Что такое графический файл. Распространенные форматы графических файлов, их преимущества, недостатки и области применения
В зависимости от того, насколько хорошо вы станете разбираться в графических форматах, напрямую будет зависеть конечный результат всей работы. Понимание того, в каком формате сохранять изображения и фотографии чрезвычайно важно. Скорее всего, вы не раз задумывались и спрашивали себя, в коком формате лучше сохранять изображения и фотографии. В этом уроке мы рассмотрим основные форматы графических файлов , которые чаще всего использует фотограф, поговорим о плюсах и минусах каждого из них и дадим ценные рекомендации. Давайте начнем!
JPEG (или JPG) (Joint Photographic Expert Group)
Начнем обзор с самого популярного и общепризнанного на сегодняшний день формата — JPEG или JPG. Когда Вы сохраняете изображение в этом формате, некоторые цифровые данные теряются. Это происходит потому, в JPG применяется определенный алгоритм сжатия. Почему же люди тогда его используют? Ответ прост: потому, что формат JPG сохраняет те цвета, которые видит человеческий глаз, при этом размер файла существенно меньше остальных. Хотя изображение JPEG отлично подходит для просмотра на устройствах и в интернете помните, что не стоит сохранять изображения в JPEG, подлежащих дальнейшей обработке, так как при каждом новом пересохранении качество будет ухудшаться. На сегодня это самый распространенный графический формат.
BMP (Bitmap Picture)
Самый простой формат BMP использовавшийся еще в первых версиях Windows. В BMP данные о цвете хранятся в модели RGB и В нем можно сохранять как индексированные цвета (256 цветов), так и полноцветные изображения, причем в первом случае возможна простейшая компрессия RLE (Run Length Encoding — кодирование с переменной длиной строки). Без компрессии размер файла оказывается близок к максимально возможному. Сегодня применяется для изображений, предназначенных для использования в Windows. Кстати использование BMP не для нужд Windows является распространенной ошибкой всех новичков. Помните использовать BMP нельзя ни для web, ни для печати и ни для простого переноса и хранения информации.
TIFF (Tagged Image File)
Изначально TIFF был разработан талантливой компанией Aldus для своего графического редактора PhotoStyler. Среди фотографов этот формат очень популярен, но по совершенно противоположной причине, в отличие от JPG. Файлы TIFF могут быть сохранены двумя различными способами: либо с малым сжатием, либо вообще без сжатия. Помимо фотографии широко используется в издательских системах, требующих изображения наилучшего качества. Файл TIFF хранит полную информацию о каждом пикселе сделанного снимка. Файлы TIFF используются на платформах и Macintosh, и Windows, а весит в разы больше чем JPG, так как не использует сжатие.
GIF (Graphics Interchange Format)
Этот формат был создан компанией CompuServe в далеком 1987 году и даже сегодня используется в интернете вместе с JPG. В сети Формат GIF имеет некоторые преимущества перед JPG. Если Вы сохраняете изображение в GIF с 256 цветами, то размер файла будет иметь поразительно малый объем и сильно отличаться от исходного. С другой стороны, это не лучшая технология для использования этого формата в цифровой фотографии. Сохранять изображение в GIF лучше всего в том случае, когда картинка с каким либо текстом (например логотип, или же черно-белое изображение).
RAW (сырой файл)
Любимый формат профессионального фотографа. При использовании этого формата, данные о снимке остаются необработанными, и, в результате, получаются изображения с очень большим количеством информации, что существенно влияет на размер файла. В программе (Например Photoshop или LightRoom) фотограф с легкостью может отредактировать такие параметры изображения как: время выдержки, фильтры, режимы и многие другие параметры.
Какой формат использовать
Это зависит от того, как вы собираетесь использовать изображения. Ниже будут описаны несколько рекомендаций, которые должны вам помочь.
JPG
Большинство цифровых фотоаппаратов по умолчанию сохраняет изображения в JPG. Как уже было сказано выше, JPG является довольно хорошим компромиссом между качеством изображения и размером файла. Но вы можете и не знать о том, что можно управлять степенью сжатия JPG-изображений в своем фотоаппарате, а следовательно, и их качеством. Внимательнее изучите настройки фотоаппарата, без сомнения, найдете где-нибудь средство настройки качества изображения. Оно может находиться в системе меню или представлять собой кнопку на корпусе фотоаппарата.
Заметьте, что понятие качества изображения весьма отличается от понятия разрешение.
Боль
Графический файл Википедия
Графи́ческий форма́т — это способ записи графической информации. Графические форматы файлов предназначены для хранения изображений, таких как фотографии и рисунки.
Графические форматы делятся на векторные и растровые. Большинство графических форматов реализуют сжатие данных (одни — с потерями, другие — без).
Содержание
- 1 Растровые форматы
- 2 Векторные форматы
- 2.1 2D
- 2.2 3D
- 3 Комплексные форматы
- 4 Ссылки
Растровые форматы[ | ]
- BMP
- ECW
- GIF
- ICO
- ILBM
- JPEG
- JPEG 2000
- VIL
- MrSID
- PCX
- PNG
- PSD
- TGA
- TIFF
- HD Photo
- WebP
- XBM
- XPS
- RLA
- RPF
- PNM
Векторные форматы[ | ]
Языки разметки и форматы файлов векторной графики | |||||
---|---|---|---|---|---|
По типу |
|
Что такое графический файл jpg. Форматы графических файлов
Как известно, в зависимости от способа формирования изображения на экране монитора, компьютерную графику принято классифицировать на несколько типов:
- растровую
- векторную
- фрактальную
- трехмерную
Я думаю, что читатель все это и так уже знает. Поэтому сегодня будут рассмотрены наиболее распространенные и популярные форматы растровой графики . В будущих публикациях я планирую описать и форматы файлов других типов компьютерной графики, в частности векторной. Описав эти форматы, я дам свои рекомендации по их практическому использованию в повседневной жизни, т.е. какой формат для чего и где использовать
Основы растровой графики
Растровая графика — это графика, представленная в компьютере в виде множества точек (пикселов). Каждый пиксель содержит информацию о цвете. Размер пикселов очень мал, поэтому человеческий глаз воспринимает изображение целиком, не разделяя на пиксели.
Для растровой графики важной характеристикой является разрешение изображения. Одна и та же картина может быть представлена с лучшим и худшим качеством в соответствии с количеством точек (пиксевлов) на единицу длины.
Разрешение — количество точек на единицу измерения.
dpi (dots per inch) — количество точек на дюйм.
ppi (points/pixels per inch) — пикселов на дюйм.
Пиксел — точка растра экранного изображения. Все изображения делятся на точки. Пиксел — точка наименьшего размера. Дальше изображение уже делить нельзя. Кроме того, пиксел — это точка одного цвета, невозможно покрасить половину пиксела в один цвет, а другую в другой.
Не путайте разрешение изображения, разрешения монитора и разрешение принтера. Это разные вещи.
Вспомнив основы растровой графики, перейдем к описанию форматов хранения растровой графики.
Форматы хранения изображений в растровой графике
Формат файла — способ сохранения электронных частей, из которых состоит компьютерный файл. Разные форматы организуют сохранение файлов по-разному. Рассматривать все существующие форматы растровой графики я не буду (да и не смог бы), рассмотрим лишь наиболее распространенные и популярные.
BMP (Bit Map — битова карат). В этом формате первоначально использовалось простейшее кодирование — по пикселам (самое неэкономное), которые обходились последовательно по строкам, начиная с нижнего левого угла графического изображения. Файлы этого формата входили в первые версии Windows . В этом формате использовалось только 256 цветов, т.е. пиксел представляется только одни байтом. В дальнейшем формат стал использоваться и для сохранения полноцветных изображений. Формат BMP — один за стандартных форматов растровой графики.
TIFF (Taged Image File Format) — стандартный формат в топографической графике и издательских системах. Файлы в формате TIFF обеспечивают лучшее качество печати. Из-за большого размера, данный формат не применяется при создании Web-сайтов и публикации в Интернет.
Формат TIFF относится к числу наиболее универсальных и распространенных форматов растровой графики. Он создавался в качестве межплатформенного универсального формата для цветных изображений. Работа с ним поддерживается почти всеми программами для работы с точечной графикой. Может хранить графику в монохромном виде, в RGB и CMYK цветовых представлениях.
Формат включает в себя внутреннюю компрессию. Он имеет открытую архитектуру — предусмотрена возможность объявления в заголовке сведений о типе изображения, т.е. его версии могут быть использованы в дальнейшем для представления новых разработок. В формате сохраняется и сопроводительная информация передаваемых изображений (подписи и пр.). Изображения в формате
Формат GIF (Graphic Interchamge Format) — формат обмена графическими данными, который служит для записи и хранения растровых графических изображений. Этот формат отличается от других форматов растровой графики тем, что он долгое время поддерживается в Интернете. Использует индексированные цвета (ограниченный набор цветов). Это один из самых распространенных форматов картинок, распространяемых в Интернет и применяемых при создании Web-сайтов.
Изображения в GIF .gif . К преимуществам GIF изображения относится то, что вид изображения не зависит от браузера и платформы. Лучше всего отображаются рисунки, чертежи и изображения с небольшим количеством однородных цветов, прозрачные изображения и анимационные последовательности (эта очень известная особенность данного формата графики). В GIF изображениях используется сжатие без потери информации.
Формат JPEG (Joint Photographic Expert Group) — предназначен для хранения изображений со сжатием. Применяющийся в нем метод сжатия изображений разработан группой экспертов в области фотографии. Сразу становится ясной расшифровка аббревиатуры JPEG — объединенн
6.5.1. Структура графического файла
Графический файл состоит из двух основных частей: заголовка и собственно данных. В начале заголовка стоят несколько числовых значений, которые указывают спецификацию файла (TIF, BMP и т.д.). В англоязычной литературе их называют «магическими числами».
Все программы обработки изображений различают форматы файлов не по расширениям, а по «магическим числам». Поэтому, в принципе, например, TIF-файлу можно дать любое название, что никак не отразится на возможности его считывания. Исключением из этого правила являются фото-CD файлы, которые не имеют ни магических чисел, ни обычного заголовка.
За «магическим числом» следует основное содержание заголовка, содержащее общие сведения о файле, в том числе, высоту и ширину изображения, его тип (цветное палитровое/«в искусственных цветах» или монохромное полутоновое/«двухградационное»), с какого места начинаются в файле видеоданные, использовалось ли сжатие данных и т.д. Если файл содержитпалитровое изображение, то после заголовка в большинстве случаев (но не всегда!) следует таблица цветов, в соответствии с которой элементам изображения присваиваются значения RGB-троек.
Далее записываются видеоданные. Способ их хранения зависит от типа изображения и формата файла. Поэтому, создание универсальных программ считывания и записи основных графических форматов является нетривиальной задачей. Данные (структура данных), называемые файловыми элементами, подразделяются на три категории: поля, теги и потоки. Полем называется структура данных в графическом файле, имеющая фиксированный размер. Фиксированное поле может иметь не только фиксированный размер, но и фиксированную позицию в файле. Тег представляет собой структуру данных, размер и позиция которой изменяются от файла к файлу. Поля и теги спроектированы таким образом, чтобы помочь программе обработки изображений получить быстрый доступ к нужным данным. Если позиция в файле известна, то программа получает доступ к ней непосредственно, без предварительного чтения промежуточных данных. Файл, в котором данные организованы в виде потока, не дает таких возможностей и должен читаться последовательно. Поток позволяет поддерживать блоки данных переменной длины. Теоретически могут существовать «чистые» файлы фиксированных полей (содержащие только фиксированные поля), «чистые» теговые и «чистые» потоковые файлы. Однако реально такие файлы большая редкость. Чаще применяются комбинации двух и более элементов данных. Так, известные форматы TIFF и TGA используют и теги, и фиксированные поля, а файлы формата GIF — фиксированные поля и потоки.
Простейшим способом организации пиксельных значений в растровом файле является использованиестрок развертки. В таком случае, пиксельные данные в файле будут представлять собой последовательности наборов значений, где каждый набор будет соответствовать строке изображения (рис. 6.37). Несколько строк представляются несколькими наборами, записанными в файле от начала до конца. Этот метод является общим при сохранении данных изображений организованных в строки.
Несмотря на то, что векторные файлы значительно отличаются друг от друга, большинство из них также имеет стандартную базовую структуру (рис. 6.38). Непосредственно векторные данные записываются очень компактно. Так, например, в формате ASCII, три элемента изображения (окружность синего цвета, черная прямая и красный прямоугольник), могут быть записаны следующим образом: «CIRCLE, 40, 100, 100, BLUE»; «50, 136, 227, BLACK»; «RECT, 80, 65, 25, 78, RED». Здесь цифрами обозначены координаты характерных точек (например, центра тяжести) и размеры характерных линий (например, радиуса). Замкнутые линии векторных изображений могут быть заполнены цветом, который, в общем случае, не зависит от цвета контура элемента. Таким образом, каждый элемент изображения связан с двумя или более цветами, один из них задан для контура элемента, а остальные — для заполнения. Цвета заполнения, в частности, могут быть прозрачными. Если не принимать в расчет палитру и информацию об атрибутах, можно сказать, что размер векторного файла прямо пропорционален количеству содержащихся в нем объектов. Это специфическая особенность векторных файлов, поскольку размер растрового файла не зависит от сложности описанного в нем изображения (на него может повлиять только способ сжатия данных).
В завершении приведем краткий обзор основных графических форматов, использующихся в СТЗ. Наиболее простым форматом уже много лет является PCX-формат. Его основное достоинство, связанное с наглядностью представления видеоданных в структуре файла, привело к появлению многочисленных программ обработки изображений именно из PCX-формата. Самым распространенным, пожалуй, является TIF-формат, называемый также теговым форматом. В нем можно хранить все типы изображений и каждая программа обработки должна включать процедуры чтения и записи TIF-файлов. Недостатком TIF-формата является его сложность, что приводит к возникновению проблем со сжатием изображений и совместимостью файлов. Известный формат BMP, разработанный для системы Windows, широко используется в настоящее время в графических системах, хотя и имеет ряд недостатков, связанных с организацией заголовков файлов. Формат TGA (Targa) обеспечивает очень надежное кодирование видеоданных и практически исключает несовместимость между программами. Недостаток этого формата связан с тем, что разрешение изображения в файле не запоминается. Наибольшее число библиотек изображений создано в GIF-формате, разработанном фирмой Compuserve. Его задачей являлось обеспечение максимального сжатия видеоданных при их записи в память. Он эффективен при сохранении палитровых изображений, содержащих максимум 256 цветов в максимально компактной форме.
Видеофайлы часто имеют очень большой объем, и поэтому во всех перечисленных форматах они подвергаются сжатию либо автоматически, либо путем выбора соответствующей функции. Однако, применяемые при этом методы не очень эффективны, особенно если речь идет о записи изображений в естественных цветах. В этом случае весьма полезен формат JPEG, в котором сжатие данных производится методом дискретного косинусного преобразования (ДКП).
Обзор некоторых распространенных форматов хранения изображений в СТЗ представлен в табл. 6.15
Таблица 6.15. Сравнительный анализ некоторых графических форматов
Название, фирма | Тип изображения | Назначение | Платформа | Общая оценка |
РСХ (Zsoft Corporation) | Растровое (Bitmap) | Графические редакторы на IBM РС | IBM PC | Хорошо работает при обмене данными в РС-средах, хранит простые изображения, использует схему RLE сжатия данных, но аппаратно зависим |
BMP/DIB (Microsoft) | Растровое | Хранение и обработка изображений в среде Windows | То же | Стандартный формат для Windows. Аппаратно независим, использует алгоритм RLE сжатия |
TIFF (Aldus Corporation) | Растровое | Обмен данными в настольных издательских системах | IBM PC, Macintosh, рабочие станции UNIX | Используется для обмена между несвязанными приложениями или платформами, предполагает высокое качество изображения |
EPS (Adobe Systems и Aldus) | Растровый, Векторный | Обмен данными и их перенос с помощью языка PostScript | То же | Предназначен для создания технологий, позволяющих приложениям работать с PostScript-изображениями |
JPEG | Сжатый растровый | Хранение и отображение фотографических изображений | То же + аппаратная реализация | Является основным форматом для хранения цифровых фотографий. Качество регулируется Q-фактором (1 -соответствует максимальному сжатию, 100 — минимальному) |
GIF (CompuServe Incorporated) | Растровое | Передача графических данных в режиме on-line по сети CompuServe | IBM PC, рабочие станции UNIX | Отличный формат для обмена между платформами, хорош для хранения, прост в реализации, использует LZW сжатие. |
MPEG (ISO) | Движущийся растровый | Компрессия/декомпрессия видео со звуком для multimedia/hypermedia | Независим от платформ, реализуется аппаратно | Использует сложную процедуру покадрового и внутрикадрового сжатия видео и аудио информации в реальном времени, но требует существенной вычислительной мощности |
DXF | Векторный | Для САПР | Поддерживается всеми САПР-программами, включая AutoCAD |
Примечания.
Обозначения:
TIFF — от англ. Tag Image File Format — формат изображения с признаками, EPS — от англ. Encapsulated PоstScript — включающий PоstScript, JPEG — от англ. Joint Photographic Experts Group — объединенная группа экспертов по фотографии, GIF — от англ. Graphics Interchange Format — формат взаимообмена с графикой, MPEG — от англ. Moving Picture Expert Group — группа экспертов по движущимся изображениям, DXF — от англ. Drawing eXchange Format — формат графического обмена.
Формат GIF по размеру изображения и глубине цветов подобен PCX, по структуре — TIFF.
PostScript — универсальный, не зависящий от платформы язык описания страницы разработан фирмой Adobe Systems.
JPEG — Википедия
JPEG (произносится «джейпег»[1], англ. Joint Photographic Experts Group, по названию организации-разработчика) — один из популярных растровых графических форматов, применяемый для хранения фотоизображений и подобных им изображений. Файлы, содержащие данные JPEG, обычно имеют расширения (суффиксы) .jpg, .jfif, .jpe или .jpeg. Однако из них .jpg является самым популярным на всех платформах. MIME-типом является image/jpeg.
Фотография заката в формате JPEG с уменьшением степени сжатия слева направоАлгоритм JPEG позволяет сжимать изображение как с потерями, так и без потерь (режим сжатия lossless JPEG). Поддерживаются изображения с линейным размером не более 65535 × 65535 пикселей.
В 2010 году, с целью сохранения для потомков информации о популярных в начале XXI века цифровых форматах, учёные из проекта PLANETS заложили инструкции по чтению формата JPEG в специальную капсулу, которую поместили в специальное хранилище в швейцарских Альпах[2][3].
Алгоритм JPEG в наибольшей степени пригоден для сжатия фотографий и картин, содержащих реалистичные сцены с плавными переходами яркости и цвета. Наибольшее распространение JPEG получил в цифровой фотографии и для хранения и передачи изображений с использованием сети Интернет.
Формат JPEG в режиме сжатия с потерями малопригоден для сжатия чертежей, текстовой и знаковой графики, где резкий контраст между соседними пикселями приводит к появлению заметных артефактов. Такие изображения целесообразно сохранять в форматах без потерь, таких как JPEG-LS, TIFF, GIF, PNG или использовать режим сжатия Lossless JPEG.
JPEG (как и другие форматы сжатия с потерями) не подходит для сжатия изображений при многоэтапной обработке, так как искажения в изображения будут вноситься каждый раз при сохранении промежуточных результатов обработки.
JPEG не должен использоваться и в тех случаях, когда недопустимы даже минимальные потери, например, при сжатии астрономических или медицинских изображений. В таких случаях может быть рекомендован предусмотренный стандартом JPEG режим сжатия Lossless JPEG (который, однако, не поддерживается большинством популярных кодеков) или стандарт сжатия JPEG-LS.
При сжатии изображение преобразуется из цветового пространства RGB в YCbCr. Следует отметить, что стандарт JPEG (ISO/IEC 10918-1) никак не регламентирует выбор именно YCbCr, допуская и другие виды преобразования (например, с числом компонентов[4], отличным от трёх), и сжатие без преобразования (непосредственно в RGB), однако спецификация JFIF (JPEG File Interchange Format, предложенная в 1991 году специалистами компании C-Cube Microsystems, и ставшая в настоящее время стандартом де-факто) предполагает использование преобразования RGB->YCbCr.
После преобразования RGB->YCbCr для каналов изображения Cb и Cr, отвечающих за цвет, может выполняться «прореживание» (subsampling[5]), которое заключается в том, что каждому блоку из 4 пикселей (2х2) яркостного канала Y ставятся в соответствие усреднённые значения Cb и Cr (схема прореживания «4:2:0»[6]). При этом для каждого блока 2х2 вместо 12 значений (4 Y, 4 Cb и 4 Cr) используется всего 6 (4 Y и по одному усреднённому Cb и Cr). Если к качеству восстановленного после сжатия изображения предъявляются повышенные требования, прореживание может выполняться лишь в каком-то одном направлении — по вертикали (схема «4:4:0») или по горизонтали («4:2:2»), или не выполняться вовсе («4:4:4»).
Пример изображения в формате jpg.Стандарт допускает также прореживание с усреднением Cb и Cr не для блока 2х2, а для четырёх расположенных последовательно (по вертикали или по горизонтали) пикселей, то есть для блоков 1х4, 4х1 (схема «4:1:1»), а также 2х4 и 4х2 (схема «4:1:0»). Допускается также использование различных типов прореживания для Cb и Cr, но на практике такие схемы применяются исключительно редко.
Далее яркостный компонент Y и отвечающие за цвет компоненты Cb и Cr разбиваются на блоки 8х8 пикселей. Каждый такой блок подвергается дискретному косинусному преобразованию (ДКП). Полученные коэффициенты ДКП квантуются (для Y, Cb и Cr в общем случае используются разные матрицы квантования) и пакуются с использованием кодирования серий и кодов Хаффмана. Стандарт JPEG допускает также использование значительно более эффективного арифметического кодирования, однако из-за патентных ограничений (патент на описанный в стандарте JPEG арифметический QM-кодер принадлежит IBM) на практике оно используется редко. В популярную библиотеку libjpeg последних версий включена поддержка арифметического кодирования, но с просмотром сжатых с использованием этого метода изображений могут возникнуть проблемы, поскольку многие программы просмотра не поддерживают их декодирование.
Матрицы, используемые для квантования коэффициентов ДКП, хранятся в заголовочной части JPEG-файла. Обычно они строятся так, что высокочастотные коэффициенты подвергаются более сильному квантованию, чем низкочастотные. Это приводит к огрублению мелких деталей на изображении. Чем выше степень сжатия, тем более сильному квантованию подвергаются все коэффициенты.
При сохранении изображения в JPEG-файле указывается параметр качества, задаваемый в некоторых условных единицах, например, от 1 до 100 или от 1 до 10. Большее число обычно соответствует лучшему качеству (и большему размеру сжатого файла). Однако даже при использовании наивысшего качества (соответствующего матрице квантования, состоящей из одних только единиц) восстановленное изображение не будет в точности совпадать с исходным, что связано как с конечной точностью выполнения ДКП, так и с необходимостью округления значений Y, Cb, Cr и коэффициентов ДКП до ближайшего целого. Режим сжатия Lossless JPEG, не использующий ДКП, обеспечивает точное совпадение восстановленного и исходного изображений, однако его малая эффективность (коэффициент сжатия редко превышает 2) и отсутствие поддержки со стороны разработчиков программного обеспечения не способствовали популярности Lossless JPEG.
Стандарт JPEG предусматривает два основных способа представления кодируемых данных.
Наиболее распространённым, поддерживаемым большинством доступных кодеков, является последовательное (sequential JPEG) представление данных, предполагающее последовательный обход кодируемого изображения разрядностью 8 бит на компоненту (или 8 бит на пиксель для чёрно-белых полутоновых изображений) поблочно слева направо, сверху вниз. Над каждым кодируемым блоком изображения осуществляются описанные выше операции, а результаты кодирования помещаются в выходной поток в виде единственного «скана», то есть массива кодированных данных, соответствующего последовательно пройденному («просканированному») изображению. Основной или «базовый» (baseline) режим кодирования допускает только такое представление (и хаффмановское кодирование квантованных коэффициентов ДКП). Расширенный (extended) режим наряду с последовательным допускает также прогрессивное (progressive JPEG) представление данных, кодирование изображений разрядностью 12 бит на компоненту/пиксель (сжатие таких изображений спецификацией JFIF не поддерживается) и арифметическое кодирование квантованных коэффициентов ДКП.
В случае progressive JPEG сжатые данные записываются в выходной поток в виде набора сканов, каждый из которых описывает изображение полностью с всё большей степенью детализации. Это достигается либо путём записи в каждый скан не полного набора коэффициентов ДКП, а лишь какой-то их части: сначала — низкочастотных, в следующих сканах — высокочастотных (метод «spectral selection» то есть спектральных выборок), либо путём последовательного, от скана к скану, уточнения коэффициентов ДКП (метод «successive approximation», то есть последовательных приближений). Такое прогрессивное представление данных оказывается особенно полезным при передаче сжатых изображений с использованием низкоскоростных каналов связи, поскольку позволяет получить представление обо всём изображении уже после передачи незначительной части JPEG-файла.
Обе описанные схемы (и sequential, и progressive JPEG) базируются на ДКП и принципиально не позволяют получить восстановленное изображение абсолютно идентичным исходному. Однако стандарт допускает также сжатие, не использующее ДКП, а построенное на основе линейного предсказателя (lossless, то есть «без потерь», JPEG), гарантирующее полное, бит-в-бит, совпадение исходного и восстановленного изображений. При этом коэффициент сжатия для фотографических изображений редко достигает 2, но гарантированное отсутствие искажений в некоторых случаях оказывается востребованным. Заметно большие степени сжатия могут быть получены при использовании не имеющего, несмотря на сходство в названиях, непосредственного отношения к стандарту JPEG ISO/IEC 10918-1 (ITU T.81 Recommendation) метода сжатия JPEG-LS, описываемого стандартом ISO/IEC 14495-1 (ITU T.87 Recommendation).
Файл JPEG содержит последовательность маркеров, каждый из которых начинается с байта 0xFF, свидетельствующего о начале маркера, и байта-идентификатора. Некоторые маркеры состоят только из этой пары байтов, другие же содержат дополнительные данные, состоящие из двухбайтового поля с длиной информационной части маркера (включая длину этого поля, но за вычетом двух байтов начала маркера, то есть 0xFF и идентификатора) и собственно данных. Такая структура файла позволяет быстро отыскать маркер с необходимыми данными (например, с длиной строки, числом строк и числом цветовых компонентов сжатого изображения).
Маркер | Байты | Длина | Назначение | Комментарии |
---|---|---|---|---|
SOI | 0xFFD8 | нет | Начало изображения | |
SOF0 | 0xFFC0 | переменный размер | Начало фрейма (базовый, ДКП) | Показывает, что изображение кодировалось в базовом режиме с использованием ДКП и кода Хаффмана. Маркер содержит число строк и длину строки изображения (двухбайтовые поля со смещением соответственно 5 и 7 относительно начала маркера), количество компонентов (байтовое поле со смещением 9 относительно начала маркера), число бит на компонент — строго 8 (байтовое поле со смещением 4 относительно начала маркера), а также соотношение компонентов (например, 4:2:0). |
SOF1 | 0xFFC1 | переменный размер | Начало фрейма (расширенный, ДКП, код Хаффмана) | Показывает, что изображение кодировалось в расширенном (extended) режиме с использованием ДКП и кода Хаффмана. Маркер содержит число строк и длину строки изображения, количество компонентов, число бит на компонент (8 или 12), а также соотношение компонентов (например, 4:2:0). |
SOF2 | 0xFFC2 | переменный размер | Начало фрейма (прогрессивный, ДКП, код Хаффмана) | Показывает, что изображение кодировалось в прогрессивном режиме с использованием ДКП и кода Хаффмана. Маркер содержит число строк и длину строки изображения, количество компонентов, число бит на компонент (8 или 12), а также соотношение компонентов (например, 4:2:0). |
DHT | 0xFFC4 | переменный размер | Содержит таблицы Хаффмана | Задает одну или более таблиц Хаффмана. |
DQT | 0xFFDB | переменный размер | Содержит таблицы квантования | Задает одну или более таблиц квантования. |
DRI | 0xFFDD | 4 байта | Указывает длину рестарт-интервала | Задает интервал между маркерами RST n в макроблоках. При отсутствии DRI появление в потоке кодированных данных маркеров RSTn недопустимо и считается ошибкой. Если при кодировании маркеры RST n не применяются, маркер DRI либо не используется вовсе, либо интервал повторений в нём указывается равным 0. |
SOS | 0xFFDA | переменный размер | Начало сканирования | Начало первого или очередного скана изображения с направлением обхода слева направо сверху вниз. Если использовался базовый режим кодирования, используется один скан. При использовании прогрессивных режимов используется несколько сканов. Маркер SOS является разделяющим между информативной (заголовком) и закодированной (собственно сжатыми данными) частями изображения. |
RSTn | 0xFFDn | нет | Перезапуск | Маркеры перезапуска используются для сегментирования кодированных энтропийным кодером данных. В каждом сегменте данные декодируются независимо, что позволяет распараллелить процедуру декодирования. При повреждении кодированных данных в процессе передачи или хранения JPEG-файла использование маркеров перезапуска позволяет ограничить потери (макроблоки из неповреждённых сегментов будут восстановлены правильно). Вставляется в каждом r-м макроблоке, где r — интервал перезапуска DRI маркера. Не используется при отсутствии DRI маркера. n, младшие 3 бита маркера кода, циклы от 0 до 7. |
APPn | 0xFFEn | переменный размер | Задаётся приложением | Например, в EXIF JPEG-файла используется маркер APP1 для хранения метаданных, расположенных в структуре, основанной на TIFF. |
COM | 0xFFFE | переменный размер | Комментарий | Содержит текст комментария. |
EOI | 0xFFD9 | нет | Конец закодированной части изображения. |
К недостаткам сжатия по стандарту JPEG следует отнести появление на восстановленных изображениях при высоких степенях сжатия характерных артефактов: изображение рассыпается на блоки размером 8×8 пикселей (этот эффект особенно заметен на областях изображения с плавными изменениями яркости), в областях с высокой пространственной частотой (например, на контрастных контурах и границах изображения) возникают артефакты в виде шумовых ореолов. Следует отметить, что стандарт JPEG (ISO/IEC 10918-1, Annex K, п. K.8) предусматривает использование специальных фильтров для подавления блоковых артефактов, но на практике подобные фильтры, несмотря на их высокую эффективность, практически не используются.
Однако, несмотря на недостатки, JPEG получил очень широкое распространение из-за достаточно высокой (относительно существовавших во время его появления альтернатив) степени сжатия, поддержке сжатия полноцветных изображений и относительно невысокой вычислительной сложности.
Производительность сжатия по стандарту JPEG[править | править код]
Для ускорения процесса сжатия по стандарту JPEG традиционно используется распараллеливание вычислений, в частности — при вычислении ДКП. Исторически одна из первых попыток ускорить процесс сжатия с использованием такого подхода описана в опубликованной в 1993 году статье Касперовича и Бабкина[8], в которой предлагалась оригинальная аппроксимация ДКП, делающая возможным эффективное распараллеливание вычислений с использованием 32-разрядных регистров общего назначения процессоров Intel 80386. Появившиеся позже более производительные вычислительные схемы использовали SIMD-расширения набора инструкций процессоров архитектуры x86. Значительно лучших результатов позволяют добиться схемы, использующие вычислительные возможности графических ускорителей (технологии NVIDIA CUDA и AMD FireStream) для организации параллельных вычислений не только ДКП, но и других этапов сжатия JPEG (преобразование цветовых пространств, run-level, статистическое кодирование и т. п.), причём для каждого блока 8х8 кодируемого или декодируемого изображения. В статье[9] была представлена реализация распараллеливания всех стадий алгоритма JPEG по технологии CUDA, что значительно ускорило производительность сжатия и декодирования по стандарту JPEG.
Формат графического файла – это способ кодировки графического изображения. Существует огромное разнообразие форматов графических файлов. Это происходит потому, что авторы часто создают свои простые форматы, вместо того чтобы приспосабливать к своим нуждам сложные «стандартные». Кроме того, аппаратные средства постоянно развиваются и новые форматы должны учитывать растущие возможности техники. Увеличиваются графические возможности компьютеров, объем запоминающих устройств и скорость передачи данных. Например, в начале 80-х гг. изображение было черно-белым, затем количество цветов или полутонов серого достигло 256, а сейчас не предел и несколько миллионов оттенков цветов. Еще одной причиной многообразия графических форматов является то, что для различных типов изображений естественными являются разные способы хранения. Для разных целей используются различные форматы. Например, формат BMP, который используется в редакторе Paint в Windows, не поддерживает изображения в модели CMYK. Поэтому он не может использоваться в полиграфии. Многие форматы используют сжатие данных для уменьшения размеров графических файлов. Это позволяет сэкономить место на диске и увеличить скорость передачи файла по сети. Формат подбирается в зависимости от выбранной задачи. Например, форматы для подготовки изображений для размещения в Internet не годятся для печати и наоборот. Ниже перечислены наиболее распространенные форматы. Большая часть из них не является собственными форматами какого-либо графического редактора. Растровые форматы BMP (Bitmap от Bit MaP image). Создан специально для применения в среде Microsoft Windows. Поддерживает модель RGB с глубиной цвета до 24 бит. Пригоден для быстрого чтения и записи небольших изображений. Обычно записывает в файл несжатое изображение. TIFF (Tagged Image File Format). Создан для хранения сканированных изображений с высоким разрешение ем и размещения их в издательских системах, используется для профессиональной работы с графикой. TIFF поддерживает черно-белые, полутоновые изображения, модели RGB и CMYK с глубиной цвета в 8 и 16 бит. Специально разработанный алгоритм хранения информации с использованием внутрифайловых ссылок позволяет осуществлять быстрый доступ к различным фрагментам большого изображения, а не просматривать все подряд. В данном формате можно хранить очень большие изображения и файлы, в которых содержатся несколько изображений. При записи обычно используется мощный алгоритм сжатия (LZW). Он обеспечивает сжатие информации без потерь. JPEG (Join Photographic Expert Group – объединенная экспертная группа по фотографии). Строго говоря, JPEG – название способа сжатия, а не формат файлов. Файлы такого типа широко используются в Internet и при создании электронных презентаций. Формат поддерживает полутоновые и полноцветные изображения в моделях RGB и CMYK. He подходит для полиграфии из-за дефектов сжатия. В этом формате реализован новый принцип сжатия изображений с потерей качества. Он основан на знании о восприятии человеком графической информации. Часть изображения, которая не воспринимается человеком, удаляется. Поэтому файлы в формате JPEG (часто с расширениями JPEG или JPG) занимают небольшой объем. Это существенно, например, при пересылке по каналам связи. Больше сжатие – хуже качество и наоборот. GIF (Graphics Interchange Format). Создан для использования в Internet. Работает почти во всех системах. В файле в явном виде хранится информация, нужная для вывода изображения на экран, независимо от платформы. В одной из версий формата GIF возможно сохранение в одном файле нескольких изображений. Большинство распространенных браузеров способно воспроизводить такие изображения по частям в порядке очереди, при этом получается несложная анимация. Например, письмо, влетающее в почтовый ящик и т. п. Можно также хранить изображение не подряд по строкам, а сначала каждую восьмую, затем каждую четвертую и т. д. Такой способ записи называется «чередующимся» (interlaced). Это позволяет сразу понять, что изображено на рисунке, уже при выводе одной восьмой данных. При получении изображения из World Wide Web, когда изображение выводится на экран по мере поступления данных, такой способ очень удобен. Блоки текста хранятся в данном формате как текст, а не как графика. Глубина цвета до 8 бит на пиксель. При записи используется алгоритм сжатия без потерь (LZW). PNG (Portable Network Graphics). Так же как GIF, данный формат предназначен для работы на любых платформах. Глубина цвета – до 64 бит на пиксель. Может выводить данные на экран по мере их поступления в режиме «чередования» (interlaced), но не может хранить несколько изображений в одном файле. Выгодно отличается от других форматов не только количеством цветов, но и тем, что его исходный код бесплатен и открыт для чтения и записи. В этом формате применен новый, еще более мощный алгоритм сжатия без потерь, чем LZW. Векторные форматы PS (PostScript). Большая часть векторных форматов использует язык PostScript. Это язык программирования, предназначенный для описания векторных и растровых изображений, шрифтов, цветовых параметров и т. д. На выходе получается текстовый файл, который содержит описание изображения целой страницы в специальных терминах. Далее применяют программы просмотра или перекодировки из языка PostScript в другие. Большинство современных принтеров поддерживают этот язык (т. е. имеют встроенный аппаратный или программный интерпретатор PostScript). Обычно язык PostScript не используют для написания вручную, как программу на других языках программирования, хотя это возможно. Чаще всего пользователь пишет или рисует в текстовом процессоре или издательской системе с привычным оконным интерфейсом, из внутреннего формата которых текст, оформление и рисунки преобразуются в программу на языке PostScript. EPS(Encapsulated PostScript). Это модификация PostScript. Файлы в данном формате описывают не страницы целиком, а отдельные объекты или группы объектов. Формат EPS позволяет сохранять изображения в различных цветовых моделях. Большинство современных графических программ могут открывать, редактировать и сохранять изображения в формате EPS. PDF(Portable Document Format). Разработан для обмена документами в электронном виде. С помощью программы Adobe Acrobat (Acrobat Reader) можно прочесть документ в формате PDF именно в том виде, в каком он создавался. Формат удобно использовать, когда необходимо сохранить точное форматирование. Практически любой документ можно преобразовать в PDF-файл. Так же как и файлы PostScript, PDF-файлы являются текстовыми, что упрощает пересылку. CDR.Внутренний формат программы иллюстрирования Corel-DRAW. WMF(Windows MetaFile). Внутренний формат Microsoft Windows для векторной графики. Технологии обработки графической информации Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
Поиск по сайту: |
Графические программы для досуга и профессиональной деятельности
Каждый день люди сталкиваются с множеством различных изображений: картинка, фотография или сканированный рисунок, который использовали в рекламе или на этикетке продукта. Все эти изображения созданы с нуля человеком, который использовал для этого графические программы (редакторы):
Программа «графический редактор» — это программное обеспечение, которое предоставляет пользователю три основных функции:
- создание;
- редактирование;
- просмотр графических файлов.
Цифровые изображения делятся на три типа:
- растровые;
- векторные;
- трехмерные.
Редакторы также делятся на группы в зависимости от того, для обработки какого вида графики они разработаны:
- растровые графические редакторы;
- векторные графические редакторы;
- гибридные графические редакторы.
Гибридные графические редакторы, как несложно догадаться, позволяют работать с растровыми и векторными изображениями.
Отличие растровой графики от векторной заключается в том, что растровое изображение – это множество пикселей различных цветов и оттенков, которое и формирует графический образ. Векторное изображение — это набор объектов, имеющих характеристики внешнего вида: форма, размер, цвет, толщина линии, цвет заливки.
Существует большое количество программ для работы с изображениями, двухмерной и трехмерной графикой, чертежами, как для профессионалов, так и для обычных пользователей. Ниже представлены наиболее популярные из них.
- Первая программа для графического рисования — Microsoft Paint. Это простейший, но в то же время многофункциональный программный продукт для редактирования растровых изображений, который входит в состав операционной системы Windows:
Основными недостатками этого редактора является отсутствие слоев и поддержки прозрачности; нельзя задать размер, создавая изображение; отсутствует заливка градиентом. Этот программный продукт не предназначен для решения сложных задач в обработке графики.
Он подойдет в тех случаях, когда нужно быстро обрезать изображение или скомбинировать одно из нескольких, либо нарисовать простенький рисунок.
- The GNU Image Manipulation Program (GIMP). Этот пакет более функционален, нежели стандартный Paint, и является альтернативой Adobe Photoshop:
Программа имеет множество функций, которые помогают решать задачи от обработки фотографий и создания коллажей до разработки дизайна для веб-страниц. Но, конечно же, существуют более мощные и специализированные программы для графического дизайна.
- Adobe Photoshop — самый популярный растровый графический редактор, имеющий несколько инструментов для работы с векторными изображениями:
Большинство пользователей используют программу как фоторедактор, не подозревая о его «трехмерных» возможностях. На данный момент расширенная версия Photoshop может применяться для разработки веб-дизайна, создания видео.
- Autodesk 3ds Max – это профессиональная программа, которая ориентирована на работу с трехмерной графикой, а именно создание 3D-объектов различной формы и сложности, и придание им реалистичного вида. Хорошо овладев инструментами этого редактора, можно создавать изображения, которые трудно отличить от фотографии. Также в пакете можно работать с анимацией, создавать персонажей игр и мультфильмов, моделировать движения. Данная программа является отличным инструментом для дизайнеров интерьера. Ниже представлен интерьер, разработанный при помощи 3ds Max:
- MyPaint – программа для художников, которые начинают знакомиться с ремеслом рисования картин и создания любой другой графики на компьютере. Этот пакет имеет простой и удобный интерфейс, который не загроможден функционалом такого типа, как: выделение, фильтры, масштабирование. То есть, присутствует набор только для рисования:
Большим плюсом является неограниченный в размерах холст и огромный набор кистей, с возможностью их настройки. MyPaint поддерживает режим работы с графическим планшетом.
- Corel Painter пользуется большой популярностью среди художников. Конечно, данная программа может работать с графическим планшетом, так как она предназначена для создания цифровой живописи и имеет для этого свыше 200 различных инструментов. Также в редакторе реализован функционал для работы со слоями и масками. Огромным плюсом данного продукта является возможность создавать собственные инструменты.
Раскрывая тему о графических редакторах, нельзя не упомянуть о программах для черчения.
- Autodesk AutoCAD – популярная графическая программа для чертежей. Этот редактор поддерживает двух и трехмерное проектирование, имеет большое количество профессиональных инструментов, поддерживает работу с облачными хранилищами, таблицами Excel, имеется возможность коллективного проектирования. Программа подходит для большого круга пользователей, так как имеет множество надстроек и удобный интерфейс, необходимый для решения поставленных задач. Большим недостатком этого продукта является высокая стоимость, которая оправдана качеством. Поэтому AutoCAD – незаменимый инструмент в области проектирования:
- КОМПАС – еще одна известная программа для создания чертежей, использующая в качестве основы трехмерную модель объекта, при изменении которой динамически изменяется и двухмерный чертеж. Редактор является отличным конкурентом в плане качества и набора инструментов для AutoCAD, но имеет тот же недостаток – высокая цена. Также оба этих пакета могут «устроить стресс» для компьютера по причине высоких требований к производительности.
Все перечисленные выше редакторы, за исключением Paint, 3ds Max и Компас, имеют версии, совместимые с операционной системой Mac OS. Это не является проблемой, так как найти похожие графические программы для Mac, которые не уступают по функционалу версиям для Windows, не займет много времени.
- Paint Pad. Многие пользователи, которые решили познакомиться с Mac OS, сталкиваются с тем, что после установки операционной системы не находят в ее составе какого-либо графического редактора. Есть решение, и оно называется Paint Pad — это такой же растровый редактор, как и Paint.
- Cinema 4D – это программа, по своему функционалу похожа на 3ds Max. Стоит уточнить, что Cinema 4D имеет версию и для Windows. Программа работает с трехмерной графикой и анимацией:
Подключаемые модули дают возможность моделирования динамики тел различной жесткости, создания таких эффектов, как пыль и дым, модуль для прорисовки волос. Очевидный плюс этого редактора – простой и понятный интерфейс.
- LibreCad. Эта программа позволит создать строительные, инженерные чертежи, а также планы и схемы объектов. Редактор подойдет как для начинающих проектировщиков, так и для профессионалов:
Одним из неоспоримых плюсов этого программного обеспечения для работы с двухмерной графикой и чертежами является то, что оно распространяется бесплатно.
На сегодняшний день существует большое разнообразие программ для работы с графикой. В данной статье были представлены наиболее популярные, удобные и мощные средства обработки рисунков, чертежей, трехмерных объектов, а также программы для художников и дизайнеров. Пользователю остается лишь выбрать подходящий инструмент.