Silverlight, HTML5 и непрозрачная стратегия развития Microsoft / Habr
По непонятным мне на данный момент причинам, похоже, что многие разработчики, присутствовавшие на недавней конференции PDC-2010 (Крупнейшая конференция Microsoft для разработчиков — Прим. переводчика), были сильно удивлены тем, что Microsoft решила сместить акценты в разработке RIA с Silverlight на HTML5. Хотя это удивление разработчиков не менее удивительно — на недавних конференциях и анонсах (например, анонсы развития Internet Explorer 9 — Прим. переводчика) представители Microsoft дали понять, хотя и не совсем явно, что приоритеты меняются на более кросс-платформенное решение. В чём же секрет?
Когда Microsoft выпустила первую версию Silverlight в 2007 году, подключаемый модуль позиционировался прессой как аналог Adobe Flash (хотя существует ряд других подобных решений: Adobe AIR, JavaFX, Google Gears (разработка которого закрыта, часть кода стала основой для HTML5), OpenLaszlo и др. — Прим. переводчика). Хотя определённые различия всё же есть. Silverlight-таки нацелен в сторону разработчиков-программистов, тогда как Adobe Flash даёт крен в сторону веб-дизайнеров, хотя обе платформы охватывали один и тот же рынок сложных интерактивных приложений, поставляемых через веб-браузер.
В заявлении на ZDNet, в котором CEO Стив Балмер и Боб Маглиа объявили, что Silverlight будет продолжать развиваться, но вот в Сети приоритет получит язык разметки HTML5.
Вполне можно понять разработчиков, которые польстились на многократные заверения Microsoft в недавнем прошлом, что Silverlight выбьет Flash со сцены и станет необычайно перспективным мощным средством для реализации проектов. А теперь разработчики, которые собрались создавать свои проекты на базе Silverlight, слышат от компании, что, де-мол, да Silverlight хорош, но мы на него забьём, ибо HTML5 хлёще и круче. Да, есть от чего скрипеть зубами, но, надо быть объективным — Microsoft об этом говорила и раньше ( Во время разработки браузера Gazelle который ныне трансформировался в абсолютно иной проект) и первых превью IE9 некоторые разработчики в своих блогах и интервью указывали, что HTML5 будет основой — Прим. переводчика).
Разработка IE 9 должна была стать первым звоночком программистам, нацелившимся на Silverlight. Microsoft трубила на каждом шагу о том, что браузер соответствует просто всем веб-стандартам, что IE лучше всех поддерживает CSS3 и HTML5 (Тогда это было чистым враньем, в чём многие интернет-ресурсы уличали корпорацию, хотя сейчас это реальность. IE 9 PP6 ничуть не уступают в среднем Chromium 9. Тестирование Chromium 9 на W3C проводил я, так что не пинайте сильно — Прим. переводчика). Теперь же Microsoft почти создала высокопроизводительный, совместимый с веб-стандартами браузер, который не просто звоночек разработчикам RIA на Silverlight, а просто колокол.
Во-вторых, разработчики Silverlight говорят об автономном использовании модуля. Отдельно от браузера плагин можно использовать как платформу для настольных приложений (Пример Seesmic) или же, что куда важнее, написание приложений для Windows Phone 7. Игры, конечно, удобнее будет писать на XNA, но неигровые приложения для новой мобильной ОС проще писать на Silverlight (Об этом много говорилось на конференции День Студента в МГУ 1 ноября, и будет говориться завтра в Киеве — Прим. переводчика ).
По сути, Боб Маглия не объявлял о новых стратегиях, а просто разложил всё по полочкам. Silverlight уезжает на Windows Phone, а всё остальное — на откуп HTML5. В чём же причина? А вот в чём:
Проблема Apple
Несмотря на все попытки Microsoft сделать Silverlight кросс-платформенным, задача не удалась. Windows был охвачен, Mac OS X с горем пополам поддержали, Linux отдали в руки Novell, которая принялась писать костыль в виде Moonlight, лишь «пародируя» закрытый Silverlight. Сложности начались на мобильном рынке, а именно с iOS. Как известно, Apple запретила исполнять плагины в среде мобильного Safari, что вызвало шумиху у пользователей приложений на Adobe Flash, хотя затрагивало и Silverlight, но в виду малой популярности модуля, большого резонанса это не вызвало. Получается, что Microsoft отдаёт без боя рынок интернет-планшетов и дико популярных iPhone. (Microsoft пытается стимулировать производителей выпускать планшеты под Windows 7, но на фоне Android, iOS, webOS, Jolicloud это выглядит бледно — Прим. переводчика
Похожая проблема настигла и Flash, но Adobe вывернулась рядом обходящих инструментов (а также ряд сторонних разработок фанатов и других разработчиков, как, например, браузер SkyFire, который по образу и подобию Opera Mini со сжатием трафика будет обрабатывать Flash-контент у себя на серверах — Прим. переводчика).
И всё-таки неясно, что же будет основным фокусом для «Сервелата»: автономные приложения для ПК, приложения для Windows Phone 7 или «примочка» над HTML5?
Новое направление развития Silverlight
Как ни парадоксально, но Silverlight остался не менее важен, чем раньше, хотя отнюдь не в том направлении, как первоначально предполагалось.
Вся эта клоунада в прошлом, где Silverlight позиционировался, как «убийца Flash» не выглядела хоть сколько-нибудь серьёзной. У Adobe есть удобный бесплатный открытый фреймворк Adobe Flex, который вытеснить Visual Studio и Expression Blend очень трудно, которые, к тому же, платны или содержат ряд ограничений. При таких раскладах вытеснить Flash очень трудно. Поэтому отдача всего веб-сегмента языку HTML5 вполне оправдано. Объективно Silverlight не имел сколько-нибудь больших шансов вытеснить Flash.
Silverlight же имеет большие шансы в качестве платформы для разработки приложений под Windows Phone 7. И тут возникает большой вопрос: сможет ли Windows Phone 7 откусить кусок от пирога, который яростно делят Nokia, Google, Apple, Research in Motion и HP со своей webOS? Если нет, то все средства, вложенные в разработку Silverlight окажутся потрачены впустую. Но у Microsoft есть поводы позитивно мыслить — рынок смартфонов потенциально перспективный рынок (за год доля мобильных устройств в интернет-трафике выросла на 2% — Прим. переводчика). Если в динамике рынка Microsoft удастся откусить кусочек пирога и его удержать в зубах, то появятся шансы для экспансии на доли конкурентов. Имея столь мощную платформу для разработки приложений как Silverlight, у MS есть будущее в этом сегменте (
Silverlight на рабочем столе
Silverlght далеко не худший фреймворк для разработки автономных приложений под персональные компьютеры, учитывая Expression Blend и Visual Studio — мощнейшие инструменты для разработки. Вместе с ними можно относительно легко создавать дизайн и кодовую базу для подобных приложений на Silverlight. Проблема в другом — в политике Microsoft.
На последнем PDC-2010 мало говорилось о Silverlight, но о настольных приложениях не говорили вообще. Да, этому есть оправдания: в этом году у Microsoft основная тема — Windows Phone 7 и Windows Azure, которые были приоритетными, а вот о Windows 7 подзабыли уже. О разработке Windows 8 мы услышим скорее всего в следующем году и то не факт. Отсюда ясно, что Microsoft «улетела» в «облака», отправив всё остальное в долгий ящик.
Настольный Silverlight зверь особый. Он является по сути производной от .NET Framework и Windows Presentation Foundation (WPF). Он исключает функции, которые не нужны за пределами веб-приложений для получения более быстрого и производительного выполнения. То есть, если вы можете писать приложения на C# или WPF, то вы без труда сможете писать и на Silverlight, и наоборот.
Тем не менее, изначально модуль Silverlight задумывался плагином для браузера. Да, разработчики могут выбирать между .NET/WPF и Silverlight (у него даже преимущества для работы под Mac OS X), но с помощью более мощных .NET/WPF куда шире диапазон разрабатываемых приложений. По функциональности WPF и Silverlight в некоторых аспектах перекрывают друг друга.
Такое «соперничество» между двумя продуктами показательны в некоторых недочётах политики Microsoft на поприще настольных приложений. Вернёмся в прошлое, когда только начала разрабатываться Windows Vista, тогда известная как Longhorn. Тогда код .NET расценивался как будущее в разработке Windows-приложений, и всё было ясно: WPF — платформа разработки приложений, а Silverlight (тогда ещё WPF/Everywhere) был урезанной версией для мультиплатформенных веб-приложений. В первых сборках Windows Vista даже были возможности для написания масштабируемых WPF-приложений, что оказалось бы мощным рывком к современной концепции «трёх экранов»
Глядя на все эти метания, не совсем ясно, что собирается делать Microsoft (похоже даже она не сильно понимает, что нужно делать). Основные принципы WPF очень внушительны, и разработка Windows-приложений на WPF куда предпочтительнее, чем под Win32, хотя остаётся ещё немало сомнений.
С Windows 7 редмондский гигант предоставил технологию Direct2D, которую не используют ни WPF, ни Silverlight, но которая лежит в основе высокопроизводительной обработки HTML5 в Internet Explorer 9. Получается, что WPF может умереть, хотя может и сосуществовать с Silverlight вместе, или же, наоборот, обе технологии могут уйти в тень. До появления Windows Phone 7 я думал, что случится именно последнее, но теперь с мобильной ОС и Visual Studio Lightswitch я понимаю, что WPF уйдёт на задворки, уступив Silverlight.
Silverlight в Сети всё ещё имеет смысл
Теперь, когда Silverlight потерял приоритет в разработке веб-приложений, и имеет неясное будущее на настольных приложениях, можно видеть разочарование многих разработчиков, сообразивших, что их приложения теперь не сильно-то нужны в том виде, в котором они задумывались. Самое странное и озадачивающее это то, что стратегия Microsoft не совсем ясна, так как они заявляют лишь общие фразы, не раскрывая их конкретикой.
Да, Internet Explorer 9 значительно и качественно изменяет существующую поддержку (а точнее не поддержку) веб-стандартов браузером, но абсолютно неизвестно, когда он будет выпущен официально. За 18 месяцев существования Internet Explorer 8 отвоевал около 50% общей доли, тогда как оставшиеся 50% делят морально и технически устаревшие IE 6/7. То есть, даже, если Microsoft прямо сейчас выпустит «девятку», то пройдёт около года, пока она займёт какую-то значимую долю. Тогда как Silverlight и Flash доступны прямо сейчас любой версии браузера.
Даже если бы сейчас HTML5 занимал большую часть рынка веб-технологий, то разработка была бы затруднённой. Многие спецификации существуют, но далеки от завершающей стадии разработки, браузеры на разных движках воспринимают разметку по своему, показывая абсолютно разный результат. Получается, что у разработчиков два выхода — работать с HTML5 и тратить кучу времени на то, чтобы настраивать, пилить, тестировать разметку в каждом браузере или же взять плагин Silverlight, который выглядит одинаково во всех поддерживаемых браузерах и системах. И не забывайте о том, что толковых средств разработки и дизайна на HTML5 пока не придумали. Да, Adobe представила средство для конвертации Flash в HTML5, но это инструмент будущего, но никак не сегодняшнего дня, тогда как и Microsoft, и Adobe имеют мощные средства разработки и надстройки к ним для работы с Silverlight и Flash соответственно. Поэтому не стоит рьяно закапывать оба модуля.
Не стоит также забывать о том, что HTML5 многое не умеет. Например, DRM-защищённое видео, которое используется в сервисе Hulu. Потоковое видео очень трудно создавать с помощью HTML5, да и работа с веб-камерами и микрофонами очень далека от идеала. Короче, HTML5 многое не умеет из того, что умеют Flash и Silverlight.
HTML5, или даже нечто, что может вскоре появиться на его основе не сможет занять большую популярность даже в следующем году и, возможно, через год. Ещё немало направлений, где Flash и Silverlight намного предпочтительнее HTML5 как плагины и как средства разработки.
На таком фоне решение Microsoft начать сворачивать веб-направленность Silverlight выглядит по меньшей мере страннно. Да, через год это было бы необходимо, но сейчас? Консорциум Всемирной Паутины (W3C) принимает большие усилия для создания стандарта, но работы столь далеки от завершения, что убивать такие технологии как Silverlight и Flash, не имея полноценной замены — просто самое настоящее безумие.
А вот Microsoft пора принять решение и перестать пудрить мозги разработчикам. Что же станет платформой для написания приложения на десктопах? Win32 (с или без Direct2D уже не важно)? Silverlight? WPF? Или вообще что-то другое? Три способа разработки, извините, но это жесть. Альтернатива хорошо, но если сегодня три способа разработки, и разработчики разделятся поровну и начнут писать приложения, а завтра Microsoft закопает два способа, что же, разработчикам сидеть у разбитого корыта? Если будущее за Silverlight и WPF, то подключите к ним Direct2D, чтоб работали шустро и выглядели одинаково с другими приложениями, но если на десктопах не они будущее, то пусть заявят об этом разработчикам, чтобы они были готовы к переменам, а не водить их за нос.
Хотя можно догадаться о планах Microsoft. На данный момент Direct2D лучший способ написания разработчиками высокопроизводительных пользовательских интерфейсов, а также лучший способ для работы с HTML5 в IE9. Сможет ли Редмонд охватить своим взгядом и возможностями весь HTML5, заткнуть вместе с W3C дыры, которые не позволяют HTML5 «одолеть» Flash и Silverlight, а затем всё это использовать в Windows? Нечто подобное начинает делать Apple в iOS.
Странные вещи происходят, странные.
Статья Питера Брайта, разработчика приложений на C++ и C#. Комментарии с пометкой «Прим. переводчика» мои.
Прошу простить возможные ошибки перевода, ибо немного торопился. Статье ещё дня нету.
Silverlight 2.0 — с чего начать? / Хабр
Сколько я знаком с технологией Flash, столько же я хотел научиться ее использовать. Мне хотелось уметь рисовать мультики, интерактивные сайты, игры, работающие прямо в браузере.Я ставил Macromedia Flash, качал уроки, шаг за шагом проходил их, но бросал, не дойдя и до половины. Отсутствие дизайнерских навыков давало себя знать. В общем я уже смирился с мыслью что не дано мне стать видным флешером. И невидным – тоже.
Недремлющая компания Microsoft примерно с год назад представила свой вариант решения проблемы создания «красоты» в Web под названием Silverlight. Первая его версия была мною скачана, осмотрена и для собственного применения забракована. По сути она мало чем отличалась от обычного Flash, «только в профиль».
Но свежий ветер маркетологии принес к нам из-за морей свежую весть – оказывается, будущее будет за так называемыми Rich Internet Applications, то есть (грубо говоря) программами, которые будут одинаково работать как онлайн, так и при полном этого самого онлайна отсутствии. И самое интересное, что уже популярный и знакомый AJAX – это совсем-таки неудобно для создания RIA, а нужно нам нечто совсем другое. Вариантов «другого» оказалось немало. Многие компании ринулись строить «другое» на базе того что у них уже было. Так появились JavaFX, Adobe AIR, Microsoft Silverlight 2.0 и другие…
Из всего вышеперечисленного, именно Silverlight 2.0 пришелся мне по душе. Он разительно отличается от первой версии и предоставляет куда больше возможностей. При этом, даже такой закоренелый программист как я – может его с легкостью использовать без знаний о дизайне.
В серии блог-постов, я постараюсь поведать о моем процессе изучения этой технологии, и таким образом, возможно, облегчить кому-то еще ее изучение (если конечно эта тема будет интересна хоть кому-то кроме меня самого).
Для начала, давайте разберемся, чем же новый Серебряный Свет отличается от старого так сильно, что из версии 1.1 его переименовали в 2.0?
Первый Silverlight представлял из себя фактически расширение майкрософтовской технологии WPF с учетом интернет-ориентированости. Первые версии так и назывались WPF/E (E = everywhere). То есть на чистом XAML описывался желаемый дизайн, скриптовалась необходимая функциональность на JScript, и в браузерах отображалось. В общем-то было это не сильно просто и не так чтобы супер-круто (RIA и т.д, вы помните…).
Поэтому было решено: у нас же есть замечательный .NET Framework, в который заложенно очень много полезного, так давайте же его используем!
Всем стало сразу же понятно, написать плагин в браузер для поддержки некого аналога Java-аплетов, только на базе .NET – несложно. Но поскольку сам фреймфорк который будет при этом необходим отличается заметно немаленьким весом (и установлен далеко не у каждого), то скорее всего постигнет эту технологию та же судьба что постигла в свое время те же Java-аплеты.
Поэтому программисты Майкрософта поступили проще – аплет, отвечающий в браузере за Silverlight 2.0 приложения совсем не нуждается в полном фреймворке, поскольку содержит в себе весьма внушительную его часть, при этом укладываясь меньше чем в 5 мб.
В общем-то на этом введение хотелось бы закончить, и перейти больше к практике. Более подробно про различия 1 и 2 версии написано на данной странице.
Для начала – что понадобится для Silverlight-разработки?
- Непосредственно плагин для браузера. Бета-версию его можно скачать тут. Есть версии для Windows (проверял в IE и Opera последних сборок) и для MacOS (не проверял, но думаю что работает).
- Silverlight SDK, содержащая примеры инструменты и документацию, доступна тут. Честно говоря, не качал еще, так что уровень полезности неизвестен.
- Silverlight Tools For Visual Studio – позволяет разрабатывать SL-проекты прямо в IDE Visual Studio. На данный момент Express версия не поддерживается, но поддержка обещана с выходом финальной версии.
- Microsoft Expression Blend 2.5 March 2008 Preview. Что-то среднее между средой разработки и графическим редактором для разработки WPF приложений. Начиная с данной версии поддерживает Silverlight 2.0.
В следующий раз я расскажу и покажу с картинками как создать наше первое Silverlight приложение.
Спасибо за внимание, буду рад любым конструктивным отзывам. В особенности о целесообразности продолжения.
Обзор Microsoft Silverlight
Web-технологии постоянно совершенствуются и почти каждый продвинутый пользователь, который настраивал браузер под свои нужды, или более того — занимается разработкой web-приложений, сталкивался с программой Microsoft Silverlight. Так что это за программный продукт Microsoft Silverlight и есть ли необходимость в его установке?
Многие знают, что Microsoft Silverlight — это кроссбраузерная модуль платформа, созданная для проектирования и разработки интернет-приложений, программ для компьютеров и мобильных устройств. Как только Silverlight от Майкрософт появился на рынке, то он сразу получил статус конкурента Adobe Flash, ведь продукт был разработан специально для расширения возможностей браузера. Но приложением заинтересовались не только продвинутые пользователи, но и разработчики веб-продуктов в силу его широких возможностей. Расширение для браузера работает на Windows, Linux и MacOS.
С точки зрения неискушенного юзера, Майкрософт Сильверлайт воспринимается как рядовое дополнение, при помощи которого пользовательское устройство можно расширить для просмотра веб-страниц с разнообразными визуальными эффектами, аудио-видео роликами и анимацией.
Достоинства и недостатки Microsoft Silverlight
Наверное, главным преимуществом программы Microsoft Silverlight является возможность работы с языком расширения XAML, за что Microsoft Silverlight особенно полюбили продвинутые веб-дизайнеры и программисты Майкрософт Сильверлайт. Дело заключается в том, что некоторые идеи разработчиков не могут быть реализованы из-за ограниченности веб-платформы. И решением здесь выступает язык разметки XAML, прекрасно работающий в паре с Microsoft Silverlight. Продукт позволяет сохранять созданную дизайнером веб-страницу в формате XAML, после чего документ будет отображен в поле обозревателя. Разработчик при этом получит доступ к документу на языке java-script. Думаю, вы уже начинаете понимать, что это такое Microsoft Silverlight и нужна ли она именно вам.
Если сказать проще, то разработчики получают после установки Microsoft Silverlight более упрощенный и удобный инструмент для создания игр, анимаций, виджетов, баннеров и т.д.
Функционал графического плагина
- проигрывание видеороликов без привлечения Windows Media Player;
- поддержка языков .NET и .XAML;
- есть потоковая передача под названием Smooth Streaming;
- инструмент Sketchflow от Expression Studio 3 увеличивает эффективность работы и скорость;
- размещение контента в трехмерном пространстве;
- функция Deep Zoom, позволяющая плавно и быстро работать с масштабированием видеороликов в интернете;
- в программе Microsoft Silverlight доступно декодирование при помощи ЦПУ;
- облегченное взаимодействие с большими объемами данных в интернете;
- размер исполняемых файлов не превышает 4 мегабайт и установка занимает десять секунд;
- есть эффекты пиксельного шейдера;
- плагин Майкрософт Сильверлайт устанавливается в браузеры, что исключает возможность его заражения вирусами;
- совместимость с разнообразными платформами (кроссплатформенность).
Минусы программы Сильверлайт
- софт Microsoft Silverlight не всегда нормально работает на устаревших компьютерах;
- работает только при наличии активного интернет-подключения;
- имеет ограниченный доступ к ресурсам устройства, что несколько сказывается на возможностях.
Теперь, после того как мы разобрались, что это Microsoft Silverlight вы сами видите, преимуществ продукт имеет массу, а недостатков всего пару-тройку. Для создания RIA-приложений продукт является лучшим среди всех остальных, благодаря доступу к DOM браузера и вызову кода RIA из java-script.
Если резюмировать, то приложение Microsoft Silverlight активно используется разработчиками при необходимости реализации определенных идей в удобной для них программной среде. Рядовыми пользователями продукт был не особо воспринят, ведь его широкий функционал им попросту не требуется.
На видео подробный обзор:
Вконтакте
Google+
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
Релиз Microsoft Silverlight 2.0 / Habr
Дамы и господа!
Дождались.
Наши коллеги из Редмонда сообщают радостную для разработчиков RIA-приложений на .NET новость — Silverlight 2.0 выходит в свет 14 октября. Официальный документ можно зачитать здесь.
Для тех, кто заинтересован в возможностях технологии, приведу обозначенный список основных фич.
Итак:
- Поддержка богатого набора базовых классов .NET. Silverlight является подмножеством «обычного», полного .NET Framework последней версии.
- Мощные и функциональные встроенные контролы. Сюда входят DataGrid, ListBox, Slider, ScrollViewer, контролы календаря и многое другое.
- Продвинутая поддержка скинов и шаблонов. Это дает гибкие возможности по кастомизации внешнего вида приложения и его отдельных элементов.
- Технология DeepZoom. Эта технология позволяет создавать «многослойные» изображения, с использованием картинок сверх-высокого разрешения.
- Мощная и разнообразная поддержка протоколов сетевых коммуникаций. Прямо «из-коробки» мы получаем полноценную поддержку REST, WS*/SOAP, POX, RSS и стандартных HTTP-сервисов (для тех, кто не в курсе — WCF действительно «может все»), что позволит разработчикам создавать приложения, легко интегрируемые с существующими back-end-системами, использующими разнородные форматы.
- Расширенная поддержка языков .NET Framework. В отличие от других «рантаймов», Silverlight 2 поддерживает целый букет языков программирования, поддерживаемых CLR (Visual Basic, C#) и DLR (JavaScript, IronPython, IronRuby), что позволяет разработчикам использовать уже имеющиеся знания и умения работы с этими языками на других платформах.
- Продвинутая система защиты контента. Сюда входит Silverlight DRM, использующий технологию контроля доступа PlayReady, что позволяет защищать контент, используемый в приложениях.
- Улучшенное масштабирование серверов и поддержка рекламодателей. Сюда входят возможности по потоковой передаче контента, возможности скачивания, улучшенные техники оптимизации поиска и поддержка технологий рекламы в потоковом контенте.
- Широкая экосистема партнеров. Сеть партнерских компаний, таких, как ComponentOne, Infragistics и Telerik Inc. уже сейчас предлагают массу продуктов, которые позволят вывести разработку Silverlight-приложений в Visual Studio на еще более высокий уровень.
- Кросс-платформенность и кросс-браузерность. Это означает поддержку Mac, Windows и Linux в качестве ОС, а также Firefox, Safari и IE в качестве браузеров.
Скачать Silverlight 2.0 можно будет здесь.
P. S. Кстати, также анонсировано Open-Source-средство для SL-разработки — проект Soyatec
Что такое Microsoft Silverlight 🚩 Отзывы о программе Microsoft Silverlight 5 🚩 Программное обеспечение
Применение Silverlight
Silverlight отвечает за вывод графики и изображения в браузере пользователя, обеспечивая реализацию технологии показа активного содержимого. Платформа также широко используется при создании виджетов для Windows Vista и Windows Sidebar.
Технология реализует воспроизведение форматов WMA, WMV и MP3, но не нуждается в установке дополнительных модулей со стороны пользователя, как это было реализовано в расширении Windows Media Player. Silverlight широко используется в интернете из-за большого количества возможных инструментов для работы с интерфейсом, расширяющих возможности пользователя и веб-разработчика.
Написание кода Silverlght может быть выполнено на любом языке из платформы .NET.
Silverlight является альтернативным средством создания активного содержимого на веб-сайтах. Кроме данного решения от Microsoft в интернете широко используются таких технологии, как Adobe Flash, HTML 5 и JavaFX.
Установка Silverlight для пользователя
На сегодняшний день последней версией модуля является Silverlight 5, который доступен на официальном сайте проекта, созданном компанией Microsoft. Перейдите на сайт компании в раздел загрузки плагина при помощи используемого вами браузера. Нажмите на ссылку Download Now и дождитесь окончания загрузки файла-установщика.
Silverlight поддерживается всеми современными настольными операционными системами Windows и MacOS.
Запустите загруженный файл и в появившемся окне нажмите на кнопку «Установить сейчас» для начала инсталляции продукта. Закройте используемые вами программы для работы с интернетом и дождитесь окончания операции распаковки файлов. После окончания установки вы получите соответствующее уведомление на экране. Нажмите кнопку «Закрыть» и запустите вашу программу для просмотра интернета. Теперь вы можете воспроизводить содержимое на сайтах, где используется данная технология отображения содержимого.
Недостатки технологии
Существует версия Silverlight и для телефонов, работающих на базе Windows Phone. Тем не менее Silverlight недоступна для платформ Android и iOS, что делает данную технологию невозможной для использования практически на всех мобильных платформах. Это значит, что написанные на ней приложения доступны только для пользователей компьютеров.
Среди недостатков технологии отмечается невозможность работы плагина с другими системами, отличными от Windows и OS X. Также программа, написанная на Silverlight, не запустится, если у пользователя отсутствует подключение к интернету.
Microsoft Silverlight — Википедия. Что такое Microsoft Silverlight
Microsoft Silverlight — это программная платформа для написания и запуска многофункциональных интернет-приложений RIA, схожая с Adobe Flash, включающая в себя модуль для браузера, который позволяет запускать приложения, содержащие анимацию, векторную графику и аудио-видео ролики, что характерно для RIA. Версия 2.0 добавила поддержку для языков .NET[1][2] и интеграцию с IDE.
Silverlight была реализована для ОС Windows 2000[3], Windows XP, Windows Server 2003, Windows Vista, Windows 7, Windows 8, Mac OS X 10.4, Mac OS X 10.5, Mac OS X 10.6 и браузеров Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox, Safari, Google Chrome[4]. Silverlight была включена в состав Windows Phone 7[5] и являлась одной из двух программных платформ для этой ОС, однако не поддерживается в мобильной версии браузера Internet Explorer, ни в Windows Phone, ни в Windows Mobile. Поскольку Microsoft Edge не поддерживает плагины, то он не поддерживает и Silverlight[6].
В 2012 году Microsoft назначила конец жизненного цикла Silverlight 5 на 10 декабря 2021 года[7]. В 2013 году Microsoft объявила, что они прекратили развитие Silverlight, за исключением выпуска исправлений ошибок. Silverlight более не поддерживается в браузерах Opera, Mozilla Firefox, Google Chrome, так как в 2015 году в этих браузерах была отключена по умолчанию[8] или полностью прекращена[9] поддержка плагинов формата NPAPI.
Обзор
Silverlight предоставляет графическую систему, схожую с Windows Presentation Foundation, и объединяет мультимедиа, графику, анимацию и интерактивность в одной программной платформе. Она была разработана, чтобы работать с XAML и с языками .NET. XAML используется для разметки страниц, использующих векторную графику и анимацию. Текст, содержащийся в приложениях Silverlight, доступен для поисковых систем, так как он не компилируется, а доступен в виде XAML. Silverlight также можно использовать для того, чтобы создавать виджеты для Windows Sidebar в Windows Vista[10].
Silverlight может воспроизводить WMV, WMA и MP3[11] для всех поддерживаемых браузеров, не требуя при этом дополнительных компонентов, таких как Windows Media Player. Так как Windows Media Video 9 является реализацией стандарта SMPTE VC-1, Silverlight поддерживает видео VC-1 только внутри контейнера ASF. Кроме того, лицензионное соглашение говорит, что VC-1 разрешено использовать только в личных, некоммерческих целях («personal and non-commercial use of a consumer»)[12]. Silverlight позволяет динамически загружать XML и использовать DOM для взаимодействия с ним так же, как это делается в Ajax. Silverlight содержит объект Downloader, благодаря которому можно скачивать скрипты, медиа файлы и т. д., если это необходимо приложению[13]. Начиная с версии 2.0, логика программы может быть описана в любом из языков .NET, включая динамические языки программирования такие как Iron Ruby и Iron Python, которые, в свою очередь, исполняются в DLR (Dynamic Language Runtime), а не CLR (Common Language Runtime).
История
Разработка Silverlight велась путём последовательного добавления функциональности в каждой новой версии. Так, Silverlight 4 представлял собой надмножество над Silverlight 3, а та в свою очередь являлась надмножеством над Silverlight 2. Код для данной платформы не обладает полной совместимостью между версиями, главным образом из-за вынужденного применения программистами различных обходных путей при отсутствии какой-либо встроенной функциональности. Причём добавление такой функциональности в последующей версии весьма негативно может повлиять на корректную работу примененной ранее «хитрости», из-за чего такой код как правило приходится переписывать.
В некоторых довольно редких случаях интерфейс какой-либо функциональности может измениться из-за реализации нового, более удачного решения. Тем не менее, подобные резкие изменения довольно редки и перенос кода на новую версию платформы происходил довольно безболезненно.
Разработка Silverlight велась под кодовым названием WPF/E (сокращённо от Windows Presentation Foundation Everywhere), что являлось отсылкой к технологии Windows Presentation Foundation. Однако, название было вскоре изменено на более звучное Silverlight[14].
Silverlight 1.0 Beta
Первая бета-версия Silverlight была выпущена в декабре 2006 года. Microsoft рассчитывала выпустить стабильную версию в середине 2007 года. Ходили слухи, что в Microsoft планируется частичное открытие исходного кода Silverlight[15], однако, они были опровергнуты Сэмом Рамджи (Sam Ramji), директором Microsoft по стратегии технологической платформы[16]. Тем не менее часть Dynamic Language Runtime, включённая в Silverlight, доступна на портале Microsoft для хостинга открытых и проприетарных проектов CodePlex под Apache 2.
Silverlight 1.0
Архитектура Silverlight 1.0 приложенияПервая версия Silverlight, выпущенная в мае 2007 года, была далека от завершения и фактически не поддерживала .NET-код совсем. Вся основная разработка велась на языке JavaScript, а также присутствовала поддержка небольшого подмножества языка XAML, использовавшегося для описания интерфейса приложений для Silverlight.
Главной задачей Silverlight 1.0 было быстрое создание основы установки подключаемого модуля Silverlight. Кроме того, в этой версии имелись и дополнительные возможности, как, например, возможность создания анимации. Встроенные элементы управления (контролы) отсутствовали (не говоря уже об элементах типа TextBlock), но при помощи контуров программист мог создавать кнопки и другие базовые элементы для своего приложения, вызывавших срабатывание JavaScript-кода. Например, некоторые видеопроигрыватели, полностью написанные под данную версию без применения .NET-кода, были доступны в Интернете и в 2010 году[14].
То есть, по сути Silverlight 1.0 являлся подключаемым модулем браузера для обработки XAML плюс кодеки для воспроизведения мультимедийного содержимого в форматах WMV, WMA и MP3. Он представлял браузеру внутреннюю модель DOM, управляемую из JavaScript кода. Язык XAML основан на XML — поэтому документ определявший загружаемый клиенту пользовательский интерфейс был текстовым и вполне был пригоден для индексирования поисковыми системами. Используя представленную модель DOM, JavaScript мог динамически обновлять содержимое Silverlight, аналогично DHTML. Также можно было вызывать методы управления презентацией (запуска анимации или приостановки воспроизведения видео, например).
Silverlight-приложение начиналось с вызова объекта Silverlight из HTML-страницы, загружавшей XAML-файл. XAML-файл содержал объект Canvas, выступавший некой «подложкой» для остальных элементов. Объекты XAML были способны генерировать события, перехватываемые из JavaScript.
В комплекте к Visual Studio 2005 SP1 прилагался инструментарий «Silverlight Tools for VS 2005».
В настоящее время уже понятно, что Silverlight 1.0 являлся лишь первым шагом на пути к разработке расширенных интерактивных приложений, тем более, что через некоторое время всё внимание на себя отвлёк выход новой версии — Silverlight 2, ставшей первой версией платформы, поддерживающей .NET[14].
Silverlight 2
Архитектура Silverlight 2Изначально данная версия носила название Silverlight 1.1, но довольно скоро было решено, что ввиду внесённых серьёзных изменений (в том числе и упрощавших процесс версионирования) имело смысл изменить номер версии на целое число.
Silverlight 2 была выпущена 14 октября 2008 года, незадолго до проведения конференции Professional Developer Conference, назначенной на октябрь 2008 года. Данная версия считалась революционной, поскольку впервые включала в себя библиотеки .NET Framework (как подмножество) и была реализована для платформ, отличных от Windows. Также данная версия включала в себя большой набор элементов управления, улучшенную работу с видео, поддержку новых инструментов и другие возможности[14].
Кроме этого, доступны для скачивания Microsoft Silverlight Tools for Visual Studio 2008, которые включают в себя:
- Шаблоны для проектов Visual Basic и C#
- Интеллектуальный ввод (технология IntelliSense) и генераторы кода для XAML
- Отладку приложений Silverlight
- Поддержку Web reference
- Интеграцию с Expression Blend
Значительное число возможностей, доступных в последующих версиях (например, в Silverlight 4), было добавлено именно во второй версии платформы[14].
Silverlight 3
18 марта 2009 года на конференции MIX09 в Лас-Вегасе Microsoft продемонстрировала бета-версию. 10 июля 2009 года в ходе мероприятия See the Light[17] Microsoft объявила об официальном выпуске RTM версии, а вскоре была выпущена и окончательная версия. Таким образом, выход третьей версии состоялся через девять месяцев после выхода второй.
В новую версию были добавлены новые элементы управления и различные возможности, а уровень данных был расширен для обеспечения стабильной основы для сценариев, более ориентированных на бизнес-процессы. В то же время, существующий уровень медиа был расширен за счёт добавления поддержки новых форматов и эффектов (более известных как «пиксельные шейдеры»). На уровне пользователя стало возможным переносить двухмерные элементы в трёхмерное пространство (что иногда называется «псевдо-3D» или «2,5D»). Анимация продвинулась ещё дальше, обеспечивая более плавное и приближённое к реальному воспроизведению. Некоторые шаги были предприняты и в области использования аппаратного ускорения (что само по себе является настоящей проблемой на смешанных платформах, как например, на поддерживаемых Silverlight)[14].
Среди особенностей новой версии:
- Поддержка устройств с multitouch-интерфейсом
- Поддержка форматов H.264, AAC и MPEG-4
- Поддержка аппаратного ускорения при работе с трёхмерной графикой. Это позволяет задействовать потенциал графического процессора и снизить нагрузку на центральный процессор.
В целом Silverlight представляет собой урезанный вариант Windows Presentation Foundation, не требующий наличия .NET Framework[18].
При этом возможности приложений Silverlight почти безграничны, всю недостающую функциональность можно реализовать в виде модулей, используя Silverlight SDK.
Также в Silverlight 3 был впервые представлена функциональность, получившая название «вне браузера» (англ. out-of-the-browser) (сокр. OOB). Реализация данной функциональности обладала серьёзными недостатками: например, OOB-приложения всё ещё не могли получать какие-либо дополнительные права, что весьма ограничивало их действия. Также не было возможности настройки окна OOB-приложения. Тем не менее, сообщество разработчиков встретило данное нововведение весьма положительно[14].
Silverlight 4
В четвёртой версии Silverlight была введена возможность передачи видеопотока от клиента на сервер в любых приложениях Silverlight иначе, чем это было организовано ранее.
Появился новый режим — офлайн-приложение, устанавливающееся в систему, улучшена безопасность, добавлены механизмы DRM.
- Краткий список изменений
- Поддержка браузера Google Chrome.
- Поддержка веб-камеры и микрофона.
- Поддержка вывода на печать.
- Улучшена поддержка мыши. В частности добавлена поддержка правой кнопки.
- Поддержка показа оповещений.
- Новые и улучшенные контролы, такие как RichTextBox и улучшеный DataGrid.
- Поддержка неявного задания тем для контролов.
- Поддержка встроенного в систему браузера для показа HTML внутри Silverlight, но пока только для офлайн-приложений.
- Улучшения слоя WCF.
- Улучшения при локализации двунаправленного текста.
- Поддержка Managed Extensibility Framework.
- Улучшения поддержки связывания данных (data binding).
- Улучшения эффектов анимации.
- Поддержка буфера обмена и drag & drop.
- Улучшения производительности Deep Zoom.
- Сервисы WCF Rich Internet application (RIA).
- Защита H.264 контента и поддержка проигрывания контента, защищённого DRM, в режиме offline.
Также для приложений, запущенных вне браузера и явно получивших статус доверенных (trusted):
- Полный доступ к клавиатуре при работе в полноэкранном режиме.
- Программный доступ к локальной папке с документами пользователя.
- Поддержка локальных COM-объектов.
Silverlight 5
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
2 декабря 2010 года на конференции Silverlight Firestarter вице-президент подразделения Microsoft Developer Division Скотт Гатри анонсировал выход бета-версии Silverlight 5 в первой половине 2011 года. Финальная версия планируется к выходу в конце 2011 года[19][20].
- Краткий список изменений
Новые возможности Silverlight 5 включают в себя[19][21]:
- поддержку графического 3D рендеринга при помощи GPU[21]
- поддержку ускорения декодирования видео при помощи GPU
- модель 3D графики базируется на XNA-технологии в отличие от «умной» графики WPF и подразумевает использование бесконечного цикла рисования — рендеринга[21]
- изменяемую скорость воспроизведения медиаконтента с автоматической коррекцией звука
- улучшенное энергосбережение
- встроенную поддержка удалённого управления
- поддержку ускорения запуска приложений
- поддержку 64-битных ОС
- поддержку автоматизированного тестирования пользовательского интерфейса приложений (в Visual Studio 2010)
- улучшенную чёткость текста
- поддержку отладки выражений, привязанных к данным, возможна установка точек останова на привязках
- поддержку ковариантности и контравариантности в FCL.
Хронология выхода версий
Таблица хронологии выхода версий Silverlight | ||
---|---|---|
Название версии | номер версии | Дата выхода |
1 WPF/E Community Technology Preview (CTP) | 1.0.? | 12.2006 |
1 Release to Web (RTW) | 1.0.20816.0 | 04.09.2007 |
2 Pre-Release (в виде 1.1 Alpha Refresh) | 1.1.20926.0 | 05.09.2007 |
1 Service release | 1.0.21115.0 | 20.11.2007 |
1 Service release | 1.0.30109.0 | 15.01.2008 |
2 Beta 1[22] | 2.0.30226.2 | 05.03.2008 |
1 Service release[23] | 1.0.30401.0 | 04.04.2008 |
2 Beta 2 | 2.0.30523.6 | 06.06.2008[24] |
2.0.30523.8 | 16.07.2008 | |
1 Service release | 1.0.30715.0 | 23.07.2008 |
2 Release Candidate Zero (RC0) | 2.0.30523.9 | 25.09.2008 |
2 RTW[25] | 2.0.31005.0 | 14.10.2008[26] |
2 General Distribution Release (GDR) 1 | 2.0.40115.0 | 18.02.2009 |
3 Beta | 3.0.40307.0 | 18.03.2009 |
3 RTW | 3.0.40624.0 | 09.07.2009 |
3 GDR 1 | 3.0.40723.0 | 27.07.2009 |
3 GDR 2 | 3.0.40818.0 | 01.09.2009 |
4 Beta 1 | 4.0.41108.0 | 18.11.2009 |
3 GDR 3 | 3.0.50106.0 | 19.01.2010 |
4 RC | 4.0.50303.0 | 15.03.2010 |
4 RTW | 4.0.50401.0 | 15.04.2010[27] |
4 GDR 0 | 4.0.50524.0 | 03.06.2010 |
3 Security Update | 3.0.50611.0 | 10.08.2010 |
4 GDR 1 | 4.0.50826.0 | 01.09.2010 |
4 GDR 2 | 4.0.50917.0 | 28.09.2010[28] |
4 GDR | 4.0.51204.0 | 15.12.2010 |
4 GDR | 4.0.60129.0 | 14.02.2011 |
5 Beta | 5.0.60401.0 | 13.04.2011 |
4 GDR | 4.0.60310.0 | 19.04.2011 |
4 GDR | 4.0.60531.0 | 14.06.2011 |
5 RC | 5.0.60818.0 | 01.09.2011 |
4 GDR | 4.0.60831.0 | 11.10.2011 |
5 RTW | 5.0.61118.0 | 09.12.2011 |
4 GDR | 4.1.10111.0 | 14.02.2012 |
5 GDR | 5.1.10411.0 | 08.05.2012 |
4 GDR | 4.1.10329.0 | 08.05.2012 |
5 GDR | 5.1.20125.0 | 12.03.2013 |
5 GDR | 5.1.20513.0 | 09.07.2013 |
5 GDR | 5.1.20913.0 | 08.10.2013 |
5 GDR | 5.1.30214.0 | 11.03.2014 |
5 GDR | 5.1.30514.0 | 23.07.2014 |
5 GDR, отозвано | 5.1.31010.0 | 08.12.2014 |
5 GDR, только hotfix для 5.1.31010.0 | 5.1.31211.0 | 12.12.2014 |
5 GDR | 5.1.40416.0 | 12.05.2015 |
5 GDR | 5.1.40620.0 | 20.06.2015 |
5 GDR | 5.1.40728.0 | 11.08.2015 |
5 GDR (OS X only) | 5.1.40905.0 | 29.09.2015 |
Совместимость с операционными системами и браузерами
В следующей таблице отражена совместимость различных версий Silverlight с браузерами и операционными системами.
ОС/Браузер | IE 6 SP1 | IE 6 SV1 | IE 7 | IE 8 | Firefox | SeaMonkey | Safari | Konqueror | Opera | Google Chrome |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Windows 8 / 8.1 | — | — | — | 5 | Убрана с версии 52 (март 2017)[29] | — | Убрана с версии 45 | |||
Windows Vista/2008/7/2008 R2 | — | — | 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 | 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 | 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 | 2.0 | 1.0, 2.0; через NPAPI | — | 4.0 | 2.0, 3.0, 4.0 |
Windows XP/2003/Home Server | 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 | 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 | 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 | 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 | 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 | — | 1.0, 2.0; через NPAPI | — | 4.0 | 2.0, 3.0, 4.0 |
Windows 2000 | 2, 3, 4 | — | — | — | 2.0 Неофициально[30] | — | 2; через NPAPI | — | Запланирована[31] | — |
Mac OS X PowerPC | — | — | — | — | 1.0 | — | 1.0 | — | Запланирована[31] | — |
Mac OS X Intel | — | — | — | — | 1, 2, 3, 4, 5 | — | 1, 2, 3, 4, 5 | — | Запланирована[31] | Убрана с версии 39 |
- Opera 11 уже работает с Silverlight 4.0.
- Для ОС Linux функциональность будет доступна через Moonlight[32]. Moonlight будет доступен для основных дистрибутивов и поддерживать браузеры Firefox, Konqueror, и Opera. Мигель де Икаса также выразил заинтересованность в работе с разработчиками других операционных систем (BSD, Solaris) и браузеров (Konqueror, WebKit и Opera)[33].
- Silverlight for Mobile будет использоваться для того, чтобы сделать доступным Silverlight-приложения на мобильных устройствах. На Silverlight.net было заявлено, что первый CTP для Windows Mobile 6 будет выпущен во втором квартале 2008 года[34]. Nokia объявила о планах выпуска Silverlight for Mobile на S60 для Symbian OS, а также для устройств на Series 40 и Nokia Internet tablets[35]. Silverlight for Mobile изначально будет поддерживать Silverlight 1.0[34].
- Silverlight требует x86-процессор с поддержкой SSE. Поддерживаются процессоры Intel Pentium III и выше, и AMD Athlon XP и выше. Некоторые модели AMD Duron тоже поддерживаются.
- Также рассматриваются и другие платформы[36].
Инструменты разработки
Приложения Silverlight могут быть написаны на любом языке программирования .NET. Все инструменты разработки, которые могут быть использованы для разработки на .NET, также могут работать c Silverlight.
Mono Moonlight
Команда разработчиков Mono разрабатывала проект Moonlight. Это свободная реализация Silverlight с открытым исходным кодом.
Adobe Flash
При наличии плагинов можно использовать в своих разработках Adobe Flash.
JavaFX
Сравнение Silverlight, Adobe Flash, JavaFX, HTML5 и Native Client
Примечания
- ↑ Code Sample: Is Your Process Using the Silverlight CLR?
- ↑ Rounding up DLR questions
- ↑ Только версия 2.0 и под IE6 // http://www.microsoft.com/silverlight/resources/install.aspx?v=2.0#sysreq
- ↑ Opera Watch: More details on Silverlight support in Opera Архивировано 21 июля 2011 года.
- ↑ Silverlight for Windows Phone
- ↑ Moving to HTML5 Premium Media.
- ↑ Microsoft. Microsoft Support Lifecycle.
- ↑ NPAPI Plugins in Firefox. Future Releases. Проверено 10 января 2016.
- ↑ The Final Countdown for NPAPI (англ.). Chromium Blog. Проверено 10 января 2016.
- ↑ Charles Sterling. Writing a Windows Sidebar Gadget in Silverlight dead simple. MSDN Blogs. Проверено 9 марта 2008. Архивировано 22 февраля 2012 года.
- ↑ Silverlight FAQs Архивировано 4 сентября 2007 года.
- ↑ Microsoft Silverlight 1.0 beta license (недоступная ссылка — история). Проверено 14 июня 2007. Архивировано 25 июля 2008 года.
- ↑ Using a Downloader Object. Проверено 25 мая 2007. Архивировано 22 февраля 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 A Short History of Silverlight (англ.)
- ↑ Microsoft частично откроет код технологии Silverlight (рус.)
- ↑ Gavin Clarke. Silverlight glow dimmed by cross-platform concerns (англ.)
- ↑ На мероприятии состоялся также выпуск Microsoft Expression Studio 3
- ↑ Системные требования Silverlight
- ↑ 1 2 Silverlight 5 announcement (англ.). Проверено 2 декабря 2010. Архивировано 22 февраля 2012 года.
- ↑ Microsoft анонсировала новую версию платформы Silverlight (рус.)
- ↑ 1 2 3 3-D Graphics Overview (англ.). Архивировано 22 февраля 2012 года.
- ↑ Quick update on Silverlight (англ.). Проверено 30 ноября 2007. Архивировано 22 февраля 2012 года.
- ↑ MSFN — Microsoft rolls out Silverlight maintenance release Архивировано 11 января 2009 года. (англ.)
- ↑ Protalinski, Emil Silverlight 2 Beta 2 arrives on time, available now (англ.). Ars Technica. Проверено 6 июня 2008. Архивировано 22 февраля 2012 года.
- ↑ Knor, Max Silverlight 2 Released (англ.). blogs.msdn.com. Проверено 21 октября 2008. Архивировано 22 февраля 2012 года.
- ↑ Microsoft Releases Silverlight 2 On Tuesday, Oct. 14 (англ.). LiveSide. Проверено 13 октября 2008. Архивировано 22 февраля 2012 года.
- ↑ Business-Ready Silverlight 4 Ships April 15 (англ.). Архивировано 22 февраля 2012 года.
- ↑ name=»Description of the update for Microsoft Silverlight: September 28, 2010 «>Description of the update for Microsoft Silverlight: September 28, 2010 (англ.). Архивировано 22 февраля 2012 года.
- ↑ Почему Java, Silverlight, Adobe Acrobat и другие плагины больше не работают?
- ↑ Install Silverlight : Unsupported platform, system requirements
- ↑ 1 2 3 Opera Watch: More details on Silverlight support in Opera (недоступная ссылка — история). Проверено 2 мая 2007. Архивировано 25 июля 2008 года.
- ↑ Silverlight 1.0 Released and Silverlight for Linux Announced. Проверено 5 сентября 2007. Архивировано 22 февраля 2012 года.
- ↑ Miguel de Icaza. Microsoft/Novell Collaboration on Silverlight (5 сентября 2007). — «We will be supporting Firefox and Linux initially (that is our first goal) but we are looking forward to work with developers from other operating systems (BSD, Solaris) and other browsers (Konqueror, WebKit and Opera) to ensure that Moonlight works fine on their systems.». Проверено 9 ноября 2008. Архивировано 22 февраля 2012 года.
- ↑ 1 2 Silverlight for Mobile. Silverlight.net. Проверено 9 марта 2008. Архивировано 22 февраля 2012 года.
- ↑ Nokia to enable Silverlight. ??? (4 марта 2008). Проверено 4 марта 2008. Архивировано 22 февраля 2012 года.
- ↑ Joe Stegman. Linux support. MSDN Forums Silverlight General Discussion. Проверено 29 апреля 2007. Архивировано 4 июня 2012 года.