Как проверить достоверность информации в Интернете?
- Cкачать статью в .pdf
Автор. Якушина Екатерина Викторовна
К.п.н, старший научный сотрудник
лаборатории медиаобразования ИСМО РАО
- Несмотря на неоспоримые положительные моменты, информация в Интернете малодостоверна и хаотична, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной. Она, во многих случаях, представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование потребителями информации с политическими, экономическими или другими целями. Поэтому нельзя слепо доверять информации, полученной из всемирной сети. Прежде всего, необходимо научиться осуществлять контроль достоверности.
Примеры недостоверной информации
- Прежде всего, эта проблема касается новостной сферы. В последнее время многие ругают официальные СМИ, телевидение и радио за «однобокость» в представлении информации и предпочитают социальные сети, играя роль «сарафанного радио», предавая, распространяя и комментируя заведомо ложную информацию.
Еще один некорректный способ подачи информации, хорошо работающий на привлечение внимания потребителей информации – использование шокирующих новостных заголовков, причем сами новости пи этом могут быть самые обычное. Например «Наташа Королева при смерти!» – новость о том, как в какой-то далекой деревне тезка известной певицы попала в ДТП. Но человек реагирует не на саму новость, а на ее заголовок, публикуя это в своей социальной сети, в блоге, твиттере и т.д. Если же это человек известный и его мнению многие доверяют, то новость расходится мгновенно. Многие помнят скандал, произошедший не так давно, когда одна известная персона распространила запись рядового пользователя о том, что на Химкинском водохранилище спустили воду, из-за чего Москва оказалась затоплена, погибли тысячи людей.
Много шума также вызвала новость о том, что популярный мультфильм «Ну, погоди!» могут отнести к категории «18+» в соответствии с принятым Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». На самом деле оказалось, что речь шла об ограничении показа одноименного шведского эротического мультфильма 2008 года с категорией «18+», но общество было растревожено: сообщение вызывало неоднозначную реакцию и разошлось по сети.
Провокационные новости распространяются преднамеренно, в целях черного пиара. Они, как правило, быстро опровергаются, но все равно цель бывает достигнута – возникают долгие обсуждения в обществе, к обсуждаемому лицу привлекается всеобще внимание. Конкретный пример – новость об увольнении увольнением главы РЖД Якунина.
Много недостоверной информации появлялось в связи с нашумевшим «Законом Димы Яковлева». Множество фактов, опубликованных в сети, касающихся судьбы детей усыновленных американцами, или же тех, кого американцы хотели бы усыновить, не нашли подтверждения. Тем не мене, тема эта широко обсуждалась в СМИ, социальных сетях, на различных Интернет-порталах.
Ложная информация также просочилась в сеть в день рождения ребенка принца Уильяма и К. Миддлтон, одно из средств массовой информации сообщалось, что ребенок родился мертвым. Естественно этот факт сразу же был опровергнут, но данная новость всколыхнула мировую общественность и внимание было приковано к СМИ, сообщившему эту новость.
На самом деле недостоверная информация встречается не только информационно-развлекательной сфере, но и в любых других, включая образовательную. Масса ошибок встречается в различных банках рефератов, которым так любят пользоваться школьники и студенты. Учебники должны иметь лицензию, соответствовать ФГОС, входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. С другой стороны, электронный учебник в сети может выпустить каждый желающий и никто не будет застрахован от получения из него недостоверной информации. Ведь этот учебник не рассматривается специальной комиссией и не получает соответствующих разрешений, но тем не менее, он доступен любому желающему.
Как проверить представленную в сети Интернет информацию?
- Прежде всего, надо разобраться какая информация считается достоверной, а какая недостоверной и научиться различать их.
Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Недостоверной считается информация, не соответствующая действительности. Она содержит сведения о событиях и явлениях, которых не существовало вообще или которые существовали, но сведения о них не соответствуют действительности, неполные или искаженные.
Достоверная информация – информация, не вызывающая сомнений, подлинная, реальная. Сведения, соответствующие действительности, факты, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами с использованием документов, свидетелей, экспертных заключений и т.д.
Достоверными также считаются сведения, публикуемые с обязательной ссылкой на источник. Правда тут опять же возникает вопрос достоверности источника информации.
Начнем с определения, что же такое источник информации.
В качестве источников информации могут выступать:
- физические лица, в силу своего положения и полномочий располагающие сведениями, которыми интересуются средства массовой информации
- реальная среда (природная, урбанистическая и предметно-вещественная среда, в которой обитает человек)
- виртуальная информационная среда
- документы
- печатные издание, имеющее выходные данные (книга, энциклопедия, учебник, статьи в печатном журнале и т.д.)
- сайты в сети интернет (Интернет СМИ, Интернет-портал, Интернет-страница и т.д.)
Как уже было отмечено выше, документы является одними из самых надёжных источников информации, но только в том случае, если их можно проверить юридически.
Источники информации также могут быть достоверные и недостоверные, компетентные и некомпетентные.
Самые распространенные источники информации – представители официальных органов власти. Государственные учреждения в первую очередь обязаны снабжать граждан, наиболее точной, объективной информацией.
Но в ситуации с новостью с увольнением главы РЖД Якунина было подделано сообщение пресс-службы правительства. Таким образом, никто не застрахован от того, что недостоверная информация может просочиться даже в государственную сферу.
Поэтому получить информацию – это еще не значит полностью доверять ей.
Доказательства достоверности информации
- Наличие ссылок на источники информации.
Источники информации, уполномоченные в том или ином вопросе, либо специализирующимися непосредственно в той или иной области, называются компетентными.
На самом деле не всегда ссылка обязательна – есть случаи, когда информационные положения подтверждаются в ходе изложения материала. Это работает в том случае, если автор информации человек компетентный и является специалистом в той области, в которой пишет. В таком случае в большинстве случаев можно быть уверенным, что информация достоверна.
В большинстве случаев неназванные источники делают материал менее достоверным, особенно если в статье содержатся новости негативного характера, ранее неизвестные читателю. Прежде всего, людей волнует первоисточник появившейся информации.
Самым лучшим является наличие ссылок на авторитетные источники информации. Это могут быть агентства по сбору статистических данных, научно-исследовательские институты, другие официальные источники.
Зачастую в Интернете идет перепечатка данных с одного сайта на другие. Чем больше ссылок на исходный материал находится в Интернете, тем выше его авторитет в глазах других ресурсов, это говорит о том, что данному источнику информации доверяют. Тем не менее, его тоже лучше проверить, иногда многие сайты ссылаются на один и тот же источник недостоверной информации.
- Компетентность автора информации
- Очень важным является вопрос о компетентности автора информации. Стоит выяснить его статус, должность, познакомиться с другими работами, материалами, комментариями, отзывами. Возможно данный автор ведет свой блог, у него есть страница в социальной сети, он имеет научную степень, журналистский опыт и пр. естественно, если этому автору доверяют многие, то степень правдивости информации, представленной им, существенно возрастает. Хуже если информация анонимна. Совсем недавно на одном из популярных Интернет-порталов была опубликована статья, в которой шла речь про «засорение» русского языка, про безграмотность даже в журналистской среде и т.д. Статья была написана в провакационно-обвинительном стиле и вызвала огромное количество препостов и комментариев. Но первое что сразу бросилось в глаза – она не была никем подписана! Поэтому имело ли смысл спорить, соглашаться или не соглашаться с автором, возможно некомпетентным в данном вопросе?
- Рейтинг ресурса, на котором размещена информация
- Насколько он популярен среди пользователей, пользуется или не пользуется авторитетом, какие отзывы существуют о данном ресурсе в сети. В этом могут помочь известные информационно-поисковые системы, например «Яндекс». Он покажет и индекс цитирования ресурса, и выдаст через поисковый запрос информацию о нем, а также по различным комбинациям поисковых запросов представит аналогичную информацию, которая поможет сравнить данные, оценить их достоверность.
Также можно доверять официальным информационным агентствам, например ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Новости», которые имеют в Интернете свои серверы.
Есть и сетевые агентства, заслуживающие уважения. Одно из крупнейших — НСН (Национальная служба новостей, или NNS — National news service), имеет развитую собственную корреспондентскую сеть, регулярно выпускает аналитические сборники статей, написанных на высоком теоретическом и публицистическом уровне. В качестве примера предоставления качественной информации можно привести онлайновое издание Gazeta.ru.
- Образовательные ресурсы, прошедшие проверку достоверности
- Образовательные ресурсы, прошедшие проверку достоверности можно увидеть в различных официальных коллекциях образовательных ресурсов. Приведем некоторые примеры:
http://window.edu.ru — Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Учебно-методические материалы для общего образования по всем предметам по типам Интернет-ресурсов, каталог ресурсов для профессионального образования.
http://school-collection.edu.ru — Школьная коллекция. Каталог ресурсов для педагога (методические материалы), каталог для учащихся (электронные учебники, контрольные работы и т.д.) по средней школе по всем дисциплинам.
http://fcior.edu.ru — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Учебные интерактивные модули по всем предметам для среднего и профессионального образования; методические материалы по профессиональному образованию
http://school.edu.ru — Российский общеобразовательный портал Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Методические и учебные материалы для начальной и средней школы по предметам.
Ресурсы, опубликованные там, в большинстве своем прошли научно-методическую экспертизу.
- Проверка и оценка фактов – обязательный момент подтверждения достоверности информации.
- Достоверность факта строго установлена, его невозможно выдумать, Любые фактические и статистические данные имеют источник. Ссылка на источник позволяет читателю оценить факты. Проверка точности фактов и приведенных чисел с большой долей вероятности покажет, на какие данные опирается тот или иной информационный ресурс.
Как правило, информации, представленной в Интернете, свойственно вольное обращение с фактами. Научная недостоверность сообщения может быть результатом того, что автор не включает в сообщение информацию в полном объеме. Здесь можно выделить два случая: автор сам не владеет всей информацией — недостаточные знания о предмете сообщения и автор умышленно скрывает от потребителя часть информации — селекция информации. Внимание может привлекаться к какому-то одному свойству материального объекта или явления, может быть предпринята неудачная попытка популяризации научных знаний. Адаптация информационного сообщения к тезаурусу и возрастным особенностям объекта информационного воздействия может привести к значительному искажению информации, вплоть до научных ошибок.
Таким образом, фактические ошибки могут быть связаны с неправильным пониманием текста, с его неверным прочтением или толкованием.
Фактические ошибки возникают по разным причинам. К примеру, человек не способен правильно оценить содержание текста и вычленить одну из основных проблем. Фактическая ошибка может появиться и в том случае, когда человек не способен обнаружить и грамотно сформулировать авторскую позицию.
Авторы текста зачастую могут домыслить то, о чем в тексте не упоминается, это неуместное проявление фантазии тоже становится причиной появления фактических ошибок.
Фактические ошибки также могут возникнуть в результате неточного цитирования, смысловой и терминологической путаницы.
Таким образом, умение работать с фактами – первый шаг к формированию грамотной оценки информационного сообщения на предмет его достоверности.
- Оценка адресной направленности ресурса.
- Для выяснения достоверности информации очень важно оценить адресную направленность ресурса. Кому адресована информация, какой возрастной, социальной категории? Важен также уровень образования потребителей информации. К примеру, информация, понятная студентам технического вуза и людям с высшем образованием не всегда будет доступна для школьников, людей, имеющих только среднее образование. Дело в том, что формальное образование построено на научных принципах, и у образованного человека всегда имеется некоторая культура восприятия информации, критического осмысления и работы с ней.
- Корректная и некорректная аргументация информации
- Еще одним важным моментов, является аргументация информации. Если что-то обосновывается, то это уже верно, закон достаточного основания выполняется, высказывания хорошо аргументированы, но обоснование может быть как корректным, так и некорректным. К примеру, если спорящие стороны интересует не истина, а победа в споре, то противники прибегают к способам, запрещенным логикой.
Наиболее распространенные непроизвольные способы защиты и опровержения, запрещенные логикой
доводы к личности, к публике;
аргументы к авторитету;
сведение к абсурду выдвинутого положения; двойственная оценка одного и того же;
бездоказательная оценка утверждений противника;
аргументы к жалости;
аргументы к силе;
подмена вопроса об истинности тезиса, вопросом о вреде и опасности его;
принятие простой последовательности события во времени за их причинную связь; поспешное обобщение;
аргумент к тщеславию и т.п.
Таким образом, для того чтобы сориентироваться в мире информации и уметь отделять достоверную информацию от недостоверной, необходимо:
- владеть навыками грамотного поиска информации, четко представлять себе, что надо найти в сети, правильно формулировать поисковый запрос
- исследовать источники информации
- научиться критически отбирать и оценивать информацию,
- уметь проверять фактические ошибки
- изучать синтаксический план функционирования информации, логики ее построения, структуры
- уметь отделять аргументацию научную от ненаучной, корректную от некорректной,
- сравнивать смысл, заложенный в информационном сообщении со своими базовыми званиями по той или иной проблеме, в случае их нехватки обращаться к дополнительной литературе, к другим источникам информации
- систематизировать информацию, искать скрытый смысл
Обучение современных подростков работе с информацией
- Для нас особенно важным представляется обучение современных подростков работе с информацией, так как они в первую очередь в силу своих возрастных, психологических, образовательных особенностей подвержены влиянию негативной и недостоверной информации.
Интернет позволяет подросткам получать информацию, которую они хотят получить, а не то, что им навязывают традиционные средства массовой информации, к которым постепенно они все больше и больше утрачивают доверие. Степень доверия к информации представленной в Сети несколько выше, так как там они могут найти намного больше информации по одному и тому же вопросу. Тем не менее, школьники мало подготовлены к взаимодействию с таким мощным источником воздействия, каким является Интернет. Они, зачастую, самостоятельно интерпретируют полученную информацию в зависимости от знаний, возраста, жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. Насколько правильно воспримут получаемую информацию школьники, будет зависит от того, обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность. А школьники – это будущие взрослые, будущее нашего общества.
В связи с этими тенденциями необходимо научить детей совмещать работу в сети с другими видами познавательной активности. Только в этом случае образовательный потенциал сети может быть использован полностью.
В качестве практического задания можно предложить педагогам проводить с учащимися анализ информационных сообщений по следующему плану:
- На каком сайте опубликована информация. Что вы можете сказать про этот сайт?
- Указан ли источник информации? Что вы можете сказать про данный источник?
- Кто автор информационного сообщения? (Если нет конкретной фамилии, можно предположить: журналист, политик, коммерсант, ученый, педагог, и т.д.)
- Кому адресовано это сообщение?
- Содержатся ли в тексте недостоверные сведения, с негативным уклоном? В каких конкретно высказываниях содержатся эти сведения?
- Если в вышеуказанных фразах имеются сведения, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
- Имеется ли в тексте резкая, выраженная в грубой, циничной форме отрицательная оценка личности?
- Какая аргументация используется.
- Какова композиционная структура текста, какие стилистические приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
- Есть ли в тексте фактические ошибки?
- Определите цель, которую преследует данное информационное сообщение.
- Найдите в сети похожие сообщения (похожую информацию по данной теме), используя различные комбинации ключевых слов. Сравните информацию из различных источников, проанализируйте ее.
- Сделайте вывод, можно ли доверять данной информации? Обоснуйте свой ответ, кратко опишите, на основании чего вы так решили.
Процесс осмысления получаемой информации имеет огромное значение для умения осуществлять индивидуальную информационную защиту.
Интернет, как и любая технология, должна помогать человеку в преодолении его конкретных проблем и решении конкретных задач. Внимание учеников, степень освоения ими технологий и уровня полученный знаний зависит от умения учителя организовать занятие.
Для правильной организации любого вида деятельности, в том числе получения и анализа информации из Интернета, требуется:
- установить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному;
- поставить конкретные задачи;
- определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения;
- учесть следующие факторы: осмысленность и содержательность деятельности учащихся;
- активизация мыслительной деятельности;
- указание на возможные ошибки и контроль исполнения.
Чтобы повысить организацию внимания и восприятия информации при работе в сети, необходимо использовать фактор новизны и возможность личной интерпретации, которая привлечет внимание учащихся и создаст соответствующую теме эмоциональную насыщенность занятия. Работа на занятии должна предусматривать наличие обратной связи. Обратная связь может обеспечиваться контролем со стороны учителя или самоконтролем учащихся. Потребность в обратной связи определяется степенью трудности изучаемого. Чтобы достичь эффективности восприятия учитель должен употреблять слова, соответствующие той модели мира, которая пока имеется у учащихся.
Чем больше интеллектуальных умений приобрел человек, тем лучше он ориентируется в сети Интернет. Используя Интернет в качестве инструмента, учащиеся могут применять его для достижения целей, которые ранее не ставились. Роль преподавателя в решении возникших проблем сводится к формированию медиаобразовательных умений, обучению умениям переноса интеллектуальных знаний, и приемам оптимизации выбора наиболее подходящего способа решения задач поиска, анализа и представления информации.
Если подростки достаточно подготовлены, чтобы самим разобраться в получаемой информации, если они обладают медиаобразовательными умениями, то они могут сами защитить себя от темной стороны Интернета. В данном случае в связи со свободным течением информации через Интернет возрастает ответственность медиапедагогов при обучении инструментальным и медиаобразовательным навыкам деятельности, которые поднимают человека на более высокий уровень информационных и интеллектуальных возможностей.
Использованная литература:
Губарева А.В. Как защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию в случае распространения недостоверных сведений в сети Интернет? [Электронный ресурс] // «Дом юриста», 2010. URL: http://www.domjurista.ua/r25657 (дата обращения: 02.08.2013)
Иванов В.Ф. Сердюк В.Е. Журналистская этика. К. 2007
Корконосенко С.Г. Основы Журналистики. Методика сбора информации. М. 2004.
Пелевин А. Как поддельные новости заполняют медиапространство [Электронный ресурс] // «Эксперт Северо-запад». Опубликовано 21.06.2013. URL: http://expertnw2.dsms.ru/news/2013-06-21/kak-poddelnyey-novosti-zapolnyayut-mediaprostranstvo (дата обращения: 02.08.2013)
Информация и ее свойства
Свойства информации
Предметное содержание информации позволяет уяснить ее основные свойства:
Объективность информации — Информация – это отображение окружающего мира, а он существует независимо от нашего сознания, знаний и мыслей о нем.
ПРИМЕРЫ:
1) Фома неверующий
2) Игра Глухой телефон
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
ПРИМЕРЫ:
1) Пропущено занятие, подруга говорит, что ничего не задано.
2) Скачали информацию в Интернете
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
ПРИМЕРЫ:
1) Пропущено занятие, подруга говорит, что задан только параграф и забывает про задачи.
2) На улице 200С (не понятно + или -)
Актуальность (своевременность) – важность, необходимость для данного времени. Актуальную информацию важно иметь при работе в изменившихся условиях.
ПРИМЕРЫ:
1) Предупреждение накануне о контрольной работе
2) Прогноз погоды на завтра актуальнее прогноза на вчера
Полезность (ценность) зависит от потребностей конкретных людей и от тех задач, которые можно решать с помощью полученной информации.
ПРИМЕРЫ:
1) В расписании уроков указаны занятия для всех классов, для вас ценна информация лишь о ваших уроках
2) Просмотрен документальный фильм про Петра 1. На уроке информатике он ценности не имеет, но на уроке истории — имеет.
Понятность. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.
ПРИМЕРЫ:
1) Дошкольник спрашивает у старшеклассника: «Как светит лампочка?». В ответ слышит: «Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …».
2) Объяснять материал на китайском языке.
В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:
q На следующий день учительница вывесила правильные решения всех задач…
q Идет контрольная работа по математике. Вы попросили у соседа решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но … на японском языке.
q Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”
Приведите примеры:
достоверной, но неактуальной информации;
актуальной, но недостоверной информации;
полной, достоверной, но бесполезной информации;
актуальной, но непонятной информации.
МИД РФ привел примеры ложной информации западных СМИ – Вести Экономика, 22.02.2017
Министерство иностранных дел Российской Федерации начинает публиковать примеры статей различных западных изданий, которые распространяют недостоверную информацию о России.На официальной сайте МИД РФ появился раздел, в котором будут приводиться опубликованные западными изданиями статьи с ложными сведениями о России.
В данный момент в разделе уже приведены четыре статьи изданий Telegraph и New York Times, а также агентства Bloomberg и телеканала NBC.
В опубликованных статьях содержится ложная информация о «вмешательстве российских хакеров в выборы во Франции», «возвращении экс-сотрудника АНБ Эдварда Сноудена властям США», «размещении российских ракетных комплексов в нарушение договорённостей с США» и о «российском следе в организации попытки переворота в Черногории».
Стоит отметить, что даже несколько приведенных примеров вполне наглядно показывают: ведущие западные СМИ активно занимаются распространением ложной информации о России и «российской агрессии».На сайте МИД России открыта рубрика с примерами публикаций, тиражирующих недостоверную информацию о России https://t.co/pgw5N4tx9s#FakeNews pic.twitter.com/AsaKydKSeg
— МИД России (@MID_RF) 22 февраля 2017 г.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила о том, что дезинформация со стороны иностранных изданий заслуживает подобной «доски почета»:
«Во-первых, потому что мы практически на каждом брифинге вынуждены комментировать материалы, которые распространяют или, лучше сказать, тиражируют вбросы, недостоверную информацию. Второй момент, помимо комментариев общей ситуации, что данная тема является примером информационных вбросов…, нужно приводить конкретные примеры, о чем мы говорим. И мне кажется, герои должны себя увидеть».Тема распространения ложной информации «фейковыми СМИ» в последнее время привлекает все больше внимания на фоне активно продвигаемой идеи о «российском вмешательстве» в президентские выборы в США. Президент США Дональд Трамп неоднократно обращал внимание на то, что ведущие западные СМИ публикуют ложную информацию.
На практику публикации ложных сведений обращают внимание и сами представители западных СМИ. В частности, издание Forbes привело пример распространения дезинформации о России со стороны издания Washington Post.
В статье «Russian operation hacked a Vermont utility, showing risk to U.S. electrical grid security, officials say», опубликованной 31 декабря 2016 г., сообщалось о том, что «российские хакеры взломали энергетическую сеть Вермонта».
Достоверность информации — это… Что такое достоверность информации: определение, недостоверность информации, как проверить достоверность информации
Добавлено в закладки: 0
Что такое достоверность информации? Описание и определение понятия.
Достоверность информации является показателем качества информации, обозначающий её общую точность и полноту.
Критериями достоверной информации являются: отсутствие искажённых или ложных данных, разборчивость речи (как письменной, так и устной), низкая вероятность ошибочного употребления единиц информации (цифры, буквы, бита, символа).
Достоверность информации оценивают по шкалам, равно как и источник данной информации (чаще всего надёжный, полностью надёжный, довольно надёжный и так далее до абсолютно ненадёжного и того, у кого статус не определён).
Рассмотрим, более детально, что значит достоверность информации.
Достоверность информации — это характеристика ее неискаженности.
На достоверность информации влияет как достоверность данных, так и адекватность методов, использованных при ее получении. Недостоверность информации может означать то, что данные умышленно были подготовлены как ложные. Иногда бывает, что недостоверные данные в итоге дают достоверную информацию. Это происходит в том случае, когда на момент получения информации уже известна степень ее недостоверности. Однако, чем больше исходных данных, тем выше достоверность полученного результата. Из этого следует, что достоверность информации очень зависит от ее адекватности, объективности и полноты.
Свойство достоверности информации имеет очень важное значение особенно тогда, когда эти данные применяются для принятия решений. Поэтому недостоверная информация сулит принятию решений, имеющих негативные последствия с точки зрения экономики, социального строя и политической ситуации.
Как проверить достоверность информации
Так как достоверной информацией есть только та, которая соответствует действительности, важно уметь проверять полученные данные непосредственно на их достоверность. Таким образом можно избежать ловушки дезинформации.
Для начала необходимо выяснить какую смысловую нагрузку несет информация: факторную или оценочную. Первое, с чем приходится столкнутся при получении новой информации – это факты. Фактом называются сведения, уже проверенные на достоверность. Информация, не проверенная или которую невозможно проверить, фактом не является. К фактами причисляют даты, числа, имена или события. Все, что можно потрогать, измерить, перечислить, подтвердить. Обычно факты могут быть представлены научно-исследовательскими институтами, социологическими агентствами, статистики агентствами и т.п. Главное отличительное качество факта от оценки – это его объективность. Оценка всегда выражает чью-то собственную субъективную позицию, эмоциональное отношение, призыв к определенным действиям. Факт не дает никакой оценки и ни к чему не призывает.
Во-вторых, при получении информации необходимо разобраться с источниками. Большинство фактов не представляется возможным проверить самостоятельно, поэтому полученные сведения во многом основываются на доверии к источникам. Каким образом можно проверить источник информации? Фактором истинности является практика, другими словами истинно только то, что помогает в решении определенной задачи. Главный критерий информация – это ее эффективность. Эту эффективность отражает число субъектов, которые успешно применили данные сведения. Чем выше количество определенных лиц, которые доверяют источнику либо ссылаются на него, тем достовернее предоставляемая этим источником информация.
Полезным действием также есть сравнение источников информации, так, как популярность и авторитетность источника не гарантирует достоверность. Поэтому еще одним важным критерием является непротиворечивость достоверной информации. Таким образом каждый полученный факт должен быть подтвержден результатами независимых исследований, иными словами он должен повториться. В случае, если независимое исследование пришло к тем же выводам – значит непротиворечивость информации доказана. Это означает, что случайные единичные сведения не заслуживают высокого доверия. Чем выше число идентичных сведений, полученных из разных источников, тем эти сведения достовернее. Любой источник информации всегда несет морально-нравственную, а также вещественную ответственность за предоставляемые факты. Предоставляя сомнительные данные, источники, будь то организации или кто ни будь еще, могут легко лишиться положительной репутации, а в некоторых случаях и средств к существованию. Сюда включается потеря потребителей информации, штраф или даже тюремное заключение. Поэтому авторитетные источники, например солидные организации, никогда не станут рисковать своей репутацией, предоставляя недостоверную информацию. В случае, когда источником информации предстает не организация, а определенное физическое лицо, для определения степени доверия к предоставляемой им информации, важно узнать больше сведений о самом авторе. Чтобы такая информация не вызывала сомнений, можно ознакомится с другими работами автора, возможно известны его источники, либо выяснить имеет ли он свободу речи предоставлять определенного рода информацию (наличие научной степени, занимаемая должность, обладание опытом в конкретной сфере). Иначе сомнительная информация в конечном итоге может оказаться недостоверной, то есть бесполезной, либо вредоносной.
Информация, которую невозможно проверить на достоверность, является бессмысленной.
Прежде, чем искать информацию необходимо четко сформулировать проблему, которую нужно разрешить. Это уменьшит вероятность дезинформирования.
Мы коротко рассмотрели что такое достоверность информации и как проверить достоверность информации. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Ложная информация в интернете – три способа определения
В наши дни Интернет стал источником информации для многих людей, проводящих всевозможные исследования. Тем не менее, оценка правдивости информации, которую вы найдете в Интернете, может быть немного проблематичной, особенно если вы ищете заслуживающий доверия материал, который вы можете привести в исследовательской статье, отправить по электронной почте или включить в сообщение в социальной сети.
Фантастика и реальность – не одно и то же, но в Интернете становится всё труднее определить разницу между «поддельными новостями» и реальными, заслуживающими доверия источниками.
Как понять, что информация ложная
Так как же отделить плевла от зёрен? Как определить, является ли то, что вы читаете, правдивым, надежным и достойным сноски, чтобы этим можно было делиться с другими людьми?
Существует ряд лакмусовых тестов, через которые вы можете провести веб-информацию, чтобы убедиться в её достоверности и в том, следует ли вам её использовать (кстати, вот краткое руководство по тому, как провести онлайн-исследование).
Пример поддельных новостей онлайн
Поскольку информацию в Интернете так легко опубликовать, в Интернете есть множество фальшивой или недостоверной информации.
Вот пример поддельной информации:
«Поскольку собаки обладают превосходными бухгалтерскими способностями, разумно попросить местную свору уплатить налоги, чтобы получить максимально большой доход. Эта информация, которую Ермак несколько раз передавал во время своей второй посадки на Луну, считается достаточно надежной».
Очевидно, это не заслуживающее доверия утверждение, но почему? Недостаточно просто однозначно заявить, что что-то является «фальшивой информацией». В этой статье мы рассмотрим несколько точек соприкосновения, которые каждый может использовать, чтобы определить, является ли что-то реальным или фальшивым в Интернете.
Имеет ли эта информация авторитет?
Определение авторитета (это может включать в себя информацию об источнике, авторство и цитируемые источники) любого конкретного сайта особенно важно, если вы планируете использовать его в качестве источника для академической статьи или исследовательского проекта.
Задайте себе следующие вопросы о веб-сайте, чтобы определить достоверность информации, которую вы просматриваете:
- Ясно ли, какая компания или организация несёт ответственность за информацию на сайте? Должно быть довольно легко определить, кто стоит за контентом на сайте, и соответственно оценить их полномочия.
- Есть ли ссылка на страницу с описанием деятельности компании или организации и вовлеченных людей (страница «О нас»)? Читатели должны иметь возможность проверить автора контента, который они читают.
- Есть ли надежный способ удостовериться, что компания или организация законна, то есть это реальное место с реальной контактной информацией (недостаточно только электронной почты)? Надежный сайт всегда дает читателям возможность убедиться, что они – настоящая организация.
Если вы ответили «нет» на любой из этих вопросов, скорее всего, это не тот источник, который вы захотите включить в свою библиографию или указать как часть правдоподобного контента.
Давайте перейдем к следующему уровню критериев, который оценивает правдивость представленной информации.
Является ли эта информация точной?
В конце концов, пока вы в Интернете, вы столкнетесь с информацией, которая не совсем верна, особенно в наш век «фальшивых новостей»; новости представляются таким образом, что на первый взгляд кажутся точными, но когда их проверяют на соответствие реальным фактам и достоверным источникам, всё меняется. Помимо определения авторитета сайта, вам также необходимо выяснить, предоставляет ли он точную информацию.
Вот несколько вопросов, которые стоит задать себе:
- Можно легко выяснить, кто написал информацию, или автор прячется за псевдонимом?
- Все ли фактические утверждения четко обоснованы, то есть присутствуют ли цитируемые (связанные) источники? Сами ссылки заслуживают доверия?
- Есть ли явные грамматические и орфографические ошибки? Это может указывать на то, что содержание не заслуживает доверия.
- Как давно была обновлена страница? Есть ли где-нибудь отметка даты публикации статьи? Это понадобится вам, особенно если вы используете цитирование в стиле MLA.
- Можете ли вы проверить компетентность автора? Четко ли указана квалификация автора где-то на сайте и может ли она подтверждена сторонними источниками; другими словами, то, что кто-то говорит, что он авторитет в этом вопросе, не обязательно означает, что это так.
Ещё раз, если вы не удовлетворены ответами на эти вопросы, тогда стоит найти другой веб-источник, чтобы получить хорошую достоверную информацию.
Следующим шагом в оценке авторитета сайта является беспристрастность или выяснение того, что стоит за сообщением.
Держитесь подальше от «предвзятой» информации – только нейтральные источники
Скажем, например, вы исследуете проблемы в работе двигателя. Информация из отрасли двигателестроения не обязательно будет самым нейтральным источником информации. Поэтому, чтобы найти непредвзятый источник информации, вам необходимо определить нейтралитет.
Задайте себе эти вопросы:
- Есть ли какой-то уклон в информации? Информация чрезмерно отклоняется к определенной точке зрения? Достоверные источники, особенно новостные источники, должны стараться максимально приблизиться к нейтральной точке зрения.
- Соответствует ли URL содержанию? Вы должны быть в состоянии выяснить по адресу сайта, кому принадлежит сайт, так как большинство организаций и предприятий вписывают своё название в URL. Это хороший способ быстро определить, является ли сайт достоверным для ваших целей; Например, если вы исследуете коровье бешенство, вы, вероятно, не хотите получать информацию от фермеров.
- Достаточно ли четко объявления отделены от содержания? Или они являются частью самого контента? Если вы не можете определить, где начинается контент и заканчивается реклама, или если реклама фактически является частью контента (известного как «спонсируемый контент») без какого-либо заявления о том, что это так, то этого контента следует избегать.
Если ответы на эти вопросы вызывают у вас сомнения, то вам необходимо пересмотреть уровень доверия к веб-сайту. Любой сайт, имеющий туманную границу между рекламой и контентом, не является хорошим сайтом для использования в исследовательской работе или академическом проекте.
Критическое мышление – это база
Поддельная информация, к сожалению, широко распространена в Интернете. То, что что-то попало в Интернет, абсолютно не означает, что оно заслуживает доверия, надежно или даже верно. Абсолютно необходимо перед использованием в качестве источника проверять любой веб-сайт через вышеупомянутые вопросы.
Достоверная, но необъективная информация. Приведите примеры. Информатика, 10 класс.
«Я считаю, что информатика — чушь собачья» Если говорящий действительно так считает — информация верна Но она необъективна, поскольку так считает только он, и аргументов в подтверждение своего мнения не приводит
такого не бывает. чтоб достоверная . но не объективная.
«когда собаке нечего делать, она себе яйца лижет». Если нет науки информатики — авторы учебников сочиняют любую муть, лишь бы заполнить объем чем-то наукоподобным. Гносеология, философия науки — еще могут ковыряться с этими терминами, но информатика-то тут при чем??? Авторы увидели слово «информация» и обрадовались? Лучше бы они объяснили, что такое информация в самом деле.
Красные крокозяблики умнее зеленых чебураторов. Если красные крокозяблики действительно умнее, то информация достоверна, но необъективна. Объективной она будет в случае наличия в наборе высказываний утверждения «Красные крокозяблики НЕ умнее зеленых чебураторов». Тут можно ещё вспомнить, что высказывания бывают априори истинными и априори недоказанными, соответственно — существует прямая объективность и объективность по истинности, но это долгая история.
Недостоверная информация может быть объективной при условии, что точно известна степень недостоверности. В моделировании объектов и явлений используется объективная, но недостоверная информация. Примеры: математические и физические константы (число «пи», ускорение свободного падения), объекты на картах, точное количество частиц, расстояния в космосе и т. д. Всеми перечисленными данными учёные оперируют с учётом погрешностей. Благодаря этому информация может считаться объективной. —
Объективность информации — Информация – это отображение окружающего мира, а он существует независимо от нашего сознания, знаний и мыслей о нем. ПРИМЕРЫ: 1) Фома неверующий 2) Игра «Глухой телефон» Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. ПРИМЕРЫ: 1) Пропущено занятие, подруга говорит, что ничего не задано. 2) Скачали информацию в Интернете Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. ПРИМЕРЫ: 1) Пропущено занятие, подруга говорит, что задан только параграф и забывает про задачи. 2) На улице 200С (не понятно + или -) Актуальность (своевременность) – важность, необходимость для данного времени. Актуальную информацию важно иметь при работе в изменившихся условиях. ПРИМЕРЫ: 1) Предупреждение накануне о контрольной работе 2) Прогноз погоды на завтра актуальнее прогноза на вчера Полезность (ценность) зависит от потребностей конкретных людей и от тех задач, которые можно решать с помощью полученной информации. ПРИМЕРЫ: 1) В расписании уроков указаны занятия для всех классов, для вас ценна информация лишь о ваших уроках 2) Просмотрен документальный фильм про Петра 1. На уроке информатике он ценности не имеет, но на уроке истории — имеет. Понятность. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. ПРИМЕРЫ: 1) Дошкольник спрашивает у старшеклассника: «Как светит лампочка?». В ответ слышит: «Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …». 2) Объяснять материал на китайском языке.
Информация
Понятие информации рассматривалось ещё античными философами. До начала промышленной революции, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов.
После массового внедрения персональных компьютеров и глобальной сети Интернет информация стала основным объектом — новая на то время наука — информатика.
Свойства информации
Основное свойство информации — достоверность — соответствие информации реальной действительности и реальному положению вещей.
Достоверная информация считается истиной. Достоверная информация представляет ценность для людей, поскольку она отражает реальности.
Недостоверная информация — это ложь. Ложная недостоверная информация обычно отвергается людьми в виду её противоречивости реальности.
Достоверность информации является основным вопросом в науке, управлении и юриспруденции, а также в повседневной жизни людей.
Дезинформацией называется один из способов манипулирования информацией, введение в заблуждение путем предоставления неполной информации, искажения контекста, искажения части информации.
Информация в научных исследованиях
В науке и юриспруденции информация должна опираться на достоверные факты, данные и доказательства, опирающиеся на достоверные сведения.
Научные теории с точки зрения логики представляют прикладные логические теории с фактами, доказательствами и законам, опирающиеся на достоверные закономерности.
Научные публикации — это сообщения о новых достоверных фактах, наблюдениях, обобщениях и научных теория, опирающиеся на достоверные данные.
Недостоверная информация в науке, юриспруденции и управлении отсекается как информация, противоречащая реальной действительности и реальному положению дел.
Информатика как наука
Информатика — наука и учебная дисциплина, связанные с вопросами, методами и принципами Обработки, накопления и передачи информации в ЭВМ и с помощью компьютеров и сетей ЭВМ. Информатика как наука и учебная дисциплина изучается в России, на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Франции и Германии.
Информатика как научная дисциплина в России была изложена в фундаментальной монографии академика Глушкова В. М. «Безбумажная информатика» в 1978 г. Академик Глушков писал: «В ХХ1 веке большая часть информации будет храниться в памяти ЭВМ».
Первое энциклопедическое издание «Информатика» под ред. академика РАЕН Поспедоваа Д.А. вышло в 1994 г. и содержало большое число материалов, связанных с информатикой, информационными системами, информационными технологиями и исследованиями в области искусственного интеллекта.
Информатизация общества
Информатизация общества — это насыщение общества и общественных институтов информацией — о новостях, событиях, товарах услугах, выставках, ярмарках, рынках и т. д.
Конституция РФ — Основной Закон РФ — декларирует свободу слова, свободу собраний и свободу обмена информацией — бумажной и электронной форме, в том числе через Интернет.
Цензура — как ограничение свободы слова запрещена в РФ. Исключения свободы слова и печати регламентированы Законом РФ «О государственной тайны». Закон РФ «О гостайне» запрещает разглашение информации о вооруженных силах РФ, внутренних делах РФ, органах госбезопасности, иностранных делах РФ и внешней торговле РФ.
Закон о защите информации
Правовое определение понятия «информация» дано в федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Статья 2): «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определяет и закрепляет права на защиту информации и информационную безопасность граждан и организаций в ЭВМ и в информационных системах, а также вопросы информационной безопасности граждан, организаций, общества и государства.
Основными угрозами защите информации в ЭВМ и информационных системах представляют компьютерные вирусы и взлом компьютеров, преследуемые по закону согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации. Взломом компьютеров и распространением вирусов занимаются хакеры.
Правительство России и лично президент РФ Медведев Дмитрий Анатольевич приняли решение о переводе в целях обеспечения национальной безопасности в области ИТ всех государственных и бюджетных организаций на открытое отечественное программное обеспечение[источник?].
Согласно «Доктрине информационной безопасности в РФ» защита информации и информационная безопасность в информационных системах и автоматизированных системах управления (АСУ) являются приоритетной стратегической задачей. В этих целях в рамках обучения информатике надлежит проведение компьютерного ликбеза по изучению методов защиты информации, борьбы с компьютерными вирусами и компьютерными взломщиками.
Информационное право
Информационное право как наука — это система научных знаний об информационном праве как отрасли права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.
Информационное право как учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.
Информационное право как одна из отраслей российского права представляет собой систему норм права, регулирующих отношения в информационной сфере. Это одна из самых молодых отраслей в системе российского права.
См. также
Литература
- Глушков В. М. Безбумажная информатика. — М.: Наука, 1978.
- Бауэр Ф., Гооз Информатика. М.: Мир, 1979.
- Информатика: энциклопедический словарь. / Сост. Поспелов Д. А. — М.: Педагогика-пресс, 1994.
- Ершов А. П. и др. Основы информатики и ВТ. Пробный учебник для средних школ. М.: Просвещение, 1985.
- Каймин В. А. и др. Основы информатики и ВТ. Учебник для средних школ. М.: Просвещение. 1988—1989.
- Каймин В. А., Питеркин В. М. Основы информатики и ВТ. Учебник для студентов. М.: МИЭМ, 1985.
- Каймин В. А. Информатика. Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Бридж. 1984.
- Каймин В. А. Информатика. Учебник для студентов. 6-е издание. М.: ИНФРА-М, 1998—2009.
- Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права. М., 1991.
- Бачило И. Л. Информационное право. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. ISBN 978-5-9692-0462-1.
- Городов О. А. Информационное право. М.: Проспект, 2009. ISBN 978-5-392-00411-9.