Что такое формат файла: Формат файла — Википедия – Разные типы и форматы файлов

Содержание

Что такое формат, расширение файла

Любые файлы и документы обязательно имеют название. Название состоит из двух частей, разделённых точкой. Первая часть названия содержит информацию, которую вы присваиваете файлу, или же она автоматически присваивается, в зависимости от используемой программы. Вторая часть названия указывает на формат файла, который присваивается автоматически и зависит от типа файла, программы, которой он был создан, а также других факторов.

Можно выделить ряд расширений файлов, которыми пользуются практически все владельцы ПК. Среди них можно отметить несколько групп:

Архивы:

a. RAR сжатие, которое характеризирует один файл или группу файлов. Название программы, которая создаёт файлы с данным расширением, берёт основание от «Roshal ARchive» разработчика Евгения Рошаля, а программа называется WinRar.

b. ZIP архив, которое использует аналогичное сжатие. Большое количество программ-архиваторов поддерживают файлы с таким расширением. Данные файлы создаются благодаря программе WinZip.

Видео файлы:

a. AVI расширение, которое также может характеризоваться кодировкой с различными кодеками. Данные файлы имеют меньшие показатели сжатия, а их воспроизведение зависит от наличия соответствующего кодека для видеопроигрывателя.

b. MPG или MPEG1 расширение звуковых и видео файлов, которое характеризуется потерей данных и компрессией.

c. MP4 или MPEG4 расширение, используемое для видео клипов и фильмов. Стандартный сжатый MPEG-4 файл используется в сети Интернет для более удобной передачи. Аудио и видео часть файла передаётся при раздельном сжатии.

d. SWF (ShockWare Flash) является расширением файлов, которые хранят анимационные клипы или векторную графику. Данный формат имеет и другое название – Flash Player, который позволяет их считывать (воспроизводить). Файлы формата SWF редактированию не поддаются.

Графика:

a. GIF (Graphics Interchange Format) является форматом, который используется для построения анимационной графики. Формат используют, как для цветных, так и для чёрно-белых изображений, и использует около 256 цветов и оттенков. Главным преимуществом является малый объём. Данный формат для графических изображений принадлежит фирме CompuServe. Более редко данный формат используют при создании анимации.

b. JPG (JPEG) формат используют, как правило, для растровых фото, рисунков и изображений. Данный формат вызывает некоторую потерю качества изображения в процессе высокого сжатия. Благодаря большому количеству цветов, является лучшим вариантом для изображений и фотографий, которые создаются с использованием около 16,7 млн. цветов.

c. TIF или TIFF (Tagged Image File Format) растровый тегированный формат изображений. Как правило, формат используют владельцы цифровых фотоаппаратов, а процесс сжатия файлов позволяют сохранять качество. Изображения также строятся на использовании 16,7 млн. цветов.

d. BMP – графический формат, который является стандартным для Windows. Формат подходит, как для использования, так и для редактирования в любом графическом приложении. От чёрно-белых до цветных изображений вы можете сохранять, но при этом они не подвергаются сжатию. Количество цветов – 16,7 млн.

e. PSD (Photo Shop Data) формат изображений, который мы получаем после графической корректировки в программе Photoshop. Данный формат использует около 280 триллионов оттенков и цветов.

Текстовые файлы, документы:

a. DOC или DOCX – текстовый документ, который создаётся при помощи Microsoft Word. Данные документы кроме текста могут также содержать графику, картинки, диаграммы и таблицы.

b. RTF (Rich Text Format) Данный формат текстовых документов, как правило, поддерживают все текстовые редакторы. Формат является практически универсальным, так как помогает экспортировать или импортировать текстовые данные между программами. Данный формат создаётся автоматически в программе WordPad.

c. TXT является стандартным форматом текстового документа, в котором текст сохраняется без какого-либо форматирования. Программа «Блокнот» создаёт документы с данным расширением.

d. PDF (Portable Document Format) расширение документов Adobe Acrobat. Такие документы в независимости от устройств, настроек, формы и формата имеют фиксированную форму. Формат документа полезен при необходимости сохранить определённую структуру документа.

Звук:

a. MP3 формат музыкальных файлов, который по популярности можно сравнить с форматом изображений JPG. Расширение файлов характеризуется сжатием в 10-12 раз, что соответственно влияет и на потерю качества. Конечно, средний статистический человек может и не замечать данных отличий, ведь они происходят с потерей частот музыкального трека, которые не воспринимаются слухом человека.

b. MIDI (Musical Instrument Digital Interface) является набором звуковых инструментов, нежели звуковым файлом. Он позволяет управлять встроенными синтезаторами, а также с помощью этого формата можно создавать звуки различных устройств.

c. WMA (Windows Media Audio) является специально разработанным расширением компанией Microsoft, которое позволяет транслировать и хранить аудиоинформацию. Файлы данного формата имеют хорошие показатели сжатия.

d. WAV расширение, также созданное Microsoft Corporation — является звуковым файлом без сжатия. Имеет достаточно большие объёмы в сравнении с MP3, но сохраняет музыкальный файл в первоначальном виде, что стало причиной редкого использования в интернете.

Другие форматы и расширения файлов:

e. HTML или HTM форматирование интернет страниц. Данный формат создается при помощи Hyper Text Markup Language, от чего и происходит название формата файлов.

f. EXE является форматом программ или архивов, которые распаковываются самостоятельно. Файл данного расширения относятся к установочным.

Если у вас остались вопросы, то вы можете обратиться к нашей компьютерной помощи в Уфе. Наши специалисты будут рады ответить на ваши вопросы.

Portable Document Format — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «Portable document format»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2019; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2019; проверки требуют 15 правок.

Portable Document Format (PDF) — межплатформенный открытый формат электронных документов, изначально разработанный фирмой Adobe Systems с использованием ряда возможностей языка PostScript. В первую очередь предназначен для представления полиграфической продукции в электронном виде. Для просмотра существует множество программ, а также официальная бесплатная программа Adobe Reader. Значительное количество современного профессионального печатного оборудования имеет аппаратную поддержку формата PDF, что позволяет производить печать документов в данном формате без использования какого-либо программного обеспечения. Традиционным способом создания PDF-документов является виртуальный принтер, то есть документ как таковой готовится в своей специализированной программе — графической программе или текстовом редакторе, САПР и т. д., а затем экспортируется в формат

PDF для распространения в электронном виде, передачи в типографию и т. п.

PDF с 1 июля 2008 года является открытым стандартом ISO 32000[1][2].

Формат PDF позволяет внедрять необходимые шрифты (построчный текст), векторные и растровые изображения, формы и мультимедиа-вставки. Поддерживает RGB, CMYK, Grayscale, Lab, Duotone, Bitmap, несколько типов сжатия растровой информации. Имеет собственные технические форматы для полиграфии: PDF/X-1a, PDF/X-3. Включает механизм электронных подписей для защиты и проверки подлинности документов. В этом формате распространяется большое количество сопутствующей документации.

Чаще всего PDF-файл является комбинацией текста с растровой и векторной графикой, реже — текста с формами, сценариями на языке JavaScript, 3D-графикой и другими типами элементов.

Информационные объёмы двух одинаково выглядящих на экране PDF-документов могут значительно отличаться в зависимости от:

  • внедрения или связывания шрифтов и мультимедиа;
  • разрешения растровых изображений;
  • использования встроенного механизма сжатия всего документа;
  • используемых алгоритмов сжатия растровых изображений.

Для создания документа минимального объёма необходимо использовать векторную графику и «безопасные» шрифты. Всего имеется 14 таких шрифтов:

  • Times (v3) (обычный, курсив, полужирный и полужирный курсив)
  • Courier (обычный, наклонный, полужирный и полужирный наклонный)
  • Helvetica (v3) (обычный, наклонный, полужирный и полужирный наклонный)
  • Symbol[en]
  • Zapf Dingbats[en]

Эти шрифты можно использовать без внедрения в документ, так как их должны правильно отображать все программы. Любые другие шрифты, которые не были внедрены в документ и отсутствуют в системе, будут заменены одним из имеющихся, что может стать причиной неправильного отображения страниц, количества символов в строке и других ошибок отображения, связанных с метрикой шрифта.

Существует технология MRC (Mixed Raster Content), которая приближает возможности PDF к возможностям формата DjVu по хранению сканированных изображений с текстом.[3]

Существуют специальные программы, позволяющие редактировать PDF-файлы, однако их выбор значительно меньше, чем программ для создания или просмотра PDF документов. Inkscape, начиная с версии 0.46, позволяет редактировать PDF[4] благодаря использованию на промежуточном этапе программы Poppler. В 2017 году функциональность по редактированию PDF была поддержана в российской программе ABBYY FineReader, ранее специализировавшейся только на распознавании и конвертировании PDF в другие форматы. [5]

В первое время существования данный формат был крайне непопулярен:

  • программное обеспечение компании Adobe для чтения и создания PDF было платным;
  • в PDF отсутствовала поддержка внешних ссылок, что делало его практически бесполезным во всемирной паутине;
  • PDF-документы были большего размера по сравнению с обычным текстом, что означало более длительную загрузку на медленных модемах, широко использовавшихся в те времена;
  • на слабых машинах отображение PDF-документов осуществлялось с заметными задержками;
  • существовало несколько конкурирующих форматов, таких, как Envoy, Common Ground Digital Paper, Farallon Replica; даже собственный PostScript являлся конкурентом.

После того как Adobe выпустила бесплатную версию Acrobat Reader (позднее переименованную в Adobe Reader) для чтения PDF-документов, популярность этого формата стала возрастать. Формат PDF-файлов несколько раз изменялся и продолжает эволюционировать. Существует несколько спецификаций формата, последовательно расширяющих друг друга. Для каждой новой спецификации создаются новые версии программного обеспечения из пакета Adobe Acrobat. Ниже показана таблица соответствий версий документов и версий программ, в которых впервые была введена поддержка этих документов. Версию любого PDF-документа можно узнать по первым восьми байтам, открыв этот документ в текстовом режиме, например в блокноте.

Версии Adobe PDF[править | править код]

годверсия документановые возможностиверсия ПО
1993PDF 1.0Acrobat 1.0
1994PDF 1.1пароли, ссылки, потоки, независимая от устройства цветопередачаAcrobat 2.0
1996PDF 1.2интерактивные элементы, обработка событий мыши, мультимедийные типы, Юникод, улучшенное представление цвета и графикиAcrobat 3.0
1999PDF 1.3цифровые подписи, цветовые пространства ICC и DeviceN, JavaScriptAcrobat 4.0
2001PDF 1.4JBIG2, прозрачность, текстовый слой OCRAcrobat 5.0
2003PDF 1.5JPEG 2000, связанное мультимедиа, объектные потоки, перекрестные потоки, слоиAcrobat 6.0
2005PDF 1.6внедренное мультимедиа, 3D, XML-формы, AES-шифрованиеAcrobat 7.0
2006PDF 1.7Acrobat 8.0
2008PDF 1.7, AEL3AES-шифрование 256-битным ключомAcrobat 9.0
2009PDF 1.7, AEL5XFA 3.0Acrobat 9.1
2011PDF 1.7, AEL8Acrobat X (10)

Чтение[править | править код]

Свободные:

Проприетарные:

Редактирование[править | править код]

Свободные:

Проприетарные:

C[править | править код]

Свободные:

Проприетарные:

C++[править | править код]

Свободные:

Java[править | править код]

Свободные:

  • Apache PDFBox[en] — создание документов, слияние или разделение документа(ов), извлечения текста или другого контента из документа, печать, электронная подпись.
  • ICEpdf — просмотр и печать документов, преобразование в изображение, извлечения контента, поиск в документе.

Проприетарные:

  • jPedal[en] — просмотр и обработка документов, извлечения контента.

PHP[править | править код]

Свободные:

  • pdfparser — PHP library to parse PDF files and extract elements like text

.com — Википедия

Эта статья — о домене верхнего уровня. О расширении исполняемых файлов см. .COM.
.com
.com logo.png
Введение 1985
Тип домена общий домен верхнего уровня
Статус активный
Регистратура Verisign
Назначение Коммерческие объекты (во всём мире), компании, корпорации
Использование Используемый для фактически любого коммерческого или некоммерческого веб-сайта и является общепринятым как стандарт для TLDs
Ограничения регистрации Отсутствуют
Документы RFC 920;
RFC 1591
Разрешение споров UDRP
DNSSEC есть
Веб-сайт www.verisigninc.com
Whois-сервер whois.verisign-grs.com

Доменное имя .com – домен верхнего уровня (TLD) в системе доменных имен интернет-сети. Его название происходит от слова «коммерческий», указывая на его первоначальное предназначение — домены, зарегистрированные коммерческими организациями. Однако в какой-то момент это различие было потеряно, когда домены .com, .org и .net были открыты для неограниченной регистрации.

Домен, первоначально находившийся под управлением Министерства обороны Соединенных Штатов, сегодня администрируется Verisign. Регистрация доменов .com, выполняемая Verisign, обрабатывается аккредитованными регистраторами ICANN. Реестр допускает использование интернационализованных доменных имен.

Домен является одним из первых доменов верхнего уровня (TLD) в интернете, появившихся вместе с внедрением системы доменных имен в январе 1985 года, вместе с .edu, .gov, .mil, .net, .org и .arpa. Он стал крупнейшим доменом верхнего уровня.

Домен .com был одним из первых доменов верхнего уровня на момент внедрения системы доменных имен для использования в интернете в январе 1985 года. Домен управлялся Министерством обороны США (DoD), однако Министерство передало управление доменом компании SRI International, создавшей центр DDN-NIC, также известный как SRI-NIC или просто NIC (Network Information Center — сетевой информационный центр), доступный в интернете под доменным именем nic.ddn.mil. Начиная с 1 октября 1991 года был заключен контракт на работы с компанией Government Systems Inc. (GSI), которая заключила субконтракт с Network Solutions Inc. (NSI).

Первый домен в зоне .com появился 15 марта 1985 года, он был зарегистрирован в американском штате Массачусетс. Им стал сайт компании Symbolics Inc., производящей компьютеры и программное обеспечение. В настоящее время «пионер» среди доменов symbolics.com принадлежит инвестиционной фирме и выставлен на продажу.

1 января 1993 года ответственность за обслуживание взял на себя Национальный научный фонд, так как домен .com в основном использовался для гражданских целей. ННФ заключил контракт на проведение работ с Network Solutions (NSI). В 1995 году ННФ уполномочил NSI начать взимать с регистрантов ежегодную абонентскую плату, впервые с момента внедрения системы доменов. Первоначально плата составляла $50 в год, из которых $35 отходили NSI и $15 поступали в государственный фонд. При регистрации новых доменов плата взималась за первые два года; таким образом, при регистрации нового домена следовало уплатить $100. В 1997 году Министерство торговли Соединенных Штатов взяло на себя управление всеми общими доменами верхнего уровня. В настоящее время функциями управления занимается компания Verisign, поглотившая компанию Network Solutions. Позднее, Verisign отделила функции Network Solutions, не связанные с регистрацией, в отдельную компанию, которая продолжает действовать в качестве регистратора. В английском языке домен часто произносится как «dot-com» вместе с предшествующей точкой; такое его название прочно вошло в обиход.

Хотя домены .com были первоначально предназначены для обозначения коммерческих организаций (другие домены верхнего уровня относятся к государственным и образовательным учреждениям), с середины 1990-х годов отсутствуют какие-либо ограничения относительно деятельности регистрантов доменов .com. С коммерциализацией и популяризацией интернета домен .com был открыт для общественности и быстро стал наиболее распространенным доменом верхнего уровня для веб-сайтов, электронной почты и сетей. Многие компании, расцвет которых пришелся на период с 1997 по 2001 год (в так называемые времена «пузыря доткомов»), включали суффикс .com в название компании; они известны как «доткомы» или «компании доткомы». Введение в 2001 году домена .biz, ограниченного предприятиями, не повлияло на популярность .com.

Хотя домены .com могут зарегистрировать компании в любой точке мира, во многих странах для аналогичных целей предусмотрены домены второго уровня, расположенные под национальным доменом верхнего уровня (ccTLD). Такие домены второго уровня обычно имеют формат com.xx или co.xx, где xx — это национальный домен верхнего уровня. Примерами таких доменов могут служить Австралия (com.au), Шри-Ланка (com.lk), Греция (com.gr), Мексика (com.mx), Южная Корея (co.kr), Индия (co.in), Индонезия (co.id), Китай (com.cn), Япония (co.jp) и Великобритания (co.uk).

Многие некоммерческие сайты и сети используют имена com, чтобы воспользоваться преимуществами узнавания домена com. Однако статистика регистрации показывает переменную популярность.

По состоянию на декабрь 2011 года компания Verisign сообщила о том, что зарегистрировано около 100 миллионов доменов .com. В марте 2009 года компания Verisign сообщила о том, что домен обслуживается 926 аккредитованными регистраторами.

За первые два года — до 1987 года — во всемирной паутине появилось лишь 100 сайтов. Однако уже к 1995 году в доменной зоне .com было зарегистрировано свыше 18 тыс. сайтов.[1] В настоящее время в домене .com зарегистрировано 84 миллиона сайтов, в том числе 11,9 миллиона сайтов, специализирующихся на торговле через сеть, 4,3 миллиона развлекательных сайтов, 3,1 миллиона сайтов, связанных с различными финансовыми операциями и 1,8 миллиона сайтов со спортивной направленностью.[2]

15 мая 2000 года закончились все свободные трёхсимвольные домены.[3]

4 ноября 2007 года закончились все свободные четырёхбуквенные домены[4].

Ниже приведен список 100 первых зарегистрированных доменов:[5][6]

Что такое формат файла B?

Все конвертеры

Формат файлов B Developer

Файлы с расширением B связаны с различными программами. Один из таких файлов используется в Grand Theft Auto 3 для сохранения игровых данных. Другой тип таких файлов, который мы рассмотрим более детально, — это файл разработки программного обеспечения, в котором хранится исходный код, написанный на определенном языке программирования. B-файлы содержат язык разметки, написанный на языке BASIC («универсальный код обучения начинающих программистов») — весьма популярном языке программирования. Обычно такие файлы сохраняются в простом, текстовом формате.

Технические сведения о файлах B

Код внутри файла B может содержать код или программу, разработанную на BASIC, а также примечания и функции, которые ссылаются на другие файлы, содержащие BASIC-скрипты и программы. B не является единственным файловым форматом, используемым для файлов исходного кода на BASIC. Вероятно, более популярной альтернативой является файл BAS.

Дополнительная информация о формате B

Расширение файла.b
Категория файловDeveloper
Связанные программыFreeBasic (Windows)
Microsoft Visual Studio (Windows)
PowerBASIC (Windows)
PureBasic (Windows)

Any text editor (Windows & Mac)

Полезные ссылки Подробнее о файлах B и BASIC
Разработчикиn/a

Конвертация данных — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 февраля 2016; проверки требуют 13 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 февраля 2016; проверки требуют 13 правок.

Конвертация данных — преобразование данных из одного формата в другой. Обычно с сохранением основного логически-структурного содержания информации. В сфере компьютерных технологий есть множество вариантов представления данных. Например, компьютерное оборудование построено на основе определенных стандартов, которые требуют, чтобы данные содержали, к примеру, проверку бита четности. Точно так же операционная система утверждена по определенным стандартам касательно обработки файлов и данных. Кроме того, каждая компьютерная программа обрабатывает данные по-своему. Каждый раз, когда любая из этих переменных изменена, данные должны быть некоторым образом преобразованы прежде чем они смогут быть пригодны для использования другим компьютером, операционной системой или программой. Даже различные версии этих элементов обычно включают различные структуры данных. Например, изменение битов из одного формата в другой, обычно в целях прикладной совместимости или способности использования новых функций, является просто преобразованием данных. Преобразования данных могут быть столь же простыми как преобразование текстового файла из одной системы кодировки символов в другую или сложными, такими как преобразование офисных форматов файлов или преобразование изображения и аудио форматов файлов.

Есть много путей, которые используются для преобразования данных в рамках компьютерной среды. Он может быть прямой, как в случае модернизации до более новой версии компьютерной программы. В альтернативном варианте конвертация может потребовать использование специальной конвертирующей программы или может включать сложный процесс прохождения промежуточных стадий или вовлечения сложных «экспортирующих» и «импортирующих» процессов перехода от одного формата к другому. В некоторых случаях программа может распознать несколько форматов файла на стадии ввода данных и затем также способна к хранению выходных данных во многих различных форматах. Такая программа может использоваться для конвертации формата файла. Если исходный формат или целевой формат не распознан, то порой используется третья программа, которая способна переконвертировать в промежуточный формат, который может быть переформатирован с помощью первой программы. Есть много возможных сценариев.

Конвертация данных может происходить как при операциях с файлами (операции файл->файл), так и «на лету» (например при импорте или экспорте данных, или при операциях с использованием конвейеров).

Например: преобразование (конвертация) текста из формата «plain text» в текст формата «OpenDocument», конвертация мультимедийных файлов (графических, музыкальных и т. п.), преобразование (конвертирование) исполняемого файла .EXE в установочный пакет .MSI Windows Installer

Проблемы конвертации и неоднозначность конвертации[править | править код]

Конвертация может быть с потерей информации или без потери информации. Обычно связано с «богатством» того или иного формата данных. Например: преобразование из формата «plain text» в формат «OpenDocument Text» практически всегда пройдет без потерь, так как формат OpenDocument включает все и даже больше возможностей, чем формат plain text. А вот преобразование из формата OpenDocument Text в простой текстовый формат, скорее всего, сохранит всю текстовую составляющую, но почти всегда (кроме самых простых случаев) приведет к потере форматирования текста (выделение жирным/курсивом, шрифты, таблицы, размещение на странице и т. п. — будут утеряны).

Тексты[править | править код]

  • LaTeX2RTF — программа-транслятор, предназначенная для конвертации документов в формате LaTeX в формат RTF
  • LaTeX2HTML — конвертер из LaTeX’a в HTML

Файлы изображений[править | править код]

  • dcraw — программа для преобразования файлов из формата RAW в форматы PPM и TIFF
  • ImageMagick — пакет для пакетной обработки графических файлов
  • XnConvert — утилита для пакетной обработки графики и конвертации графических файлов из одного формата в другой.

Звуковые файлы[править | править код]

  • LAME — свободное приложение для кодирования аудио в формат MP3 (MPEG-1 audio layer 3)
  • OggConvert — свободное приложение для преобразования медиафайлов в открытые форматы.

Кроме того, конвертеры звуковых форматов встроены в большинство программ редактирования звука. Например Audacity.

Видеофайлы[править | править код]

  • VirtualDub — свободное приложение для конвертирования видеофайлов.

Универсальные[править | править код]

  • FormatFactory — бесплатный конвертер видео, аудио и графических файлов.
  • Any Video Converter — видео / аудио конвертер, выпускающийся в бесплатной и платных версиях.

Экспериментальные[править | править код]

  • WIDI Recognition System — приложение для конвертации звуковых файлов в MIDI — цифровой интерфейс музыкальных инструментов.
  • ПМ Звук — свободное приложение для преобразования звука в изображение и наоборот.

Инсталляторы[править | править код]

Формат X файла — это… Что такое Формат X файла?

Формат X файла

Формат X файла — формат файла для хранения 3D объектов, созданный компанией Microsoft.

Этот формат хранит информацию о геометрии 3D объекта (координаты вершин и координаты нормалей), текстурные координаты, описание материалов, пути и названия к текстурам, которые используются. Хранится иерархия объектов, хранится анимация, и хранятся привязки вершин к «костям» с описанием весов. В X файле может отсутствовать какая-либо информация об объекте (например в X файле могут содержаться только координаты вершин).

X файл может быть текстовым либо бинарным.

Структура X Файла

В начале X файла идёт заголовок, затем идёт описание информации об объекте. Описание информации может быть в произвольном порядке, но заголовок всегда идёт в самом начале.

Описание заголовка

Заголовок имеет следующий вид:

ТипПодтипРазмерСодержитПояснение
Магическое слово4 байта«xof «
Номер версии форматаосновной номер2 байта03Основной номер версии формата — 3
дополнительный номер2 байта02Дополнительный номер версии формата — 2
Тип формата4 байта«txt «Текстовый формат
«bin «Бинарный формат
«com «Сжатый формат
Тип сжатия (нужен, если формат «com «)4 байта«lzw «
«zip «
«и т. д.»
Размер в битах дробного числа4 байта006464 битное число
003232 битное число

Заголовок всегда в текстовом виде и обычно выглядит так: xof 0303txt 0032

Далее, обычно, идёт описание Templates. Это своеобразная подсказка, чтобы лучше понять какие данные и в каком виде представлены.

Вообще порядок описания данных в X файле может быть произвольным. Ниже следует описание в таком порядке, в котором X файл генерируют популярные экспортёры.

После описания Templates обычно следует описание самого объекта (может следовать и анимация). Сам объект может быть простым или составным. Для того чтобы хранить сложные составные объекты разработали иерархию связей, через которую можно понять, какой объект с каким связан или от какого зависим. Эти данные используются например в скелетной анимации. Если двигать «кость» плеча, то должны двигаться и все зависимые от неё «кости» (объекты) — это вся рука. В иерархии связь так и хранится в явном виде. На вершине находится плечо, затем предплечье, затем кисть, далее от кости идёт несколько пальцев, которые друг от друга независимы, но зависимы от кисти, и далее следуют фаланги пальца.

В X-файле иерархия описана через ключевое слово Frame. За ключевым словом следует имя данного узла иерархии и фигурные скобки.

Пример:

Все узлы, вложенные в фигурные скобки TopBone { }, будут зависимы от этого узла. Вложенность может быть неограничено глубокой. Узлы, не вложенные в TopBone { }, будут независимыми друг от друга.

Пример вложенных узлов иерархии:

Frame TopBone {
 
Frame Bone2 {}
 
}

Здесь Bone2 зависим от TopBone и изменения, которые происходят с TopBone, влияют и на Bone2. Изменения с Bone2 не влияют на TopBone.

Пример независимых узлов:

Frame TopBone {}
 
Frame Bone2 {}

Вообще в X файле может и не быть иерархии. Экспортёр от Microsoft в вершину иерархии всегда ставит узел SCENE_ROOT или DXCC_ROOT независимо от того, есть в этом необходимость или нет.

Поле Frame имеет следующий вид:

Название поля (TeamPlate)UUID
Frame<3D82AB46-62DA-11cf-AB39-0020AF71E433>
Названия членов поляТипразмер данныхДополнительные сведения
FrameTransformMatrix
ПримечаниеЕсли это поле отсутствует внутри Frame,
то не нужно производить никаких локальных трансформаций
Mesh
ПримечаниеКоличество Mesh может быть любым внутри Frame

Пример Frame со всеми полями:

Frame Имя {

FrameTransformMatrix {}

Mesh Имя {}

}

Исторически сложилось, что объекты в 3DS MAX хранятся в своих локальных координатах. Хранится матрица трансформации этого объекта. Всё, что рисуется на сцене 3DS MAX, — рисуется в глобальных координатах. При экспортировании из 3DS MAX экспортёр не проводит анализа сцены и сохраняет её так, как есть. Ещё можно экспортировать только выбранный объект из всей сцены. Эти два условия и привели к рождению Frame, чтобы сохранить матрицу трансформации в FrameTransformMatrix (FrameTransformMatrix не может существовать обособленно от Frame) и сохранению локальных координат объектов 3D объекта, а не глобальных.

Если требуется, можно сохранить и глобальные координаты без Frame и FrameTransformMatrix, но стандартный экспортёр от Microsoft этого не делает.

Матрица трансформации FrameTransformMatrix представляет собой матрицу аффинных преобразований в однородных координатах. Пример матрицы трансформации:

FrameTransformMatrix {
 
1.000000,0.000000,0.000000,0.000000,
 
0.000000,1.000000,0.000000,0.000000,
 
0.000000,0.000000,1.000000,0.000000,
 
0.000000,0.000000,0.000000,1.000000;;}

Синтаксис должен быть именно таким, как показано в данном примере.

Далее, если требуется, следует описание геометрии после ключевого слова Mesh.

Cинтаксис следующий:

Если производится экспорт из 3DS MAX, то Имя_Меша совпадает с именем узла иерархии. И из 3DS MAX данные не экспортируются так, чтобы на один Frame приходилось несколько Mesh, хоть стандарт файла этого и не запрещает.

Поле Mesh имеет следующий вид:

Название поля (TeamPlate)UUID
Mesh<3D82AB44-62DA-11cf-AB39-0020AF71E433>
Названия членов поляТипразмер данныхДополнительные сведения
nVerticesDWORDЛюбой
verticesмассив VectornVertices
nFacesDWORD
facesмассив MeshFacenFaces
ПримечаниеЭто поле (Mesh) определяет базовую геометрию меша. Первый массив — это перечень координат вершин,второй — определяет фейсы. Три числа фейса — это индексы первого массива.
Поля, которые могут быть внутри поля Mesh
MeshFaceWrapsЕсли этого поля нет, то wrapping for both u and v defaults to false.
MeshTextureCoordsЕсли этого поля нет, то нет и текстурных координат
MeshVertexColorsЕсли этого поля нет, то цвет определён белым
MeshMaterialListЕсли этого поля нет, то материал — белый

Поле MeshFaceWraps редко встречается в файлах. В этом поле хранятся текстурные координаты[источник?- Microsoft DirectX File Format Specification Version 1.13. Переписал 1 в 1. Перевод понимаю как: MeshFaceWraps хранит сразу и u и v координату. Нигде не нашёл применения на практике].

формат поля:

Название поля (TeamPlate)UUID
MeshFaceWraps<4885AE62-78E8-11cf-8F52-0040333594A3>
Названия членов поляТипразмер данныхДополнительные сведения
nFaceWrapValuesDWORDнет
faceWrapValuesBoolean2d
ПримечаниеThis template is used to define the texture topology of each face in a wrap. nFaceWrapValues should be equal to the number of faces in a mesh.

В поле MeshTextureCoords хранятся текстурные координаты. формат поля:

Название поля (TeamPlate)UUID
MeshTextureCoords<F6F23F40-7686-11cf-8F52-0040333594A3>
Названия членов поляТипразмер данныхДополнительные сведения
nTextureCoordsDWORDнет
textureCoordsмассив Coords2dnTextureCoords
ПримечаниеЭто поле определяет текстурные координаты меша

В поле MeshVertexColors хранится цвет вершины. Обычно поля MeshTextureCoords и MeshVertexColors являются взаимоисключаемыми, т. к. если есть текстурные координаты (собственно сама текстура), то цвет точек не используется.

Название поля (TeamPlate)UUID
MeshVertexColors<1630B821-7842-11cf-8F52-0040333594A3>
Названия членов поляТипразмер данныхДополнительные сведения
nVertexColorsDWORDнет
vertexColorsмассив IndexedColornVertexColors
ПримечаниеЭто поле определяет цвет меша

В поле MeshMaterialList хранится список материалов, используемых для отображения данного меша. В этом списке указываются и текстуры (файловые пути), в которые «одет» меш. Сама текстура не хранится в X файле.

Название поля (TeamPlate)UUID
MeshMaterialList<F6F23F42-7686-11cf-8F52-0040333594A3>
Названия членов поляТипРазмер данныхДополнительные сведения
nMaterialsDWORDМатериал
nFaceIndexesDWORD
FaceIndexesмассив DWORDnFaceIndexes
vertexColorsмассив IndexedColornVertexColors
Примечание
Это поле предназначенно для того, чтобы показать на каком фейсе меша какой материал используется. nMaterials показывает сколько материалов в данном меше.

Пример экспорта квадрата из 3DS MAX

Изображение квадрата в 3DS MAX, который будет экспортирован в X файл

В текстовом X файле допускаются комментарии. После символов // разрешается писать любую поясняющую информацию, которая будет проигнорирована при загрузке меша. Данный комментарий действует до конца строки.

Ниже приведён полученный X файл:

xof 0303txt 0032
 
// это заголовок X файла
 
// указано, что это текстовый x файл версии 3.3 с 32 битным форматом дробного числа
 
// далее идет поясняющая информация об используемых полях template 
 
// пара пояснений, т. к. они занимают много места
 
template Frame {
 
<3d82ab46-62da-11cf-ab39-0020af71e433>
 
[...]
 
}
 
template Matrix4x4 {
 
<f6f23f45-7686-11cf-8f52-0040333594a3>
 
array FLOAT matrix[16];
 
}
 
// тот самый верхний узел иерархии
 
Frame DXCC_ROOT {
 
 
FrameTransformMatrix {
 
1.000000,0.000000,0.000000,0.000000,
 
0.000000,1.000000,0.000000,0.000000,
 
0.000000,0.000000,1.000000,0.000000,
 
0.000000,0.000000,0.000000,1.000000;;
 
}
 
Frame Quad {
 
 
FrameTransformMatrix {
 
1.000000,0.000000,0.000000,0.000000,
 
0.000000,-0.000000,-1.000000,0.000000,
 
0.000000,1.000000,0.000000,0.000000,
 
-10.067115,43.624161,-0.000002,1.000000;;
 
}
 
Mesh Quad {
 
6;
 
15.067116;0.000002;-38.624161;,
 
5.067116;-0.000001;-48.624161;,
 
5.067116;0.000002;-38.624161;,
 
5.067116;-0.000001;-48.624161;,
 
15.067116;0.000002;-38.624161;,
 
15.067116;-0.000002;-48.624161;;
 
2;
 
3;0,1,2;,
 
3;3,4,5;;
 
MeshNormals {
 
6;
 
-0.000000;-0.000000;-1.000000;,
 
-0.000000;-0.000000;-1.000000;,
 
-0.000000;-0.000000;-1.000000;,
 
0.000000;-0.000000;-1.000000;,
 
0.000000;-0.000000;-1.000000;,
 
0.000000;-0.000000;-1.000000;;
 
2;
 
3;0,1,2;,
 
3;3,4,5;;
 
}
 
MeshTextureCoords {
 
6;
 
0.999501;-0.999500;,
 
0.000499;-0.000500;,
 
0.000500;-0.999501;,
 
0.000499;-0.000500;,
 
0.999501;-0.999500;,
 
0.999500;-0.000500;;
 
}
 
 
MeshMaterialList {
 
1;
 
2;
 
0,
 
0;
 
Material {
 
0.588235;0.588235;0.588235;1.000000;;
 
0.100000;
 
0.900000;0.900000;0.900000;;
 
0.000000;0.000000;0.000000;;
 
TextureFilename {
 
"E:\\\\3dsmax7\\\\images\\\\terrain1.bmp";
 
}
 
}
 
}
 
VertexDuplicationIndices {
 
6;
 
4;
 
0,
 
1,
 
2,
 
1,
 
0,
 
5;
 
}
 
}
 
}
 
}

Анимация

Анимация может быть сохранена как в виде скелетной анимации, так и в виде трансформации вершин.

Источники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *