполненных после иракской войны, БМП M2 получили дополнительное бронирование и новые радиоэлектронные устройства. Рост части характеристик привел к увеличению массы, а вместе с тем к повышению нагрузки на двигатель и шасси, что негативно сказалось на подвижности. Новый проект M2A4 предусматривает доработку систем и агрегатов, «пострадавших» при предыдущих модернизациях.

AMPV, M2A4 и Stryker-A1. Строить или модернизировать?
Предлагаемый облик БМП M2A4. Фото BAE Systems / baesystems.com

БМП M2A4 и машина огневой поддержки M7A4 получают более мощный двигатель и соответствующую трансмиссию. Рост массы компенсируется установкой усиленных торсионов. Гусеница имеет меньшую массу при той же прочности и площади контакта. Применяется обновленная электросистема с современными приборами управления. С ее помощью обеспечивается более эффективное распределение энергии между бортовыми системами. Комплекс бортовой электроники предлагается обновлять с использованием современных компонентов.

Работы по серийной модернизации бронетехники строевых частей стартовали в прошлом году. Вероятно, к настоящему времени компания-подрядчик успела перестроить и улучшить некоторое количество машин M2 и M7. Пока командование планирует обновить менее 500 бронемашин – меньшую часть располагаемого парка. Вполне возможно, что после получения заказанной техники по текущему контракту Пентагон разместит новый заказ на M2A4 и M7A4. Впрочем, нельзя исключать возможность создания нового проекта модернизации, по которому будут обновлять технику в отдаленном будущем.

Модернизированный Stryker

Семейство колесных боевых бронированных машин Stryker продолжает службу, но эксплуатация такой техники в исходной конфигурации уже не считается возможной. С 2011 года ведется массовая модернизация бронемашин по программам ECP (Engineering Change Proposal – «План технических изменений») и DVH (Double V-Hull – «Двойной V-образный корпус»). Также в прошлом году запустили процесс дооснащения техники новыми приборами. Итогом текущих модернизаций являются машины под названием Stryker-A1.

AMPV, M2A4 и Stryker-A1. Строить или модернизировать?
Опытный образец M2A4 Bradley на выставке. Фото BAE Systems / baesystems.com

Актуальные проекты модернизации «Страйкеров» предусматривают доработку бронекорпуса с установкой новых элементов, повышающих общий уровень защиты. Также устанавливается новый двигатель мощностью 450 л.с. вместо базового 350-сильного, а вместе с ним используется улучшенная трансмиссия. Применяется более мощный электрогенератор, способный обеспечивать работу всех современных и перспективных бортовых систем. Подвеска колесного шасси усиливается с запасом, что позволяет довести боевую массу до 25-27 т.

Состав оборудования и вооружения модернизированных Stryker-A1 определяются в соответствии с ролью конкретной машины. При этом внедряются новые приборы связи и управления. В некоторых случаях речь идет и о перевооружении. Так, «Страйкеры» в конфигурации бронетранспортера могут быть оснащены 30-мм автоматической пушкой и пусковой установкой под противотанковые ракеты Javelin.

AMPV, M2A4 и Stryker-A1. Строить или модернизировать?
Серийный бронетранспортер M1126 Stryker. Фото US Army

В прошлом году стартовал новый проект, предусматривающий создание очередной машины семейства Stryker. На базе универсального шасси в его современной конфигурации предлагается строить зенитный комплекс M-SHORAD (Maneuver-Short-Range Air Defense – «Маневренная ПВО малой дальности»). Такая техника в будущем должна будет дополнить комплексы AN/TWQ-1 Avenger и усилить противовоздушную оборону войск в ближней зоне.

Летом 2018 года было объявлено, что в рамках программы M-SHORAD шасси Stryker-A1 незначительно доработают и оснастят боевым модулем RIwP (Reconfigurable Integrated-weapons Platform – «Изменяемая платформа с интегрированным вооружением») от итальянской компании Leonardo DRS. Изделие RIwP может оснащаться автоматическими пушками и пулеметами, а также нести управляемые ракеты разных типов. Армия планирует получить 144 зенитные самоходки в разной комплектации, причем поставки будут завершены уже в 2022 году.

Построить или модернизировать?

В сухопутных войсках США имеется несколько десятков тысяч защищенных транспортных средств для пехоты, и значительную часть этого парка составляют бронемашины типов M113, M2 и Stryker. По своей численности они уступают современным MRAP-броневикам, но при этом имеют большое значение и должны оставаться в строю. При этом командование учитывает актуальные проблемы, в результате чего обновляет парк техники, реализуя оптимальные решения.

AMPV, M2A4 и Stryker-A1. Строить или модернизировать?
БТР Stryker-1A на выставке. Фото Armyrecognition.com

Старые и заслуженные бронетранспортеры M113 уже давно не соответствуют современным требованиям, из-за чего принято решение об их замене новым образцом. В скором будущем такая машина типа AMPV / RHB поступит в полномасштабное серийное производство, что запустит процесс окончательного отказа от устаревших бронетранспортеров.

Более новые БМП M2 Bradley и техника на их базе не лишена проблем, но ее желают сохранить в строю за счет очередной модернизации. Любопытно, что на этот раз проект обновления M2A4 предусматривает перестройку силовой установки и ходовой части, но почти не затрагивает защиту и вооружение. То же относится и к машине огневой поддержки M7A4.

Машины семейства Stryker являются самыми новыми из рассмотренных, но и в их случае приходится организовывать модернизацию. С самого начала эксплуатации такая техника сталкивалась с серьезными проблемами, и для исправления выявленных недостатков приходилось организовывать различные программы по ремонту и обновлению машин. Очередной проект такого рода, ECP / DVH, был завершен в недавнем прошлом. Пока новые модернизации не планируются, но семейство «Страйкер» пополнится очередным образцом на доработанном шасси.

AMPV, M2A4 и Stryker-A1. Строить или модернизировать?
Перспективный зенитный комплекс Stryker-1A M-SHORAD. Рисунок Leonardo DRS / leonardodrs.com

Как видим, Пентагон намерен отказываться только от безнадежно устаревшей бронетехники, которую уже принципиально нельзя привести в соответствие со всеми актуальными требованиями. В прочих случаях применяются ремонт и модернизация, обеспечивающие рост характеристик и внедрение новых возможностей. Такой подход, в целом, оправдывает себя. Он позволяет обойтись без излишних трат на строительство полностью новой техники, но при этом привести материальную часть в желаемый вид.

Стоит отметить, что похожие подходы используются и в иных сферах. Так, многоцелевые автомобили армии планомерно заменяют современными броневиками, а в прошлом широкое распространение получили MRAP. При этом в области танков реализуются только проекты модернизации, тогда как разработка новых образцов пока считается нецелесообразной и потому давно ушла на второй план.

Американское военное ведомство считает такие принципы обновления парка армейской техники оптимальными и с их помощью строит планы на будущее. Это означает, что в средней и дальней перспективе парк бронемашин армии США заметным образом изменится, но значительную его долю по-прежнему будут составлять хорошо знакомые образцы – пусть даже и прошедшие глубокую модернизацию.

По материалам сайтов:
https://army.mil/
http://globalsecurity.org/
https://defenseindustrydaily.com/
https://armyrecognition.com/
https://janes.com/
https://breakingdefense.com/
http://thedrive.com/

БМД-4 — Википедия

БМД-4
BMD-4M front left view.jpg
БМД-4М на репетиции Парада Победы 2016 года
Классификация Боевая машина десанта[1][2]
Боевая масса, т 13,6
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 5
Производитель Россия
Годы производства с 2015
Годы эксплуатации с 2016
Количество выпущенных, шт. более 180[3]
Основные операторы Россия
Длина корпуса, мм 6000
Длина с пушкой вперёд, мм 6780
Ширина, мм 3256
Высота, мм 2227
База, мм 3323
Колея, мм 2700
Клиренс, мм 100…500
Тип брони противопульная
Калибр и марка пушки 1 х 100-мм 2А70
1 х 30-мм 2А72
Тип пушки 100-мм нарезное полуавтоматическое орудие-пусковая установка
30-мм нарезная малокалиберная автоматическая пушка
Боекомплект пушки 38 для 2А70[4]
464 для 2А72[4]
Углы ВН, град. -6…+60
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км до 4
Прицелы перископический, панорама командира, ППБ-1/2
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТМ
Тип двигателя
Мощность двигателя, л. с. 500
Скорость по шоссе, км/ч 67,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Запас хода по пересечённой местности, км 350
Удельная мощность, л. с./т 33
Тип подвески независимая, индивидуальная пневматическая
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,45
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2,0
Преодолеваемый брод, м плавает
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

БМД-4 ( боевая машина десанта ) — российская боевая гусеничная плавающая машина, предназначена для транспортировки личного состава Воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя. Авиадесантируется парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом.

Комплекс вооружения разработан в Тульском ГУП «КБ приборостроения». БМД-4 создана на базе БМД-3 («Бахча»), но превосходит её по боевой мощи в 2,5 раза.

28 апреля 2016 года на вооружение ВДВ официально принята совершенно новая боевая машина десанта БМД-4М.

Опытная БМД-4 была принята на вооружение ВС РФ 31 декабря 2004 года. В августе 2005 года в расположение 137-го гвардейского парашютно-десантного полка поступила первая партия этих машин. Всего их выпустили для испытаний 60 единиц, но в серию боевая машина не пошла.

21 марта 2008 года на испытательном полигоне Курганмашзавода был продемонстрирован модернизированный вариант машины — БМД-4М. Причиной переделки послужило банкротство волгоградского тракторного завода.

В соответствии с принятой «Государственной программой вооружений до 2015 г.» российская армия должна была получить до 2 тысяч модернизированных боевых машин десанта. Но на пресс-конференции в апреле 2010 года начальник вооружения ВС РФ — первый заместитель министра обороны РФ В. А. Поповкин заявил, что БМД-4, кроме партии для испытаний в ВДВ не поступали и министерство обороны отказывается от их дальнейших закупок[5][6].

По состоянию на март 2010 года средства десантирования машины отсутствовали, а проект был заморожен на стадии заводских испытаний[7]

На данный момент … принято решение, и БМД-4, это машина, которую уже долго ждут ВДВ, машина совершенно другого поколения, всё-таки будет поступать на вооружение.

Но боевая машина десанта нового поколения БМД-4М всё же была сконструирована, одобрена Министерством обороны и ВДВ. Она была предложена Курганмашзаводом в 2015 году. Это совершенно новая техника для воздушно-десантных войск.

Первые предсерийные 17 единиц БМД-4М были переданы в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище и его учебный центр (участники Парада Победы-2015), затем в апреле и сентябре 2016 года два батальонных комплекта БМД-4М (62 ед.) были переданы 137-му гвардейскому парашютно-десантному полку 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Воздушно-десантных войск России. Потом в начале 2017 года 242-й Учебный центр ВДВ в Омске получил ротный комплект БМД-4М (10 ед.). В середине апреля 2017 года один батальонный комплект БМД-4М (31 ед.) получила 31-й отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада в Ульяновске и 1 августа 2017 года она получила еще один батальонный комплект (31 машину). 6 февраля 2018 года 31 боевую машину получил 104-й гвардейский десантно-штурмовой полк в Черёхе[9]. ОАО «Курганский машиностроительный завод» 19 января 2019 года отправил в войска 62 единицы БМД-4М (это два батальонных комплекта).

Конструкция машины позволяет десантироваться с самолётов c находящимся внутри БМД экипажем.

Подвеска БМД-4М, как и на БМД-1/-2/-3 — гидропневматическая, что позволяет машине подниматься/опускаться на 40 см.

Система управления огнём БМД-4М включает высокоточный прицел наводчика, стабилизированный в двух плоскостях и имеющий тепловизионный и дальномерный каналы, что позволяет вести точный огонь на ходу.

Состав базового вооружения:

  • БМД-4МК — командирский вариант, имеет дополнительную радиостанцию и специально оборудованные места.[10]
  • БМД-4М — вариант с узловой унификацией с БМП-3
Commons-logo.svg Место командира.
  • Птицелов — зенитный ракетный комплекс с боевой частью ЗРК «Сосна».[11]
  • 2С42 — самоходная артиллерийская установка с орудием калибра 120 мм.
  • 2С37 — самоходная артиллерийская установка с орудием калибра 152 мм.[12]
  • 2С25 — самоходная противотанковая пушка с орудием калибра 125 мм.[12]
  • Корнет-Д — самоходный противотанковый ракетный комплекс с ракетами 9М133.[12]
  • БТР-МДМ — бронетранспортёр.[12]

Начальник Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации генерал армии Н. Е. Макаров (15 февраля 2012 года):[15]

БМД-4 — это версия БМП-3, никакой защиты, опять всё наверху, а стоит она дороже танка. Мы на эту машину как не смотрели, так и не смотрим

Командующий Воздушно-десантными войсками России генерал-лейтенант В. А. Шаманов (17 мая 2012 года):[16]

Первая версия БМД-4 обладала «сырой» ненадёжной базой. А вот модернизированный, сделанный в Кургане вариант «четвёрки» — БМД-4М нас абсолютно устраивает. <…> Безусловно, когда-то появится машина лучше «четвёрки». Но в ближайшие 7-10 лет промышленность её не предложит. А БМД-4М нас сегодня более чем устраивает. Десанту на ней воевать, и никто лучше нас не знает, какой должна быть такая машина.

  • БМД-4 на МВСВ-2008 — Экспозиция Минобороны РФ
  • БМД-4М на «Армия-2016»
  • Army2016demo-012.jpg
  • Army2016demo-013.jpg
  • Army2016demo-014.jpg
  • Army2016demo-015.jpg
  • Army2016demo-016.jpg
  • 100-мм орудие-пусковая установка. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 2А70.00.000ТО. — 1989. — 136 с.
  • Кирси П. Десанту — новое оружие // Армейский сборник : Научно-методический журнал МО РФ. — М.: Редакционно-издательский центр МО РФ, 2017. — № 04. — С. 71. — ISSN 1560-036X.
⛭

Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе Российской Федерации

Инженерные и специальные машины

Машины разведки и управления

Станция наземной артиллерийской разведки 1РЛ232-1М1 «Пантера».

* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы.

Диаметр отверстий под метрическую резьбу М1, М2, М3, М4, М5, М6, М8, М10, М12, М14, М16


В таблице указаны диаметры сверл и отверстий для нарезания метрической резьбы с крупным шагом.

Обозначение резьбыШаг резьбы, ммДиаметр сверла под резьбу, мм Диаметр отверстия под резьбу с полем допуска, мм
4H5H; 5H; 5H6H; 6H; 7H6G; 7G4H5H; 5H5H6H; 6H; 6G7H; 7G
НоминальныйПредельные отклонения
М10.250.750.750.77+0.04+0.06
М1.10.250.850.850.87+0.04+0.06
М1.20.250.950.950.97+0.04+0.06
М1.40.31.11.11.12+0.04+0.06
М1.60.351.251.251.27+0.05+0.07
М1.80.351.451.451.47+0.05+0.07
М20.41.61.61.62+0.06+0.08
М2.20.451.751.751.77+0.07+0.09
М2.50.452.052.052.07+0.07+0.09
М30.52.52.52.52+0.08+0.1+0.14
М3.50.62.92.92.93+0.08+0.11+0.15
М40.73.33.33.33+0.08+0.12+0.16
М4.50.753.753.73.73+0.09+0.13+0.18
М50.84.24.24.23+0.11+0.17+0.22
М6154.955+0.17+0.2+0.26
М7165.956+0.17+0.2+0.26
М81.256.86.76.75+0.17+0.2+0.26
М91.257.87.77.75+0.17+0.2+0.26
М101.58.58.438.5+0.19+0.22+0.3
М111.59.59.439.5+0.19+0.22+0.3
М121.7510.210.210.25+0.21+0.27+0.36
М1421211.911.95+0.24+0.3+0.4
М1621413.913.95+0.24+0.3+0.4
М182.515.515.3515.4+0.3+0.4+0.53
М202.517.517.3517.4+0.3+0.4+0.53
М222.519.519.3519.4+0.3+0.4+0.53
М2432120.8520.9+0.3+0.4+0.53
М2732423.8523.9+0.3+0.4+0.53
М303.526.526.326.35+0.36+0.48+0.62
М333.529.529.329.35+0.36+0.48+0.62
М3643231.831.85+0.36+0.48+0.62
М3943534.834.85+0.36+0.48+0.62
М424.537.537.2537.3+0.41+0.55+0.73
М454.540.540.2540.3+0.41+0.55+0.73
М4854342.742.8+0.45+0.6+0.8
М5254746.746.8+0.45+0.6+0.8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *