Все о проекторах: ALLProjectors.RU — все о мультимедиа проекторах – рейтинг топ-10 по версии КП

Видеомаппинг – это зрелищно! Компиляция интересных инсталляций и мысли о том, как сделать проектор средством заработка

То, что проектор можно использовать не только для демонстрации презентаций или просмотра кино – не новости. Равно как и то, что эффектная презентация товара или идеи – пусть не залог, но уж точно – не последняя нота в этюде успешного бизнеса, для которого важно показать товар «лицом».


Недавно, бороздя просторы сети в поисках свежих упоминаний Epson, наткнулся на несколько галерей компаний, которые занимаются созданием 3D- или AR-маппинга на самые разные объекты, начиная с «плоских» проекций с использованием 3D-анимации и спецэффектов и заканчивая куда более интересными проекциями на «объемные» товары и здания с эффектом дополненной реальности.

Но заинтересовали меня не столько сами видеопроекции, сколько то, что компании-то довольно скромных масштабов. Это же малый бизнес! Из прямых рук, недорогого мультимедийного проектора и компьютера.

И стало мне любопытно рассмотреть пару примеров и прикинуть, что может потребоваться, чтобы подобный бизнес создать и получать с него какую-никакую прибыль. А заодно самостоятельно разобраться, как подготовить маппинг для плоской и перекрестной AR-проекций на трехметровый свадебный торт «подручными средствами».




Бизнес из проектора и компьютера

Для начала рассмотрим пример Flashlines, которые специализируются на организации AR-проекций разных масштабов. Несмотря на спартанский сайт в пять с половиной страниц, FL есть что показать, что они и делают на своем инстаграме.


Показатели вовлеченности аудитории не самые высокие (в т.ч. и на YouTube), но, видимо, и их хватает, чтобы делать бизнес. Заодно даже кампанию на Indiegogo задумали для продвижения собственного ПО для iPad.

Но не суть. Главное, что можно пронаблюдать, изучая их работы – это то, что значительная часть инсталляций имеет малый-средний масштаб и выполняется ночью или в полутьме. И выясняется, что необязательно раскошеливаться на сверхъяркий дорогостоящий инсталляционный проектор, чтобы устраивать видеомаппинг, когда можно обойтись ярким универсальным. В частности, пары уже архивных Epson EB-1945W хватает для львиной доли проектов, включая даже маппинг на высокое здание.


Насколько мне стало известно после общения с ними, FL как раз с этим комплектом и «катаются» к заказчикам, чтобы, во-первых, сразу на месте показать несколько потенциальных вариантов проекции, а также «продать» свои услуги, ведь лучше один раз посмотреть на AR-проекцию вживую, чем сто раз услышать или смотреть мелкие картинки на Instagram.

Кроме зданий можно встретить более «модные» типы инсталляций, которые набирают популярность день ото дня – AR-проекции для POS (point of sales, иначе говоря – точек продаж).


Вот простая же идея – подвесить проектор под потолком (или хотя бы кое-как его расположить, где нужно – вариантов масса), нарисовать цветную маску из геометрических фигур и минимально анимировать смену цвета или их появление/гашение. Но ведь какой эффект! В частности, даже я, как неопытный VFX-хоббист, вижу, что в ролике нет ничего сверхъестественного. Если имеется доступ к любому инструменту для работы с видео – After Effects, Premiere, Vegas, Final Cut, – то из спичек и желудей масок и их анимации/базового скриптинга (того же wiggle из AE для плавного изменения интенсивности цвета фигур) можно получить то же, «рисуя» маски прямо поверх объекта, выведя копию окно композиции на второй монитор, в роли которого у нас и выступает проектор.


Сам я, к примеру, практики и интереса ради непосредственно работал над созданием мультимедийной презентации к 5-летию Фабрики печати Epson, где использовал Softimage и After Effects для визуализации отдельных «слайдов», а также позволил себе поиграть с симуляцией жидкости тут и там. Представьте себе, насколько было бы круче, если бы проекция в какой-то момент была не на стену, а на большую «картонную бутылку» из-под чернил для принтера. Так, чтобы в ней плескалась и переливалась всеми цветами жидкость, а то вообще какая-нибудь сцена происходила с плавающими бумажными лебедями… Столько возможностей! Жаль реализовать не удалось из-за нехватки времени (то был экспериментальный in-house-проект, который случайно вырос из прототипа, придуманного за пару месяцев до мероприятия).

К слову, проекторы для подвеса под потолок специально для POS и описанных выше небольших инсталляций-визуализаций товаров у Epson имеются. Это Epson LightScene EV-100/105, мы их величаем «лазерными проекторами для акцентированной подсветки».


Они лазерные (т.е. с максимально «живучим» источником света) и обладают регулируемой яркостью до 2000 люмен. Но они весьма недешевые. Поэтому в качестве «пробы пера» можно начать с чего-то попроще и дешевле, но с хорошим запасом яркости. Скажем, 3000 лм и более. Например, Epson EB-2042 имеет рекомендованную Epson цену менее 1000$ и обладает яркостью аж 4400 лм! Чем не кандидат в универсальный инструмент для организации малых и средних инсталляций «на месте»?

С железом более-менее понятно: компьютер и проектор. А как быть с программным обеспечением и различными вариантами AR-проекции?


Специализированные инструменты для создания маппинга

Существует богатое множество ПО, предназначенного специально для реализации видеомаппинга. Из самых известных – это, конечно же, Resolume и Madmapper. Есть и супернавороченный Shape, который использовался на ивенте Круг Света в инсталляции на площадке Царицыно. Все в них хорошо, кроме того факта, что это не самое простое в использовании профессиональное ПО, заточенное в первую очередь все же на проекцию с участием множества проекторов. Для небольшого бизнеса или любителя это однозначно «overkill».

К счастью, на них свет клином не сошелся, и найдется пара вариантов решения задачи:


  • использовать более простое и дружелюбное ПО, нацеленное преимущественно для работы с одним проектором;
  • вообще отказаться от ПО для видеомаппинга и использовать обычный софт для 3D-моделирования, видеомонтажа или спецэффектов.

Не пиара ради, а варианта первого для, хочу поделиться еще одной находкой:


Lightform предлагает программно-аппаратный комплекс для полуавтоматического сканирования объекта проекции, а также создания под него видеомаппинга при проецировании «в лоб», т.е. на не слишком изогнутую поверхность или барельеф. Вот такая 4K-камера ставится на проектор, а затем запускается процесс калибровки и построения 3D-модели с её помощью:


Фактически там целый компьютер в этой 4K-камере.


Подробнее можно узнать тут.

Такой вариант стоит денег, но будучи более дружественным к не слишком технически подкованному пользователю (художнику-аниматору, например), может оказаться тем самым решением, которое в принципе сделает возможным оперативную организацию плоского или «барельефного» маппинга в любом месте.


«Плоская», да не очень!

Когда я говорю «плоская проекция в лоб», это не означает, что подобный вариант не может быть зрелищным! Более того, он совмещает в себе сразу несколько преимуществ: готовить материал для такого маппинга относительно просто ввиду того, что проецирование выполняется перпендикулярно поверхности (или усредненной площади поверхности, если это барельеф) и материал для нее отрисовывается в ортографической проекции (в случае 3D-софта) или в «плоском» графическом или видеоредакторе. Остальное за нас сделает наш мозг, который дополнит готовый маппинг информацией «о глубине», полученной с двух глаз.

В качестве примера масштабной проекции подобного типа можно привести, конечно же, Круг Света 2018, в котором Epson принял участие впервые. Рассказывал об этом в блоге.


Спросите: откуда такая уверенность, что на КС2018 использовалась именно «плоская» ортографическая проекция? Очень просто: я принимал участие в подготовке и согласовании проморолика-проекции Epson, а также наблюдал часть процесса настройки проекторов и ПО для маппинга непосредственно в контрольной комнате.

И вот так выглядит кадр из заставки:


Собственно, все 30 проекторов Epson «на башнях» фактически настраивались так, чтобы «приладить» ортографически отрисованные видеоматериалы, полученные от участников из множества стран, на реальное здание в качестве одного непрерывного длинного «барельефа».

Плоскую проекцию разобрали. Но ведь мы не ищем легких путей?


Объемная AR-проекция

Рассмотрим другой пример: свадебный торт с AR-маппингом от Magic Innovations.


Как выполнить проекцию на барельеф – понятно уже чисто интуитивно, что мы и разобрали выше.

Куда интереснее, если объект объемный настолько, что плоскость освещаемой поверхности значительно изламывается и искажается, так что простой «подгонкой» уже не обойтись.

Попробуем воспроизвести в 3D-редакторе модель торта и взглянуть, что происходит с проекцией шахматной доски на плоском и объемном объекте. Для этого создадим «виртуальный проектор» в виде прожектора с текстурой и взглянем на проекцию, которую «видит» источник света:


Не считая того, что объемная модель в нижней части ближе к проектору и без изменения расстояния до модели проекция не охватывает ее целиком, кажется, что задача выполнить маппинг успешно завершена. Само собой, это не так:


Стоит лишь взглянуть на результат со стороны и сразу становится понятно, что «нахрапом» проблему не решить. Для того, чтобы понять, как именно должна выглядеть проекция, излучаемая источником света, наложим на «торт» текстуру и заставим его «светиться» самому безо всяких проекторов:


Беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что искажения слишком сложны, чтобы пытаться исправить дело какой-либо «подгонкой» в плоском пространстве текстуры.

Можно попытаться улучшить ситуацию, отодвинув проектор подальше от объекта. К примеру, на рисунках выше источник света располагается в 2-х метрах от торта. Попробуем отодвинуть его на 10 метров и сравним результат:


Намного лучше! Вот только для того, чтобы выполнить такую проекцию нужен проектор раза в три-четыре ярче (ибо интенсивность света убывает в квадратической зависимости, плюс следует учитывать потери в весьма длиннофокусном телеобъективе). Также проектор должен допускать установку сменных объективов в принципе.

Поэтому остановимся на нашем недорогом «универсальном» проекторе и расстоянии в 2 метра (в зависимости от модели, которую вы будете использовать, расстояние, скорее всего, придется рассчитать, чтобы проекция целиком покрыла объект). А далее поступим следующим образом:


Перекрестная AR-проекция

Добавим второй проектор!

Использование двух проекторов позволит «прокачать» оригинальный вариант MagicInnovations, обеспечив больше свободы для творческого простора создателя контента и зрителей (благодаря увеличению площади поверхности, на которую попадает свет).

Выполним «замеры» помещения и объекта и сразу определимся, где будем устанавливать реальные проекторы. Воспользуемся результатами и расположим источники света примерно на уровне глаз среднего посетителя. Взглянем на результат:


На данном этапе оба проектора все еще проецируют плоскую текстуру шахматной доски и разница лишь в том, что теперь проекция полностью покрывает видимую область объекта для каждого источника света.

Но мы же не планируем показывать нашим зрителям это безобразие, верно?


Благодаря тому, что мы заранее выполнили замеры и расположение источников света в сцене строго совпадает с тем, где мы будем устанавливать проекторы, сделаем «финт ушами»:

Выключим источники света и включим текстуру (или запустим анимацию) на самом объекте. Т.е. подготовим все для того, чтобы можно было «записать все это действо» на камеру. Соответственно, создадим две камеры – по одной на каждый из излучателей – и расположим и соориентируем их точно так же, как наши «виртуальные проекторы». И что мы получим?.. Правильно! Готовую видеопроекцию для каждой из них!


Эти рендеры и используем в качестве текстур света для наших проекторов. И вуаля – готовая перекрестная AR-проекция на объемный объект!


Благодаря тому, что у нашего торта нет особо сильно нависающих элементов, проекторы можно подвесить и выше, на потолочную рельсу, спустив на нужную высоту на штанге, чтобы не смущать зрителей башнями или треногами с проекторами, установленными посреди зала.

В данном варианте мы расположили проекторы примерно на высоте полутора метров. На рисунке выше видно, что взглянув на сцену из точки выше, чем наши проекторы, можно заметить тени, образовавшиеся на верхних цилиндрах. Однако ввиду того, что среднестатистический зритель все же ниже двух метров ростом, тени – не проблема, в чем можно убедиться, взглянув на результат «из глаз» нашего зрителя в сцене:


Кроме того, вспомним, что мы «прокачали» оригинальный AR-маппинг, выполнив проекцию из двух точек, а не одной. Благодаря этому т.н. «терминатор» (линия светораздела) на поверхности нашего объекта появится лишь в самой дальней его части. Это дает большую свободу перемещения зрителям в зале.


Конечно, можно пойти еще дальше и засветить и этот участок третьим проектором. Тогда у нас получится AR-проекция, на которую можно смотреть вообще с любой стороны. Однако в таком случае логичнее будет распределить проекторы под углом 120° к друг другу, чтобы обеспечить равномерные покрытие и освещенность поверхности. Конечная схема установки, разумеется, будет зависеть в том числе и от формы самого объекта, особенно если у него имеется множество смен углов плоскости поверхности или значительная площадь состоит из нависающих элементов.


Прямоугольный торт!? Какое кощунство! ヽ༼ ಠ益ಠ ༽ノ


Дальше – свобода творчества!

Анимируем координаты текстур (или вообще вращаем сами объекты, но не меняя их формы), а также выполняем переход из сцены в сцену в проекциях камер с помощью обычной маски (в оригинальном ролике MagicInnovations, кстати, можно увидеть сетку геометрических фигур, что наверняка и использовалась в софте для создания проекции). Ну и немного motion design’а тут и там, чтобы немного «разбавить» и добавить разнообразия, чтоб смотрелось «дороже».

Подобное можно реализовать в Blender или любом другом более-менее «взрослом» 3D-софте. В нем же можно в принципе создать подобный виртуальный прототип для демонстрации заказчику, не имея информации о габаритах будущего объекта проекции. А для экономии времени и сил анимацию частиц можно вообще сделать либо стандартными средствами After Effects, либо чем-то помощнее, наподобие Trapcode Particular, Form или Mir, воспользовавшись нашими рендерами «из глаз» проекторов в качестве масок. Клиенту не нужно знать, как делался его заказ, если его устраивает цена и оговорен желаемый конечный результат. Ну… Как минимум, в рамках создания визуализаций.

Конечно, сложность зависит от задач, но ведь и стоимость работ зависит от сложности.


Примечание по слиянию (blending) нескольких проекций

В данном случае нам повезло: в качестве объектов использовались сфера и цилиндры, что вкупе с проекторами, расположенными под углом 90° обеспечило естественный световой градиент в области, где свет двух проекторов пересекается (т.е. в передней части «торта»). Однако такая «халява» будет не всегда и потребуется специально «гасить» яркость в соответствующих участках наших видеозаписи для маппинга, чтобы такие области не были пересвеченными.

Профессиональные (они же – инсталляционные проекторы Epson) специально для этого имеют встроенную поддержку Edge blending и ПО Epson Projector Professional Tool, которое позволяет делать тонкую коррекцию результата и компенсировать, скажем, искажения зум-объектива.



Хитрый план: катить колесо


Вот такая «идея бизнеса» от диванного аналитика. Со слов наших коллег, занимающихся проекционной техникой, подобный видеомаппинг планомерно набирает популярность. И на него есть спрос.

Само собой, взгляд очень поверхностный и остаются вопросы поиска заказчиков. Благо в эпоху соцсетей, ютюба и инстаграма, которые с каждым днем становятся все популярнее, площадки для поиска клиентуры имеются, вопрос за бюджетом и набором опыта и портфолио (куда ж без этого).


А еще есть?

А теперь обращусь к вам, уважаемые хабравчане: знаете ли вы примеры эффектных инсталляций, реализованных небольшими компаниями, например, в России? Свои-то, особенно крупные, что мы делали с партнерами, мы и так знаем. Было бы интересно, так сказать, и на других посмотреть.

Ваши рекомендации? А, может, у вас есть опыт подобной AR-проекции?

Все о видеопроекторах

(HI-FI & HIGH END — Салон AV — 27.06.2000 — http://www.hi-fi.ru/review/domteat/svetop.htm)

Чтобы домашний кинотеатр оправдывал свое название, он должен не только «громко говорить», но и «широко показывать». Обидно и смешно, когда полномасштабная AV-система озвучивает изображение размером с тетрадный лист. Значит, экран телевизора должен быть как можно больше. Но это не так просто, как кажется…

Тридцать семь — число роковое не только для сталинского СССР, но и для телевизора классической конструкции, основанной на электронно-лучевой трубке (ЭЛТ, или кинескопе). Тридцать семь дюймов — предельная длина диагонали кинескопа, при которой его массовое производство остается рентабельным. Главная тому причина — сам принцип работы ЭЛТ. Согласно ему внутри кинескопа должен быть глубокий вакуум, иначе поток электронов, которым «стреляют» электронные пушки, расфокусируется. Следовательно, стенки большой ЭЛТ пришлось бы делать очень толстыми, что привело бы к ее утяжелению. Например, кинескоп с диагональю экрана 40 дюймов весил бы более центнера. Кроме того, для фокусировки луча по краям экрана, или динамического сведения, пришлось бы уменьшить угол отклонения электронного потока, из-за чего горловина кинескопа была бы длиной больше метра. При этом радиус кривизны экрана тоже должен быть больше, и телевизор стал бы пузатым, как бочка. Вот почему, если необходимо получить телевизионную картинку более метра по диагонали, пользуются видеопроекторами.

Первый фокус с зеркалами

Давайте сначала рассмотрим проекционный телевизор (ПТ) — устройство, которое занимает промежуточное положение между обычным аппаратом и «настоящим» видеопроектором. Внешне он здорово напоминает телеприемник классической конструкции, стоящий на подставке, однако принцип его действия иной. «Подставка» является неотъемлемым элементом конструкции:в ней расположено проекционное устройство. Оно основано на ЭЛТ, но не одной, а трех — по кинескопу для каждого первичного цвета (красного, зеленого и синего). Диагональ их экрана небольшая (8-10 дюймов), однако они дают световой поток повышенной яркости. Кроме того, их передние стенки представляют собой линзы,выполненные с высокой точностью. Через систему зеркал (см. рисунок) световые потоки направляются на экран из полупрозрачной пластмассы и дают полноценное цветное изображение.Такая конструкция имеет перед классической несколько преимуществ. Во-первых, картинка получается значительно более крупной (до 80 дюймов по диагонали). Во-вторых, она совершенно плоская (при просмотре создается впечатление, что наблюдаешь за происходящим через окно, а не через «пузатую» стенку телевизионного экрана). Наконец, обратный проектор значительно легче телевизора с большим экраном и имеет сравнительно небольшую глубину. Почему же он не получил широкого распространения? Да потому, что ему присущи серьезные недостатки. Изображение на нем получается немного расплывчатым — в первую очередь из-за того, что внутренняя поверхность экрана представляет собой совокупность цилиндрических линз, призванных увеличивать горизонтальный угол обзора. Легкая размытость картинки подчас идет ей на пользу: менее заметной становится ее строчная структура, зато узкий горизонтальный и вертикальный углы обзора — настоящий бич проекционных телевизоров. Стоит зрителю отклониться от перпендикуляра, проведенного из центра экрана,на несколько десятков градусов в любую сторону, и картинка заметно потеряет в яркости и точности цветопередачи. (Впрочем, с этой бедой конструкторы борются, и довольно успешно: у модели 55РР9501, последнего детища Philips, горизонтальный угол обзора составляет 160o, что для ПТ прямотаки фантастический показатель.) И по яркости изображение уступает тому, какое дает обычный телевизор. Наконец, такой аппарат после установки в комнате, как правило, требует настройки (в первую очередь, сведения лучей), провести которую может лишь квалифицированный специалист. Немаловажным препятствием на пути использования ПТ в небольшом помещении является и его громоздкость. Если габариты комнаты позволяют, проекционник встраивают в мебельный гарнитур или сооружают вокруг него фальш-стену, а в ее нишах устанавливают AV-аппаратуру. Но скажите на милость, где и как поместить центральный громкоговоритель? По-видимому, или на полу перед ПТ (и направить вверх), или над последним (так, чтобы АС «смотрела» вниз). Оба варианта далеко не идеальны. Использовать в качестве такового динамики,встроенные в корпус телевизора? Но они не всегда отличаются высоким качеством. Кроме того, возникающие при их работе вибрации способны привести к преждевременному рассогласованию в работе кинескопов (разведению лучей). В общем, проблем при пользовании проекционным телевизором немало. Проекционный телевизор в разрезе

Три пушки, бьющие вперед

Восемьдесят дюймов (два метра) — ничто по сравнению с размахом экрана в настоящем кинотеатре. Так нельзя ли создать проектор, способный сформировать изображение размером в 120 дюймов (3 м) — в полтора раза превосходящее то, которое дает проекционный телевизор? Очевидно, необходимо сконструировать устройство, работающее по принципу киноаппарата, то есть проецирующее телевизионные образы на экран, расположенный перед ним. Мысль эта не дает покоя разработчикам уже второй десяток лет. Первым вариантом ее воплощения стал прямой видеопроектор, основанный на трех ЭЛТ (иногда используют английскую аббревиатуру CRT). По сути, это тот же ПТ, только электронно-лучевые трубки установлены в отдельном корпусе(он подвешивается к потолку или располагается на специальном пьедестале), а зеркал нет — световой пучок, выходящий из ЭЛТ, фокусируется линзами и распространяется прямо, на стену или экран. Поскольку размер изображения велик, велика должна быть и яркость луча. Именно поэтому основным параметром CRT-проекторов является яркость светового потока, усредненная по площади экрана. Она измеряется в ANSI-люменах, и чем больше ее значение, тем лучше. Из-за этого ЭЛТ приходится работать с максимальной нагрузкой, что снижает их ресурс и приводит к сильному нагреву. Значит,требуется система принудительного охлаждения — вентилятор, который создает акустический шум. Далее. Несмотря на все ухищрения, яркость и насыщенность картинки очень сильно зависит от уровня внешней освещенности, поэтому смотреть фильм в исполнении CRT-проектора необходимо в полной темноте, а проецировать его лучше на специальный, обладающий повышенной отражающей способностью экран. Наконец,у таких аппаратов есть и специфический недостаток — они должны устанавливаться в домашнем кинозале раз и навсегда. Разумеется, в случае острой необходимости его можно передвинуть, однако после этого придется несколько часов настраивать («сводить») изображение,удаляя радужную окантовку на предметах. А она может появиться от малейшего изменения расстояния от проектора до экрана. В общем, не советуем крепить проектор к потолку,если вы живете в многоквартирном доме, а ваш сосед любит в свободное от работы время передвигать мебель или устраивать в квартире дискотеку.

Второй фокус с зеркалами

С появлением телевизоров на жидких кристаллах (ЖК) у разработчиков возникла остроумная мысль использовать ЖК-матрицу как основной элемент в прямом проекторе. Ее применение позволяло ликвидировать главный недостаток CRT-проекторов с ЭЛТ — невозможность изменить расстояние от него до экрана (а значит, и размер изображения) без проведения сложной настройки, поскольку теоретически ЖК-проектор можно заставить работать точно так же, как киноаппарат (в качестве источника света использовать мощную лампу, а вместо кинопленки — ЖК-матрицу). Однако ожидания не оправдались. Воспроизводить статическое изображение с минимумом подробностей (графиков и диаграмм с крупными подписями) одноматричный аппарат еще способен, но для показа видеоряда он неприменим — по той простой причине, что число пикселей в стандартной ЖК-матрице в несколько раз меньше, чем на экране телевизора. И разработчики в очередной раз решили пойти по проторенному пути: воспользоваться отдельным источником изображения (в данном случае — ЖК-матрицей) для получения картинки каждого первичного цвета. Разрешение при этом возросло бы минимум в три раза. Тогда как быть с источником освещения? Задействовать три лампы? Но каждая из них имеет уникальные характеристики, да и «стареет» при эксплуатации по-своему. Мало того, три лампы накаливания выделяли бы очень много тепла, и для его отведения понадобился бы мощный (а значит, и шумный) вентилятор. И хитроумные конструкторы вновь призвали на помощь зеркала, но не простые, а дихроичные (они отражают один основной цвет, а два других пропускают). Лампа в проекторе одна, но ее луч делится при помощи дихроичных зеркал на три составляющих первичного цвета, которые попадают каждый на «свою» ЖК-матрицу. После этого составляющие вновь собираются в общий луч и направляются в один объектив.Таким образом, на выходе проектора получается полноцветное изображение, которое можно направить на экран и смотреть почти сразу же, без сложной предварительной настройки. Размер изображения меняется двояко: изменением а)расстояния от проектора до экрана или б) фокусного расстояния объектива.

Итак, установить и наладить ЖК-проектор так же просто, как фильмоскоп. А качество изображения? По сравнению с ЭЛТ-аппаратом он дает картинку с более узким диапазоном контрастности и несколько менее насыщенную, однако разрыв в параметрах постоянно сокращается. Если на выставке «Hi-Fi Show’97» глядя на экран, без особого труда модно было определить, какой (ЖК или ЭЛТ) проектор установлен в том или ином павильоне, то на «DVD-Show», проводившемся в октябре прошлого года, сделать это было почти невозможно. Эффект «сетка-рабица»(некоторая мозаичность картинки), присущий ранним моделям ЖК-проекторов, исчез совершенно. Аппараты класса High End обоих типов давали изображение практически одинакового — и очень высокого — качества. Какова же надежность проекторов? Мы уже выяснили, что кинескопы в ЭЛТ-аппаратах работают в тяжелых условиях,поэтому их долговечность значительно ниже, чем у «трубы» телевизора. Довольно быстро отказывают и лампы в ЖК-проекторе, однако заменить их сравнительно просто.

Теперь несколько слов о яркости. Большинство производителей указывают в спецификации яркость в упомянутых выше ANSI-люменах или люксах (люкс — это люмен на кв. м), однако измерить яркость можно несколькими способами, отчего возникает путаница(сродни той, что связана с измерениями мощности, — чтобы привлечь покупателя, фирмы прибегают ко многим не совсем честным приемам). Здравый смысл подсказывает: чем больше люменов, тем ярче картинка. Среднюю яркость некоторых ЖК-проекторов удалось значительно повысить — на недавней презентации фирма Sanyo продемонстрировала модель PLC-EF10A с 3300 ANSI-люменами и объявила о скором появлении аппарата с разрешением UXGA и яркостью 5000 ANSI-люменов. При выборе типа проектора в любом случае лучше полагаться не на цифры в техническом описании, а на собственное зрение — при покупке посмотреть, как работает проектор в затемненном и незатемненном помещении.

Третий фокус с зеркалами

Новейшие технологии, проникающие во все сферы нашей жизни, не обошли стороной и мир видеопроекторов. В 1996 г.появился аппарат, разработанный американской фирмой Texas Instruments и основанный на совершенно новом принципе DLP (Digital Light Processing — цифровая обработка светового потока). (Подробнее о технологии DLP можно прочитать в «Салоне AV» №3’99.) Сердцем его стала так называемая DMD-матрица (DMD расшифровывается как Digital Micromirror Device, т.е. цифровое микрозеркальное устройство). Это микросхема размером с ноготь. Она взаимодействует с видеосигналом очень остроумным и оригинальным образом. На ее поверхности расположено множество микроскопических алюминиевых зеркал, поворачивающихся под воздействием видеосигнала на определенный угол, что приводит к изменению интенсивности света, отражающегося от зеркала (они освещаются мощной лампой). Зеркала имеют размер 16х16 мкм, а расстояние между их центрами составляет всего 17 мкм. Таким образом,активная поверхность занимает 90% всей площади микросхемы, что увеличивает световую отдачу матрицы. Поворачиваются зеркала под управлением устройства статической памяти с произвольным доступом (SRAM).

Разрешение DMD-матрицы составляет 848 х 600 пикселей. Иными словами,на ней расположено 508000 зеркал. Изображение она дает монохромное. Цвет получается посредством помещения фильтра основных цветов между лампой и матрицей. Если в проекторе используется только одна DMD-матрица, то изображения первичных цветов формируются на экране последовательно, однако это происходит очень быстро,поэтому благодаря инерционности нашего зрения мы видим полноцветную картинку. Тем не менее, для профессиональных целей (а профессиональная аппаратура, как известно, рано или поздно переходит в разряд бытовой) созданы проекторы, основанные на трех DMD-матрицах. Здесь на экран проецируется действительно полноцветное изображение. По утверждению представителя фирмы Texas Instruments, оно очень «киногеничное», так как практически лишено строчной структуры и имеет высокую насыщенность.

Умножаем строки

Если сесть вплотную к телевизору, мы увидим, что изображение состоит из отдельных строк, а между ними явственно просматриваются незасвеченные промежутки. Представляете, как заметны станут эти огрехи на большом экране! Свести их к минимуму призван умножитель строк — специальное устройство, подключаемое к видеопроектору. Его работа основана на особенностях телевизионной развертки. Она чересстрочная: кадр телевизионного изображения передается за два захода, называемых полукадрами (сначала четные строки, затем нечетные). То есть изображение при «классической» 50-герцовой развертке обновляется не 50, а фактически 25 раз в секунду. Его строчная структура и мерцание предстают перед зрителем во всей красе (то есть, простите, безобразии). Тогда на сцену выходит умножитель строк начального уровня — удвоитель. Строго говоря, он ничего не удваивает, а просто превращает чересстрочную развертку в прогрессивную, при которой картинка «собирается» из двух полукадров (в электронном виде, в памяти удвоителя) и передается за один заход. Число строк в кадре не меняется, но они становятся заметны гораздо меньше. А что если увеличить это число? Ведь в каждом полукадре задействуется лишь половина строк, которые есть в ЭЛТ или ЖК-матрице. Нельзя ли использовать оставшиеся? В принципе, можно, если увеличить скорость (частоту) горизонтальной развертки, что трудности не представляет. Но где взять информацию для дополнительных строк? В самом видеосигнале, рассчитанном на чересстрочную развертку и кадр из 575 видимых строк горизонтальной развертки (в PAL и SECAM), или 480 строк в NTSC, такой информации нет. Однако современная электроника позволяет ее вычислить — хотя бы как среднее арифметическое между параметрами соседних строк. В идеальном случае получится, что полные, 575- или 480-строчные кадры будут обновляться 50 раз в секунду. Умножитель, способный на такой фокус, называется учетверителем строк. Так сколько же строк лучше? Увы, руководствоваться пословицей «Кашу маслом не испортишь» в данном случае нельзя. Способности умножителя и проектора должны быть примерно одинаковы. При чрезмерном увеличении числа строк (особенно если проектор дает слегка расфокусированное изображение, когда строки не имеют четко очерченных границ) они пойдут внахлест, и картинка потеряет четкость. В идеальном же случае строки должны располагаться вплотную. Вот почему некоторые фирмы, в частности американские DWiN и Farouja, выпускают так называемые транссканеры — приборы с переменным коэффициентом умножения. Пользователь сам задает этот коэффициент, руководствуясь описанным выше принципом, и изображение получается на редкость «киногеничным». Наиболее высококачественный транссканер выбирает разный коэффициент умножения даже для изображения с разной размерностью (один для полноэкранного — 4:3, другой для широкоэкранного -16:9 и третий для широкоформатного — 21:9). Иногда подобные устройства встраиваются непосредственно в видеопроекторы,как, например, в Runco DTV943.

***

Как выбрать экран для проектора

Многие начинают построение своего домашнего кинотеатра с выбора модели проектора, а затем под выбранный проектор подгоняют все остальное. Такой подход, конечно же, имеет право на существование, но более правильным представляется сначала определиться с размером и типом экрана, а уже потом подбирать под него проектор.

При выборе экрана для домашнего кинотеатра прежде всего нужно учесть факторы, которые могут существенно повлиять на ваш выбор

  • размер экрана для зрителей
  • размер экрана для проектора
  • тип конструкции экрана
  • марка и производитель экрана
Размер экрана

Стремление усилить впечатление от просмотра кинофильма увеличением размеров экрана родилось одновременно с кинематографом. За счёт увеличения размеров изображения его границы становятся малозаметными, обеспечивая максимальный эффект присутствия («погружения»).

Оптически эффект присутствия связан с особенностями зрения человека. Возникает он тогда, когда часть изображения воспринимается зрителем с помощью периферийного (бокового) зрения. Незагруженность периферийного зрения при просмотре фильмов (или ненужное восприятие им домашней обстановки) значительно уменьшает эмоциональное впечатление от кино.

Известно, что периферийное зрение у человека задействуется при горизонтальном угле обзора превышающем 40 градусов. Исходя из этих данным достаточно несложно рассчитать необходимую для создания эффекта погружения ширину экрана.

Но есть в этих расчетах подводный камень, который кроется в различимости физических пикселей на изображении. Острота прямого зрения у нормального человека равна в среднем 1/60 доле градуса. Если угол между двумя видимыми точками менее этой величины, то они сольются, если больше этой величины, то мы их увидим отдельно (дискретно). Чтобы воспринимать картинку, а не отдельные пиксели и максимально уменьшить видимость межпиксельной решетки нам нужно видеть в 1 градусе углового зрения 60 точек (пикселей) и более. Таким образом, чтобы выполнить это условие для разрешения FullHD (1920×1080) угол обзора изображения по горизонтали должен составлять не более 1920 / 60 = 32 градуса.

Практически, оптимально подбирать ширину изображения лежащей в диапазоне от 50 до 70% расстояния от зрителей до экрана. Для любителей первых рядов в кинотеатрах этот процент может быть увеличен, но при этом не следует забывать о видимости пикселей и увеличении светового потока проектора.

Например, если вы знаете, что спинка вашего кресла будет находится на расстоянии около 3 метров от экрана, то оптимальная ширина вашего экрана должна составлять от 150 до 210 см.

Возможности проектора

Оптическая система проектора обладает рядом параметров, которые в конечном итоге определяют какого размера изображение проектор способен создать с определенного расстояния. Отношение этого расстояния к ширине полученного изображения называют проекционным коэффициентом проектора. Этот коэффициент колеблется для разных проекторов от 0.3 до 8. Наибольшее распространение в настоящее время имеют проекторы, обладающие проекционным коэффициентом от 1.2 до 2.

При выборе проектора для своего домашнего кинотеатра необходимо учесть этот параметр в совокупности с вышесказанным по поводу размера экрана и определить есть ли возможность установить проектор от экрана на таком расстоянии, чтобы изображение получилось нужного размера.

В данной статье мы не будем подробно останавливаться на аспектах, связанных с выбором яркости проектора, но понять достаточно ли светового потока проектора для формирования приемлемого по яркости изображения можно разделив световой поток проектора на площадь экрана и еще на три и оценить полученный результат:

  • менее 50 — изображение будет блеклым даже в полной темноте
  • от 50 до 100 — комфортный просмотр в условиях полного затемнения
  • от 100 до 200 — просмотр в условиях частичной освещенности
  • более 200 — ваш проектор может заменить телевизор

После того как мы определились с размеров изображения и выбрали проектор, который позволит нам это изображение получить, можно переходить к выбору типа экрана.

Тип экрана

Все экраны делятся на две большие группы: стационарные и переносные.

Поскольку речь идет об экране для домашнего кинотеатра, то переносные экраны рассматривать не будем, о подробнее остановимся на стационарных.

Подвеcные подпружиненные экраны

Экран представляет из себя тубус, который может быть закреплен на стене или потолке. Полотно вытягивается из корпуса за скобу, закрепленную на нижней кромке полотна, и фиксируется на нужной высоте. Благодаря подпружиненному механизму экран убирается обратно в корпус (тубус) после лёгкого поддёргивания за нижний край полотна. Вертикальное натяжение полотна обеспечивается утяжелительной планкой, вшитой в нижнюю кромку экрана.

Плюсы:

  • низкая цена
  • компактность

Минусы:

  • полотно не натянуто
  • ручные манипуляции по раскрыванию/убиранию
Подвесные экраны с электроприводом

Полотно поднимается/опускается при помощи бесшумного электродвигателя. Экран стандартно комплектуется кнопкой-выключателем электропривода. Вертикальное натяжение полотна обеспечивается утяжелительной планкой, вшитой в нижнюю кромку экрана.

Важно сказать, что у экранов с электроприводом есть такая особенность как экстра дроп. Это дополнительный черный материал над областью просмотра. Он используется для установки проекционной поверхности на комфортную для просмотра высоту.

Плюсы:

  • компактность
  • возможность дистанционного управления
  • возможность скрытой установки

Минусы:

  • полотно не натянуто
Подвесные экраны с электроприводом с боковым натяжением

Электрический экран с идеально гладким полотном. Горизонтальное натяжение обеспечивается изящными тросиками вдоль вертикальных кромок полотна. Вертикальное натяжение полотна обеспечивается утяжелительной планкой, вшитой в нижнюю кромку экрана.

Плюсы:

  • компактность
  • идеальное натяжение полотна
  • возможность дистанционного управления
  • возможность скрытой установки

Минусы:

  • высокая стоимость
Подвесные экраны в раме

Идеально гладкое полотно натянутое в изящной раме. Рама собирается, в ней растягивается полотно и в этом виде экран вешается на стену. Скрыть его можно только драпировкой.

Плюсы:

  • идеальное натяжение полотна

Минусы:

  • стационарная конструкция
Производители и продавцы

На российском рынке представлено довольно большое количество производителей экранов. Наиболее качественную продукцию (но и не самую дешевую) предлагают довольно давно зарекомендовавшие себя производители Draper, Projecta, Da-Lite, JTMotors(MW). В то же время на рынке присутствует приличное количество китайских компаний, которые предлагают свою продукцию под разными брендами, основную ставку при этом делая на низкую цену.

Проекционный экран — это как раз то изделие, на котором не стоит сильно экономить и порой лучше заплатить немного дороже, но быть уверенным в качестве полотна и комплектующих.

Самыми распространенными дефектами дешевой продукции являются провисание полотна (за счет деформации шкива) и сломавшиеся детали из пластмассы, которые должны быть изготовлены из металла, и последовавшая за этим полная непригодность экрана для использования.

Как выбрать проектор для домашнего кинотеатра в жилой комнате

Жилая комната — это не специально подготовленный и тщательно затемненный кинозал, поэтому проекторы в первую очередь должны быть удобными в установке, чтобы вписываться в уже существующую обстановку. Не имеет смысла заострять внимание на контрастности и глубине черного, потому что в таких условиях они не проявятся и затраты на дорогой проектор не оправдаются.


4K UHD

Технология / Разрешение

1 x DLP
3840×2160
дубл.пикселей

1 x DLP
3840×2160
дубл.пикселей

3 x LCD
3840×2160
дубл.пикселей

1 x DLP
3840×2160
дубл.пикселей

1 x DLP
3840×2160
дубл.пикселей

Лампа / Световой поток / Вес

1 x 245 вт
2000 ANSI лм
4.20 кг

B-Laser
2500 ANSI лм
6.50 кг

1 x 250 вт
3000 ANSI лм
6.90 кг

1 x 240 вт
2200 ANSI лм
4.00 кг

LED-Phosphor
1000 ANSI лм
4.10 кг

Проекционный коэффициент
Коррекция трапеции

Сдвиг объектива

  • V +60 / -60%
  • H +24 / -24%

Дополнительно

Все о проекторах: как выбрать 🚩 Электроника

Инструкция

Выбирая мультимедийный проектор, прежде всего исходите из поставленных перед ним задач. С какой целью совершается покупка? Будете ли вы смотреть фильмы, читать лекции студентам или, быть может, проводить трансляции футбольных матчей?

Все существующие проекторы классифицируются именно по своему назначению. Их можно разделить на три группы: Home Cinema, для индустрии развлечений и для бизнеса и образования. В киноиндустрии также растет спрос на 3D-проекторы. Выпускают стереоскопические проекторы и для домашнего кинотеатра, но это чрезвычайно дорогое удовольствие, доступное очень немногим.

Проекторы первой категории – Home Cinema – предназначены, как видно из названия, для домашних развлечений: просмотра кинофильмов и спортивных трансляций. Это массивные приборы весом до 10 килограмм с высококачественной начинкой, позволяющей отображать динамичный контент. Проекторы для индустрии развлечений – это устройства, которые устанавливают в барах, кафе, ресторанах. К ним предъявляют самые высокие требования. Что же касается последней категории, то к ней относят недорогие транспортабельные модели, не подходящие для просмотра высококачественного видео. Такие проекторы удобны для проведения презентаций, уроков, лекций.

Ориентируйтесь на ключевые технические характеристики, как-то: разрешение, физический формат матрицы, яркость (световой поток), наличие или отсутствие сетевых интерфейсов.

Яркость измеряется в люменах (лм). Для просмотра учебных материалов и презентаций вполне хватит мощности 2000 лм. Для домашнего кинотеатра, и особенно для воспроизведения видео качества BluRay потребуется как минимум 2800 лм. Фильмы в формате FullHD потребуют все 3000. Еще один нюанс: чем больше диагональ проецируемого изображения, тем ярче должен быть и световой поток.

Выбор разрешения должен зависеть от разрешающей способности источника информации – компьютера, DVD-плеера, телевизора. Для бизнес-задач хватит 1024×768, для просмотра HD-фильмов – 1280×720, для BluRay – 1920×1080.

Немаловажным аспектом является и технология изготовления матричного блока мультимедийного проектора. Всего существует три способа: жидкие кристаллы на просвет (3LCD), жидкие кристаллы на отражение (LCOS, SXRD, D-ILA) и микрозеркала (DLP). Первые две по существу равноценны (но активно конкурируют на рынке), а вот последняя, DLP, имеет существенный недостаток: проекторы, созданные с использованием данной технологии, могут создавать мерцания при просмотре видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *