Как на фотоаппарате сделать боке: Советы по созданию боке на фотографиях и выбору лучших объективов для этого – Эффект боке — что за зверь? | Объективы | Блог

Содержание

Эффект боке — что за зверь? | Объективы | Блог

Боке — очень часто встречаемый художественный приём в фотографии, суть которого кроется в размытии заднего плана. Обычно выглядит как кружочки, которые сливаются или остаются раздельными, образуя неповторимый рисунок тем самым выгодного выделяя объект съёмки. Как и любой другой художественный приём он может быть использован неправильно, и, как следствие, будет достигнут «неожиданный» эффект, в результате которого фотография не оправдает ожиданий.

Как же так получается? В фотокамерах боке получается за счёт оптической схемы — высокой светосилы, больших фокусных расстояний и размера матрицы. Чем выше эти параметры у объектива, тем больше разница в размерах кружка в фокусе или не в фокусе.

В смартфонах же всё наоборот, и масла в огонь здесь добавляет дифракция.Она ограничивает минимальный размер кружка в фокусе. Поэтому, до недавнего времени, боке формировалось программно и силами редакторов. Сегодня производители смартфонов уже вводят программно-аппаратные методы. Но не всё так просто, разберемся по порядку.

Виды боке

Производители объективов для фототехники стремятся к наиболее качественному изображению каждый своими способами. Поэтому боке получается очень разнообразным, и его принято делить на разные виды.

Окрашенное боке. Не самый удачный тип, особенно для портретной съемки — по краю лица могут появиться нежелательные артефакты в виде зеленого контура.

Происходит это из-за особенностей компенсации хроматических аберраций. Фокусное расстояние объектива зависит от длины световой волны, но расстояние, с которого происходит фокусировка, всегда разное. Как результат — большинство современных объективов имеет зеленоватое окрашивание боке за объектом съёмки и пурпурное перед ним. Легкое окрашивание удаляется программно, но против сильных артефактов это не работает, поэтому здесь уже приходится работать руками. Есть конечно объективы, свободные от этого недостатка, но они достаточно дорогие для начинающих фотолюбителей.

Крученое боке получается из-за недостаточного размера передней линзы, или неподходящей бленды. Кружки меняют свою форму, усиливается за счёт астигматизма от которого современные оптические схемы свободны, поэтому в ярко-акцентированном виде встречается только в старых объективах и их репликах. Добавляет динамики в кадр, создает ведущие линии даже там, где их нет, то есть кардинально меняет композицию кадра. Требует аккуратного применения, особый подвид получается в очень светосильных объективах с большой кривизной линз из-за чего падающий под большим углом свет отражается от линзы, а не преломляется, и кружки начинают как бы рваться.

Жесткое боке. Подавляющее большинство объективов имеет как раз такой тип.

Проявляется благодаря дифракции на краю оправ линз и прочих конструкций объектива. Край ярче чем центр, это удобно и красиво при ночной съемке, так как создаёт воздушный фон из одиночных светящихся фонарей или гирлянд.

А вот днём это может смотреться не так эффектно, кружки сливаются.

Это приводит к удвоению линий — веток, травы, столбов, прутьев ограды, пальцев на руке и т.д.

Бонусом объективов с жёстким боке является кажущаяся резкость вблизи фокуса. Небольшие кружки образуют резкие линии, из-за этого может показаться, что фотография была обработана программными фильтрами.

Не так много объективов, в которых с эффектом жесткого боке решили бороться кардинально с помощью специального встроенного аподизационного фильтра (фильтр, который обеспечивает естественное сглаживание и размытие частей изображения, не попадающих в фокус). Это не прошло даром для эффективной светосилы объектива, что делает его не столь привлекательным для съёмок, которым требуется большая скорость затвора. Зато это удобнее при работе днём, когда встречается перегруженный фон.

Добавим конкретики

Самый дешёвый способ прикоснуться к правильному боке — портретные объективы — их основное назначение, как можно понять из названия, — портреты.

Например, обычный 50 F2 и подобные, но сам диапазон портретных объективов от 35 до 135–200. Для качественного изображения и высокой светосилы им не требуется особая точность изготовления, дорогие материалы или сложная форма линз. Но это не означает что эффект, который они будут создавать — одинаковый.

Старые объективы зачастую дают более сложное боке, но расплачиваться за него приходится тем, что они рассчитаны на плёнку, количество передаваемых деталей у которой ограничено.

Даже на дешевой зеркалке можно добиться размытия фона, при наличии китового объектива 18–135. На длинном конце будет неплохое боке, но из-за сжатой перспективы объект съёмки может казаться отдельным от фона. Стоит отметить, что не в каждом помещении будет встречаться достаточно места и освещения для низкой светосилы таких объективов.

А вот съемка ростового портрета с боке — задача уже не дешёвая, даже для любительских зеркалок, даже не смотря на крупную матрицу. Но тут можно схитрить с помощью бокерамы. Делается это до безобразия просто — отключается автофокус и сшивается панорама. При некоторой сноровке и небольшом количестве снимков выполняется даже с рук, но в идеале желательно иметь штатив с панорамной головкой. Полученный таким образом снимок может иметь боке недостижимое физически никаким объективом даже на среднем формате.

Что у смартфонов?

Смартфонам по части размытия фона повезло меньше, что сподвигло производителей хитрить.

Некоторые, к примеру, используют разные объективы в многокамерных моделях, за счёт чего вплотную подходят к камерам начального уровня, но по-прежнему не дотягивают до любительских зеркалок.

Для компенсации этого оставшиеся камеры используются для определения глубины в кадре.

Подставка оказывается более размытой чем фон позади подставки

Такая обработка также не лишена недостатков — программа не обладает полной картиной — в лучшем случае о частичных перекрытиях, в худшем — объекты, лежащие на одной линии между камер, не позволяют определить расстояние, и, как следствие, переходы (из зоны фокуса в зону боке) могут выглядеть не естественно. В многокамерных смартфонах данные о глубине кадра для алгоритма берутся из разницы между картинки с камер. Если контрастности объекта не хватает, или, например, если это столб, а у смартфона камеры расположены вертикально, то такой объект будет на одной линии с камерами и в итоге алгоритм их определит как бесконечно удалённые и очень сильно размажет.

Другие производители используют «стекинг» — объединяется несколько фото с разной фокусировкой. Но в этом случае уже малоконтрастные объекты сбивают алгоритм с толку.

«Пленоптический прием»

Пленоптическую камеру впервые произвели на свет инженеры бренда Lytro. Tакая камера предоставляет наиболее точные данные о глубине в кадре. Благодаря этому становится возможной смена фокуса после съёмки. Реализуется любое боке, какое вздумается оператору. Но эти камеры, к сожалению, так и не получили популярности, так как программное боке, все-таки, выглядит не совсем естественно.

Именно здесь нельзя не упомянуть Canon 5D Mark IV, в котором с помощью технологии Dual Pixel может получаться некое подобие эффекта, создаваемого в пленоптической камере.

Пододвинуть зону фокуса в ней можно всего на ⅓ ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), или придется «двигать» боке. Mark IV делает 2 снимка под разными углами. С помощью родного ПО — Digital Photo Professional можно их сдвинуть если фон неудачно наполз на лицо например. Перемещение на ⅓ ГРИП может быть полезно при съёмке на самую широкую диафрагму — когда в неё даже глаз целиком не помещается. Ошибка в работе автофокуса может быть и не заметна сразу.

В теории можно сшить стек из таких изображений и получить полностью резкий объект, но Digital Photo Professional делает это слишком медленно, а Photoshop пока не умеет автоматически сшивать стеки. Любителей предметной макросъёмки таким не напугать, но тут уже вопрос в коммерческой портретной съемке, где всё надо делать в сжатые сроки, а такая обработка занимает очень много времени. В свою очередь профессионалы в предметной макросъемке используют рельсы для получения стека за счёт чего достигается полная автоматизация процесса.

Не смотря на то, как это все эффектно звучит, специалисты в области фотографии восприняли такие приемы без энтузиазма, не в последнюю очередь благодаря отсутствию поддержки сторонними программами.

И помните — искусство не бывает неправильным, оно бывает спорным.

создаём необычные кадры с высоким разрешением / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии

Бокерама. Панорамная съёмка с эффектом боке: создаём необычные кадры с высоким разрешением

Панорама из 8 горизонтальных кадров

В предыдущих уроках мы разбирали технику панорамной съёмки. Для достижения более широкого угла обзора можно склеить несколько отдельно снятых кадров. Панорама — это не обязательно длинная «колбаса», которую неудобно смотреть на экране ПК или смартфона; соотношение сторон панорамы может быть любым. Мало того, панорама может быть не только горизонтальной, но и квадратной, и вертикальной.

Склейка двух горизонтальных кадров

Склейка двух горизонтальных кадров

А ещё панорамную съёмку можно использовать для снимков с необычным сочетанием малой глубины резкости, размытого фона и широкого угла обзора. На сленге фотографов такой вид панорамы часто называют бокерамой (от слов боке и панорама).

Склейка двух горизонтальных кадров
  • Сделать картинку с широким углом обзора и при этом с сильно размытым фоном поможет панорамная съёмка на открытой диафрагме, или бокерама.

  • Получить фото, близкое по виду к снимкам со среднеформатных камер, на которых даже широкоугольные объективы дают малую глубину резкости, также поможет данный приём.

  • Допустим, вы хотите снять пейзаж или архитектурный ансамбль при слабом освещении, без штатива. При этом из светосильных фиксов, позволяющих снимать с рук, у вас есть лишь портретник со слишком узким углом обзора. В таких случаях тоже можно задействовать панорамную съёмку на открытой диафрагме и получить бокераму.

Исходное разрешение изображения — около 320 Мп. После ресайза — 150 Мп.

Исходное разрешение изображения — около 320 Мп. После ресайза — 150 Мп.

NIKON D850 / 70.0-300.0 mm f/4.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F5.6, 1/100 с, 300.0 мм экв.
  • Также панорамная съёмка поможет делать кадры высокого разрешения. С обычной 24-мегапиксельной камеры вполне можно получить изображение в 100 Мп и более.

  • С помощью панорамной съёмки можно замаскировать шум на высоком ISO. За счёт высокого разрешения картинки он будет не столь заметен, а при ресайзе снимка до разумных размеров практически сойдёт на нет.

  • Кроме того, бокерама позволяет делать кадры с любым соотношением сторон без потери деталей из-за кадрирования. Так, простая бокерама из двух-трёх кадров даст квадратное изображение с высочайшей детализацией.

Склейка двух горизонтальных кадров

Склейка двух горизонтальных кадров

Готовимся к съёмке бокерамы

Для такой съёмки подойдут относительно статичные сюжеты: пейзажи, натюрморты, элементы архитектуры и городской среды. Съёмка портретов тоже возможна, если человек в кадре не будет шевелиться пару секунд.

Объектив подойдёт практически любой. Если хочется получить заметное размытие фона, лучше использовать светосильную или/и длиннофокусную оптику. Я предпочитаю делать такие кадры на Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G, Nikon AF-S Nikkor 50mm f/1.4G, а иногда снимаю и на Nikon AF-P Nikkor 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR.

Nikon AF-S  Nikkor 50mm f/1.4G

Nikon AF-S Nikkor 50mm f/1.4G

Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G

Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G

Пожалуй, единственное требование к объективу — хорошая резкость как в центре кадра, так и по краям. Ведь края какого-то из снимков могут оказаться в центре вашего кадра. Также желательно, чтобы не было сильного виньетирования. Увеличить резкость и уменьшить виньетирование можно путем диафрагмирования объектива. Скажем, снимать не на f/1,4, а на f/2,2–f/2,8.

Определитесь с композицией. Мысленно обозначьте границы будущего кадра, где должна начинаться и заканчиваться панорама.

Если в кадре есть движение (например, человек или качающаяся ветка дерева), то оно должно быть локализовано в пределах одного кадра панорамы. Тогда панорама точно склеится без брака.

Панорама из двух вертикальных кадров

Панорама из двух вертикальных кадров

NIKON D850 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 110, F1.8, 1/400 с, 50.0 мм экв.

Теперь вспомним, как снимаются панорамы. Основная задача — снять несколько кадров с наложением друг на друга. Такой нахлёст одного кадра на другой должен составлять как минимум 30% их площади. Больше — лучше. Большой нахлёст гарантирует, что панорама в итоге сложится без проблем.

Кадров в панораме может быть сколько угодно — от двух до нескольких сотен. Чем больше кадров, тем шире угол обзора, тем больше разрешение итогового изображения. Но и тем сложнее будет склеить панораму: чем больше кадров, тем компьютер будет сильнее тормозить и тем выше риск получить артефакты от склейки. Поэтому начинать лучше всё-таки с панорам из 2–4 кадров.

Ориентация исходных кадров при съёмке может быть любая, как горизонтальная, так и вертикальная. Главное, чтобы они покрывали намеченный вами угол обзора.

В случае бокерамы не обязательно использовать штатив. Если нет ярко выраженного переднего плана в метре от камеры, то эффект параллакса будет выражен слабо и кадры, сделанные с рук, сойдутся без проблем. Просто нужно снимать с одной точки, не размахивая камерой между кадрами. Штатив потребуется в том случае, если выдержки будут слишком длинными для съёмки с рук.

Панорама из двух вертикальных кадров NIKON D850 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 320, F1.4, 1/1600 с, 50.0 мм экв.

Снимаем бокераму

Важно, чтобы экспозиция всех кадров панорамы была одинакова. Так что удобнее всего снимать в режиме М. Если вы снимаете с рук, настройте выдержку, исключающую появление на снимках шевелёнки.

Фокусировка на всех кадрах должна быть строго одинакова, иначе бокерама не сойдётся. Поэтому сразу фокусируемся в нужном месте и блокируем автофокус. Можно снимать в режиме покадровой фокусировки AF-S — в нём автофокус блокируется до тех пор, пока кнопка спуска остаётся полунажатой, за это время можно быстро снять все кадры панорамы.

Панорама из двух вертикальных кадров

Продвинутые камеры Nikon позволяют убрать автофокус с кнопки спуска, назначив его на специальную кнопку AF-ON. Таким образом, можно сфокусироваться один раз и не бояться, что фокусировка потеряется при неосторожном нажатии кнопки спуска.

Когда экспозиция и фокусировка настроены, дело за малым: снимать исходные кадры, аккуратно двигая камеру и обеспечивая должное наложение между снимками. Избегайте рывков камерой, это может дать смаз на фото. Помните, что движение должно быть изолировано в пределах одного кадра. Избегайте создания отдельных кадров, где есть одно лишь боке и отсутствуют резкие объекты или хотя бы контрастные контуры. Такие снимки вряд ли получится склеить в автоматическом режиме в Adobe Lightroom Classic.

Панорама из двух вертикальных кадров

Теперь осталось собрать все кадры воедино на ПК. Можно пользоваться любым ПО для склейки панорам. Их умеет собирать Adobe Photoshop, есть продвинутые программы типа ptGUI. Но мы воспользуемся самым простым и эффективным методом — соберём бокераму в Adobe Lightroom Classic. Плюс этой программы в том, что в ней можно сделать панораму прямо из RAW-файлов и продолжить работать с итоговым изображением точно так же, как с RAW.

Панорама из двух вертикальных кадров Панорама из двух вертикальных кадров

Просто импортируем все фото в программу, выделим их, щёлкнем правой кнопкой мыши и найдём пункт Merge — Panorama. Далее программа проанализирует снимки и предложит три разных варианта проекций. Как правило, с панорамами, снятыми на длиннофокусную оптику, хорошо работает прямолинейная проекция (Perspective), в противном случае можно выбрать цилиндрическую (Cyllindrical).

Панорама из трёх вертикальных кадров на Nikon AF-S Nikkor 50mm f/1.4G

Панорама из трёх вертикальных кадров на Nikon AF-S Nikkor 50mm f/1.4G

Выбираем проекцию, нажимаем OK и через некоторое время получаем сшитый воедино снимок в формате DNG, с которым можно продолжать работать так же, как с отдельным RAW-cнимком.

Бокерама — приём, позволяющий делать весьма необычные кадры, расширяющий творческие возможности фотографа. После небольшой практики создавать бокерамы не составит труда.

Как снимать боке?: nikonofficial — LiveJournal

Дорогие друзья, в преддверии праздников мы публикуем советы о том, как создавать волшебные праздничные фотографии с эффектом боке. В комментариях будем ждать ваши фотографии с боке и дополнительные советы.

Lindsay-Silverman-Bokeh-lights-1
Многие фотографы применяют эффект боке, фотографируя красочные огни праздника. Если вы выставляете настройки вручную, вы можете расфокусировать объектив для создания подобного эффекта. Этот снимок был снят при выдержке в 1/80, диафрагме F/4, ISO 5600, при приоритете диафрагмы.

Хотите знать, как фотографировать освещение на празднике, чтобы получить даже лучшее боке, чем на фотографиях профессионалов? Лучше всего использовать съёмку в приоритете диафрагмы или вручную установить экспозицию, чтобы проконтролировать диафрагму и выдержку.

Свет как главный объект
Для изображения, где единственным объектом съёмки являются праздничные огни, лучше всего сосредоточится на снимке ёлки или большого скопления фонариков. Если у вас есть штатив, установите камеру на него или поместите фотоаппарат на устойчивую поверхность. Если вы держите Nikon в руках, включите систему стабилизации изображения в объективе, активировав VR.

Используйте широкую диафрагму в f/4 или больше. Если вы снимаете в режиме приоритета диафрагмы, вам понадобится самая маленькая выдержка. Вам также нужно установить убедиться, что экспозиция установлена правильно. Не бойтесь увеличивать ISO. Секрет удивительных снимков мягких разноцветных шаров света в том, чтобы вручную сфокусировать камеру, оставив огни вне фокуса.

Lindsay-Silverman-Santa-Bokeh
Используя только окружающий свет, фотограф смог направить всё внимание на фигурку Санта-Клауса. Игрушка солдата на заднем плане оказывается вне фокуса из-за большого значения отверстия диафрагмы, выставленного фотографом. Это позволяет усилить эффект боке, созданный праздничными огнями. Настройки: выдержка 1/20, диафрагма f/5,7, ISO 640, приоритет диафрагмы.

Свет как фоновый эффект
Для изображения, где вы хотите сохранить эффект боке для фона, настраивайте камеру почти так же. Единственная разница — главным предметом должен стать человек или объект, находящийся близко к камере.

Используя широкую диафрагму и сосредоточившись на главной теме, вы оставите свет на заднем плане вне фокуса. Для более мягкого, сияющего эффекта, переставьте фонари подальше.

Lindsay-Silverman-tree-ornament-with-bokeh
Эта фотография является примером того, как фокусироваться на объекте на переднем плане. Свет на заднем плане позволяет создать классический эффект боке, а фон помогает выделить объект съёмки. Настройки: выдержка 1/80, диафрагма f/4, ISO 4500, приоритет диафрагмы.

Статья была переведена с сайта nikonusa.com. Следите за нашими новостями!

Другие материалы:
Как придать фотографии новогодний характер? Часть 1
Что подарить фанату Nikon?
Как придать фотографии новогодний характер? (часть 2)
10 подарков для фотографов
Как фотографировать на праздниках

Создание красивого боке у вас дома

Детали урока

  • Трудность: средняя
  • Время выполнения: 15-30 Минут

Термином «боке» принято называть расфокусированную область фотографии, обычно создаваемую источниками света и цвета позади объекта съемки. Этот полезный совет пошагово научит вас созданию красивого боке с использованием елочных гирлянд.

Это особенно полезно, если вы хотите получить красивое боке на заднем плане, но оказались в помещении, лишенном источников света, рисующих красивое боке. Добавление красивого боке может создать очень интересный и привлекательный эффект для Ваших фотографий.

Что такое Боке?

Боке – в сущности зона нерезкости.  Многие люди понимают его как расфокусированную область фотографии, которую можно улучшать с помощью источников света и цвета позади объекта съемки.

Я – большой поклонник творческого боке в фотографии, но, из-за моего плотного графика, мне пришлось снимать много фотографий вечером дома. Оказалось, что съемка в такой обстановке очень ограничена, что вынудило меня использовать другие ресурсы, которые не используешь обычно в фотосъемке днем или на улице.

Этот полезный совет покажет вам пошаговый процесс создания вашего собственного красивого боке из елочных гирлянд в домашней фотосъемке. Этот эффект особенно полезен, если вы снимаете небольшие неодушевленные объекты, а также людей и домашних животных.

Что вам понадобится

  • Правильный объектив: Чтобы получить высококачественное боке, рекомендуется использовать объектив с очень открытой диафрагмой, такой как f/1.8 или f/1.4. Для этого урока я буду использовать объектив Nikkor 50 мм f/1.8. Вы также можете использовать такие объективы как Nikkor 50 мм f/1.4 или Canon 50 мм f/1.8 или f/1.4. Если ваш объектив имеет диафрагму f/2 или меньше, вы все еще можете создать красивое боке, но размер и качество вашего боке пострадают.
  • Елочная гирлянда (любой цвет подойдет)
  • Штатив (опционно)
  • Вспышка и аксессуары для нее (опционно)

Шаг 1

Настройте свою камеру, как вы обычно делаете для комнатных снимков, но диафрагму установите в самое открытое положение, желательно f/1.8 или f/1.4 (в зависимости от Вашего объектива).

Для этого урока я буду использовать Nikkor 50 мм f/1.8.

Шаг 2 (опционно)

Если дома достаточно светло, вы не должны использовать вспышку. Попробуйте установить вспышку отдельно от камеры, нацеленной к предмету съемки. Если у области, в которую вы планируете поместить огни, есть отражающие поверхности, вы можете также направить вспышку на фон, так, чтобы отражение света от тех поверхностей также приняло участие в формировании боке.

Если у вас нет вспышки, и освещение слабое, вы должны установить камеру на штатив и использовать более длинную выдержку.

Для этого урока я буду использовать Nikon SB 600 с рассеивателем, установленную справа от камеры.

Шаг 3

Закрепите елочную гирлянду. Попытайтесь развесить лампочки равномерно по фону, который вы планируете заснять, либо разместите их в каком-то определенном порядке. Если вы не можете найти способ закрепить лампы, вы можете использовать книжную полку и канцелярские клипсы, чтобы закрепить огни на полке.

Гирлянды, которые я использовала для этого урока, автоматически изменяют цвет, от белого до синего.

Шаг 4

Настройте объект съемки. Я нахожу, что боке оказывается лучше, если я помещаю предмет съемки примерно в полутора метрах перед гирляндами. Чем дальше Вы помещаете предмет от фоновых огней, тем лучше.

Первое изображение показывает боке от гирлянды, находящейся на расстоянии в полутора метрах от объекта, и второе изображение показывает боке от гирлянды, находящейся в полуметре от объекта. 

Конечно, если вы предпочитаете, чтобы Ваше боке было меньшим, дело ваше. Я говорю о своих предпочтениях.

Шаг 5

Если вы не используете объектив с фиксированным фокусным расстоянием, максимально зуммируйте объектив. Этот снимок был сделан с использованием Nikon 55-200mm в положении 95 мм (это максимум что я могла использовать в этой комнате). Хотя диафрагма была f/4.5, я смогла достигнуть лучшего эффекта боке, чем если бы я не увеличила масштаб вообще.

Шаг 6

Сфокусируйтесь на своем предмете съемки. Попытайтесь приблизиться к предмету, потому что, если Вы будете слишком далеко, боке пострадает и окажется меньшим. Этот снимок был сделан с тем же объективом 50 мм., как и в итоговом снимке, но с большего расстояния, что привело к меньшему боке.

Шаг 7

Нажмите спуск и вот, вы сделали фотографию с красивым боке, полученным из простых елочных гирлянд.

Боке — источник вдохновения

Дополнение от переводчика: красивое размытие и боке возможно не только на заднем, но и на переднем плане, между камерой и объектом съемки. Попадающие туда пылинки, мелкие предметы и другие объекты также могут быть красиво размыты, создавая художественный эффект на фотографии.

Автор:  Мари Стерджес.

Как создать эффект боке.

Поделиться статьёй:

Боке — французская коммуна, поселок в Казахстане, известный математик и один из эффектов художественной фотографии, так называемая размытость. Четыре значения — показатель для красивого слова. Этот творческий ход возник случайно — как-то фотограф заметил на фоне, который оказался в расфокусе, размытые цветные пятна, композиционно напоминающие мозаику. Если раньше боке сочли бы за брак, то сегодня этот прием активно используется в различных жанрах.

Содержание статьи:

Расскажем о том, как создавать боке, что нужно для гармоничной композиции, какими методами пользуются профессионалы.

Что такое боке и его виды

Боке придает снимкам особенную атмосферу, таинственность, если хотите — волшебство. Безусловно, многое зависит от героя кадра, акцентов в фокусе, которые расставляет автор, но красочный эффект размытости тоже очень важный прием.

Представьте два кадра: Девушка с чашкой кофе в кафе на фоне городской улицы. Все детали четкие, за окном видны прохожие и автомобили, чувствуется движение, в снимок входит динамика. Второй вариант — с боке. Та же девушка в том же кафе, только вместо четкого фона — разноцветные огоньки улицы, искусно слившиеся в рисунке боке. Фотография мгновенно меняет настроение, на смену движению приходит спокойствие, наслаждение моментом, романтика. Но чтобы световые пятна получились по задумке, нужно научиться создавать их.

Виды боке в фотографии

Боке любит геометрию. Квадраты, треугольники, ромбы, звездочки, круги, овалы — в размытии любая форма смотрится красиво. Но с помощью лепестков диафрагмы можно можно любой светящийся треугольник или квадрат превратить в круг. Также играет роль степень яркости огоньков. Можете попробовать три разных техники:

  • Яркость распределена от краев к центру — внешние стороны более выражены, сердцевина немного темнее.
  • Равномерное распределение света и цвета. Пятнышки одинаково светятся, оттенок без переходов. Такое боке можно создать только с профессиональным зеркальным объективом. Мыльница не справится.
  • Яркая сердцевина и выцветание к внешним краям — прием, мутирующий форму.

Каждое из этих боке можно сделать из любых огоньков, которые становятся фоном для вашего фото. Научитесь работать с диафрагмой, купите хороший объектив и в путь — за новыми художественными снимками!

 

Как сделать боке на фотоаппарате

В помощь начинающим фотографам расскажем, что нужно для того, чтобы сделать красивое боке. Все не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

5 основных принципов боке
  • Диафрагма должна быть открыта по максимуму;
    Установите большое фокусное расстояние;
    Вы должны находиться вблизи героя кадра;
    А вот расстояние от героя до фона должно быть максимально удаленным;
    Выбирайте фон без мелких деталей.

Но для того, чтобы боке получилось таким, каким вы его видели в работах профессионалов, недостаточно этих пяти правил. Важна и техническая составляющая. Стандартные зеркальные объективы не раскрывают отверстие диафрагмы по требуемому диаметру. Хотите создавать художественное фото с арт-размытием — дополните комплект оборудования объективом с фокусным расстоянием в 55 мм и без зума.

Идеи, как и где делать фотографии с боке

Когда знакомишься с новым методом или инструментом, внимание концентрируется на технической составляющей процесса. И когда прием пошагово рассмотрен, вдохновение может внезапно испариться, творческие задумки исчерпаться. Делимся профессиональным опытом и интересными идеями, где и как эффектно поймать боке.

Идем на улицу

Практика с боке — прекрасная возможность совместить приятное с полезным. Просто прогулка превращается в охоту на кадр. Только придется ходить не налегке, обязательный атрибут — рюкзак с фотоаппаратом и необходимыми аксессуарами. Важная поправка: время для прогулки должно быть вечернее, когда город зажигает огни. Ведь основной материал для боке — фары автомобилей, светящиеся витрины, фонари и другая уличная иллюминация.

Будьте внимательны

Поправка: будьте внимательны к деталям, выбирайте нестандартные точки съемки. Совмещайте в кадре высокие и низкие здания, красные, белые, голубые огоньки, Будьте подвижны. Фотография не любит статику в ракурсе. Присаживайтесь и смотрите на объект снизу, залезайте наверх и берите панорамные планы. Боке — идеальный материал для экспериментов.

Найдите фонтан

Наверняка в вашем районе есть фонтан, который можно композиционно скомпоновать с огнями витрин. Главное найти подходящий ракурс, поймать капли и фоном создать контрастное боке. Вода придает особенное сияние. Продумайте и сочетание оттенков: темное не должно перекрывать светлое. Следите за балансом.

Ловите статичные огни

Светофоры, наружная реклама, входные группы магазинов, кафе, торговых центров — все это идеальная основа для красивого разноцветного боке. Но чтобы объять необъятное, охватить огоньки по максимуму, нужно выстроить панораму. Ищите точку съемки, обнимающую большое пространство. Идея: подстраивайтесь под светофор, поймайте его красную волну, когда все автомобили послушно останавливаются, как по команде. Найдите безопасную позицию и сделайте серию кадров с разных позиций (с высоты роста, снизу, сбоку).

Ищите интересный объект…

…который станет акцентом композиции. Боке — дополнение, которое красочно обыгрывает главного героя композиции. Гулять по улицам в поисках вдохновения можно долго. Лучший вариант — подготовиться и взять с собой атрибуты-помощники. Это может быть стеклянный бокал, прозрачный воздушный шар, очки. С помощью этих предметов вы сможете построить креативные кадры, соткать целую боке- мозаику, которая ярким ковром застелет фон фотографии, сделает ее уникальной.

Откажитесь от автоматического фокуса. Красивое боке можно создать только с помощью ручной настройки. Это совсем не сложно. Попробовав несколько раз, вы почувствуете все преимущества профессионального подхода к художественным снимкам.

Всегда помните о композиции в кадре

Фоновое боке не означает то, что вам не нужно больше стараться выстроить сюжет, соблюсти баланс в линиях, симметрию, следовать золотым правилам закона третей. Для красивого снимка нужно думать обо всем сразу — и о грамотном расположении центрального объекта, и о художественном фоне с размытием.

Боке может стать пристрастием

Зачастую фотографы, открывшие для себя секреты и тонкости боке, очень быстро увлекаются этим приемом, от которого потом очень сложно отойти. Включите в свою галерею работ альбом “Боке”, но потом найдите в себе силы практиковать и в других жанрах. Художественных методов и инструментов в фотографии огромное множество, не зацикливайтесь на одном.


Выбираем объектив для фотографий боке

Объектив для фотографа — как инструмент для музыканта. Без него ничего не получится. Чтобы делать снимки с красиво размытым однородным боке, нужно пополнить свой арсенал специальной оптикой. Для качественного результата вам потребуется светосильный объектив. Профессионалы чаще всего используют зеркалку с фокусным расстоянием 50 миллиметров и параметрами диафрагмы f 1,4; f 1,8; f 2,8. Объективы с переменным расстоянием и автоматическим зумом оставьте для решения других задач.

Создаем различные формы диафрагмы для боке

Наверняка вы видели на фото боке с замысловатыми формами: звездочки, сферы, елочки, гирлянды. Задумывались, как получить такое размытие, когда на фоне обычные фонари? Откроем профессиональные секреты, которыми пользуются фотографы. Для того, чтобы создать волшебство в кадре, вам понадобится элементарный набор подручных материалов:

  • лист картона;
    ножницы;
    простой карандаш;
    скотч.

Теперь подробнее. Кладем лист картона на стол и сверху — фотоаппарат. Так, чтоб объектив лежал на картоне линзой вниз. Ваша задача — обвести его окружность, создать фильтр для создания фигурных боке. Круг сделан — делаем посередине прорезь. Форма может быть любой: треугольник, квадрат, ромб, елочка, звездочка. Можете заготовить целый набор. Не забудьте небольшие ушки-фиксаторы, с помощью которых насадка для боке будет крепиться к корпусу объектива. Старайтесь, чтобы окошко было четко посередине и небольшого размера (иначе не получится размытие). Приложите картонный круг к объективу и поймайте огоньки. Сделайте тестовые кадры. Получилось — смело отправляйтесь на фото-охоту!


Как создать боке в фотошопе

Обязательное условие для художественного боке — наличие огней на фоне. Самое лучшее место съемки — городские улицы с их вечерней иллюминацией. В студии создать подобную обстановку очень сложно. И тут на помощь приходит наш любимый волшебник Фотошоп.

Раскрываем секреты искусственного создания боке:

  • Определяемся с формой боке, какую конфигурацию будете размывать: сердечко, звездочка, круг и т. д.
  • Подберите кисть с жесткостью 80 или 90%, мазки должны быть плотными.
  • В выборе оттенка лучше ориентироваться на светлую палитру: белый цвет, молочный, бежевый.
  • Теперь создаем полотно из боке. Наносите рисунки в тех места, где нужно размытие. В процессе меняйте кисти и степень прозрачности, чтобы размер фигур и их блики были разными.

Финальный штрих — поменяйте параметры наложения Soft Light и Screen до тех пор, пока боке не станет идеальным, под вашу авторскую задумку. И всегда следите за непрозрачностью всех слоев.

Надеемся, наши советы пригодятся вам в освоении приема боке. Процесс увлекательный, творческий. Будьте смелее в своих фото-задумках, экспериментируйте с ракурсами, подружитесь с вечерними огнями вашего города!

Поделиться статьёй:

Фотограф!: Как создать фигурное боке

Привет всем нашим читателям! Мы продолжаем знакомить Вас с теорией фотографии. И сегодня хотим рассказать о том, как можно создать дома настоящее волшебство. В преддверии Нового года это особенно актуально 🙂

Одним из самых красивых эффектов, получаемых на снимках, является боке (от японского бокэ, что значит «нечеткость», «размытость»). Вне зоны фокуса каждая светлая точка принимает форму диска. Благодаря такой особенности мы можем наблюдать красивый эффект размытых кругов фона на снимках — это и есть эффект боке. Почему именно круги? Потому что это зависит от формы отверстия диафрагмы — круга. Если мы изменим эту форму, то сможем добиться художественного размытия фона, к примеру, сердечками или звездочками.. И для этого нам вовсе не придется разбирать объектив, ведь можно прибегнуть к небольшой хитрости — создать свою собственную форму и закрепить ее непосредственно перед линзами объектива.

Для создания формы боке нам понадобится:


1. Плотная бумага или картон, желательно темный

2. Простой карандаш

3. Канцелярский нож или ножницы

4. Скотч

Первое, что нужно сделать: при помощи карандаша и циркуля нарисовать круг по размеру диаметра объектива. Еще проще сделать это, просто обведя крышку объектива. Вырезаем полученный круг. Примерьте.. Круг может быть чуть меньше или чуть больше. Главное условие — чтобы по бокам (на границе круга) не приникал свет. Световые лучи должны попадать на линзу только через отверстие, которое мы создадим.


Для этого в центре нашего круга рисуем любую фигурку (звездочка, сердечко, снежинка и т.п.) и аккуратно, стараясь не «лохматить» края (подобные изъяны могут отразиться на фото), вырезаем по контуру.

Всё, наша накладка для получения боке готова! Теперь нужно ее закрепить на объективе. Если вы решили сделать кружочек чуть меньшего размера, который плотно ложиться и держится сам — прекрасно. В таком случае можно посоветовать лишь оставить при вырезании круга небольшие «ушки» (1-2 шт.), загнутые по сторонам наружу или приделать к нему дополнительную деталь, которая после съемки облегчит извлечение круга.


Если же кружок получился диаметром чуть больше, чем край объектива, то закрепить его помогут 2-3 кусочка скотча.

Для большей наглядности еще одно видео:

Ну вот, на этом основные приготовления закончены и можно переходить к фотоэксперименту по созданию боке.  На этом этапе вам понадобится:

1. Собственно фотоаппарат с прикрепленной картонной заготовкой

2. Штатив. Если нет штатива, не беда, подойдёт любая надежная опора (к примеру стопка книг)

3. Предмет для переднего плана, на котором вы будете фокусироваться

4. Огоньки для фона, свет которых и должен в итоге превратиться в боке

5. Вам так же может понадобиться дополнительный источник света (к примеру, настольная лампа или фонарик) для подсветки предмета на переднем плане.

Основные моменты, на которые следует обратить внимание во время данной фотосъемки:

Экспериментируйте с размером вырезанной фигурки, делайте ее больше или меньше – в зависимости от размера могут получиться абсолютно разные результаты.

Переключите фокусировку в ручной режим. Объектив плохо «видит» сквозь маленькое отверстие, и фокусироваться ему будет сложно.

Сфокусируйтесь на объекте, расположенном на переднем плане, приблизившись к нему поближе, в то время как фон с огоньками должен быть от вашего объекта подальше.

Приготовьтесь к тому, что выдержка будет довольно длинной. Вот и повод зафиксировать камеру на неподвижной опоре.

Поскольку наша накладка на объектив пропускает мало света, нужно пошире открыть диафрагму ( f/1.4, 1.8, 2.8, 3.5)

Фокусное расстояние желательно 50 мм и больше (двух-трехкратный зум для компактов)

 Расстояние до объекта фокусировки — чем меньше, тем лучше. Безошибочно эффект проявляется при съемке чего-то мелкого.

Чем более общий план нам нужен, тем дальше и ярче должен быть светящийся фон.

Выбор объектива для размытия заднего фона (боке)

Размытие фона на фотографиях, сейчас очень модный тренд. Даже производители сотовых телефонов уже давно добавляют такой эффект (чисто программная имитация) в функционал встроенных фото-модулей.

Светосильная оптика пользуется стабильным спросом у фотолюбителей, а производители и рады предложить вкусненького. Любой каприз за ваши деньги, как говорится.

F2.0 это уже давно моветон. F1.8 и f1.7 тоже, в общем, ни о чем. Нам подавай f1.2; f1 или даже f0.95! Вот это наш размерчик.

Светосила объектива давно стала ровно таким же чисто маркетинговым показателем, как и мегапиксели. Те же производители телефонов уже подхватили тренд и пишут светосилу объективов в спецификациях сотовых телефонов.

Нужно говорить, что за светосильную оптику производители денег просят существенно больше?

Покупая светосильный объектив, фотолюбитель платит практически только за размытие фона.

Нет, высокая светосила, конечно, дает еще преимущество в условиях низкой освещенности. Советские объективы, Юпитер-3 1,5/50 и Гелиос-40 1,5/85, например, создавались конкретно для съемки при недостаточном освещении.

Но возможности современных систем фокусировки и матрицы с чувствительностью в десятки тысяч единиц ISO не так уж требовательны к светосиле. По крайней мере, ситуации, когда f2,0 это уже вообще никак для фокусировки, а f1,2 — замечательно, существуют, но встречаются очень редко.

Конечно, современные бюджетные зумы f2,0 не предлагают. Мой Nikon AF-S 28-300mm 1:3.5-5.6 хотя и не самый бюджетный, но на 70 мм может предложить только f4,8, а на 105 мм — f5,3. Это жуть как темно.

Поэтому, преимущества светосильной оптики — несомненны. Мы сейчас говорим о целесообразности именно сверх-светосильной. И в качестве критерия этой целесообразности мы будем использовать Боке.

Японским словом «bokeh» (бо-ке) называют характер рисунка объектива в зоне нерезкости. Термином боке описывают субъективные художественные достоинства части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии.
Подчерку, что в первую очередь размытие в зоне нерезкости следует оценивать с т.з. эстетического восприятия, а не с т.з. силы этого размытия.

На вкус и цвет, как известно, все фломастеры разные, поэтому каких-то конкретных формализованных правил на счет художественно красивого бюке не существует.

Что нужно помнить в этом вопросе:

1. Одна и та же фотография с размытым фоном может нравиться одному человеку и не нравится другому. Вкусы у всех разные и примеров тому масса.

Ищите решения, которое нравится лично вам и тем людям, чье мнение вам важно.

Всеобщее признание ваших фото в качестве шедевра — недостижимо.

Если вам индифферентен размытый фон — не стоит напрягаться по его поводу вообще.

2. Один и тот же объектив в разных условиях на разных фотографиях может сформировать как привлекательный, так и некрасивый рисунок размытия. Картинка размытия зависит от конкретных оптических факторов снимаемой сцены, но учесть эти факторы наперед сложно, поэтому качество боке, в известной степени, вопрос случайности.

Когда о каком-то объективе говорят «боке-монстр», то имеют в виду, конечно, силу размытия, а не гарантированное художественное качество.

Тем не менее, разные объективы действительно имеют свой характер, часто вполне узнаваемый. Если резкое изображение разные объективы формируют, можно, сказать, одинаково, то вот нерезкое — с заметными отличиями.

Классический пример, Гелиосы боке характерно закручивают.
Попробовав разные объективы можно выбрать тот, который размывает фон так, как вам нравится.

Но, повторю, говорить, что есть объективы у которых боке всегда красивое или наоборот, некрасивое — неверно. Тут вопрос вкуса фотохудожника, его опыта и, немаловажно, — удачи.

Учитывая вышесказанное, далее мы будем говорить не о художественных достоинствах боке, а только о силе размытия.

Как измерить боке (размытие фона)?

Итак, нам нужно понять, какие объективы размывают фон сильнее.

Как сравнить два объектива с т.з. резкости более или менее ясно даже неспециалистам. Тонкостей и тут хватает, но общий смысл понятен.

А как сравнить объективы с т.з. нерезкости?

Очень коротко.

Существует такое понятие «кружок нерезкости».

Некая абстрактная точка на снимаемом объекте вследствие несовершенства оптической системы или из-за ее несфокусированности, формирует на светочувствительной поверхности (пленка, матрица) не идеальную точку, а кружок.

Для того, чтобы изображение на снимке было резким, нужно, чтобы этот кружок человеческий глаз воспринимал как точку.

Так появляется понятие «допустимый кружок нерезкости».

В пленочной узкоформатной фотографии с кадром 24х36 мм диаметр допустимого кружка нерезкости обычно принимают за 0,03 мм. Такой диаметр круга нерезкости позволяет просматривать снимок 13 х 18 см на расстоянии порядка 25 — 30 см и для человеческого глаза точки будут еще оставаться точками.

Для цифровой фотографии требования по диаметру допустимого кружка нерезкости существенно более жесткие. Поэтому, если вы используете старый объектив на цифровой камере, не верьте шкале ГРИП на объективе. Прикидывайте с запасом.

Если ваш объектив, эдак, из 30-х годов, его шкала ГРИП с цифровой камерой будет врать ОЧЕНЬ сильно. С ростом разрешения фотопленок шкалы ГРИП постепенно ужесточались.

Но мы отвлеклись.

При расфокусировке объектива диаметр кружков нерезкости на снимке увеличивается и когда их диаметр превышает допустимый предел, изображение уже не кажется резким.

Чем больше диаметр кружков, тем более нерезким видится изображение.

Увы, но по цветным пятнам боке на снимке, например, природы, не думаю, что кто-то сможет определить, какой-же там диаметр кружков нерезкости. Точек масса и кружки их пересекаются на снимке.

Тем не менее, существуют формулы, позволяющие вычислить диаметр кружка нерезкости в зависимости от ряда факторов. И мы знаем, что чем кружок нерезкости больше, чем изображение менее резкое.

Там мы и будем сравнивать объективы по силе размытия. Сила размытия больше у того объектива, который при прочих равных дает кружок большего диаметра.

Если вас интересует более глубокая теория, формулы и расчеты, то я перенаправляю вас на вот такой ресурс: http://www.hobbymaker.narod.ru/Articles/blur_rus.htm. Там все это есть в достатке.

Сам я воспользуюсь готовым калькулятором силы размытия заднего фона объективом с сайта Сергея Елизарова. Вот ссылка на страницу: https://www.deep-life.ru/lens/best.htm.

Что влияет на силу размытия? Выбор объектива и условий съемки.

Подождем пока с конкретными объективами, разберем для начала, что нам принципиально нужно, чтобы размыть задний фон максимально?

Ниже скажу очевидные вещи, особенно для тех, кто имел возможность наблюдать и использовать шкалы ГРИП на советских объективах. Там это все видно наглядно.

Но объективы цифровых аппаратов шкал ГРИП не имеют, да и, возможно, кто-то озадачился вопросом только недавно.

Поэтому.

1.Чем дальше объект от той дистанции, на которую мы навели фокус, тем он выйдет более размытым. Не существует одномоментного перехода от «резко» к «нерезко». Размытие будет постепенно нарастать от той точки, на которую наведен фокус вперед и назад. Чем дальше (или ближе, но эту ситуацию мы не рассматриваем) объект от дистанции фокусировки, тем сильнее его размоет.

2. Чем больше открыта диафрагма, чем более узкая Глубина Резко Изображаемого Пространства (ГРИП). Поэтому, при удалении объектов от дистанции фокусировки их размытие будет более интенсивным. Светосильный объектив сильнее размывает фон. Если, конечно, мы снимаем на открытой диафрагме. Если при съемке диафрагма прикрывается, светосила объектива (а за нее деньги плОчены) никак на размытие не влияет.

3. Чем длиннофокуснее объектив тем уже ГРИП. Поэтому, также при удалении объектов от дистанции фокусировки их размытие будет более интенсивным.

Итак, чтобы максимально размыть фон нам нужно взять максимально светосильный и максимально длиннофокусный объектив. Потом, нам нужно поставить объект съемки поближе к себе, а задний фон отодвинуть подальше. Тут нужно помнить, что у большинства объективов бесконечность начитаемся метрах в 20 и дальнейшее удаление фона роли уже почти не играет.

В этих условиях фон будет размыт максимально. Что называется «в хлам» (кстати, вот это как раз не всегда уместно).

В качестве отступления от темы. А вот почему современные цифровые аппараты, даже весьма продвинутого уровня, игнорируют такое понятие как ГРИП? Почему бы аппарату в режиме «А», например, не только подтверждать фокус, но и показывать в видоискателе величину глубины РИП? Или как вам, например, такая команда «фокус на ГФР» на отдельной кнопке? И расчетное расстояние до ближней границы в видоискателе?

Или, может, кто из производителей такое делает? Пишите в комментариях.

Хорошо, нам известны 3 фактора, влияющие на размытие. Но какой из них сильнее? Самый-самый объектив и идеальные условия съемки невозможны почти никогда. Значит, нужен компромисс. А какой компромисс нас устроит?

Вот для ответа на этот вопрос я привожу ниже рейтинг объективов по силе размытия.

Сравнение и рейтинг объективов по силе размытия фона.

Рейтинг посчитан с помощью готового калькулятора на сайте Сергея Елизарова. Честно признаюсь, формулы в калькуляторе выше моего понимания, поэтому расчет привожу как есть. Могу только сказать, что визуально все выглядит очень логично, по моему мнению.

Вводные для расчета:

Снимаем на полнокадровый аппарат погрудный портрет с вертикальной ориентацией кадра.

Объективы у нас с разным ФР, поэтому, дистанция от аппарата до модели для всех объективов разная, исходя из требования одинакового масштаба. Это важная оговорка!

За моделью на разных расстояниях находятся различные объекты заднего фона.

На графике по горизонтальной оси отложена дистанция от модели до объектов заднего фона. Подчеркиваю, не от аппарата, а от модели.

По вертикали отложена рассчитанная калькулятором величина кружка рассеивания в мм*100.

Чем линия графика выше, тем сильнее объектив размывает задний фон.

Обратите, кстати, внимание, что более длиннофокусные объективы лучше размывают дальние дистанции, а менее длиннофокусные — ближние. Это тоже очень важно.

В легенде я расставил объективы по размытию на длинных дистанциях, т.к. это более очевидно. Но я считаю, при съемке портрета очень важно размыть именно ближайший фон, чтобы отделить модель от него. Модель лучше отделить от фона, даже если она стоит недалеко от чего-то.

Поэтому, помните, универсального рейтинга не бывает. Смотрите по конкретным задачам. В особо принципиальных случаях скачайте калькулятор и погоняйте его самостоятельно со своими вводными.

В рейтинге только отечественные объективы. Если вас интересует импорт — найдите в перечне аналог, наверняка есть. В расчете от объектива берется только ФР и светосила, ничего более.

Рейтинг ориентируется только на техническую силу размытия. Я никак не касаюсь художественности стороны вопроса и тем более — прочих характеристик объективов. Не нужно понимать рейтинг как деление на объективы «хуже» и «лучше».

Итак, рейтинг.

Что видно?

Верхние две позиции занимают довольно экзотические объективы Яшма-4Н 2.8/300 и Оберон-11К 2.8/200. ТТХ Яшмы, понято, запредельные, что поднимает его очень высоко в рейтинге.

На третьем месте вполне доступный Таир-3 4.5/300. Учитывайте только, что со своими 300 мм он в лидерах по размытию только дальних дистанций. Ну и размер его учитывайте с весом вместе.

Далее все объективы идут плотнячком, обращу внимание на некоторые только позиции.

1. Хорошо смотрится современный российский Зенитар-N 1.4/85. Причем, как на дальних дистанциях, так и на ближних. Ближние дистанции я считаю очень важными. Причем ценник на объектив достаточно комфортный, если сравнивать с соседями по рейтингу и современными импортными. Объектив выпускается с несколькими типами креплений.

2. Лидер по размытию коротких дистанций Зенитар-E 0.95/50. Знаю отзывы знакомого специалиста, отзывы самые положительные. Объектив отличный, однако дорогой. И крепление имеет только под байонет Sony.

3. Также хорошо размывает близкие дистанции старый добрый Гелиос-40 1.5/85.

4. Юпитер-21М 4/200 — ровно в середине рейтинга и это очень хорошие показатели, учитывая, что это один из самых дешевых вариантов среди перечисленных. Обратите внимание, если выбираете объектив для размытия.

5. Современный Зенитар-N 1.2/50 в рейтинге рядом с Юпитер-9 2/85, обходя его на коротких дистанциях.

Вот как-то так.

Небольшой лайфхак для портретной съемки

Есть способ усилить размытие, даваемое объективом, никак не вмешиваясь в оптическую схему и не ухудшая картинку.

Способ действует для портретной съемки, т.е. в ситуации, когда модель недалеко от вас.

Все что нужно, это установить между объективом и аппаратом удлинительное (макро) кольцо.

Если вам неизвестно, что это такое, вот статья по теме.

При этой операции мы потеряем фокусировку на бесконечность. Но зачем вам бесконечность при съемке портрета?

Зато фокусировка объектива сместится в ту область, где даже близкие объекты «вылетят» за бесконечность и сильно размоются.

Ниже пример. Я использовал объектив Юпитер-21М 4/200. Это дешевый советский телевик, который светосильным то считается с натяжкой.

Я использовал объектив на полнокадровой зеркалке Nikon.

Это фото сделано при диафрагме f4 с помощью переходника с линзой. До хомяка примерно 2 метра. От хомяка до объектов заднего фона еще около 1 метра. Кажется, что они ближе. Это нормально, т.к. телевики сужают перспективу.
Видно, что объектив неплохо размывает фон.

Для примера, это вот фото сделано с f8. Размытие все еще сильное.

Вот скажите, вам точно нужно более сильное размытие? По мне, так достаточно.
Но если вам нужно размыть фон еще сильнее, то не обязательно бежать за дорогим сверх-светосильным объективом.

Вот тут я поставил между объективом и аппаратом макро-кольцо на 28 мм. Плюс, я поставил переходник без линзы, это добавило еще 1 мм на несовпадении рабочих отрезков.

Это дает очень сильный эффект, на практике лучше использовать кольца поменьше. В стандартном комплекте на М42 их три — 7, 14 и 28 мм.
В данном случае мне пришлось подойти поближе, т.к. предел фокусировки сразу уменьшился до 1,7 метра. Поэтому в данном приеме лучше использовать длиннофокусные объективы. При использовании макро-колец они сохраняют более или менее солидную дистанцию фокусировки. Кольца поменьше позволят фокусироваться подальше.

С дистанции 1,7 метра при ФР в 200 мм можно снимать лицевой потрет, но очень крупноплановый. Лицо модели займет всю площадь кадра и никакого фона видно просто не будет. Повторю, на практике нужно использовать кольца поменьше.

Но взгляните на размытие! Оно стало не просто заметно сильнее, оно стало существенно сильнее.

Таки образом, мы получили на бюджетном объективе размытие, которое доступно только на сильно более дорогой сверх-светосильной оптике. Но сделали мы это с помощью копеечных макро-колец.

Я часто снимаю на свой Nikon через объективы с рабочим отрезком короче на 1 мм без линзы в переходнике. И даже этот 1 мм позволяет размывать фон озутимо сильнее. Вот пара примеров.

Выводы, советы, рекомендации.

Попытаюсь свести все коротко воедино в форме нескольких советов.

1. Если вы хотите попробовать светосильную мануальную оптику — одобряю. После цифрового зума вы сможете реально сделать свои снимки более интересными. Шедевры, правда, не гарантируются никогда.

2. Не покупайте дорогую сверх-светосильную оптику пока не попробуете что-то более бюджетное. Возьмите, например, кого-то из Гелиос-44-2 2/58, Юпитер-11А 4/135, Юпитер-37А 3,5/135, Юпитер-21М 4/200. Это очень дешевые объективы с достойным, поверьте, размытием. Лично мне больше всех нравится Юпитер-37А.

Поснимайте, убедитесь, что это ваше. Тогда можно подумать и над более дорогой покупкой, есть так уж нужно.

Съемка светосильным объективом на открытой диафрагме — очень специфическое занятие. Глубина РИП очень узкая. На портретной дистанции это считанные сантиметры. Если модель стоит к вам в пол-оборота, то правило «фокусироваться по глазам» требует уточнения: «конкретно по ближнему к вам глазу». Второй глаз будет уже немного не в фокусе. А возможно и нос….

Сфокусировать точно совсем непросто. И сюжет часто требует большей ГРИП. Но если диафрагму прикрыть, то все преимущества сверх-светосильного объектива теряются.

3. Попробуйте использовать удлинительные кольца. Получите премиальное размытие за копеечную цену.

4. Если вам точно нужен сверх светосильный объектив, то перед покупкой импортного автофокусировочного, рассмотрите мануальные российские:
— Зенитар-N 1.2/50 (для Nikon), Зенитар-C 1.2/50 (для Canon)
— Зенитар-N 1.4/85 (для Nikon), Зенитар-C 1.4/85 (для Canon)

Эти объективы собрали хорошие отзывы в обзорах, выпускаются под Canon и Nikon и стоят существенно дешевле, чем новые импортные аналогии. И даже дешевле, чем многие советские сверх-светосильные объективы. Я планирую приобрести такие и обязательно сделаю обзор.

Можно еще попробовать такой:

— Гелиос-40-2N 1.5/85 (для Nikon), Гелиос-40-2C 1.5/85 (для Canon), Гелиос-40-2 1.5/85 (для М42)

У этого объектива есть советский аналог, который можно найти подешевле. Но с учетом приобретения переходника под Nikon или Canon, — примерно то на то и выйдет.

И только этот объектив выпускается в современном исполнении под М42. Это важно, если у вас Pentax, например.

Что до отсутствия у этих объективов автофокуса, то на f1.2-1.5 он вам точно не поможет. Точка фокусировки будет занимать площадь в видоискателе с половину головы модели. Аппарат просто не сможет навестить ровно на глаза.

Поэтому все равно придется ручками и сериями со сдвигом аппарата.

5. Если у вас Sony и нет проблем ни с финансами ни с амбициями, попробуйте Зенитар-E 0.95/50. Объектив во-первых очень хороший, а во-вторых, имиджевый.

Уф, надеюсь, кому-то это пригодится. У меня все — удачных фотографий!

P.S. Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть до 5% от стоимости покупки.
Для этого вам необходимо зарегистрироваться. Далее, на главной странице LetyShops выбирайте интересующий вас интернет-магазин. Их там более двух тысяч, представлены такие популярные площадки как AliExpress, My-Shop и многие другие. Перейдя по кнопке в магазин, совершаете там покупки как обычно.

После оформления заказа, на ваш счет в LetyShops будет начислен кэшбэк. Доступен для вывода он станет после получения товара.
Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.
На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Очень приятный сервис LetyShops, рекомендую. Ссылка для регистрации.


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы. Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Чтобы оставить комментарий на сайте не требуется регистрация. Большинство полей необязательны для заполнения. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
На странице во ВКонтакте вы можете опубликовать свое объявление о покупке или продаже фототехники.

Также приглашаю Авторов публиковаться на ресурсах Проекта.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *