Почему эра SLI-систем ушла и стоит ли ждать ее возвращения
- Компьютерный магазин
- Блог
- Видеокарты (videocard)
- Почему эра SLI-систем ушла и стоит ли ждать ее возвращения
Автор статьи: Сергей Коваль ([email protected])
Опубликовано: 16 августа 2022
Фирменная технология Nvidia для объединения нескольких видеокарт SLI фактически попрощалась с пользователями. Или она еще обещала вернуться?
Рассказываем подробнее в материале сегодняшней статьи
Немного истории
Раньше для увеличения мощности видеокарты нужно было покупать новый графический адаптер с более высокой производительностью. Как правило, стоил он дороже текущего устройства. Пользователи мечтали о том, чтобы просто купить дубликат уже используемой карты по нормальной цене. Масштабируемый интерфейс SLI от Nvidia, казалось бы, реализовал эти желания.
SLI-система дает возможность эксплуатировать несколько GPU одновременно. История технологии начинается еще с 1998 года, когда компания 3DTF впервые использовала ее на линейке ускорителей Voodoo2. Затем интерфейс выкупили Nvidia и на некоторое время заморозили.
С наступлением 2004 года компания представила уже обновленную SLI-систему. Главная особенность заключалось в том, что она могла работать с технологией шин PCIe. Существовали, правда, некоторые проблемы совместимости с запуском ряда установок GPU, которые ограничивались использованием четырех адаптеров одновременно. Поэтому технология подвергалась дальнейшему апгрейду от разработчиков.
Распространение технологии
Внедрение технологии особенно радостно восприняли геймеры. Наибольшее распространение SLI-система получила в платах начипсетах от Nvidia — nForce, а также среди чипсетов для системных плат (в частности серии Intel X и Z). Весомая часть аппаратной технологии была оптимизирована для разных потребностей, но использование двухчиповых GPU оставалась.
Преимуществом SLI-интерфейса считается передача информации и взаимосвязь по принципу “ведущий-ведомый” между двумя аналогичными видеокартами. Суть заключается в том, чтобы действовать в обход чипсета материнской платы и позволить адаптерам обмениваться данными напрямую. Такой подход помогает избежать борьбы за ограниченную пропускную способность.
Выделяют четыре вида SLI-мостов и три режима технологии. Чтобы интерфейс нормально функционировал, разработчикам потребовалось оптимизировать код игры под SLI-систему. Этот процесс вызвал определенные сложности, так как существовали некоторые трудности совместной работы двух и более GPU.
Только после установки приличного числа настроек, не нарушающих структуру игры, Nvidia предоставляет профиль SLI. В нем содержится ряд обновлений драйверов, которые нужны для подготовки ускорителя к работе с игрой и повышения графической производительности.
Ситуация с использованием SLI сейчас
Несмотря на длительное использование SLI-систем, сейчас интерфейс практически мертв на потребительском рынке.
Среди современных GPU от Nvidia линейки Ampere лишь топовая RTX 3090 имеет слоты совместимости с интерфейсом SLI. Отсюда следует вывод, что Nvidia (как и AMD с их аналогом — CrossFire) практически отказывается от данной технологии.
Корпорация уже официально заявила о своем решении, которое выглядит довольно логично. То есть компания больше не собирается добавлять новые профили драйверов SLI для видеокарт GeForce RTX 2000 и более старых GPU. Но в то же время совсем с рынка интерфейс не уйдет.
На это есть две причины:
- существующие профили будут продолжать тестироваться и поддерживаться для видеокарт серии RTX 2000 и уже устаревших GPU;
- современные адаптеры API DirectX 12 и Vulkan позволяют разработчикам игр самим реализовывать поддержку SLI непосредственно внутри самих приложений.
Иными словами, Nvidia передает данную функцию разработчикам игр, если в ней есть необходимость для реализации каких-то проектов.
Относительно линейки Ampere также было принято справедливое решение — поддержка будет только в тех играх, где её добавили разработчики. И такие приложения уже есть. Со списком можно ознакомиться в интернете или у официальных производителей.
Причина ухода
Если бы SLI-технология приносила достаточный объем прибыли, Nvidia ее оставили. На практике интерфейс принес корпорации больше хлопот, чем пользы. По сути два графических адаптера в системе можно сравнить с двухпроцессорной конфигурацией. При неграмотном использовании такой сборки производительность оборудования будет сильно снижаться. К сожалению, не во всех играх эксплуатация выполняется правильно.
Двухчиповая сборка фактически была оправдана лишь в 5% случаев при использовании пары видеокарт. Это послужило основной причиной увядания SLI-систем.
Кроме этого, недостатками интерфейса также считаются следующие аспекты:
- отсутствует совместимость в большинстве современных приложений;
- не суммируется количество памяти, в результате чего теряется актуальность сборки;
- небольшой прирост производительности, примерно на 25-35%.

Экономия на стоимости данной конфигурации тоже получалась не сильной, а в некоторых случаях пара GPU стоила еще и дороже топового устройства этого же поколения.
Заключим статью выводом
Таким образом, единственно заявленный плюс SLI-систем о повышении производительности на практике можно сказать не был подтвержден. Соответственно, несмотря на начальное распространение интерфейса, он почти так и покинул рынок. Чисто теоретически реинкарнация многочиповых видеокарт, конечно, возможна, но вот кто же за это возьмется…
- Все посты
- KVM-оборудование (equipment) (2)
- Powerline-адаптеры (2)
- Безопасность (security) (4)
- Беспроводные адаптеры (3)
- Блоки питания (power supply) (11)
- Видеокарты (videocard) (38)
- Видеонаблюдение (CCTV) (6)
- Диски HDD и твердотельные SSD (59)
- Дисковые полки (JBOD) (2)
- Звуковые карты (sound card) (3)
- Инструменты (instruments) (1)
- Источники бесперебойного питания (ИБП, UPS) (23)
Кабели и патч-корды (5)- Коммутаторы (switches) (12)
- Компьютерная периферия (computer peripherals) (40)
- Компьютеры (PC) (40)
- Контроллеры (RAID, HBA, Expander) (4)
- Корпусы для ПК (13)
- Материнские платы для ПК (23)
- Многофункциональные устройства (МФУ) (6)
- Модули памяти для ПК, ноутбуков и серверов (16)
- Мониторы (monitor) (35)
- Моноблоки (All-in-one PC) (8)
- Настольные системы хранения данных (NAS) (2)
- Ноутбуки (notebook, laptop) (34)
- Общая справка (42)
- Охлаждение (cooling) (15)
- Планшеты (tablets) (3)
- Плоттеры (plotter) (1)
- Принтеры (printer) (6)
- Программное обеспечение (software) (34)
- Программное обеспечение для корпоративного потребителя (11)
- Проекторы (projector) (2)
- Процессоры для ПК и серверов (40)
- Рабочие станции (workstation) (5)
- Распределение питания (PDU) (1)
- Расходные материалы для оргтехники (1)
- Расширители Wi-Fi (повторители, репиторы) (3)
- Роутеры (маршрутизаторы) (14)
- Серверы и серверное оборудование (42)
- Сетевые карты (network card) (4)
- Сетевые фильтры (surge protector) (2)
- Системы хранения (NAS) (1)
- Сканеры (scanner) (1)
- Телекоммуникационные шкафы и стойки (6)
- Телефония (phone) (4)
- Тонкие клиенты (thin client) (2)
- Трансиверы (trensceiver) (5)
- Умные часы (watch) (1)
Какие видеокарты поддерживают Nvidia SLI режим и как подключить 2 видеокарты GTX одновременно
В прошлой статье мы рассказали о том, что такое Crossfire, а сегодня поговорим об аналогичной технологии от Nvidia — Scalable Link Interface (SLI).
Как и Crossfire, SLI заставляет работать одновременно две видеокарты на одном ПК. Принцип работы у системы простой – чем больше видеокарт будет подключено, тем меньше нагрузка на каждую из них. Всего существует 3 алгоритма:
- SLI. Разделяет нагрузку сглаживания между картами и на выходе выдает максимально качественную картинку.
- AFR. Здесь кадры выстраиваются в подобие очереди, где одна карта, например, отвечает за четные кадры, а вторая за нечетные. На выходе, опять же, получаем полноценное изображение.
- SFR. Здесь идет процентное разделение мощностей. Например, если задействовать две видеокарты, то одна будет обрабатывать, допустим, левую часть экрана, а вторая правую. Затем все это объединяется в финальный кадр.
Сразу скажем, что мощностей хотя и прибавится, не стоит ожидать чудес. Во-первых, компьютер все равно будет использовать ОЗУ только с одной видеокарты. Причина тому простая – важно, чтобы все графические карты получали одну и ту же информацию одновременно.
Во-вторых, одна из них всегда основная. То есть, если у нас будет несколько мониторов, то не получится сделать так, что один работает с одной графической картой, второй со второй. Работа всегда ведется с одним и тем же компонентом, просто вторая видеокарта будет делиться ресурсами для поддержания эффективной работы.
Также отметим, что пытаться сэкономить на покупке двух дешевых видеокарт вместо покупки одной дорогой – спорное решение. Хотя в целом оно и является рабочим, но производители комплектующих тоже знают об этой фишке.
Наглядный пример – гораздо выгоднее было бы купить две GTX 1060, чтобы не тратиться на одну GTX 1080, но Nvidia предусмотрела это и вообще убрала поддержку SLI у данного поколения видеокарт.
В остальном же MultiGPU действительно может существенно улучшить производительность ПК. Полезно это будет не только для геймеров, но и для дизайнеров, 3D-моделлеров видео-монтажеров и так далее.
Единственное, важно понимать, что не каждая игра поддерживает представленную выше технологию.
Например, среди популярных игр с поддержкой SLI можно отметить:
- Star Wars Jedi: Fallen Order
- Escape From Tarkov
- The Outer Worlds
- Deliver Us the Moon
- Hunt: Showdown
- F1 2019
- Quake 2 RTX
- Tropico 6
- Anthem
- Ace Combat 7: Skies Unknown
- GRIP: Combat Racing
- Call of Duty: Black Ops 4
- Shadow of the Tomb Raider
- Strange Brigade
- Jurassic World Evolution
- Far Cry 5
- Warhammer: Vermintide 2
- Kingdom Come: Deliverance
- Star Wars: Battlefront II
- Total War: Warhammer 2
- Middle Earth: Shadow of War
- Project Cars 2
- Destiny 2
- ARK: Survival Evolved
- Dirt 4
В первую очередь убедитесь, что комплектующие вашего ПК поддерживают наличие нескольких видеокарт.
Для этого на материнской плате должно быть соответственно несколько слотов PCI-Express, на которых можно разместить видеокарты.
Вам понадобится мощный блок питания. Он должен выдавать достаточное напряжение и иметь нужное количество разъемов PCIe, чтобы поддерживать работу видеокарт.
Ну и не забываем про систему охлаждения.
Если с этим проблем нет, то двигаемся дальше и изучаем рынок видеокарт. Важно приобрести такие модели, которые поддерживают технологию SLI. Список требований следующий:
- Использование одинаковых графических процессоров на всех картах.
- Обязательно совпадение объема видеопамяти. С помощью некоторых хитростей можно включить в работу модели с разным количеством памяти, но это чревато техническими проблемами и делать так не рекомендуется.
- Необязательно, но гораздо лучше приобрести комплектующие одного типажа от одного производителя. Так вы точно избежите проблем с совместимостью.

Настройка SLI Nvidia
Первым делом производим физическую настройку системы и устанавливаем две видеокарты на материнскую плату. Обычно вместе с такими комплектующими, которые поддерживают работу SLI, идет специальный мост. Установите его на верхнюю часть графических карт и таким образом они смогут напрямую обмениваться друг с другом информацией. При желании можно обойтись и без моста, тогда обмен ресурсами происходит через материнскую плату, но с куда меньшей эффективностью.
При запуске компьютера новое оборудование должно быть обнаружено, а NVIDIA Installer должен предложить обновить драйверы для него.
В ином случае это можно сделать самостоятельно через официальный сайт компании. Как только с драйверами разобрались, то кликаем на рабочем столе правой кнопкой мыши и выбираем «Панель управления NVIDIA». Там необходимо найти и нажать на «Настроить SLI, PhysX».
Нажмите на «Максимальная производительность 3D» и «Применить». Некоторое время настройки будут применяться, возможны подвисания ПК и моргания экрана монитора.
После окончания процедуры система предложит сохранить текущие установки, подтверждаем это.
Здесь же отметим, что в меню выше может не быть необходимого пункта и, скорее всего, в таком случае дело в подключении одной из видеокарт к компьютеру. Либо она в целом не смогла подключиться через материнскую плату, либо система не видит ее. Проверить это можно через «Диспетчер устройств». Если проблема подтвердится, то решать ее стоит либо путем переустановки драйверов, либо поиском неисправностей в графической карте.
Если все нормально, то в меню ищем раздел «Изменить настройки 3D-изображений», там находим «Режим производительности SLI».
По умолчанию там будет стоять вариант с одной графической картой. Пользователю же требуется выбрать «Альтернативная обработка 2» и тогда SLI включится сразу для всех возможных приложений.
В том случае, если какое-то из них не имеет предварительных установок по работе с технологией, то их можно установить в индивидуальном порядке.
Для этого выбираем «Настройки приложений», «Режим производительности SLI» и самостоятельно настраиваем все необходимое.
На этом настройка SLI Nvidia заканчивается и остается разве что протестировать технологию. Проще всего сделать это путем запуска какой-нибудь требовательной игры, но перед этим в панели управления Nvidia рекомендуем открыть «Настройки 3D» и там выбрать «Отображать индикатор работы SLI».
В левой части экрана у вас появится этот самый индикатор и при запуске требовательных приложений он будет меняться. Если по мере их работы полоска становится выше, то все работает правильно.
Post Views: 330
Что такое SLI? | Trusted Reviews
Когда мы думаем об играх, наши мысли обычно обращаются к играм с тяжелой графикой, таким как Cyberpunk 2077. Эти игры очень требовательны к графике и требуют большой вычислительной мощности для бесперебойной работы.
При поиске в Интернете рекомендаций о том, какую графическую карту использовать для запуска этих игр на ПК, вы, возможно, наткнулись на термин SLI.
Но что это такое и как оно может помочь в запуске ресурсоемких процессов, таких как игры? В этом руководстве мы подробно расскажем обо всем, что вам нужно знать о SLI.
Что такое SLI?
SLI — это отраслевой стандарт, позволяющий установить на компьютер более одной видеокарты. Использование нескольких видеокарт позволяет повысить графическую производительность для выбранных игр.
SLI существует уже давно, но вновь обрела известность, когда NVIDIA выпустила GTX 980Ti. Это произошло потому, что GTX 980Ti была одной из первых протестированных нами карт, способных достигать разрешения 4K с включенным освещением с расширенным динамическим диапазоном (HDR) в настройке SLI.
Каковы преимущества SLI?
Использование двух карт в конфигурации SLI дает множество преимуществ, если вы можете заставить их работать. Основное, что касается обычных потребителей, — это то, насколько это повышает графическую производительность в совместимых играх. Мы используем термин «совместимые игры», потому что есть ряд предостережений, которые мешают конфигурациям SLI работать по всем направлениям.
Минусы настройки SLI
Настройки SLI печально известны сложностью, многие драйверы работают неправильно, и только ограниченное количество игр использует преимущества установки с двумя графическими процессорами. Даже когда они это делают, когда мы запускаем Twin 9-серия GPU в SLI на нашем тестовом стенде часто зависала или работала неоптимально. Это ключевая причина, по которой Nvidia фактически прекратила поддержку SLI на своих последних видеокартах 30-й серии и более старых графических процессорах 20-й серии. Это невероятно дорого, так как требует инвестиций в два графических процессора.
Это ключевая причина, по которой мы не рекомендуем покупателям вкладывать средства в настройку SLI, даже если они все еще могут получить в свои руки старые совместимые графические процессоры. Это особенно актуально сейчас, когда и Nvidia, и AMD предлагают мощные видеокарты высшего класса, которые могут легко запускать большинство игр в 4K. Вы можете увидеть некоторые из тех, которые мы рекомендуем, в нашем руководстве по лучшим видеокартам.
Вам может понравиться…
Основанная в 2004 году, Trusted Reviews существует для того, чтобы давать нашим читателям подробные, непредвзятые и независимые советы о том, что покупать. Приведенные ниже статьи написаны командой TrustedReviews, в которую входят многие из …
Зачем доверять нашей журналистике?
Основанная в 2004 году, Trusted Reviews существует для того, чтобы давать нашим читателям исчерпывающие, непредвзятые и независимые советы о том, что покупать.
Сегодня у нас есть миллионы пользователей в месяц со всего мира, и мы оцениваем более 1000 продуктов в год.
Редакционная независимость
Редакционная независимость означает возможность вынести непредвзятое мнение о продукте или компании, избегая конфликта интересов. Чтобы это было возможно, каждый член редакции следует четкому кодексу поведения.
Профессиональное поведение
Мы также ожидаем от наших журналистов соблюдения четких этических норм в своей работе.
Наши сотрудники должны стремиться к честности и точности во всем, что они делают. Мы следуем своду правил редакторов IPSO, чтобы поддерживать эти стандарты.
Стоит ли использовать две видеокарты в 2023 году?
Покупки по нашим ссылкам могут принести LEVVVEL комиссию.
Когда-то установка SLI могла дать вам достаточный прирост производительности, чтобы оправдать высокую цену. SLI и Crossfire были в моде, потому что многие игры поддерживали установку с двумя видеокартами. Имея систему с двумя видеокартами, вы могли бы во многих играх добиться заметно более высокой производительности, чем с одним флагманским графическим процессором. Кроме того, в некоторых случаях запуск двух карт среднего уровня в SLI или Crossfire будет соответствовать и даже превосходить производительность графических процессоров высшего уровня. Но как насчет сегодняшнего дня? Какие у вас сейчас есть варианты с двумя видеокартами и стоят ли они того?
После того, как Nvidia представила SLI в 2004 году (которая была обновлением технологии SLI, разработанной 3dfx в 1998 году), пользователи получили возможность играть в игры с частотой кадров, которую невозможно было достичь даже с флагманскими видеокартами той эпохи.
ATI представила Crossfire в 2005 году, и с тех пор у двух технологий mGPU были свои взлеты и падения.
В течение первых нескольких лет эти системы были единственным способом играть в Crysis с максимальными настройками и играбельной частотой кадров, но даже в свои золотые дни и SLI, и Crossfire имели множество предостережений. Во-первых, не все игры поддерживают установку двух графических процессоров. Кроме того, еще меньше игр было должным образом оптимизировано для настроек SLI и Crossfire, в том смысле, что вы могли получить достаточную производительность, чтобы оправдать цену. Кроме того, запустив установку с двумя графическими процессорами, вы получите в лучшем случае на 50 процентов больше производительности, при этом большинство игр будут иметь гораздо меньший прирост, если вообще будут.
Затем у нас были проблемы с драйверами, высокая цена (если только вы не выбрали настройки среднего уровня, например, с двумя картами 8800GT) и высокие требования к мощности. Есть также тот факт, что у вас были карты с двумя графическими процессорами, такие как GTX 690, которые обычно были лучшим выбором для пользователей, которые перешли все границы.
С годами SLI и Crossfire постепенно теряли свою популярность.
Из-за возросших затрат и сложности разработки новых игр большинство разработчиков не удосужились оптимизировать свои игры для SLI и Crossfire. DirectX также включает некоторые ограничения. С DirectX 12 большая часть бремени включения SLI перешла на сторону разработчиков. Поскольку нет стимула оптимизировать настройки mGPU (потому что их почти никто больше не использует), большинство современных игр даже не поддерживают настройки SLI.
Далее, каждое последующее поколение графических процессоров приносило все более и более высокие улучшения производительности, которые в какой-то момент флагманские графические процессоры предлагали более чем достаточную производительность для 99 процентов пользователей. В наши дни один графический процессор, такой как RTX 3080 или RTX 3090, может запускать практически любую игру в разрешении 4K с высокой частотой кадров, не говоря уже о более низких разрешениях.
Наконец, видя, как разработчики постепенно отказываются от поддержки двух графических процессоров и как все меньше и меньше пользователей заинтересованы в использовании двух видеокарт, Nvidia и AMD сами отказались от этой технологии.
AMD закрыла CrossFire в 2017 году, и с тех пор использование двух графических процессоров AMD возможно, но в основном бессмысленно. Nvidia сначала ограничила SLI только двумя картами в 2016 году, а затем ограничила SLI только RTX 309.0 когда Ампер вышел. Кроме того, компания объявила, что не будет разрабатывать новые профили SLI в будущем, что практически убьет технологию, по крайней мере, когда речь идет об играх.
Итак, в 2021 году у вас есть несколько вариантов, когда речь идет о настройках с двумя графическими процессорами. Либо приобретите две RTX 3090, либо попробуйте запустить две AMD RX 6800 XT в режиме mGPU. Стоит ли оно того? Ну, во-первых, количество игр, изначально поддерживающих настройки SLI, равно тринадцати. Да, из всех игр, в которые вы могли играть на данный момент, только тринадцать работают с SLI. Со стороны AMD история немного другая. Официальной поддержки нет, но программное обеспечение Radeon позволяет запускать установки mGPU. Физического соединения нет, как у Nvidia.
Две карты работают через программное обеспечение, например, когда вы используете две карты Nvidia для целей рендеринга.
См. также
Далее, опыт работы с двумя RTX 3090 далеко не идеален. Некоторые игры имеют солидный прирост, другие даже не запускаются, поэтому общее значение довольно низкое. То же самое можно сказать (хотя и с меньшими заиканиями) при работе с двумя RX 6800 XT. Наконец, для такого рода приключений вам нужен чудовищный блок питания вместе с остальной системой, которая также является первоклассной.
Итак, для игр установка с двумя видеокартами определенно не стоит своих денег. Они чрезвычайно дороги, особенно в тот момент, когда цены на графические процессоры стремительно растут. А за эту цену вы получаете поддержку дюжины игр и очень малую вероятность того, что любые будущие игры будут поддерживать SLI.
Ситуация меняется к лучшему, если вам нужны две видеокарты для рендеринга, по крайней мере, для карт Nvidia. В зависимости от вашего рабочего процесса вы можете получить огромный выигрыш, объединив две видеокарты.



