Компьютер в школе – Статья по информатике по теме: Использование компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

Содержание

Эволюция школьного компьютера. Часть первая, историческая / Intel corporate blog / Habr


В жизни каждого ребенка когда-нибудь обязательно наступает первое сентября – дата, отделяющая вольницу различной степени беззаботности от ученических будней. В школе ребенку предстоит изучать множество предметов, но в этом блоге, что логично, нам более всего интересна информатика. Давайте по случаю дня знаний, хоть и с небольшим опозданием, вспомним учебные компьютеры нашего школьного детства, а после, в следующем посте, поговорим о дне сегодняшнем – какие устройства можно увидеть в классе сейчас и о чем там рассказывают.

1. Позднесоветская эра (1985-1991)
Программа по реформированию советского образования 1984 года предусматривала, помимо прочего, введение в школах нового предмета – «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). Внедрение программы в жизнь началось в 1985-м, тогда же десятки научно-исследовательских учреждений, включая биологические и химические, принялись конструировать персональные компьютеры (хотя такого сочетания слов еще не знали) для нужд образования. В результате за несколько лет было создано множество моделей ПК; некоторое подмножество их удалось запустить в массовое производство.


Персональный компьютер БК-0010

Технологический разрыв в области кибернетики между двумя сторонами «железного занавеса» в то время достигал уже значительной величины, поэтому все модели «социалистических ПК» были в той или иной (обычно значительной) мере копиями зарубежных. В табличке ниже я попытался нарисовать общую картину советского компьютеростроения на примере самых известных его представителей (сюда же добавлены ПК производства соц. стран, которые поставлялись в СССР). Если вы заметили в ней неточности, просьба написать в комментарии или ЛС.

Стандарт/оригинал Процессор Модели
DEC PDP-11 КМ1801ВМ1/2 ДВК-1
ДВК-2
БК-0010
Электроника МС 0511
Intel i8080 КР580ВМ80А Корвет ПК8010/ПК8020
Микроша
Ириша
Zilog Z80 Т34ВМ1 Компаньон
Квант БК МС0530
U880 Robotron KC 85/KC 87 (ГДР)
Intel i8086/8088 КМ1810ВМ86 Ассистент-128
ЕС-1840, ЕС-1841
КМ1810ВМ88 Поиск
Электроника МС 1502
6502 MOS Technology 6502 Агат
CM630 Правец 8 (Болгария)
Компьютеры в школьном классе обычно не стояли по отдельности (это требовало наличия средств загрузки для каждого ПК), а объединялись в некое подобие локальной сети, позволявшей ученическим компьютерам грузиться с ПЗУ учительского. Такие системы назывались КУВТ – «Комплекс учебной вычислительной техники». Широкое распространение, по крайней мере у нас в регионе, имели КУВТ «УК-НЦ» на базе ПК «Электроника МС 0511». Также повсеместно встречались КУВТ на базе ДВК или БК-0010.


Рабочее место учителя КУВТ «УК-НЦ»

Помимо отечественной продукции, в классах наиболее продвинутых школ можно было встретить и непосредственно их зарубежные оригиналы. В первую очередь это КУВТ «Ямаха» на базе японских компьютеров стандарта MSX Yamaha YIS-503/805. Встречались также корейские MSX Daewoo, отличавшиеся отсутствием русских букв на клавиатуре и повсеместной иероглифизацией. Здесь же невозможно не вспомнить о легендарном Sinclair ZX Spectrum – для многих именно он или его клоны стали не только первым учебным, но и первым домашним компьютером. Ну и, кроме того, существовало некоторое количество импортных ПК на платформе Intel (например, IBM PC/XT) – правда, тогда в общей массе их было относительно немного.


КУВТ «Ямаха», ученический ПК

Что представляли из себя ПК первого (для СССР) поколения? Процессор от 1 до 10 МГц, стандартный объем ОЗУ – от 32 до 128 Кб. В качестве носителя информации – магнитофонная кассета или дискета 5 (8) дюймов. Монохромный черно-белый или черно-зеленый монитор. Если повезет – матричный принтер на месте учителя. С позиций нынешних гигагерцев такие характеристики усваиваются плохо, но это определенно лучше, чем листочек бумаги или программируемый калькулятор, а ведь именно с них начиналась информатика во многих школах. К слову сказать до нашей школы в Нижнем Новгороде КУВТ «УК-НЦ» добрался лишь в 1993 году, а ОИВТ сама по себе – годом раньше.

Несмотря на примитивную даже для того времени элементную базу советские ПК часто ломались, а система гарантийного ремонта была нетороплива, говорили – не хватает запчастей. Помнится, из 13 ученических рабочих мест у нас работало обычно 10-11. Тем не менее это было откровение, определившее для многих из нас, хабраюзеров, направление движения по жизни. Первые программы по информатике были довольно отвлеченными: изучались теоретические вопросы (системы счисления, дискретная математика), построение алгоритмов и блок-схем, абстрактные системы команд и т.д. Вот, например, скан из сурового советского учебника 1990 года — все серьезно, никаких «нажмите правой кнопкой мыши»:

До языков программирования добирались не сразу, обычно дело ограничивалось Бейсиком, в школах с углубленным изучением давался еще и Паскаль.

2. Раннероссийская эра (1991-2000)
К моменту разрушения Союза ССР компьютерный класс имелся почти в каждой школе крупных городов; неохваченные ученики проходили компьютерную практику в учебно-производственных комбинатах (УПК). Так, по крайней мере, было у нас в регионе. А как было у вас? Расскажите!


Время на уроке информатики пролетало незаметно. Игра Laser Squad на ПК ZX Spectrum

Зоопарк несовместимых платформ компьютерных классов затруднял обмен опытом и программным обеспечением между школами, и тем не менее он имел место в полный рост. Больше всего ценились, конечно, игрушки – они существовали для любых, даже самых примитивных ПК. За хорошей игрой не грех было сбегать в школу другого района города, ее записывали сразу на несколько дискет, поскольку те частенько выходили из строя. В цене были также программы автоматического тестирования знаний учащихся, часто самописные, и софт для обучения другим предметам школьной программы (для демонстрации восхищенным коллегам). Тот же период стал временем расцвета литературы по информатике: выходило с десяток различных журналов, как общих, типа «Информатика и образование», так и посвященных конкретным платформам. Примерно столько же было учебников по информатике, что создавало определенный хаос и в результате многие учителя не пользовались вообще никаким.


IBM PS/2 — один из первых массовых х86 в стране Советов

Парк советских КУВТ со временем дряхлел, но эксплуатировался до победного конца; несмотря на все возрастающие трудности с ремонтом старой техники, отсутствие средств на покупку новой вынуждало изворачиваться. В том числе благодаря школьному спросу появились кооперативы по ремонту компьютерной техники, некоторые из них впоследствии разрослись в крупные фирмы. Такая ситуация продолжалась вплоть до глобальной компьютеризации начала этого века; имеются проверенные сведения, что даже в 2001 году некоторое количество советских ПК еще работало в школах.

Параллельно с вымиранием советских ПК в школы неорганизованно закупались новые, почти на 100% — на платформе х86, которая к тому времени стала мировым стандартом. Внедрение 286, а затем и 386 со стандартной ОС DOS (пусть и в разных диалектах) позволило начать стандартизацию программ и средств разработки. В учебных программах появились первые темы для пользователей ПК, описывающие конкретный софт; первым, по моим сведениям, этой чести удостоились знаменитые «окна Нортона» (Norton Commander). Народный страх перед программированием значительно сократился после появления в классах оконных средств разработки (здравствуй, Turbo Pascal!).


Тот самый Turbo Pascal

Следующая страница истории связана с Intel Pentium и Windows 95. Легкая настройка сети в новом Windows привела к массовому появлению компьютерных классов в их современном виде – группы компьютеров, объединенных в локальную сеть. Связанность компьютеров – это не только средство передачи вирусов (которых в ту пору было еще немного), но и возможность удаленного контроля за учеником, передачи по сети материалов и программ. О новых методиках работы в компьютерных классах мы продолжим разговор в следующем посте, посвященном новейшей эре – от 2000 до наших дней.

Компьютер в школе

В школе появился компьютер или даже несколько… Ско­лько надежд было связано с этим событием. Как же наи­более эффективно его (или их) использовать? Системати­зируем взгляды некоторых педагогов на роль и место компьютера в школе.

Это могут быть:

• уроки с компьютерным сопровождением — обычный урок в обычном кабинете, оборудованном одним компьютером с презентационными возможностями, который помогает учителю в объяснении нового ма­териала;

• уроки в специализированном компьютерном кабине­те, проводимые с использованием обучающих и тести­рующих программ, материалами Интернета по исто­рии, химии, ИЗО, технологии, физике и т. п.;

• методическая подготовка учителей к урокам — под­бор и подготовка дидактического материала, поиск и систематизация дополнительной информации;

• использование компьютерных технологий в управле­нии школой и для организации работы ее педагогиче­ского коллектива;

• внеурочная и внеклассная работа учащихся с исполь­зованием мультимедийной техники и, в том числе, персонального компьютера.

Ниже приведены примеры рабочих мест учащихся и преподавателей на основе персонального компьютера.

Рабочее место для работы с текстами

Создание текстов — одно из основных направлений исполь­зования компьютера. Поэтому каждый компьютер в школе, доступный учителям и учащимся, является рабочим мес­том для создания текста.

Рабочее место для получения информации из Интернета

Для этого должен быть обеспечен доступ к Интернету компьютеров с использованием модема или через выде­ленную оптоволоконную сеть. В результате сотрудникам и учащимся школы будет предоставляться возможность для использования ресурсов Интернет в учебной деятельности.

Рабочее место для ввода аудиоинформации

Сейчас каждый компьютер снабжен звуковой платой, при­водом для компакт-дисков, подключенным микрофоном и наушниками, которые делают возможным ввод необходи­мой аудиоинформации.

Рабочее место для проведения мультимедиа выступлений

Для оптимизации учебного и рабочего процессов во мно­гих школах используют мультимедийные презентации, для представления которых используют экран и мульти­медийный проектор, подключенный к компьютеру. В не­которых школах подвесными мультимедийными проекто­рами и экранами оснащены не только кабинеты информа­тики и актовый зал, но и тематические кабинеты учителей-предметников. Используются также переносные экраны и проекторы.

Рабочее место для создания гипермедиа сочинений

Подключение к персональному компьютеру сканера, те­левизора, видеомагнитофона, принтера позволяет созда­вать высококачественные мультимедийные и гипермедий­ные сочинения. Если для создания такого сочинения не­обходима видео- и аудиоинформация, то используются соответствующие рабочие места.

Рабочее место для проведения исследований

Компьютер в школе может использоваться для проведе­ния различных исследований в области естествознания, обществознания, технологии. Для проведения естествен­но-научных исследований к компьютеру через специаль­ный блок подключаются различные датчики, а результа­ты исследований выводятся на экран и обрабатываются с помощью программ. К компьютеру может быть под­ключен специальный цифровой микроскоп, который по­зволяет расширить исследовательское поле персонального компьютера.

Рабочее место для изобразительного творчества

Подключенный к компьютеру сканер, принтер и графиче­ский планшет позволяют использовать его для изобрази­тельного творчества.

Рабочее место для музыкального творчества

Для создания музыкальных проектов к персональному компьютеру подключается музыкальный комплекс, син­тезатор, усилитель, микрофон и т. п., а специальные про­граммы позволяют создавать необходимые музыкальные произведения.

Лингафонные классы

Одним из наиболее эффективных методов изучения ино­странного языка является погружение в языковую среду. Лингафонные классы и отдельные рабочие места позволя­ют создавать такую языковую среду. Для этого существу­ют различные интерактивные программы, учебные тек­сты, песни на иностранных языках и т. п.

Технический комплекс «Актовый зал»

В ряде школ создан аппаратно-технический комплекс «Актовый зал», имеющий компьютерную телепроекцион­ную технику, стационарную систему озвучивания DOLBY, художественное световое оборудование с системой управ­ления DMX, сцену с системой автоматики, которая позво­ляет проводить конференции, дает возможность просмот­ра видеофильмов, организацию школьных дискотек и ку­льтурно-массовых мероприятий.

Наличие соответствующего программного обеспече­ния обеспечивает организацию на базе одного или неско­льких персональных компьютеров самого широкого спек­тра рабочих мест, обеспечивающих разнообразные виды учебной деятельности школьников. Рассмотрим несколь­ко примеров.

Рабочее место для конструирования и черчения

Учащиеся и учителя могут конструировать, создавать схе­мы, рисунки, чертежи, используя различное программное обеспечение.

Рабочее место для компьютерного моделирования

Персональный компьютер может использоваться для со­здания некоторых виртуальных моделей или процессов, которые потом будут использоваться учителями-предмет­никами на своих уроках. При этом простые модели созда­ются с помощью различных сред для моделирования, а сложные — на уроках программирования.

Студия мультипликации

Соответствующее программное обеспечение и оборудова­ние позволяют создавать мультипликационные проекты. Ученики и учителя имеют возможность работать с мультипликаторами, создавая полноценные анимационные фильмы, в частности, с использованием программы Mac­romedia Flash.

Виртуальная физическая лаборатория

Если оснастить кабинет физики несколькими компьютер­ными программами по физике и астрономии («Живая фи­зика», «Открытая физика», «Открытая астрономия», «Фи­зика в картинках»), то сфера применения компьютера значительно расширится. Для проведения лабораторных и исследовательских работ, интегрированных уроков в не­которых школах используются компьютерные классы.

Виртуальная математическая лаборатория

Для персонального компьютера имеются программы, ко­торые позволяют визуализировать и моделировать мате­матические объекты и отношения между ними («Живая Геометрия», «Открытая математика: «Планиметрия», «Открытая математика: «Стереометрия»). Это позволяет проводить интересные интегрированные уроки. Не только учитель, но и учащиеся могут работать со специализиро­ванными программами по предметам.

Компьютерное тестирование

Компьютерное тестирование позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом алгоритмы (например, возвра­щать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на тест и т. д.). Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность учителю, методи­сту, автору учебника составлять новые тесты или изменять существующие. Большую помощь тестирование оказывает психологической службе школы.

Как выбрать компьютер для школьника? Девять важных вопросов — Новости

Что лучше, обычный компьютер на стол, ноутбук или моноблок? В чем разница вообще?

У каждого типа компьютера есть свои плюсы и минусы.

Моноблок — это все в одном: монитор и системный блок с мощными характеристиками. В этом его недостаток и преимущество с точки зрения школьника. С одной стороны, удобно, когда все едино, с другой — возникает вопрос, нужны ли такие параметры первокласснику и что делать, когда через несколько лет устройство устареет, а поменять «начинку» будет непросто.Чтобы что-то изменить в моноблоке, придется отдавать его специалистам. Моноблок, конечно, красивый и дорогой, но назвать его походящим компьютером для школьника сложно.

Хороший ноутбук будет стоить дороже, чем стационарный компьютер с теми же характеристиками. Кроме очевидного преимущества, что его можно носить с собой, ноутбук хорош еще и тем, что подойдет для работы в таких помещениях, где мало места. Но нужно помнить, что ноутбук не подразумевает эргономику. То есть если ученик будет постоянно работать в неудобной позе, возникнет риск здоровью.

Кроме того, современные ноутбуки сложно апгрейдить. Если четыре года назад пользователь мог перевернуть ноутбук, открутить крышку и, например, добавить оперативной памяти, то сейчас это практически невозможно. Производители стремятся к стандартизации, поэтому, как правило, все закрыто. Аккумулятор не отщелкнуть, а основные элементы сразу припаивают на плату. Это увеличивает скорость обработки информации, но в случае поломки менять придется все.

С моей точки зрения, если вы не особо ориентируетесь в технике, то лучше выбрать стационарный компьютер с базовыми функциями. И потом менять его под потребности: улучшить процессор, добавить оперативной памяти. Это будет стоить намного дешевле, чем покупка нового оборудования. И это надежнее. И не надо бояться, что вы не справитесь. Сейчас существуют магазины, которые предоставляют подобную услугу. Главный минус стационарного компьютера, что он не мобильный, зависит от розетки и занимает много места. В остальном идут плюсы, если говорить про школьников. Под него можно подобрать эргономичную клавиатуру и мышку. Можно по-разному закрепить монитор, поставить или подвесить его, или вообще установить плавающую подставку, чтобы можно было двигать экран.

Мой ребенок только идет в школу. Что ему взять?

В начальной школе обычно дети за компьютером играют, потому что первоклассникам не дают объемных заданий. Это могут быть как обычные игры ради развлечения, так и развивающие, которые расширяют кругозор. Кроме того, в это время дети начинают осваивать базовые программы и клавиатуру.

Ребенку начальных классов совершенно точно не нужен ноутбук, потому что в первых классах не требуется носить компьютер с собой. Моноблок тут тоже не оправдан — за четыре года он устареет. Так что лучше всего подойдет стационарный компьютер. Тем более собрать стационарный компьютер можно с теми же параметрами, что и в ноутбуке, но будет дешевле процентов на десять. Кроме того, домашний компьютер можно легко улучшить.

Можно ограничиться недорогим двухъядерным процессором, оперативной памятью от 4 гигабайт. Объем жесткого диска от 500 гигабайт до терабайта. Если не планируете сами использовать компьютер для тяжелых видеопрограмм, то можно выбирать процессор со встроенной видеографикой. Монитор зависит от пространства, где будет сидеть ребенок. Если это стандартный стол, где от глаз до экрана 50 сантиметров, идеально подойдет диагональ 21–25 дюймов. И глаза не устанут, и все будет в поле зрения. Если места мало — берите 19 дюймов.

А если ребенок в седьмом классе?

Примерно класса с пятого игры на компьютере становятся сложнее. Кто-то начинает увлекаться программированием или робототехникой, пытается обрабатывать видео. Тогда можно улучшить конфигурацию компьютера: поставить оперативную память на 16 гигабайт с хорошим откликом, чтобы время обработки было меньше, и конечно установить процессор i7 8-й серии.

Если ребенок – геймер и вы хотите сделать компьютер удобным, то точно надо увеличить видеопамять. Оптимальный вариант — видеокарта 1050TI, она раза в два дешевле остальных, при этом справляется с задачей. Монитор можно увеличить до 27 дюймов. Купить геймерскую мышку и клавиатуру, потому что обычные не выдерживают. В стандартной клавиатуре под клавишей находится мембрана — у них плохой отклик. А для геймеров важны доли секунд. Игровые варианты работают гораздо быстрее, на них клавиши не ломаются, и они служат в два-три раза дольше.

Мой идет в десятый. Какой компьютер выбрать ему?

Чем старше становится ребенок, тем больше возникает потребность в мобильном устройстве. Школьникам-выпускникам обычно рекомендуют ноутбук — с ним можно ходить и в школу, и к репетиторам, и потом он пригодится в университете: записать лекцию в вузе, посмотреть сериал в кафе и снова пойти на занятия.

С ноутбуком проще готовиться к экзаменам — править работы с преподавателем сразу за компьютером. Бывают репетиторы, которые работают удаленно по скайпу. И чтобы не покупать отдельную камеру и не устанавливать ее, с ноутбуком будет проще. Ноутбук дает мобильность — ребенок может встать и уйти в другое место позаниматься. Тем более современные ноутбуки легкие и компактные — подростку носить его будет несложно.

Этих компьютеров так много. Как не запутаться?

Во-первых, можно просто прийти в магазин. Любой консультант понятно расскажет про конфигурации и зачем они нужны. Во-вторых, многие компании оказывают сервис по сборке. В третьих, некоторые компании, как, к примеру, наша, имеют на своих сайтах электроники онлайн-конфигураторы, с помощью которых можно собрать подходящий именно вам компьютер.
Кроме того, можно выбрать типовую конфигурацию. То есть такой компьютер, который подают как технику для учебы или для работы. А можно, конечно, самому поизучать разницу и выбрать комплектующие в зависимости от потребностей.

Есть какая-то разница между брендами?

Разница есть, пожалуй, между разными производителями мониторов, потому что они уникальны — у каждого получается своя картинка и своя матрица. Например, есть мониторы с поглощением синего цвета. Они, благодаря матрице и внешнему покрытию, синее мерцание (от которого портится зрение) снижают до минимума. Кроме того, многое зависит от разрешения экрана. Разрешение — это количество точек на нем. Чем больше точек, тем четче и картинка, тем меньше будут уставать глаза.

Еще глаза устают от неправильной яркости. Когда слишком светло или темно, глаза больше напрягаются. Просто измените стандартные настройки и подберите подходящую вам яркость. Если компьютер у окна, сделайте поярче, а если комната темная — то потемнее.

Лучше самому настраивать компьютер или обратиться за помощью?

Если не уверены в своих знаниях, то лучше попросите специалиста, чтобы он не только установил программное обеспечение, но и настроил компьютер под вас. Программное обеспечение лучше покупать сразу, так оно выйдет дешевле раза в два, чем если брать отдельно. Это касается офисных программ и антивируса. В сторону нелицензионного ПО лучше не смотреть — никто не может гарантировать его безопасность.

Как контролировать ребенка за компьютером?

С помощью антивирусов. У них есть функции «Родительского контроля». Вы сможете ограничить доступ ребенка к компьютеру по времени, поставить запрет на определенные сайты и даже увидеть историю действий на компьютере.

Зачем учить компьютерным наукам в школе / Newtonew: новости сетевого образования

За знакомство российских школьников с компьютерными науками отвечает предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». Обязательным предметом для школ тогда ещё Советского Союза информатика стала 30 лет назад — в 1985 году. 

Один из учебников, рекомендованный Министерством образования СССР по курсу информатики

Источник: pchistory.lv

Всё это время не прекращаются разговоры о том, что дисциплина новая, методик преподавания много, но оптимальной нет, сама предметная область очень размыта: тут и история ЭВМ, и изучение баз данных, и освоение офисного пакета программ. Судя по обсуждениям участников профессиональных сообществ в сети, содержание этого предмета больше, чем какого бы то ни было другого, зависит от личной инициативы преподавателя.

Как ни странно, при большой любви детей к компьютерам, перед преподавателем информатики остро стоит вопрос: «Зачем?»

Пока отдельные российские школьники добиваются успехов на международных олимпиадах по программированию и робототехнике, другие ребята, которые не видят свою будущую профессию в компьютерной сфере, воспринимают уроки информатики как время, когда можно посидеть в интернете или оформить реферат в текстовом редакторе.

Ещё раз о причинах

Вопрос о том, в какой степени знакомить с компьютерными науками тех, кто не собирается заниматься ими профессионально, актуален не только для России.

Ран Либескинд-Хадас, профессор и заведующий кафедрой компьютерных наук в колледже Харви Мадд, сформулировал в своём блоге на The Huffington Post Education три причины, почему курс его кафедры нужен всем студентам.

Во-первых, потому что компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни, и понимание того, как они работают, что они могут и что не могут, а также представление о том, как они влияют на общество — всё это необходимое условие современного образования.

Во-вторых, компьютеры позволяют создать нечто новое на пересечении технологии, точных наук, психологии и искусства. Хорошо составленный курс компьютерных наук может развить проблемное мышление, логику, способности к художественному творчеству. Сложно придумать другой такой удачный «мост» для соединения всего, чему должны научиться школьники и студенты.

Хорошо составленный курс компьютерных наук — удачный «мост» для соединения всего, чему должны научиться школьники и студенты.

Источник: gotothecrow.com

В-третьих, компьютерная грамотность — очень ценный навык. Большинство людей, которые посещают компьютерные курсы, не будут работать в Google или Microsoft, но они приобретают полезные и востребованные умения. Отдельно взятый курс может дать студентам навыки, которые они будут использовать в дальнейшей работе над проектами или в дальнейшем обучении на других курсах.

Профессор компьютерных наук отмечает, что компьютерное образование для тех, кто заинтересован получать профессию в этой сфере, и для тех, для кого информатика в школе и университете станет первым и последним подобным курсом, не должно быть одинаковым. Но, делая упор на практическую полезность «здесь и сейчас» непрофильного компьютерного образования, мы лишаем студентов понимания интеллектуального богатства и устройства этой сферы.

Работать с таблицами, создавать презентации и веб-страницы — это полезно, но не раскрывает весь творческий потенциал компьютерных наук в образовании.

Ран Либескинд-Хадас не делает большого открытия. Но он делится примерами, доказывающими, что его подход реализуем на практике. Например, в колледже Харви Мадд разработана серия курсов, которые посещают не только свои студенты, но и воспитанники дружественных колледжей свободных искусств. Для будущих литераторов, экономистов и социологов компьютерные науки представляют не меньший интерес, чем для будущих математиков и программистов: их так же увлекает кодинг, и уже в стенах колледжа они понимают, как использовать технологии для реализации своих проектов.

 

Ран Либескинд-Хадас

профессор компьютерных наук

Я уверен, что ознакомительный курс компьютерных наук должен учить большим идеям, обсуждать увлекательную историю этой области и то, как её развитие меняет общество. Но при этом он должен давать богатый и имеющий практическое значение опыт создания собственных программ — таких, которые бы потом восхищали друзей.

 

Психологический аспект

В 1986 году в журнале «Вопросы психологии» была опубликована статья Каптелинина В.Н. «Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности школьников». Автор, на тот момент младший научный сотрудник НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, занимался переводом и рецензированием англоязычной литературы, посвящённой влиянию компьютеров на познавательные процессы. В свой статье Каптелинин утверждал важность понимания психологических особенностей процесса обучения для того, чтобы школьная программа по информатике служила «общей подготовке школьников к полноценной жизни в будущем компьютеризированном обществе».

Как говорил Норберт Винер, магия автоматизации даёт то, что вы просили, а не то, что подразумевали, но не сумели сформулировать.

Источник: afflictor.com

Появление компьютеров в школе ведёт не только к возникновению новой дисциплины, но к изменению всего образовательного процесса, так как компьютеры предоставляют новые возможности работы с информацией.

Каптелинин указывает, что для определения целей школьного курса информатики ключевым понятием становится компьютерная грамотность.

При этом важно понимать компьютерную грамотность как овладение компьютером в качестве интеллектуального средства: «формирование компьютерной грамотности состоит в том, чтобы превратить компьютер в своего рода внешний орган мышления и памяти, которым можно свободно и эффективно пользоваться».

В статье подчёркивается, что для работы с компьютером особенно критичны следующие мыслительные навыки:

  • Умение формулировать цель. Как говорил один из основоположников кибернетики Норберт Винер, магия автоматизации даёт то, что вы просили, а не то, что подразумевали, но не сумели сформулировать. Кроме того, только чёткое понимание своих целей позволяет пользователю использовать компьютер как инструмент для их достижения, а не просто следовать заложенным в программном обеспечении сценариям.
  • Навык построения алгоритма. Это означает умение составить алгоритм в условиях, когда определены искомый конечный результат, исходное состояние проблемной ситуации и доступные средства ее преодоления.
  • Умение работать в диалоговом режиме. Для решения задач с помощью компьютера пользователь должен постоянно анализировать результат, который выдаёт система, и корректировать свои действия в соответствии с её возможностями. Проще говоря, работа с компьютером — это своеобразный диалог с системой, и его результат зависит от того, насколько пользователь способен сформировать мысленную модель операционной среды, в которой он работает.
  • Навыки поиска и организации информации. Важную роль в современном обществе играют умения быстро понять принцип построения той или иной информационной системы и грамотно сформулировать запрос при поиске информации. Не секрет, что терабайт жесткого диска для хранения данных ещё не означает, что эти данные всегда под рукой: чтобы информация использовалась, она должна быть хорошо структурирована.   

Обучение компьютерным наукам развивает эти мыслительные навыки, которые в современном обществе нужны всем, кто хочет использовать технологии эффективно.

Суперкомпьютер Titan в Национальной лаборатории Ок-Ридж Университета Теннесси.

Источник: en.wikipedia.org

Одна из главных особенностей компьютерных наук — то, что их предметное поле постоянно растёт и меняется, а значит, меняются и знания, которые может дать школа. 20 лет назад школьники и подумать не могли о 3D-моделировании, создании мультфильмов за один урок и списывании с мобильного телефона.

Учебник по компьютерным наукам всегда будет немного отставать от жизни. А это значит, что перед информатикой в школе стоит самый актуальный вопрос современного образования в целом: как научить жить в мире, который постоянно меняется? 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Рабочее место ученика – выбираем компьютер и другие аксессуары

Сегодня трудно представить себе науку без компьютера. Доступ к тысячам источников информации и документации, – это неоценимое удобство. Благодаря этому, работа над рефератами и домашними исследованиями идёт как по маслу, а подготовка к экзаменам и тестированию становится легче.

Какой компьютер или ноутбук выбрать для школьника

Настольный компьютер для школьника

Отличное предложение для младших детей. Почему? В первую очередь, из-за возможности расширения, а также легко контроля над действиями пользователя. Достаточно, что компьютер находился в месте, доступ к которому имеют все члены семьи. Это поможет Вам постоянно проверять, что ребенок соответствующим образом использует время. Помните, однако, чтобы не действовать слишком строго. Немного развлечений также помогает в изучении.

Выбирая компьютер для школьника, необходимо учитывать две возможности. Первая – это покупка топового устройства, спецификация которого будет достаточно долгое время актуальна и подойдет как для науки, так и для развлечений. Это, конечно, связано с большими расходами. Тем не менее, такой компьютер будет использоваться всеми членами семьи, также в работе с требовательными программами. Второй выбор более дешевого устройства, которое будет «расти» вместе с вашим ребенком и его потребностями.

Компьютер с более высокой полки должен быть оснащен процессором Intel Core i7 или AMD Ryzen 7, 16 ГБ оперативной памяти, производительной видеокартой, например, GeForce GTX 1050 (и выше) или Radeon RX 480 (и лучше), и SSD.

Если вы планируете последующее расширение компьютера, обязательно убедитесь, что корпус и материнская плата дают возможности для добавления более эффективных компонентов. Обратите внимание на доступное в корпусе пространство, а в случае материнской платы – на количество разъемов и слотов для модулей оперативной памяти. Это поможет Вам угнаться за меняющимися интересами ребенка.

Какой монитор для ученика

Незаменимым дополнением для любого компьютера является монитор. Какую модель выбрать для школьника? Руководствуйтесь, прежде всего, эргономикой. Принципы эффективного обучения, о которых Вы узнаете в конце статьи, говорят, что место, предназначенное для обучения, должно содержаться в порядке. Размер монитора должен соответствовать размеру рабочего стола. Экрана с диагональю 22 или 24” будет вполне достаточно.

Каким должен быть монитор для ученика? Хорошим выбором будет матовая матрица, которая позволит удобно просматривать контент даже при интенсивных солнечных лучах. Кроме того, позаботьтесь о технологии для защиты зрения и предотвращения утомления глаз. Flicker-Free, т.е. технология, которая минимизирует мерцание и фильтрует синий свет, окажет здесь неоценимую поддержку. Благодаря ей, даже длительный просмотр документов, написание текстов или создание презентации не будет слишком утомительным для зрения.

Ноутбук для школьника

Главным преимуществом ноутбуков является мобильность. Именно она делает их отличным вариантом для студентов и взрослых, самостоятельно обучающихся. В случае необходимости такой компьютер можно взять не только в школу, но и в свою комнату, чтобы в тишине подготовиться к тесту или посмотреть пару эпизодов любимого сериала.

В случае ноутбуков модернизация конфигурации сложнее. Можно, например, дополнить его дополнительным модулем оперативной памяти или заменить жесткий диск. Однако, необходимо подобрать подходящую модель, а операцию проводить очень осторожно.

Проще с внешними аксессуарами. Жесткие диски и звуковые карты имеют универсальные разъемы. Внешнюю видеокарту можно подключить к ноутбуку благодаря специальной графической станции, как, например, ASUS eGPU ROG XG STATION 2. Производители до сих пор развивают эту технологию, однако, уже сейчас внешние графические карты работают очень хорошо. Только помните, нужно убедиться, что ваш ноутбук совместим с выбранной Вами моделью станции.

Покупая ноутбук для школьника, также стоит поискать конфигурацию, которой хватит на несколько лет. Универсальное решение – это процессор Intel i5 или i7 шестого и выше поколения, 8 или 16 ГБ оперативной памяти, твердотельный диск и производительная видеокарта, например, GeForce GTX 1050 Mobile (и выше) или AMD Radeon R7 M445 (и лучше).

Программное обеспечение для школьника

Для эффективного выполнения школьных заданий и обязанностей, потребуется соответствующее программное обеспечение. Сегодня стандартом является пакет MS Office. Имеющиеся в нём программы позволяют написать реферат и подготовить презентацию. Аналогичный функционал предлагают бесплатные пакеты Open Office.

Не забывайте также об антивирусном программном обеспечении. Оно поможет защитить ваши данные и избавит Вас от кибер-угроз. Это особенно важно в случае детей младшего возраста, которые могут иметь трудности с критическим отношениям к информации в интернете.

Маршрутизатор для стабильного соединения с интернетом

Если у Вас уже есть компьютер и программное обеспечение, необходимо позаботиться о подключении к интернету, в частности, стабильном доступе к Wi-Fi. Если вы думаете, что маршрутизаторы отличаются только с точки зрения скорости передачи данных, наши советы приятно Вас удивят.

Решающее значение для скорости интернета, конечно же, имеет скорость передаваемого сигнала. Чтобы в полной мере использовать его, вам нужен соответствующий модем, желательно с поддержкой двух популярных в настоящее время стандартов передачи данных – 802.11.n и 802.11.ac. Первый из них обеспечивает скорость передачи данных до 600 Мбит/с, второй – до 2,6 Гб/сек.

Что еще могут предложить современные маршрутизаторы? Антивирусная защита, шифрование данных, сервис диск и передовые системы родительского контроля. Ваш ребенок, несомненно, оценит возможность доступа с уровня приложения к хранимым в частном облаке данным. Особенно, если забудет взять в школу реферата.

Вы обязательно найдете способ, чтобы использовать расширенные функции родительского контроля. Благодаря им, вы заблокируете доступ к неуместным сайтам и ограничите время, проводимое ребёнком в сети.

Принтеры, сканеры и мфу — что пригодится студенту

Печать рефератов и проверка упражнений – это неотъемлемые элементы жизни учеников. Всё больше и больше школ предлагает даже специальные мастерские. Однако, это не идеальное решение. Очереди, задержки, недостатки оборудования или его поломки – всё это может сделать так, что ваш ребёнок будет приходить на уроки не подготовленным.

Думаю, в вашем доме найдётся место для подходящего устройства. Основой является, конечно, принтер. Низкие затраты на эксплуатацию современных принтеров позволяют очень многое. Практичным решением, которое облегчает обучение, является печать упражнений и текстов. На таких листах можно без опасений вносить свои собственные заметки, выделение цветом, отмечать главное содержание.

месячный объем печати и назначение принтера

Отличным дополнением окажется сканер. Возможность придания различной печати цифровую форму облегчает её хранение и использование.

оптимальное разрешение для сканера в соответствии с потребностями

Хорошим выбором, особенно если вы создаёте дома много документов, будет многофункциональное устройство. Модель, сочетающая функциональность принтера, сканера и копировального аппарата, идеально подходит для домашнего применения, позволяя создавать свои собственные упражнения и задания, а также улучшая хранение документов.

Внешний жесткий диск для хранения данных

Школьные и профессиональные документы следует хранить в надежном месте. Осторожности никогда не бывает слишком много. Умным выбором будет внешний жесткий диск. Благодаря ему, вы получите больше пространства для файлов и наведете порядок в папках.

Какой внешний жесткий диск выбрать для таких целей? Основные параметры: емкость, скорость передачи данных и надежность. Если вы собираетесь хранить на жестком диске документы и резервные копии системы, то даже 500 ГБ окажется недостаточно. Высокую скорость передачи данных обеспечит поддержка стандарта USB 3.0. О прочности позаботится усиленный корпус, желательно с датчиком вибрации.

Хотя внешний жесткий диск предназначен, в основном, для использования в домашних условиях, обратите внимание на его размер. Компактное устройство легко хранить в ящике. А ведь могут возникнуть также ситуации, когда Вы или Ваш ребенок захотите взять диск с собой.

Компьютерные аксессуары для школьника

Время позаботиться об удобстве повседневной работы с компьютером. В этом вам помогут правильные аксессуары.

Сначала клавиатура и мышь. Наиболее удобным вариантом будут беспроводные модели. Благодаря им, Вы избежите путаницы с кабелями. Что ещё имеет значение? Конечно, эргономика. Повторяющая форму ладони мышь и клавиатура с профилированными клавишами отлично подойдут для долгого процесса работы над документами.

влияние окружающей среды на производительность труда

Важные аксессуары, которые найдут применение в науке, – наушники и микрофон. Они будут полезны, прежде всего, во время изучения иностранных языков. Регулярная запись и прослушивание речи поможет улучшить дикцию. Более того, ваш ребенок сможет использовать их для совместной работы над проектами.

Даже если ваш ребёнок имеет хорошие наушники, не забывайте о колонках. Почему? Использование их в изучении иностранных языков повышает достижения. С помощью наушников ученик не будет иметь проблем с распознаванием слов.

Динамики же создают условия более приближенные к естественным. И отлично проявляют себя в развлекательных приложениях, например, во время прослушивания музыки, просмотра видео и игр. Это тоже важный элемент обучения.

Как учиться эффективно – советы для развития

Благодаря технологиям, достичь очень хороших результатов в науках, конечно, будет проще. Всегда стоит, однако, использовать проверенные способы, которые повысят эффективность усилий.

Тщательно подготовленный план – это основа

Без тщательно продуманного плана, в котором учитываются отдельные партии материала, разбитые на более мелкие согласованные части, трудно мобилизовать себя на работу.

Ключом к успеху является осознание того, как много вопросов необходимо изучить, и разделение материала на понятные тематические части.

Успешное освоение отдельных понятий будет стимулировать к дальнейшему изучению. Подготовку к тесту начните с составления плана.

Помните, что следует добавить в план частые перерывы, во время которых полезно послушать расслабляющую музыку, посмотреть что-то весёлое или съесть что-то вкусное и полезное.

Порядок поможет сосредоточиться на вопросах

Прежде, чем Ваш ребенок начнет изучать науку, помогите ему навести порядок на рабочем столе. Самое умное будет переместить все предметы, которые могут отвлекать внимание, в другое место.

Вместо их поставьте на столе вкусные закуски и чистую воду. Тогда у ребёнка не будет необходимости выходить в другую комнату, чтобы что-то съесть или выпить воды: это позволит поддерживать концентрацию на высоком уровне.

Выбор метода обучения имеет значение

Не существует универсального метода обучения. Некоторые люди лучше запоминают написанный текст. Для других эффективным способом будет прослушивание или самостоятельное выполнение заданий.

Каким образом узнать, что будет лучшим для вашего ребенка? Спросите его, что лучше всего он запоминает на уроках. Если ответит, что это были сообщения учителя в устной форме, вы уже знаете, что наиболее целесообразными будут методы, использующие слуховую память. Если ваш ребёнок с легкостью осваивает прочтённое содержание, акцентируйте внимание на методах зрительной памяти.

Третьей возможностью является обучение через выполнение упражнений. Здесь подойдет простое переписывание, а также решение простых задач.

Соответствующая музыка усиливает концентрацию

Музыка благоприятно влияет на концентрацию внимания. Связано это с тем, что человеческий мозг работает на двух уровнях внимания – сознательном и интуитивном.

Первый уровень – это рациональное мышление: анализирует, внимательно изучает проблемы, ищет решения, основанные на проверенных данных. Для второго уровня характерна интуитивность и эмоциональность. Исследования показывают, что трудности с концентрацией на конкретной задаче могут быть результатом чрезмерной активности второго типа внимания. Любой громкий, неожиданный звук является для него стимулом. Поэтому его следует отключить. Лучший способ сделать это – слушать музыку!

Только помните, что для определенных действий, стоит использовать определенные типы музыки. Задачи, требующие логического мышления и анализа данных, лучше решаются под звуки расслабляющей музыки. Для творческих задач лучше подходит динамичная музыка, выдержанная в подходящей эмоциональной тональности.

Компьютерные игры развивают мозг

Эта информация может быть неожиданной. Оказывается, что компьютерные игры повышают концентрацию внимания, развивают наблюдательность, учат стратегическому мышлению, практикуют быстрое формулирование правильных выводов.

Классный час (3 класс) на тему: Компьютер в школе

В последние годы я часто задаю себе вопрос: каким быть человеку XXI века, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нём сегодня? Всматриваясь в лица своих учеников, пытаюсь найти ответы на непростые вопросы: как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Кто или что поможет мне увлечь детей в мир знаний; детей, только-только перешагнувших порог школы?

Может быть, мне сможет помочь он?

-Он рисует, он считает, проектирует заводы,

 Даже в космос он летает, и даёт прогноз погоды.

   Миллионы вычислений может сделать за минуту.

              Догадайся, что за гений? Ну, конечно же – компьютер!

Почему именно компьютер я решила привлечь в качестве союзника и помощника? Попробую объяснить свой выбор.

Во-первых, наиболее важен для детей младшего школьного возраста фактор привлекательности. Движение, звук, цвет на экране способствуют передаче информации в понятной и привлекательной форме, а новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения.

Во-вторых, учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления и именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие интеллекта.

В-третьих, сегодня даже в среде младших школьников заметен повышенный статус ученика, просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера.

В-четвёртых, используя компьютер можно организовать обучение детей с учётом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку.

И, наконец, самая главная причина заключается в том, что компьютер – это машина, которая может отвечать разным интересам школьника:

к рисованию, сочинительству, музыке, конструированию, наукам. Важно только помочь детям в осознании того, что компьютер – это, прежде всего, инструмент познания, а не престижная игрушка.

А что об этом думают сами дети? Вот только некоторые из их высказываний, смысл которых можно выразить словами английской пословицы: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

— На уроке математики нам показывали на экране, как правильно вычитать в столбик. Мультяшка Горди очень подробно всё объяснял, и я хорошо поняла тему урока.

— Компьютер нужен на уроках окружающего мира. Нам показывают картинки животных, растений. И даже фильмы, как в кино.

— На уроке чтения нам надо было объяснить значения устаревших слов, и мы нашли их в электронном энциклопедическом словаре.

Родителям моих учеников были предложены для обсуждения вопросы: «Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?», «Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться его?».

И вот к каким выводам они пришли:

1. Наступивший век – эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера всё равно не удастся, да и не нужно.

2. Всё зависит от того, как подойти к организации работы на компьютере. При правильном подборе рода занятий он превращается из монстра из страшилок в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.

3. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно – достаточно следить, чтобы чадо выполняло те правила, которых придерживаются взрослые, сидя за компьютером.

В нашей школе, благодаря президентскому гранту в 1 миллион, из 17 кабинетов оборудованы ПК 14 (в том числе кабинет завуча и библиотека, 2 кабинета начальных классов). В распоряжении учителей и учащихся находятся 2 кабинета информатики. Но удобнее всего проводить занятия с младшими школьниками в кабинете начальных классов, чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в этом случае не рассматривается, как объект изучения, а становится современным средством обучения математике, русскому языку, естествознанию.

Самая распространённая форма обучения в начальных классах – фронтальная. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с программой (или мультимедийной презентацией) и другие формы деятельности:

·        ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;

·        обсудить просмотренный материал с классом;

·        совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;

·        индивидуально выполнить работу в тетради, альбоме;

·        выполнить некоторые задания в группах или парах.

Например, при знакомстве с растительным и животным миром лесов,     дети не только рассмотрели на карте расположение этой зоны на всех частях света, посмотрели фильм о животных лесов, но и поработали с гербарием, выполнили задание в тетради на печатной основе. А в конце урока попробовали ответить на вопросы по новой теме, используя и материал презентации, и текст в учебнике, и выводы, полученные в результате самостоятельной работы.

На уроках технологии и изобразительного искусства школьники с большим интересом смотрят презентации на темы: «Виды и жанры изобразительного искусства», «Золотые узоры Хохломы», «Из истории русского костюма» и другие.

На уроках музыки компьютер просто незаменим, особенно если установлена программа Караоке. Она даёт возможность разучивать слова и мелодии любой песни, проводить репетиции к внеклассным мероприятиям.    

Значительно интереснее проходят классные часы о соблюдении техники безопасности, правил поведения в школе или столовой, если показать детям презентацию с использованием не только стихов, плакатов, но и местного материала, например, фото из школьной столовой, из рекреации во время перемены. Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов.

При проведении уроков русского языка и математики кроме фронтальной работы при объяснении нового материала (например, с использованием электронных учебных пособий для начальной школы «Математика и конструирование», «Дракоша и занимательная геометрия», «Считай и побеждай») можно компьютер использовать как «электронную доску» в режиме «вызова» к нему учащихся для выполнения тренировочных заданий. Учитывая, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 10-15 минут, на каждом уроке можно вызвать к так называемой «электронной доске» 2-3 учащихся. Таким образом можно организовать уроки повторения и закрепления пройденного. На уроках русского языка – используя программу «Фраза». На уроках математики – с помощью электронного пособия «Математика и конструирование». Положительные стороны такого подхода заключаются в том, что:

·        детям очень нравится работать на компьютере, повышается интерес к предмету;

·        каждый ученик работает в своём темпе, в случае необходимости он может вернуться к тому материалу, который не понял;

·        обучение идёт индивидуально и способствует развитию самостоятельности;

·        материал снабжён рисунками, анимацией, звуковым сопровождением, а всё это оказывает положительное воздействие на ученика;

·        сочетается контроль и самоконтроль;

·        появляется возможность быстро и эффективно провести тестирование и оценить успехи ученика;

·        неуспевающие дети в устном диалоге часто боятся неверного ответа. У компьютера они чувствуют себя свободнее, так как никто не выговаривает им за неправильное решение. В этом случае дети практически не испытывают чувства неловкости или замешательства, с большей готовностью отвечают на вопросы, даже если не совсем уверены в правоте.

           Таким образом, использование компьютера в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого школьника. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то основная задача, стоящая перед учителем, заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели.

        К.Д.Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом.

        Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой. Недаром пословица гласит:

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я могу запомнить.

Вовлеки меня – и это станет моим навсегда»

Компьютер в начальной школе

Курс «Развитие ребенка с помощью компьютера» ведется в школе с 1 по 4 класс. Этот курс не ставит своей целью изучение информатики, а направлен на решение задач, стоящих перед учителем начальных классов. Для поддержки курса созданы пакеты компьютерных игр, предназначенных для формирования или закрепления учебных навыков по математике, чтению, русскому языку, а также игры на развитие внимания, памяти, мышления, словесные игры. При создании компьютерных программ ставилась цель реализовать две основные идеи:

  1. компьютер необходимо использовать только там, где он действительно дает больший эффект по сравнению с традиционным обучением;
  2. игра — лучший способ обучения ребенка.

.

Учитель, решающий вопрос о применении компьютера в начальной школе, должен чувствовать, где и в чем компьютер может быть полезен. Компьютер — хороший инструмент, но он влияет на здоровье и нервную систему ребенка. Ученику начальной школы нельзя работать за компьютером более 20 минут. Поэтому и возникает проблема использовать эти 20 минут с наибольшей эффективностью. Очень важно для учителя — уметь выбирать приоритеты обучения и развития ребенка на каждом возрастном отрезке. Наш курс разделен на три части. Первая часть включает словесные игры, тренажеры на устный счет, игры на развитие внимания и памяти; во второй части курса к ним добавляются игры орфографического тренинга по русскому языку, простейшие логические игры; в третьей — более сложные логические игры, скорочтение, языковые головоломки.

Другая, не менее важная компонента курса — игры, в которые мы играем с детьми без компьютера. Цели этих игр те же, это — развитие памяти, внимания, мышления, совершенствование учебных навыков. Два этих типа игр, компьютерные и обычные, дополняют друг друга.

Использование наших компьютерных программ на уроках выигрывает по сравнению с традиционным обучением по ряду причин:

1. Сздается творческая положительно-эмоциональная атмосфера на уроке: использование красивой графики, сказочной оболочки в обучающих программах приводит к тому, что дети с нетерпением ждут компьютерных уроков и мотивация обучения очень высока. Для этого же используется эффект новизны: различные сказочные оболочки для игры с одной и той же учебной целью позволяют поддерживать постоянный интерес ребенка.

2. Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной целью, поэтому удается добиться косвенности обучения, а косвенное обучение самое прочное и неутомительное. Ребенок спасает космическую станцию от метеоритов, а решается задача совершенствования навыков устного счета. Ребенок ищет выход из пещеры дракона, а развивается его память и внимание.

3. Происходит интенсификация обучения. Ребенок постепенно, каждый в своем темпе, решает, например, за 20 минут около 30 языковых головоломок или 30-40 примеров на устный счет, причем мгновенно получает оценку правильности своего решения.

4. Возможность добиться успеха за небольшой промежуток времени, вызывает желание работать еще и еще. Поэтому игра должна быть доступной для ребенка, иметь несколько уровней по времени или по сложности. Один цикл игры не должен занимать более 3-4 минут, чтобы за 20 минут работы ребенок мог освоить несколько уровней и ощутить результативность игры.

5. Параллельно у ребенка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Он осваивает клавиатуру, знает значение основных клавиш, умеет ввести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя.

Мне кажется, что в младшей школе необходимо только знакомство с основами компьютерной грамотности, редкие (не чаще раза в неделю) непродолжительные занятия. Ведь нравится нам это или нет, но компьютеры уже прочно вошли в нашу жизнь. И ребенку рано или поздно придется их осваивать. Другое дело, чтоб при этом не причинить вред здоровью ребенка, в том числе и психическому. Т.е. нужно строго ограничивать время, проводимое за компьютером. Обязательно занятия за компом чередовать с физическими нагрузками. И важно, чтоб кроме компьютера у ребенка были другие увлечения. чтоб компьютер не стал навязчивой идеей. Ну и, конечно, соблюдение санитарно-гигиенических норм при занятиях за компьютером, чтоб не испортить зрение, осанку.

Я сколько могла, не покупала домой компьютер. В младших и средних классах основы информатики у дочки были раз в две недели. И иногда, совсем нечасто я разрешала ей немного поиграть за компьютером у себя на работе. Этого вполне достаточно, чтоб не чувствовать себя инопланетянином среди детей, имеющих компьютер дома. А вот в старших классах я поняла, что без домашнего компьютера не обойтись. Иначе мне бы просто пришлось всю домашнюю работу по информатике делать за дочку. Конечно, первые несколько месяцев после покупки компьютера дочка проводила за играми много времени. А потом как-то все стало на свои места. Учеба и занятия танцами занимали много времени, а еще и погулять хотелось.

Мне кажется, в начальной школе компьютеры не нужны. Так дети быстрее станут несамостоятельными, не научаться пользоваться библиотекой и разговаривать с людьми лично, подсядут на Интернет, опять же. Что делать в социальной сети детям? Я заглядывал в одну из социальных сетей с аккаунта племянницы (в пятом классе). Только выяснения отношений, мат, словесные перепалки и оскорбления. Все это умело приукрашено смайлами и красивыми анимациями. Это, в принципе, и суть интернета. Общение с компьютером лучше ограничить, хотя бы класса до восьмого. И то, на уроках информатики учить детей не серфить по сайтам и раскладывать пасьянс (что, несомненно, понадобиться им при профессиональной деятельности), а изучать математическую логику, работать с графическими редакторами, пытаться программировать.

Чтобы освоить элементарные действия на компьютере сегодня не придется долго учиться. Большинство действий интуитивны, их ребенок может освоить и в более старшем возрасте.

Компьютеры могут быть использованы во благо для обучения детей в начальной школе. Нужно только с умом подобрать программы, которые будут предложены детям. Обучающие игры могут помочь закрепить материал, и детям будет интересно. Я — за компьютеры в начальной школе.

Моя дочка познакомилась с компьютером в 3 года, и я не жалею.

людей — вот это плохо, думаю что человек ещё не эволюционировал так быстро, чтобы вжиться в компьютер.

А для образования — это конечно хорошо, люди становятся более грраммотнными мозгами, но слабеют физически…

Нам уже никуда не уйти от прогресса. И дети должны осваивать компьютеры — им жить в полностью компьютеризированом мире.

Компьютеры в начальной школе — это очень хорошо, а вот дома у 6-7ми летки — это плохо.

Дома одни игрушки, и всё. Бесконечное сидение за ним как только родители отвлеклись, и т.п.

А как раз в школе — это реальное знакомство с тем, что может такая техника, использование компьютера для обучения. И время, проводимое за ним, небольшое.

Компьютер в начальной школе это ни хорошо, ни плохо — это данность, которая уже существует. Школьники же не в школе безконтрольно сидят за компьютером. Дома почти у всех есть, да еще и не по одному, так что школа здесь не носитель зла. Что делает ребенок на компе, в какие игры играет, на какие сайты заходит все это можно и нужно контролировать, все это можно сделать так, что и ребенок знать не будет, что вы просматриваете эту личную (с их точки зрения) информацию. С ребенком нужно разговаривать, учить его пользоваться интернетом не от скуки, можно и заинтересовать его чем-то. Иначе получается: раньше улица была виновата, теперь интернет, а дети-то наши и мы за них ответственны. Уберете комп, пойдет на улицу, а надо чтобы он с вами был.

КОМПЬЮТЕРЫ В ШКОЛЕ И ДОМА

Наука и жизнь // Иллюстрации

Лет пятнадцать назад никто и представить не мог, что компьютеры, в то время именовавшиеся словосочетанием «электронно-вычислительная машина» или для краткости ЭВМ, станут удобной и необходимой принадлежностью рабочего и домашнего быта. Нам, ученикам математической школы, которых водили для знакомства с электронной техникой в педагогический институт, демонстрировали громоздкое сооружение размером с внушительный письменный стол, со скоростью вычисления 200 операций в секунду (у современных персональных компьютеров этот параметр составляет более 50 миллионов операций в секунду) и пишущей машинкой вместо клавиатуры и дисплея. Нам трудно было даже вообразить, что исчезнут перфокарты, отпадет необходимость в знании «алгола» и «фортрана», а программирование станет вовсе не обязательным для работы на компьютере — люди научатся обращаться с ним, как с телефоном, телевизором и другой домашней техникой. В конце двадцатого века научно-технический прогресс движется так стремительно, что результаты его можно наблюдать в течение одного десятилетия. Вот уже и в школе появился обязательный предмет - информатика. (В некоторых вузах он даже заменяет физику на вступительных экзаменах, хотя с этим решением трудно согласиться: ведь физика — это фундаментальная наука, а информатика всего лишь обслуживающая дисциплина, и развивается она так быстро, что трудно себе представить хороший учебник по информатике.) Компьютеры есть и во многих семьях. С их помощью можно работать и изучать языки, играть в увлекательные игры, тренировать свою память и реакцию, путешествовать по городам и музеям, не выходя из дома. А если вы пользователь «Интернета», вы сможете узнать сегодняшние цены в парижских ресторанах и какие картины выставлены в галерее Тейт в Лондоне.

Социологические исследования показывают, что компьютер для мужчин — это способ вложения денег и средство самоутверждения, женщины же относятся к нему более практически. Они меньше увлекаются компьютерными играми и освоением новых программ, но ценят компьютер как способ облегчения работы и общения.

А для ребенка компьютер — новый веселый домочадец, который поможет ему отправиться в сказочную страну, нарисовать любимых героев, устроить спортивные соревнования. Но тут-то и начинаются неприятности. И первая из них та, которую ученые называют компьютерной зависимостью. Суть этого недуга в том, что ребенок отчасти очеловечивает компьютер, он привыкает общаться только с ним, и все свои положительные и отрицательные эмоции опробует в основном с его помощью. Удовольствие, любопытство, снятие напряжения постепенно становятся возможны только через посредство компьютера. Ребенок попадает в психологическую зависимость от машины. Уже есть научные данные о том, что ребята, увлекающиеся компьютерными играми, часто испытывают детские страхи, они раздражительны и некоммуникабельны, у них нет настоящих друзей.

Есть и другие опасности, которые приносит постоянное общение с компьютером в нашу жизнь.

Компьютер - сравнительно недавнее изобретение человечества. Исследования его влияния на здоровье и работоспособность человека только начинаются. Однако уже сейчас ясно, что игрушка эта далеко не так безопасна, как кажется на первый взгляд: 90 процентов профессиональных компьютерщиков страдают от болей в спине и шее, жжения в глазах, ухудшения зрения.

С чем это связано? Прежде всего, с неподвижной и часто неудобной позой во время работы. Длительное сокращение одних и тех же мышц ухудшает кровоснабжение внутренних органов, и особенно - мозга. Неблагоприятно влияют на работающего и слабые электромагнитные излучения, которые испускает компьютер. Кроме того, изображение на экране дисплея обладает коварной особенностью - оно состоит из светящихся точек, и чем крупнее эти точки, тем меньше времени человеческий глаз может смотреть на них без утомления и без вреда для себя. В современных компьютерах размер такой точки — не более 0,3 мм. В устаревших моделях, которые нередко продолжают использовать, светящиеся точки гораздо крупнее, частота мельканий изображения на экране дисплея значительно меньше, и поэтому глаза испытывают большее напряжение. Все это вместе приводит к тому, что человек за компьютером гораздо быстрее устает, чем за обычным письменным столом. А как же дети? Ведь их мышцы, нервы, позвоночник, глаза все еще находятся в развитии, а значит, более уязвимы, чем у взрослых. И последствия вредного влияния компьютера на их здоровье могут быть гораздо более серьезными. Современные школьники подвергаются действию электромагнитного излучения не только дома, но и на уроках информатики, где проконтролировать соблюдение техники безопасности каждым ребенком бывает практически невозможно.

Специальные исследования показали, что в 60 процентах московских школ для занятий информатикой используются устаревшие компьютеры типа Агат, ДВК, Ямаха, БК. Что уж тогда говорить о компьютерных классах в провинциальных городах России! Компьютеры для школьных занятий, как правило, покупаются по принципу жесткой экономии. На экранах устаревших компьютеров практически невозможно добиться четкого и стабильного изображения - такие модели давно запрещены медиками для использования в школах, но этот запрет практически нигде не выполняется. В результате, как показали обследования школьников, дети после занятий на компьютерах в школе устают сильнее, чем после обычных уроков. На утомление глаз после обычных уроков жаловались 9 процентов школьников, а после информатики — 38 процентов.

Уже сейчас количество близоруких детей растет с катастрофической скоростью. Сегодня от первого класса к девятому число детей с нарушениями зрения увеличивается в 10 раз, а ведь эра школьных компьютеров только начинается.

Во время занятий информатикой не соблюдаются и многие другие правила техники безопасности. Прежде всего, для школьников продолжительность работы на компьютере равная времени школьного урока - недопустима. Даже старшеклассникам медики рекомендуют работать за дисплеем не более 30 минут, для младших и средних школьников продолжительность урока должна быть 20 минут. Кроме того, часто за одним компьютером работают сразу два ребенка, так что один смотрит на экран сбоку. Такая позиция резко ухудшает качество изображения на экране, и глаза испытывают повышенную нагрузку. Не всегда используются и защитные фильтры, помогающие убрать блики на экране и улучшить контрастность изображения. Фильтр снижает опасность электромагнитного излучения, но и он гарантирует безопасность только в определенной части пространства: представьте себе широкий луч, выходящий с экрана дисплея, это и будет защищенная зона. А в остальной части комнаты остается опасность облучения, поэтому дети не должны сидеть, играть, что-нибудь делать «за спиной» компьютера. Размещение компьютеров в классе информатики должно быть продумано так, чтобы дети не попадали под облучение соседних мониторов.

Об этих правилах безопасности следует помнить и дома. Для компьютера лучше отвести отдельную комнату — кабинет. Категорически не рекомендуется ставить его в спальню — не стоит совмещать зону отдыха и зону работы, это создает психологический дискомфорт.

Монитор компьютера во время работы не нужно ничем накрывать — он может перегреться. После того, как работа закончена, и монитор, и клавиатуру лучше накрыть прозрачным футляром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *