Правило одного микрофона: 7 идей как ввести правила в тренинге – Несколько правил Правило одного микрофона — говорит

7 идей как ввести правила в тренинге

апреля 25, 2015 Наталия Волосаева

Наверное, у каждого тренера может наступить момент, когда стандартные фишки и методы уже знакомы участникам, и пришел момент придумывать что-то новое и нестандартное. Это касается и ввода правил на тренинге. Знакома ситуация? Есть решение! Целых 7 идей, как можно ввести правила в тренинг! Смотрите видеоурок, и применяйте, применяйте, и еще раз применяйте! И удивляйте креативностью своих участников тренинга!

Приятного просмотра!

Цитаты

Правило «Критикуя-предлагай»

Мало сказать: не делай так. Надо еще прибавить: вот так делай (М. Горький)

Правило «Право на ошибку»

Самая большая ошибка, которую вы можете сделать в жизни, это постоянно бояться сделать ошибку (Элберт Хаббард)

Правило «Приходим вовремя (пунктуальность)»

Точность – вежливость королей (Людовик VIII)

Правило «Штрафа»

Позорит человека лишь то наказание, которое он сам заслужил (Плавт)

Правило «Здесь и сейчас»

Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас (Гюстав Флобер)

Правило «Одного микрофона (в эфире один)»

Перебивающие собеседников были перебиты друг другом (Валерий Афонченко)

Правило «Глупого вопроса»

Нельзя найти ответ на не поставленный вопрос

Правило «Мобильного телефона»

Телефон — удобство, два телефона — роскошь, ни одного телефона — блаженство (Дуг Ларсон)

Правило «Регламент высказываний»

Краткость – сестра таланта (А.П.Чехов)

Правило «Погонов» (правило ТЫ)

Когда все равны, всё познаётся, как никогда, в сравнении

(Леонид Сухоруков)

Правило «Улыбки» (хорошего настроения)

Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз еще вернется (м/ф «Крошка Енот»)

Правило «Дорна»

Надо жить, а не стесняться (Аркадий Теплухин)

Правило «Активности»

Если действовать не будешь, ни к чему ума палата (Шота Руставели)

Правило «Цыплят»

Цыплят по осени считают

 

Зашифрованные правила

Приветправилокакутебяделаможетбытьвозможнолетопролетелооченьбыстропохолодало
хорошегонастроенияпопугайигравертолетрадиоуправляемыйсмеятьсяилимороженое
возможностьправилоабракадабракачелятеоремасхемалинияважностьактивностиновость
моречайникснегтелескопачтотысегодняправилоздесьивенециястадионнезабудкавилкажестя

наябанкабудешьделатьсейчасачтобышариквоздушныйкошоладкамолочнаяправилобыло
понятноилинеоченьдождикчайстихизаписываемаесликомучтоправилонепонятносуществует
машинатракторлягушенокглупогоможетбытьвопросавседелаидутвсегдаотличноправилозвонок
рингтонмузыкапоговорилирешаемвнемобильныйтелефонаудиториислонмышенокбегемот
выключаемкомпьютерапельсинииспользуемнапротяженииправилоодногочтобывсебылиуслышаны
микрофонаикактыпрочелвесьэтоттекст.

Сколько правил нашли??? )))))

Пользуйтесь на здоровье этими идеями, и пусть Ваши тренинги будут яркими и полными впечатлений!

С уважением,
Наталия Волосаева

Читайте также похожие записи!

на Ваш сайт.

Правила круга в тренигах — Рука Помощи

Правила круга в тренигах

Правила группы:

  • Правило группы №1 « Правило Микрофона»: право голоса предоставляется тому, у кого «ключ». Цель: развитие коммуникативных навыков, направленных на уважение к окружающим и развития навыков активного слушания.
  • Правило группы №2 « Правило: «Я –позиция!»: каждый участник имеет право высказать свое собственное мнение. Цель: развитие коллегиального и дружеского взаимодействия, направленного на возможность каждого, донести и обосновать свою собственную позицию, не опасаясь осуждения со стороны окружающих.
  • Правило группы №3 «Правило: Здесь и сейчас»: главным условием является понимание того, « для чего ты здесь находишься?». Цель: развивать у участников умение извлекать пользу от посещения занятий, расставлять приоритеты, развивать навыки внимательного отношения к тем, кто в данный момент времени находится рядом с тобой или  перед тобой, в частности к коллегам.
  • Правило группы №4 «Правило Безопасности»: каждый участник должен быть уверен в том, что его слова и действия не будут обсуждаться за пределами этого круга. Цель: развитие доверительных взаимоотношений между коллегами.
  • Правило группы №5 «правило «СТОП!»: каждый участник имеет свою собственную степень доверия, и готовность открываться, поэтому в любой момент времени может сказать «Стоп». Цель: развитие навыков взаимоуважения к личным границам каждого из участников.
  • Вопросы для самоанализа: Перед началом занятия задайте себе вопрос: «С чем пришел?: для чего Вы посещаете эти занятия, имеют ли они для Вас пользу, или являются время- поглотителями, на каких условиях Вы их посещаете: Вас обязали или Вам действительно интересно? Какого результата Вы ожидаете по окончанию занятий?

    Ход занятия:

  • Упражнение: тест «Дерево»: моя позиция.
  • Практикум: «Рисунок»
  •  

    Вопросы для самоанализа: После посещения занятий задайте себе вопрос: «С чем я ухожу?»: было ли занятие интересным, полезным, буду ли я применять полученные знания в повседневной жизнедеятельности, узнал ли что-то новое о себе или об окружающих, хочу ли я снова посетить данные занятия, чего я от них ожидаю?  Готов ли я к получению такого рода информации?

     
    Источник

    Автор публикации

    10K Комментарии: 0Публикации: 1361Регистрация: 18-05-2018

    Правила для участников тренинга. Сохрани себе и применяй!

    Правила для участников тренинга

    Правила для участников тренинга необходимы для того, чтобы сделать работу максимально плодотворной и комфортной для всех участников. Они обеспечивают корректное и уважительное отношение между участникам, а также существенно экономят время. Вы можете объявить правила своим участникам, а можете попросить их придумать те правила, которые им необходимы для работы.

    Вводить правила для участников тренинга необходимо в самом тренинга, сразу после этапа знакомства с участниками. Вы можете записать правила на флипчарте или обозначить их символами/рисунками. В нужный момент, если участники нарушают правила, вы можете открыть лист с правилами и обратить внимание на то, что их приняли все участники до начала работы. Также вы можете совместно с группой придумать символические наказания (налить всем кофе, прочитать стихи) тем, кто нарушил правило.

    Правила для участников тренинга:

    1. Приходить вовремя

      Приходите вовремя после перерывов, а лучше за несколько минут до окончания. К началу тренинга желательно приходить за 10-15 минут.

    2. Отключить мобильный телефон

      Желательно, чтобы все участники выключили телефоны либо поставили их на беззвучный режим. В случае необходимости ответить на звонок участник тихо молча покидает аудиторию и также молча возвращается, стараясь не отвлекать своих коллег.

    3. Правило активности

      Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Предупредите участников, что от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.

    4. Здесь и сейчас

      Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее. Это правило помогает обсуждать действительно актуальные вопросы и не тратить время на пустые рассуждения.

    5. Правило круга

      Это правило актуально для тех тренингов, в которых каким-то образом затрагиваются личные темы. Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. Тренер также обещает, что не будет озвучивать информацию о каком-либо участнике.

    6. 1 микрофон

      Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.

    7. Я-высказывания

      Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»

    8. Принцип доброжелательности

      Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова критики необходимо выражать в корректной форме, а также не забывать озвучивать достоинства других участников.

    Перечисленные правила для участников тренинга являются одними из самых популярных и часто используемых. Не обязательно использовать их все, вы можете выбрать те, которые являются для вас приоритетными.  Однако, не стоит пропускать этап установления правил вообще, так как они помогают предотвращать различные сложные или неприятные ситуации, такие как опоздания, отказы от выполнения заданий или постоянные звонки по телефону. Особенно важно уделять внимание правилам при работе с большими аудиториями, для того чтобы изначально задать правильный формат общения, который обеспечит вам комфортную работу.

     

    10. 2 И более микрофонов

    Основные правила.

    Технология озвучивания во многом зависит от личных предпочтений — все что дает подходящий звук можно считать правильным.

    • Не существует идеального микрофона для конкретного зала (участника мероприятия).

    • Нет идеального способа расположения микрофона.

    • Выбирайте микрофон и место его установки исходя из нужного звука.

    • Рекомендуем Вам поэкспериментировать с различными микрофонами и способами их установки, пока вы не получите необходимый звук.

    • Однако, желаемого звука можно добиться проще и надежнее, понимая основные характеристики микрофона, особенности звучания голоса участников и основ акустики.

    • Добейтесь хорошего звучания источника звука (голос, запись, усилитель) перед тем, как его озвучивать.

    • Используйте, если возможно, микрофон, с АЧХ ограниченной речевым частотным диапазоном, или отфильтруйте частоты до самой нижней несущей частоты голоса.

    • Чтобы определить подходящую отправную точку для установки микрофона, заткните одно ухо и слушайте другим. Перемещайтесь, пока не найдете место с наилучшим звуком. Однако, это не вредно при слишком громком источнике звука.

    • Чем ближе микрофон к источнику звука, тем громче основной звук по сравнению с реверберацией и пространственным шумом. Также увеличится индекс усиления (потенциальное акустическое усиление) — поднимется порог «акустической обратной связи».

    • Не ставьте микрофон ближе, чем необходимо. Слишком близкое расположение повредит тембру.

    • Не забывайте об эффекте приближения у однонаправленных микрофонов, и срежте, при необходимости, низкие частоты.

    • Если для получения хорошего звука нужно несколько микрофонов, так и поступайте.

    • Но помните, с каждым добавочным микрофоном PAG уменьшается на 3 дБ. То есть Вам придется понизить громкость системы во избежание «акустической обратной связи».

    • Работая с несколькими микрофонами, помните про правило «три к одному», чтобы избежать нежелательных фазовых эффектов.

    • Располагайте микрофоны как можно ближе к нужным источникам звука.

    • Располагайте микрофоны как можно дальше от ненужных источников звука.

    • Направляйте однонаправленный микрофон в точно с сторону от ненужного источника звука (с учетом характеристики направленности).

    • Направляйте однонаправленный микрофон в сторону источника звука.

    • Используйте минимальное количество одновременно включенных микрофонов.

    • Используйте специальное противоударное крепление или тяжелое основание для конференцмикрофона.

    • Используйте всенаправленный микрофон

    • Используйте однонаправленный микрофон со встроенным специальным противоударным креплением.

    • Держите микрофон либо в ближе либо дальше чем 7-8 см (наихудшее расстояние) ото рта.

    • Держите микрофон в стороне от придыхания (сбоку, выше или ниже рта).

    • Используйте всенаправленный микрофон.

    • Используйте микрофон с экраном (шарообразная сетка или поролоновая ветрозащита).

    Правило 3 к 1:

    Расстояние между микрофонами должно быть в 3 раза больше, чем расстояние от микрофона до источника звука.

    Применение миниатюрных персональных микрофонов.

    При проведении локальных работ часто используются электреты, прикрепляемые к деталям одежды каждого из говорящих персонажей. При этом, во избежание нарушения баланса не следует допускать их близкого расположения друг к другу.

    Обычно микрофоны прикрепляются к тыльной стороне галстука, хотя синтетические материалы могут вызывать потрескивания, а тяжелые галстуки создавать фоновые помехи. Независимо от того, присутствует ли микрофон в кадре или он спрятан в складках одежды, важно чтобы средства его крепления были также не заметны для глаза. Поэтому в отдельных случаях для крепления микрофона применяются те же материалы одежды или камуфлирование. Кроме того, промышленность выпускает микрофонные капсулы различающиеся по цвету, что значительно облегчает работу дизайнеров.

    Пользователь таких микрофонных систем должен постоянно контролировать себя от резких и размашистых движений, между тем, как нормальные движения не должны выглядеть стесненными. Поворот головы от камеры не приводит к потере баланса, но произведенный не в сторону крепления микрофона, может повлиять на свойства направленности и привести к ухудшению качества.

    Кабели, применяющиеся для работы подобных микрофонов, могут также быть спрятаны под одеждой участников передачи, если сама съемка не занимает значительного количества времени и фигура персонажа остается относительно неподвижной. Однако, в общих случаях кабели должны подводиться к спрятанному радиопередатчику или осуществлять соединение через всю одежду говорящего с разъемами, расположенными недалеко от ног человека. Это позволяет осуществить простое отсоединение контактов во время вынужденных перерывов. Если персонаж должен совершать движения по сцене, то кабельные отводы следует четко зафиксировать на одной ноге (например с помощью шнурка ботинка). Однако производить большие перемещения с подобным креплением достаточно затруднительно и небезопасно. Кроме того, кабели могут попасть в поле зрения объектива или вызвать непредвиденное появление посторонних шумов. Все эти факторы говорят в пользу применения радио микрофонов.

    Находясь в скрытых местах одежды человека, персональный микрофон способен придавать звучанию своеобразный оттенок, который характерно отличается от работы остальных микрофонных систем. Поэтому во время ведения передачи не следует производить замену микрофонов, если только не происходит смена действий между помещением и открытой средой или при больших перерывах в передаче. Это свойство, хотя и в меньшей степени, также относится и к остальным микрофонам.

    11. Звукосниматели. Разновидности и принципиальные отличия. Применение. Звукоснима́тель предназначен для преобразования колебания струн в электрический ток. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для воспроизведения через динамики. Используется в электрогитарах, бас-гитарах и полуакустических гитарах, а также в электро- и полуакустических скрипках.

    Преобразование колебания струн в электрический сигнал происходит следующим образом: струна колеблется в поле, создаваемом постоянным магнитом (магнитами) датчика. Внутри катушки проволоки, намотанной вокруг этих магнитов, возникает электрический ток, который через провода подается в усилитель. Зачастую датчики сильно влияют на окраску сигнала, имеют различные АЧХ, уровень компрессии, уровень сигнала. Поэтому заменой датчиков можно изменить звучание инструмента.

    Существует несколько видов звукоснимателей:

    Магнитные — снятие звука происходит благодаря изменению электромагнитного поля за счёт колебания в нём струны. Магнитные звукосниматели делятся на:

    • Сингл (англ. Single) — одна катушка. Более яркая перкуссионная атака, общая лучшая чёткость звучания, чем у хамбакеров. Из недостатков — большая чувствительность к электрическим помехам.

    • Хамбакер (англ. Humbucker) — две катушки, расположенные рядом или одна над другой, включенные в противофазе. Такой подход позволяет нейтрализовать шумы от электрического фона за счёт алгебраического сложения сигналов от двух катушек.

    Пьезоэлектрические — снятие звука происходит за счёт пьезоэлектрических эффектов.

    Оптические (не получили должного распространения) — снятие сигнала происходит за счёт оптического отражения пучка света от колеблющейся струны.

    Активные

    Пассивные – не требуют источника питания.

    Несколько микрофонов. Правило «Три к одному»

    Правило «Три к одному»

    Звук, который уловит удаленный микрофон, будет как минимум на 12 дБ тише того, который уловит ближний.
    Это гарантирует, что слышимые последствия «гребня» уменьшатся как минимум на эту же величину.

    В случае установки на стол с отражающей поверхностью, микрофон должен быть в полтора раза дальше от нее, чем от говорящего (источника звука). Это гарантирует минимальную слышимость последствий интерференции.

    Строго говоря, правило основано на поведении всенаправленных микрофонов. Ему можно следовать менее строго в случае «правильно нацеленных» однонаправленных микрофонов, но оно все равно является базовым правилом для наихудших случаев.

    Фазовые эффекты микрофонов

    Один из эффектов, который часто можно слышать во время озвучивания, происходит, когда микрофоны расположены одинаково близко к одному и тому же источнику звука, такому как участник мероприятия, обслуживаемый конференц системой:

    • Микрофон усиливает звуковые волны от источника сигналов (оратор, Председательствующий, депутат)
    • Сигнал от микрофона проходит звуковой тракт (предусилитель, устройства обработки, усилитель мощности)
    • Усиленный сигнал поступает на громкоговорители
    • Микрофон улавливает сигнал от громкоговорителя

    Таким образом, возникает так называемый цикл обратной связи:

    Приходящий звук будет усилен до уровня исходного звука, улавливаемого микрофоном, в результате чего акустическая система (громкоговоритель) начинает «свистеть» и резонировать.

    Но это не все, что определяет «индекс усиления» в конкретном случае.
    Есть еще один фактор — избирательное фильтрование.

    Эффект акустической интерференции является результатом использования большого количества микрофонов и может возникнуть даже при использовании двух микрофонов. Избирательное фильтрование является результатом микширования сигналов. Для него характерно использование самых высоких и низких участков слышимого частотного диапазона. Так как микрофоны находятся не на одинаковом расстоянии от источника звука, звук, улавливаемый более отдаленным микрофоном, будет воспроизводиться с большей задержкой, чем звук с микрофона расположенного ближе…
    Результат — фазовый сдвиг и, как следствие, избирательное фильтрование.

    Чаще всего это происходит из-за разницы фаз звуков, приходящих в микрофоны

    Если микрофоны получают один и тот же звук из разных мест может возникнуть фазовое суммирование или вычитание. Вычитание происходит, когда два микрофона получают один и тот же звук, но с противоположными фазами. Это нежелательно. Микрофон с другой диаграммой направленности может уменьшить прием ненужного звука, или же поможет физическая изоляция

    В случае конференц системы изоляция участников невозможна. В этом случае выбор типа микрофона зависит от характеристик подавления приёма вне основной оси.

    Другая возможность — смена фазы. Если в результате происходит вычитание, то сдвиг фазы на 180 градусов, что приведёт к суммированию на тех же частотах.

    Поскольку микрофоны снимают относительно одинаковый звук, можно ожидать вычитания. Обратив фазу одного из микрофонов, мы суммируем ранее вычитавшиеся частоты. Это может дать иногда более сочный звук. Этот эффект будет варьироваться в зависимости от расположения микрофонов. Обращение фазы может быть произведено специальным адаптером или переключателем, который есть на многих микшерах.

    Потенциальное и необходимое акустическое усиление

    Основная задача звукоусиления — обеспечить достаточный уровень звука, чтобы все могли одинаково слышать участников выступления с любого места во всём помещении.

    Степень усиления звука зависит от громкости (уровня) источников сигнала, размеров и акустических особенности помещения.

    Необходимое акустическое усиление (Needed Acoustic Gain, NAG) — это коэффициент усиления, необходимый для того, чтобы слушатели которые сидят дальше всего слышали бы все, так, как если бы сидели напротив участника.

    Подсчёты таковы:

    NAG = 20 x log (Df / Dn ),
    Где Df = расстояние от источника звука до самого удаленного участника,
    Dn = расстояние от источника звука до ближайшего участника,

    Примечание: источником звука может быть как участник мероприятия, так и громкоговорители.

    Уравнение NAG основано на законе обратного квадрата, согласно которому, уровень звука уменьшается на 6 дБ при удвоении расстояния.

    Например, уровень звука (без усиливающей аппаратуры) в первом ряду (3 метра до выступающего) может составлять до 85дБ (этого достаточно), а на последнем ряду (25 метров) уровень будет на 18 дБ меньше, то есть 67 дБ. В этом случае система усиления должна добавить дополнительные 18 дБ, чтобы наиболее удалённый участник слышал все также как и соседи выступающего.

    Ограничения реальных систем заключаются не в том, на каком уровне они могут воспроизвести звук (в записи), а какой уровень они могут обеспечить при работе с микрофоном (выступающим) на входе.

    Максимальная громкость всегда ограничена «акустической обратной связью». Предельная (до возникновения «акустической обратной связи») степень усиления может быть оценена математически.

    Потенциальное акустическое усиление (Potential Acoustic Gain, PAG) определяется через расстояния между компонентами системы, количеством микрофонов и другими параметрами. Система будет правильно настроена, если PAG будет больше или равно NAG.

    Упрощенное уравнение PAG:

    PAG = 20 (log D1 — log D2 + log D0 — log Ds ) — 10 log NOM -6

    где:
    Ds — расстояние от источника звука до микрофона
    D0 — расстояние от источника звука до слушателя
    D1 — расстояние от микрофона до громкоговорителя
    D2 — расстояние от портала до слушателя

    NOM — количество работающих микрофонов
    — 6 = запас в 6 dB до возникновения «акустической обратной связи»

    Чтобы сделать PAG как можно большим, то есть повысить порог «акустической обратной связи» надо следовать следующим правилам:

    • Насколько возможно ставить микрофон ближе к источнику звука (говорящему).
    • Насколько возможно держать микрофоны дальше от громкоговорителей.
    • Насколько возможно ставить громкоговорители ближе к участникам.
    • Свести к минимуму количество одновременно включенных микрофонов.

    В частности, логарифмическая зависимость, подразумевает, что для изменения PAG на 6 дБ, надо удвоить или сократить вдвое соответствующее расстояние.

    Например, отодвинув микрофон от выступающего, мы уменьшаем PAG, приблизив — увеличиваем.

    Вот почему так важно ставить микрофоны как можно ближе к источнику звука

    Параметр NOM в уравнении отражает тот факт, что порог «акустической обратной связи» уменьшается на 3 дБ всякий раз, когда количество работающих микрофонов удваивается.

    Вот почему количество одновременно включенных микрофонов должно быть сведено к минимуму, а неиспользуемые микрофоны — выключаться или подавляться.

    Принципиально то, что порог «акустической обратной связи» можно оценить строго по количественным параметрам безотносительно от конкретного оборудования.

    При всей своей простоте результаты очень полезны, как оценка наихудшего случая.

    Понимание базовых принципов акустики дает знание о потенциальных помехах усиленному звуку и дает некоторый навык для их контроля.

    Когда возникают нежелательные эффекты такого рода, возможно улучшить ситуацию поработав с источником звука, взяв микрофон с другой характеристикой направленности, переставив микрофон, уменьшить количество одновременно работающих микрофонов, или поменять акустические параметры зала.

    Помните, что в большинстве своем акустические проблемы лучше всего решаются акустическими методами, а не при помощи электроники.

    Основные правила, которых следует придерживаться, работая с микрофонами

    • Технология озвучивания во многом зависит от личных предпочтений — все что дает подходящий звук можно считать правильным.
    • Не существует идеального микрофона для конкретного зала (участника мероприятия).
    • Нет идеального способа расположения микрофона.
    • Выбирайте микрофон и место его установки исходя из нужного звука.
    • Рекомендуем Вам поэкспериментировать с различными микрофонами и способами их установки, пока вы не получите необходимый звук.
    • Желаемого звука можно добиться проще и надежнее, понимая основные характеристики микрофона, особенности звучания голоса участников и основ акустики.
    • Добейтесь хорошего звучания источника звука (голос, запись, усилитель) перед тем, как его озвучивать.
    • Используйте, если возможно, микрофон, с АЧХ ограниченной речевым частотным диапазоном, или отфильтруйте частоты до самой нижней несущей частоты голоса.
    • Чтобы определить подходящую отправную точку для установки микрофона, заткните одно ухо и слушайте другим. Перемещайтесь, пока не найдете место с наилучшим звуком. Однако, это не вредно при слишком громком источнике звука.
    • Чем ближе микрофон к источнику звука, тем громче основной звук по сравнению с реверберацией и пространственным шумом. Также увеличится индекс усиления (потенциальное акустическое усиление) — поднимется порог «акустической обратной связи».
    • Не ставьте микрофон ближе, чем необходимо. Слишком близкое расположение повредит тембру.
    • Не забывайте об эффекте приближения у однонаправленных микрофонов, и срежте, при необходимости, низкие частоты.
    • Если для получения хорошего звука нужно несколько микрофонов, так и поступайте.
      Но помните, с каждым добавочным микрофоном PAG уменьшается на 3 дБ. То есть Вам придется понизить громкость системы во избежание «акустической обратной связи».
    • Работая с несколькими микрофонами, помните про правило «три к одному», чтобы избежать нежелательных фазовых эффектов.

    Чтобы уменьшить обратную связь и ненужные звуки

    • Располагайте микрофоны как можно ближе к нужным источникам звука.
    • Располагайте микрофоны как можно дальше от ненужных источников звука.
    • Направляйте однонаправленный микрофон в точно с сторону от ненужного источника звука (с учетом характеристики направленности).
    • Направляйте однонаправленный микрофон в сторону источника звука.
    • Используйте минимальное количество одновременно включенных микрофонов.

    Чтобы избежать шумов от обращения с микрофоном и ударов о стол

    • Используйте специальное противоударное крепление или тяжелое основание для конференцмикрофона.
    • Используйте всенаправленный микрофон
    • Используйте однонаправленный микрофон со встроенным специальным противоударным креплением.

    Чтобы избежать «взрывного» шума

    • Держите микрофон либо в ближе либо дальше чем 7-8 см (наихудшее расстояние) ото рта.
    • Держите микрофон в стороне от придыхания (сбоку, выше или ниже рта).
    • Используйте всенаправленный микрофон.
    • Используйте микрофон с экраном (шарообразная сетка или поролоновая ветрозащита).
    • Если звук из громкоговорителей подзвучки идет с искажениями, даже если вы не превышаете нормальный уровень усиления, возможно микрофон перегружает вход микшера. Используйте линейный аттенюатор, чтобы уменьшить уровень сигнала от микрофона.

    Успешной работы!

    Несколько микрофонов. Правило «Три к одному»

    Правило «Три к одному»

    Звук, который уловит удаленный микрофон, будет как минимум на 12 дБ тише того, который уловит ближний.
    Это гарантирует, что слышимые последствия «гребня» уменьшатся как минимум на эту же величину.

    В случае установки на стол с отражающей поверхностью, микрофон должен быть в полтора раза дальше от нее, чем от говорящего (источника звука). Это гарантирует минимальную слышимость последствий интерференции.

    Строго говоря, правило основано на поведении всенаправленных микрофонов. Ему можно следовать менее строго в случае «правильно нацеленных» однонаправленных микрофонов, но оно все равно является базовым правилом для наихудших случаев.

    Фазовые эффекты микрофонов

    Один из эффектов, который часто можно слышать во время озвучивания, происходит, когда микрофоны расположены одинаково близко к одному и тому же источнику звука, такому как участник мероприятия, обслуживаемый конференц системой:

    • Микрофон усиливает звуковые волны от источника сигналов (оратор, Председательствующий, депутат)
    • Сигнал от микрофона проходит звуковой тракт (предусилитель, устройства обработки, усилитель мощности)
    • Усиленный сигнал поступает на громкоговорители
    • Микрофон улавливает сигнал от громкоговорителя

    Таким образом, возникает так называемый цикл обратной связи:

    Приходящий звук будет усилен до уровня исходного звука, улавливаемого микрофоном, в результате чего акустическая система (громкоговоритель) начинает «свистеть» и резонировать.

    Но это не все, что определяет «индекс усиления» в конкретном случае.
    Есть еще один фактор — избирательное фильтрование.

    Эффект акустической интерференции является результатом использования большого количества микрофонов и может возникнуть даже при использовании двух микрофонов. Избирательное фильтрование является результатом микширования сигналов. Для него характерно использование самых высоких и низких участков слышимого частотного диапазона. Так как микрофоны находятся не на одинаковом расстоянии от источника звука, звук, улавливаемый более отдаленным микрофоном, будет воспроизводиться с большей задержкой, чем звук с микрофона расположенного ближе…
    Результат — фазовый сдвиг и, как следствие, избирательное фильтрование.

    Чаще всего это происходит из-за разницы фаз звуков, приходящих в микрофоны

    Если микрофоны получают один и тот же звук из разных мест может возникнуть фазовое суммирование или вычитание. Вычитание происходит, когда два микрофона получают один и тот же звук, но с противоположными фазами. Это нежелательно. Микрофон с другой диаграммой направленности может уменьшить прием ненужного звука, или же поможет физическая изоляция

    В случае конференц системы изоляция участников невозможна. В этом случае выбор типа микрофона зависит от характеристик подавления приёма вне основной оси.

    Другая возможность — смена фазы. Если в результате происходит вычитание, то сдвиг фазы на 180 градусов, что приведёт к суммированию на тех же частотах.

    Поскольку микрофоны снимают относительно одинаковый звук, можно ожидать вычитания. Обратив фазу одного из микрофонов, мы суммируем ранее вычитавшиеся частоты. Это может дать иногда более сочный звук. Этот эффект будет варьироваться в зависимости от расположения микрофонов. Обращение фазы может быть произведено специальным адаптером или переключателем, который есть на многих микшерах.

    Потенциальное и необходимое акустическое усиление

    Основная задача звукоусиления — обеспечить достаточный уровень звука, чтобы все могли одинаково слышать участников выступления с любого места во всём помещении.

    Степень усиления звука зависит от громкости (уровня) источников сигнала, размеров и акустических особенности помещения.

    Необходимое акустическое усиление (Needed Acoustic Gain, NAG) — это коэффициент усиления, необходимый для того, чтобы слушатели которые сидят дальше всего слышали бы все, так, как если бы сидели напротив участника.

    Подсчёты таковы:

    NAG = 20 x log (Df / Dn ),
    Где Df = расстояние от источника звука до самого удаленного участника,
    Dn = расстояние от источника звука до ближайшего участника,

    Примечание: источником звука может быть как участник мероприятия, так и громкоговорители.

    Уравнение NAG основано на законе обратного квадрата, согласно которому, уровень звука уменьшается на 6 дБ при удвоении расстояния.

    Например, уровень звука (без усиливающей аппаратуры) в первом ряду (3 метра до выступающего) может составлять до 85дБ (этого достаточно), а на последнем ряду (25 метров) уровень будет на 18 дБ меньше, то есть 67 дБ. В этом случае система усиления должна добавить дополнительные 18 дБ, чтобы наиболее удалённый участник слышал все также как и соседи выступающего.

    Ограничения реальных систем заключаются не в том, на каком уровне они могут воспроизвести звук (в записи), а какой уровень они могут обеспечить при работе с микрофоном (выступающим) на входе.

    Максимальная громкость всегда ограничена «акустической обратной связью». Предельная (до возникновения «акустической обратной связи») степень усиления может быть оценена математически.

    Потенциальное акустическое усиление (Potential Acoustic Gain, PAG) определяется через расстояния между компонентами системы, количеством микрофонов и другими параметрами. Система будет правильно настроена, если PAG будет больше или равно NAG.

    Упрощенное уравнение PAG:

    PAG = 20 (log D1 — log D2 + log D0 — log Ds ) — 10 log NOM -6

    где:
    Ds — расстояние от источника звука до микрофона
    D0 — расстояние от источника звука до слушателя
    D1 — расстояние от микрофона до громкоговорителя
    D2 — расстояние от портала до слушателя

    NOM — количество работающих микрофонов
    — 6 = запас в 6 dB до возникновения «акустической обратной связи»

    Чтобы сделать PAG как можно большим, то есть повысить порог «акустической обратной связи» надо следовать следующим правилам:

    • Насколько возможно ставить микрофон ближе к источнику звука (говорящему).
    • Насколько возможно держать микрофоны дальше от громкоговорителей.
    • Насколько возможно ставить громкоговорители ближе к участникам.
    • Свести к минимуму количество одновременно включенных микрофонов.

    В частности, логарифмическая зависимость, подразумевает, что для изменения PAG на 6 дБ, надо удвоить или сократить вдвое соответствующее расстояние.

    Например, отодвинув микрофон от выступающего, мы уменьшаем PAG, приблизив — увеличиваем.

    Вот почему так важно ставить микрофоны как можно ближе к источнику звука

    Параметр NOM в уравнении отражает тот факт, что порог «акустической обратной связи» уменьшается на 3 дБ всякий раз, когда количество работающих микрофонов удваивается.

    Вот почему количество одновременно включенных микрофонов должно быть сведено к минимуму, а неиспользуемые микрофоны — выключаться или подавляться.

    Принципиально то, что порог «акустической обратной связи» можно оценить строго по количественным параметрам безотносительно от конкретного оборудования.

    При всей своей простоте результаты очень полезны, как оценка наихудшего случая.

    Понимание базовых принципов акустики дает знание о потенциальных помехах усиленному звуку и дает некоторый навык для их контроля.

    Когда возникают нежелательные эффекты такого рода, возможно улучшить ситуацию поработав с источником звука, взяв микрофон с другой характеристикой направленности, переставив микрофон, уменьшить количество одновременно работающих микрофонов, или поменять акустические параметры зала.

    Помните, что в большинстве своем акустические проблемы лучше всего решаются акустическими методами, а не при помощи электроники.

    Основные правила, которых следует придерживаться, работая с микрофонами

    • Технология озвучивания во многом зависит от личных предпочтений — все что дает подходящий звук можно считать правильным.
    • Не существует идеального микрофона для конкретного зала (участника мероприятия).
    • Нет идеального способа расположения микрофона.
    • Выбирайте микрофон и место его установки исходя из нужного звука.
    • Рекомендуем Вам поэкспериментировать с различными микрофонами и способами их установки, пока вы не получите необходимый звук.
    • Желаемого звука можно добиться проще и надежнее, понимая основные характеристики микрофона, особенности звучания голоса участников и основ акустики.
    • Добейтесь хорошего звучания источника звука (голос, запись, усилитель) перед тем, как его озвучивать.
    • Используйте, если возможно, микрофон, с АЧХ ограниченной речевым частотным диапазоном, или отфильтруйте частоты до самой нижней несущей частоты голоса.
    • Чтобы определить подходящую отправную точку для установки микрофона, заткните одно ухо и слушайте другим. Перемещайтесь, пока не найдете место с наилучшим звуком. Однако, это не вредно при слишком громком источнике звука.
    • Чем ближе микрофон к источнику звука, тем громче основной звук по сравнению с реверберацией и пространственным шумом. Также увеличится индекс усиления (потенциальное акустическое усиление) — поднимется порог «акустической обратной связи».
    • Не ставьте микрофон ближе, чем необходимо. Слишком близкое расположение повредит тембру.
    • Не забывайте об эффекте приближения у однонаправленных микрофонов, и срежте, при необходимости, низкие частоты.
    • Если для получения хорошего звука нужно несколько микрофонов, так и поступайте.
      Но помните, с каждым добавочным микрофоном PAG уменьшается на 3 дБ. То есть Вам придется понизить громкость системы во избежание «акустической обратной связи».
    • Работая с несколькими микрофонами, помните про правило «три к одному», чтобы избежать нежелательных фазовых эффектов.

    Чтобы уменьшить обратную связь и ненужные звуки

    • Располагайте микрофоны как можно ближе к нужным источникам звука.
    • Располагайте микрофоны как можно дальше от ненужных источников звука.
    • Направляйте однонаправленный микрофон в точно с сторону от ненужного источника звука (с учетом характеристики направленности).
    • Направляйте однонаправленный микрофон в сторону источника звука.
    • Используйте минимальное количество одновременно включенных микрофонов.

    Чтобы избежать шумов от обращения с микрофоном и ударов о стол

    • Используйте специальное противоударное крепление или тяжелое основание для конференцмикрофона.
    • Используйте всенаправленный микрофон
    • Используйте однонаправленный микрофон со встроенным специальным противоударным креплением.

    Чтобы избежать «взрывного» шума

    • Держите микрофон либо в ближе либо дальше чем 7-8 см (наихудшее расстояние) ото рта.
    • Держите микрофон в стороне от придыхания (сбоку, выше или ниже рта).
    • Используйте всенаправленный микрофон.
    • Используйте микрофон с экраном (шарообразная сетка или поролоновая ветрозащита).
    • Если звук из громкоговорителей подзвучки идет с искажениями, даже если вы не превышаете нормальный уровень усиления, возможно микрофон перегружает вход микшера. Используйте линейный аттенюатор, чтобы уменьшить уровень сигнала от микрофона.

    Успешной работы!

    Как правильно выбрать микрофон и основные правила, которых следует придерживаться, работая с микрофонами.

    microphone-1-t5-voice.jpg

     

    Как правильно выбрать микрофон

    Прежде чем начинать планирование помещений и разводку кабелей в вашей будущей студии, имеет смысл ненадолго отвлечься и заняться теорией. В данном случае речь пойдет о микрофонах…

    [— читать дальше —]

    Похоже, что выбор и правильное использование хорошего микрофона становится в наши дни чем-то вроде утраченного искусства. Звуковые модули, сэмплеры, синтезаторы, даже электронные барабаны — всё это включается непосредственно в пульт и не нуждается в съеме акустических колебаний воздуха. Я ничего не имею против этих устройств, однако до тех пор, пока существуют акустические инструменты и человеческий голос, перед звукооператорами вновь и вновь будет вставать проблема выбора наиболее оптимального в данной ситуации микрофона, и её важность ни в коем случае нельзя преуменьшать.

    Микрофонами пользуются даже те музыканты, которым не нужны акустические инструменты. Например, большинство техно-музыкантов готовит сэмплы для использования в своих композициях при помощи портативного DAT-магнитофона и (правильно!) качественного микрофона. И естественно, микрофоны нужны всем тем, кто собирается записывать вокал.

    Взгляд изнутри

    Микрофон — это основной и важнейший из всех элементов, которые стоят между реальным акустическим звуком и его представлением на записи, поэтому важность правильного выбора микрофона трудно переоценить. Любой, кто собирается работать в студии звукозаписи, должен хорошо разбираться в микрофонной технологии и в существующих типах и моделях микрофонов.

    К счастью, при внимательном рассмотрении микрофонная техника и технология оказываются достаточно простыми. Все разнообразие существующих моделей сводится к трём или четырём основным типам микрофонов и четырём типам диаграмм направленности, и именно на этой последней характеристике мы остановимся немного подробнее.

    Стараться куда?

    Диаграмма направленности является одной из основных характеристик любого микрофона и описывает его способность реагировать на звуки, поступающие с различных направлений. В этом отношении различные микрофоны могут отличаться друг от друга очень сильно: одни, например, воспринимают звук более-менее равномерно во всех направлениях, а другие реагируют только на одно какое-нибудь направление и остаются «глухими» к звукам со всех остальных. Эти особенности следует учитывать при выборе микрофона для того или иного приложения.

    Например, при записи вокалиста, исполняющего соло-партию, следует использовать узко направленный на него микрофон, который позволит предотвратить проникновение на запись шума и помех, идущих сзади и с боковых сторон. Аналогичный микрофон можно использовать и для индивидуального подзвучивания малого барабана, звук которого не должен смешиваться со звуком томов и тарелок.
    Если же, например, мы подзвучиваем одним микрофоном всю ударную установку, то следует выбирать микрофон с как можно более широкой диаграммой направленности, который будет равномерно воспроизводить звук, идущий со всех сторон.

      
    Рис. 1. Часто встречающиеся типы диаграмм направленности микрофонов.

    A — всенаправленный,
    B — кардиоидный,
    C — суперкардиоидный,
    D — восьмерка 

    Описанные выше два типа микрофонов (с как можно более узкой и как можно более широкой диаграммой направленности) принято называть направленными (unidirectional) и всенаправленными (omnidirectional). Однако существуют и другие типы микрофонов, которые также могут оказаться полезными в конкретной ситуации.

    Вовсе не обязательно знать, как именно достигается та или иная диаграмма направленности и почему у одних микрофонов она одна, а у других — другая. Достаточно знать, в какой ситуации следует применять тот или иной микрофон. Например, в уже рассматривавшейся выше ситуации подзвучивания ударной установки можно использовать расположеные над установкой один или два (для стереозаписи) всенаправленных микрофона, смешав их сигналы с индивидуальными сигналами от кардиоидных микрофонов, установленых в непосредственной близости от томов и малого барабана.

    Термин «кардиоидный» объясняется формой диаграммы направленности этих микрофонов, которая напоминает человеческое сердце (см. рис. 1). Такие микрофоны не являются однонаправленными в прямом смысле этого слова, однако на практике эти два термина считаются практически равнозначными. «Суперкардиоидные» микрофоны представляют собой вариант кардиоидных, но с более узкой диаграммой направленности. «Пушечные» (rifle) микрофоны, используемые при записи на открытой местности и для точечного подзвучивания исполнителей во многих телевизионных студиях, представляют собой кардиоидные микрофоны, помещенные в специально спроектированную интерференционную трубу. Форма этой трубы выбрана таким образом, чтобы гасить колебания, приходящие со всех направлений, кроме осевого.

    Для снятия звука инструментальных усилителей обычно используют кардиоидные микрофоны, однако в тех случаях, когда микрофон находится не прямо перед источником звука, а как бы внутри звукового поля, имеет смысл предпочесть микрофоны с диаграммой направленности в форме «восьмерки», которые в данной ситуации обеспечат более сочный звук. «Восьмерку» можно использовать и тогда, кода у вас не хватает микрофонов для индивидуальных инструментов, например, ей можно одновременно снять хай-хэт и одну из тарелок ударной установки. При этом, правда, следует уделить максимум внимания выбору правильного положения микрофона. Такой подход вполне допустим, так как эти два инструмента редко звучат одновременно и требуют примерно одинаковой обработки эквалайзером и пультом.

    Учтите, однако, что даже одинаковые микрофоны одного и того же производителя (особенно, сравнительно дешёвые) могут иметь существенно отличающиеся диаграммы направленности. Кроме того, многие профессиональные микрофоны могут поставляться в различных вариантах конфигурации и даже иметь переключаемую (обычно механически) диаграмму направленности.

    Теперь давайте пристальнее взглянем на наиболее широко распространенные типы микрофонов.

    Динамические микрофоны

    Динамические микрофоны (иначе называемые микрофонами с подвижной катушкой) представляют собой, пожалуй, наиболее популярный и распространённый тип. Внутри такого микрофона находится круглая мембрана, которая механически соединена с катушкой тонкого провода, помещенной между двумя цилиндрическими магнитами (один внутри другого). Звуковые колебания вызывают колебания мембраны, которые сообщаются катушке, а при перемещении катушки между магнитами в ней наводится напряжение, амплитуда которого пропорциональна перемещению мембраны. Таким образом, попадающая в микрофон акустическая энергия преобразуется в электрическую, которая впоследствии может быть усилена и вновь преобразована в акустическую мембраной громкоговорителя (в сущности, громкоговоритель — это не что иное, как динамический микрофон наоборот).

    По сравнению с остальными типами, динамические микрофоны обладают целым рядом достоинств: они сравнительно дёшевы и в то же время надежны, и могут успешно работать в областях высокого звукового давления. Это делает их незаменимыми в условиях живых выступлений и в студийной работе. Устойчивость к громким звукам позволяет использовать эти микрофоны для снятия звука ударных и перкуссионных инструментов.

    Особенности внутреннего устройства динамических микрофонов ограничивают количество возможных типов диаграмм направленности: такие микрофоны могут быть только однонаправленными или всенаправленными. Кроме того, инерционность перемещающейся в магнитном поле катушки с проводом ограничивает воспринимаемый этими микрофонами частотный диапазон.

    На сегодняшний день различными фирмами разработано огромное количество различных динамических микрофонов стоимостью от единиц до тысяч долларов, причем многие модели специально ориентированы на то или иное конкретное применение, например, на снятие звука рабочего барабана или на подзвучивание контрабаса.

    Конденсаторные микрофоны

    Конденсаторные микрофоны представляют собой более совершенный тип, чем динамические. Принцип их действия основан на изменении электрической ёмкости двух проводящих пластин при изменении расстояния между ними. Одна из этих пластин жестко закреплена в корпусе микрофона, а вторая (тонкая) выступает в роли мембраны. Колебания мембраны, вызванные колебаниями воздуха, приводят к изменению емкости.

    Для работы такого микрофона на его пластины необходимо подать электрическое напряжение. Для этого обычно используется напряжение в 48 Вольт (фантомное питание), подаваемое на микрофон непосредственно с предварительного усилителя или микшерного пульта. Конденсаторные микрофоны сложнее в производстве, и поэтому значительно дороже динамических, однако обеспечивают значительно более высокое качество звучания.

    Диафрагма конденсаторного микрофона может быть сделана сколь угодно тонкой (в разумных пределах), что позволяет добиться значительно более высокой, чем у динамических микрофонов, чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь практически любую диаграмму направленности. Существуют модели со сменными головками, переключение которых позволяет изменять направленность в довольно широких пределах.

    Конденсаторные микрофоны используются везде, где предъявляются высокие требования к качеству и точности воспроизведения звука. Низкая устойчивость к механическим нагрузкам делает их малопригодными для живых выступлений, однако в студии они оказываются незаменимыми, особенно в тех случаях, когда требуется максимальная достоверность воспроизведения гармонических составляющих звука, например, при снятии звучания тарелок и цимбал.

    На самом деле, высокая акустическая точность далеко не всегда является основной целью исполнителей и звукоинженеров. Динамические микрофоны часто оказываются предпочтительнее конденсаторных, например, из-за того, что их звучание, несмотря на специфический характер, хорошо подходит к характеру записываемого инструмента. С другой стороны, именно высокая степень правдоподобности делает конденсаторные микрофоны наиболее универсальными и пригодными для снятия звука любых акустических инструментов и голосов.

    Универсальность и технологическая сложность конденсаторных микрофонов приводит к тому, что стоимость их в большинстве случаев оказывается очень высокой. К счастью, в последние годы наметилась тенденция к снижению цен на этот тип микрофонов. Особого внимания заслуживают качественные конденсаторные микрофоны, производимые в странах бывшего СССР, их низкая стоимость и отличное качество быстро завоевали им широкую популярность даже среди самых придирчивых звукорежиссеров.

    Электретные микрофоны

    Принцип действия электретных микрофонов аналогичен принципу действия конденсаторных, с тем отличием, что для их работы не требуется внешний источник питания. Мембрана таких микрофонов получает электрический заряд в процессе производства, и для их питания достаточно небольшого напряжения (обычно около 1,5 Вольта), которое обеспечивается установленной в микрофоне батареей.

    По сравнению с конденсаторными, мембрана электретных микрофонов значительно толще, поэтому их чувствительность и частотные характеристики несколько хуже. Появившиеся недавно обратно-электретные микрофоны несколько компенсируют этот недостаток за счет того, что электрический заряд получает не мембрана, а фиксированная металлическая пластина, а сама мембрана может быть изготовлена из более тонкого материала.

    Микрофонный сленг

    Импеданс (impedance) — электрическое сопротивление, которое микрофон оказывает проходящему сквозь него току. В этом отношении микрофоны принято делить на высоко- и низкоимпедансные. Высокоимпедансные микрофоны (от 5 до 10 KилоOм) обладают более высоким уровнем сигнала и часто используются в бытовой и полупрофессиональной записи. Низкоимпедансные микрофоны (250 Ом и менее) обычно применяются в профессиональных студиях. Несмотря на сравнительно низкий выходной уровень, они менее чувствительны к посторонним помехам и шуму и качественно воспроизводят высокие частоты даже при использовании длинных кабелей.

    Эффект близости (proximity effect) — эффект, наблюдаемый при использовании динамических микрофонов в непосредственной близости от источника звука. Он вызван тем, что звук поступает в микрофон по двум направлениям (спереди и сзади). Возникающие при этом фазовые искажения приводят к усилению низкочастотных составляющих звука. Чем ближе источник звука к микрофону, тем больше разность длины звуковых путей и, соответственно, больше усиление низких частот. Многие опытные вокалисты умело используют этот эффект, достигая нужного им звучания, однако в ряде ситуаций он может приводить к существенному ухудшению звучания. Как бы то ни было, этот эффект никогда не следует упускать из виду. Например, при снятии звука басового барабана (бочки) у вас может возникнуть необходимость немного отодвинуть от него микрофон, чтобы уменьшить уровень сигнала. При этом, однако, будет ослаблен эффект близости и ухудшится воспроизведение низких частот, составляющих существенную часть звучания бочки, что приведет к необходимости соответствующей частотной коррекции. (Именно поэтому звукорежиссёры и владельцы студий так нервничают, когда кто-нибудь начинает переставлять тщательно настроенные микрофоны.)

    Обратная связь (завод, feedback) — слабость, которой в той или иной степени подвержены абсолютно все микрофоны (хотя в студийных условиях это может быть и не очень заметно). Обратная связь возникает тогда, когда поступающие от микрофона сигналы воспроизводятся колонками или студийными мониторами и снова попадают в микрофон. Если не принять мер по предотвращению этого процесса, он будет продолжаться непрерывно, с постоянным возрастанием амплитуды «паразитных» сигналов, в результате чего возникнет характерный «воющий» или «свистящий» звук. Для того, чтобы избавиться от обратной связи, следует как можно тщательнее выбирать микрофон с необходимой диаграммой направленности и правильно ориентировать его по отношению к источникам звука (колонкам и мониторам). В ряде случаев обратную связь можно предотвратить, вырезав эквалайзером ту частоту, на которой она происходит. При этом общая громкость снимаемого микрофоном сигнала останется практически неизменной.

    Основные правила, которых следует придерживаться, работая с микрофонами

    — Технология озвучивания во многом зависит от личных предпочтений — все что дает подходящий звук можно считать правильным. 

    — Не существует идеального микрофона для конкретного зала (участника мероприятия). 

    — Нет идеального способа расположения микрофона. 

    — Выбирайте микрофон и место его установки исходя из нужного звука. 

    — Рекомендуем Вам поэкспериментировать с различными микрофонами и способами их установки, пока вы не получите необходимый звук. 

    — Желаемого звука можно добиться проще и надежнее, понимая основные характеристики микрофона, особенности звучания голоса участников и основ акустики. 

    — Добейтесь хорошего звучания источника звука (голос, запись, усилитель) перед тем, как его озвучивать. 

    — Используйте, если возможно, микрофон, с АЧХ ограниченной речевым частотным диапазоном, или отфильтруйте частоты до самой нижней несущей частоты голоса. 

    — Чтобы определить подходящую отправную точку для установки микрофона, заткните одно ухо и слушайте другим. Перемещайтесь, пока не найдете место с наилучшим звуком. Однако, это не вредно при слишком громком источнике звука. 

    — Чем ближе микрофон к источнику звука, тем громче основной звук по сравнению с реверберацией и пространственным шумом. Также увеличится индекс усиления (потенциальное акустическое усиление) — поднимется порог «акустической обратной связи». 

    — Не ставьте микрофон ближе, чем необходимо. Слишком близкое расположение повредит тембру. 

    — Не забывайте об эффекте приближения у однонаправленных микрофонов, и срежте, при необходимости, низкие частоты. 

    — Если для получения хорошего звука нужно несколько микрофонов, так и поступайте. 
    Но помните, с каждым добавочным микрофоном PAG уменьшается на 3 дБ. То есть Вам придется понизить громкость системы во избежание «акустической обратной связи». 

    — Работая с несколькими микрофонами, помните про правило «три к одному», чтобы избежать нежелательных фазовых эффектов. 

     

    Чтобы уменьшить обратную связь и ненужные звуки

    — Располагайте микрофоны как можно ближе к нужным источникам звука. 

    — Располагайте микрофоны как можно дальше от ненужных источников звука. 

    — Направляйте однонаправленный микрофон в точно с сторону от ненужного источника звука (с учетом характеристики направленности). 

    — Направляйте однонаправленный микрофон в сторону источника звука. 

    — Используйте минимальное количество одновременно включенных микрофонов. 

     

    Чтобы избежать шумов от обращения с микрофоном и ударов о стол

    — Используйте специальное противоударное крепление или тяжелое основание для конференцмикрофона. 

    — Используйте всенаправленный микрофон 

    — Используйте однонаправленный микрофон со встроенным специальным противоударным креплением. 

    _______________________________________________________

    ©пизжено отсюда — http://www.microphone.ru/articles/microphone_properties.html и отсюда http://fdstar.com/2009/05/19/neskolko_mikrofonov.html

    Статью подготовил и отредактировал NECRODEFLORATOR.

    Если статья помогла и понравилась  

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о