Информация доступная примеры: Свойства информации — урок. Информатика, 10 класс.

Содержание

Виды информации ограниченного доступа

Виды информации ограниченного доступа

Наиболее адекватная (на мой взгляд) классификация информации по видам доступа приведена на схеме ниже. Она полностью соответствует российскому законодательству, но существует множество нюансов…


Классификация информации по категориям доступа

name=’more’>

Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ » Об информации, информационных технологиях и о защите информации » определяет подразделение информации (в зависимости от категории доступа к ней) на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (Ст.5). 

В той же статье информация классифицируется по способу распространения. Важным здесь является обособление информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению. Т.е. доступ к этой информации ограничивать… противозаконно. О какой информации идет речь:

Информация, к которой нельзя ограничивать доступ

Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан  в Ст.10 того же ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149 «Об информации…»:

Эта «иная информация» устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах ( пример для акционерных обществ ).

Государственная тайна

Регулирование вопросов, связанных с этим видом тайн возложено на Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I » О государственной тайне «. Перечень сведений составляющих государственную тайну определен в Ст.5, где они сгруппированы по следующим направлениям:

Конфиденциальная информация

Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 « Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера ». К видам конфиденциальной информации, согласно этому указу относятся:

На самом деле зачастую одни и те же сведения могут относится к различным категориям тайн. Например, сведения составляющие врачебную тайну, наверняка являются чьими-то персональными данными. Некоторые виды тайн, определенных в федеральных законах РФ будут расписаны ниже.

Виды тайн в российском законодательстве

(по материалам Алексея Лукацкого)

Коммерческая тайна

Сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

  • N 98-ФЗ » О коммерческой тайне «

Банковская тайна (тайна банковских вкладов)

Сведения об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией

  • ФЗ 395-1 » О банках и банковской деятельности «
  • 857 ГК РФ
  • Таможенный кодекс РФ
  • ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»

Служебная тайна

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами

  • Указ Президента от 6.03.1997 №188
  • 139 ГК РФ
  • ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 3.11.94г. № 1233

Тайна кредитной истории

Информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй

  • 218-ФЗ » О кредитных история «

Тайна страхования

Сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц

  • 946 ГК РФ

Тайна завещания

Сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены

  • 1123 ГК РФ

Налоговая тайна

Любые полученные налоговым органом,органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (за рядом исключением)

  • 146-ФЗ «Налоговый кодекс РФ»

Тайна усыновления ребенка

Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

  • 223-ФЗ Семейный кодекс Р

Врачебная тайна

Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья

  • 117-ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Медицинская тайна

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе заболевания, иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина, а также сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора. Результаты обследования лица, вступающего в брак.

  • Основы законодательства РФ обохране здоровья граждан
  • 223-ФЗ Семейный кодекс РФ

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи

  • 176-ФЗ «О почтовой связи»
  • 126-ФЗ «О связи»
  • УПК РФ

Тайна частной жизни (личная тайна)

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

  • Конституция РФ
  • 150 ГК РФ

Аудиторская тайна

Любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг (за рядом исключений)

  • 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Тайна судопроизводства (тайна следствия и судопроизводства)

Данные предварительного расследования не подлежат разглашению… могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается

  • 241 УПК РФ
  • 10 ГПК РФ
  • 11 АПКРФ
  • 166 УПК РФ
  • Указ Президентаот 6. 03.1997 №188

Адвокатская тайна (тайна судебного представительства)

Любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю

  • 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»

Тайна нотариальных действий (нотариальная тайна)

Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью. Суд может освободить нотариуса от этой обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Поскольку нотариусы предоставляют информацию о совершенных ими нотариальных действиях нотариальным палатам, должностные лица этих палат также обязаны сохранять нотариальную тайну.

  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

Тайна исповеди

Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

  • 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Тайна голосования

Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.

  • 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
  • 19-ФЗ «О выборах Президента РФ»
  • 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

Тайна сведений о мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью

  • 311 УК РФ

Журналистская (редакционная) тайна

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

  • 2124-1-ФЗ «О средствах массовой информации»

Тайна вероисповедания

Сведения об отношении к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, об участии или неучастии в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, о деятельности в религиозных объединениях, об обучении религии

  • 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Тайна сведений о военнослужащих внутренних войск МВД

Сведения о местах дислокации или о передислокации соединений и воинских частей внутренних войск, а также сведения о военнослужащих внутренних войск,принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сведений о членах их семей

  • 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ»

Другие виды тайн

Вообще Лукацкий нашел целых 65 видов тайн в нашем законодательстве. Проблема в том, что некоторые из них означают одно и то же понятие, некоторые являются частными случаями других (или пересекаются), а другие вообще рудиментарны… 

Коммерческая тайна


Мир сходит с ума, но еще не поздно все исправить. Подпишись на канал SecLabnews и внеси свой вклад в предотвращение киберапокалипсиса!


Доступная среда: эффективные примеры соцпредпринимательства

Где работают люди с инвалидностью, кто и как помогает делать среду доступной. О работе инклюзивных мастерских, «мире на ощупь», тактильных системах, работе и доступной среде — в подборке материалов Агентства социальной информации. Проекты реализуют социальные предприниматели — участники акселерационных программ Агентства стратегических инициатив и Фонда поддержки социальных проектов.

Люди с инвалидностью, Социальное предпринимательство·28.03.2019

Фото: https://vk.com/prostieveschi_ru

Инклюзивные мастерские «Простые вещи» из Санкт-Петербурга работают с людьми с особенностями развития. Эти люди – часть нашего общества, они так же, как любой человек, хотят реализовываться и быть принятыми. Каждый день в сотворчестве с мастерами керамики, кулинарии, графики и шитья они создают простые и нужные в быту вещи, уделяя особое внимание качеству создаваемой продукции. Придумала инклюзивные мастерские «Простые вещи» 

Мария Грекова, клинический психолог по образованию. Еще во время учебы в Москве она задумалась над тем, что хотя в России система поддержки особенных детей худо-бедно все же есть, взрослые люди с особенностями развития практически не видны. За год проект прошел путь от идеи до работающего социального предприятия. Узнать больше о проекте.

Региональная общественная организация «Общество поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей «Катюша» в рамках проекта «Доступная среда» оказывает услуги по адаптации сервисов и услуг бизнес-компаний различной направленности: магазины, учреждения питания, досуга и др. под потребности клиентов из маломобильных групп населения и членов их семей. Узнать больше о проекте.

Уфимской компании «Русфарт» 15 лет. Ее основная цель – трудоустройство людей с инвалидностью. Они производят подарочные, сувенирные коробки и другую упаковку. В основном здесь работают люди с инвалидностью, приобретенной в результате перенесенных онкологии, полиартрита и других заболеваний. О том, как работает мастерская, читать в статье «Абсолютно здоровых у нас нет»: как предприниматель из Уфы посвятила жизнь социальному бизнесу».

Фото: Ольга Власова/АСИ Фото: ООО «Русфарт» Фото: Ольга Власова/АСИ

Центр для людей с аутизмом «Антон тут рядом» в прошлом году отметил пятилетие. Один из самых важных проектов центра – мастерские, где люди творят и общаются. За прошедшие годы кустарное производство выросло до сотрудничества с крупнейшими корпорациями. Творческие мастерские были здесь с самого начала: они задумывались как способ социализации людей с расстройствами аутистического спектра (РАС), как место, где они могли бы общаться и находить себя в творчестве.

В полуподвальном помещении на Троицкой площади Петербурга расположены четыре мастерских, каждая устроена максимально понятно и удобно для подопечных фонда. На стенах – информационные указатели и инструкции, чтобы не запутаться и не потеряться. В каждой мастерской студентов сопровождает один или несколько тьюторов, поэтому пространство полностью безопасно. Подробнее о работе мастерских — в статье «Мастерские тут рядом».

Фото: центр «Антон тут рядом» Фото предоставлено центром «Антон тут рядом» Фото: фонд «Антон тут рядом»

Елена и Александр Палевские, профессиональные керамисты и руководители проекта «Открытая керамика» из Тулы, рассказали АСИ о том, как люди с аутизмом могут стать лидерами в традиционных ремеслах, какие преимущества перед «обычными» людьми есть у людей с ментальными нарушениями и как можно монетизировать такой труд.

О проекте читать в статье «Как аутсайдеры становятся лидерами».

Фото: Даниил Бессонов Фото: Даниил Бессонов Фото: Даниил Бессонов

«При создании собственного производства протезов в Бурятии мы опирались на зарубежный опыт. Побывав в 2018 году в Германии на Лейпцигской выставке, посвященной мировым достижениям в сфере изготовления протезов конечностей, я увидел, как запросто люди, имеющие протез ноги, могут играть в футбол. Понял, что инвалиды могут чувствовать себя полноценными членами общества. После чего решил сделать нечто подобное у нас, вывести производство на другой уровень». Иван Худяков, сооснователь предприятия, производящего протезы, рассказал, как и почему было создано «Салют Орто», и о проблемах людей, нуждающихся в протезировании. Узнать больше о проекте.

Фото: предоставлено «Салют-Орто» Фото: предоставлено «Салют-Орто» Фото: предоставлено «Салют-Орто»

Более трех лет у жителей и гостей Петербурга есть возможность окунуться в мир без света и испытать на себе трудности, с которыми сталкиваются в повседневной жизни незрячие люди. О том, как создавалось и развивалось интерактивное пространство «Мир на ощупь», Агентству социальной информации рассказал генеральный директор проекта Анатолий Мовшович — читать статью.

Фото: vk.com/touchworldspb Фото: vk.com/touchworldspb Фото: vk.com/touchworldspb

Социальные предприниматели в Воронеже создают тактильные системы для незрячих. В 2015 году в Воронеже открылся региональный учебно-ресурсный центр «Доступная среда», который помогает в адаптации людям с инвалидностью. «Для разработки тактильных систем нужно внимательно изучить объект. Если такие работы делаются удаленно и нет возможности выехать на местность и проверить, то это приводит к неточностям. Были случаи, когда воронежские организации делали схемы у московских и питерских фирм, но там, где сложная архитектура и пути движения, часто допускали ошибки», — рассказывает

Александр Попов. О том, как работает проект, — в статье «Навигация в темноте»  и видео проекта.

Фото: «Доступная среда» Фото: «Доступная среда» Фото: «Доступная среда»

В Саратове на базе Поволжского института управления имени П.А. Столыпина (филиал РАНХиГС) готовится к открытию коворкинг, в котором смогут сотрудничать и общаться студенты, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инициаторами организации такого пространства на базе вуза стала команда проекта «МножествоMEDIA».

Его создательница, студентка РАНХиГС Елизавета Герасимова, не понаслышке знает, что значит быть человеком с инвалидностью. Но позитивный настрой, оптимизм, активность и желание вдохновлять людей сделали ее возможности безграничными. Сейчас три члена команды «МножествоMEDIA» — студенты с ОВЗ. Но Елизавета не любит это понятие: «Я не отсиживаюсь в тени и живу очень насыщенной жизнью. Не выпускаю из рук фотокамеру и постоянно посещаю региональные, всероссийские и международные форумы. Статус человека с ограничениями здоровья не помешал мне выиграть два федеральных гранта от Росмолодежи.

Это и стало отправной точкой создания и развития проекта». Подробнее о проекте можно прочитать в статье «Журналистика с безграничными возможностями».

Фото: «МножествоMEDIA» Елизавета Герасимова. Фото: «МножествоMEDIA» Фото: «МножествоMEDIA»

Материалы подготовлены в рамках информационной поддержки социальных предпринимателей — участников акселерационных программ Агентства стратегических инициатив и Фонда поддержки социальных проектов.

Познакомиться с другими проектами можно на канале Агентства социальной информации в YouTube — плейлист «Соцпредприниматели» или на сайте по хештегу #соцпредприниматели.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.
Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Внести свой вклад

Теги: доступная среда, инклюзивные мастерские, Простые вещи

НКО: Фонд поддержки социальных проектов, Автономная некоммерческая организация «Анимационная студия «Да», Региональная общественная организация «Общество поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей «Катюша», Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»

Услуги организаций

Региональная общественная организация «Общество поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей «Катюша»

Общество «Катюша» помогает женщинам с инвалидностью, семьям, в которых хотя бы один из супругов или партнеров – человек с инвалидностью, родителям с инвалидностью.

Для них проводится разноплановое обучение для личной и профессиональной самореализации, есть возможность совместно проводить свободное время. Все услуги бесплатны для благополучателей.

Еще видео

Рекомендуем

В Петербурге откроется инклюзивное кафе

Создатели проекта «Простые вещи» собирают деньги на открытие кафе «Огурцы», где будут работать 12 человек с ментальными особенностями.

Рекомендуем

Подписка на рассылку

Самые свежие новости и наши лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Подпишитесь по email

Анонсы

  • Открытие Республиканского инклюзивного фестиваля «Мир кочевника – это мир!»

    сб, 26.11.2022, 11:00·Абакан

  • Открытие фотовыставки «О чем молчат мамы»

    сб, 26.11.2022, 10:00·Санкт-Петербург

  • Благотворительный спектакль «Мам, а кто это на фото?»

    сб, 26. 11.2022, 15:00·

  • Фестиваль «Pro мам»

    сб, 26.11.2022, 10:00·Москва

  • Благотворительный веломарафон «Сайклинг во благо»

    сб, 26.11.2022, 17:30·Москва

Все мероприятия

Прислать новость

Выбор редакции

Что такое доступность и недоступность информации? Объясните жизненный цикл планирования BC

Доступность информации

Доступность информации (IA) относится к способности инфраструктуры функционировать в соответствии с бизнес-ожиданиями в течение заданного времени работы.

Доступность информации гарантирует, что люди (сотрудники, клиенты, поставщики и партнеры) могут получить доступ к информации, когда они в ней нуждаются.

Доступность информации можно определить с помощью надежности, доступности и своевременности

Надежность: Отражает способность компонента функционировать без сбоев в заданных условиях в течение определенного периода времени.

Доступность: Это состояние, при котором требуемая информация доступна в нужном месте и для нужного пользователя.

Своевременность: Определяет точный момент или временное окно (конкретное время дня, недели, месяца и/или года, как указано), в течение которого информация должна быть доступна. Например, если онлайн-доступ к приложению требуется с 8:00 до 22:00 каждый день, любые сбои в доступности данных за пределами этого временного интервала не считаются влияющими на своевременность.

##Недоступность информации

Различные запланированные и незапланированные инциденты приводят к недоступности данных.

Запланированные простои включают установку/интеграцию/обслуживание нового оборудования, обновление или исправление программного обеспечения, создание резервных копий, восстановление приложений и данных, операции на объекте (ремонт и строительство) и обновление/миграцию тестирования в производственную среду.

К незапланированным простоям относятся сбои, вызванные повреждением базы данных, сбоем компонентов и человеческими ошибками.

Другим типом происшествий, которые могут привести к недоступности данных, являются стихийные бедствия или техногенные катастрофы, такие как наводнение, пожар, землетрясение и загрязнение.

Рис. (a) Нарушители доступности данных

Жизненный цикл планирования BC

От концептуализации до реализации плана BC можно определить жизненный цикл действий для процесса BC.

Жизненный цикл планирования бизнес-процессов включает пять этапов

  1. Постановка задач

  2. Анализ

  3. Проектирование и разработка

  4. Реализация

  5. Обучение, тестирование, оценка и обслуживание

Постановка целей

Определение требований к БК.

Оценить объем и бюджет для выполнения требований.

Выберите команду BC из числа экспертов в данной области из всех областей бизнеса, как внутренних, так и внешних.

Создание политик BC.

Анализ

Сбор информации о профилях данных, бизнес-процессах, поддержке инфраструктуры, зависимостях и частоте использования бизнес-инфраструктуры.

Определите критические потребности бизнеса и назначьте приоритеты восстановления.

Создайте анализ рисков для критических областей и стратегии смягчения последствий.

Проведение анализа влияния на бизнес (BIA).

Создайте анализ затрат и выгод на основе последствий недоступности данных.

Оценить варианты.

Проектирование и разработка

Определите структуру команды и распределите роли и обязанности. Например, разные команды формируются для таких действий, как реагирование на чрезвычайные ситуации, оценка ущерба и восстановление инфраструктуры и приложений.

Разработка стратегий защиты данных и развитие инфраструктуры.

Разработать сценарии на случай непредвиденных обстоятельств.

Разработать процедуры реагирования на чрезвычайные ситуации.

Подробные сведения о процедурах восстановления и перезапуска.

Внедрение

Внедрение процедур управления рисками и смягчения их последствий, включая резервное копирование, репликацию и управление ресурсами.

Подготовьте сайты аварийного восстановления, которые можно использовать, если авария затронет основной центр обработки данных.

Реализуйте избыточность для каждого ресурса в центре обработки данных, чтобы избежать единых точек отказа.

Обучение, тестирование, оценка и обслуживание

Обучайте сотрудников, отвечающих за резервное копирование и репликацию критически важных для бизнеса данных, на регулярной основе или при каждом изменении плана BC.

Обучить сотрудников процедурам реагирования на чрезвычайные ситуации при объявлении бедствия.

Обучите группу восстановления процедурам восстановления на основе сценариев непредвиденных обстоятельств.

Выполнение процессов оценки ущерба и рассмотрение планов восстановления.

Регулярно проверяйте план BC, чтобы оценить его эффективность и выявить ограничения.

Оцените отчеты о производительности и определите ограничения.

Обновите планы BC и процедуры восстановления/перезапуска, чтобы отразить регулярные изменения в центре обработки данных.

Рис. (b) BC Планирование жизненного цикла

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ РЕДАКТИРОВАТЬ

Использование информации | Encyclopedia.com

«Использование информации» связано с пониманием того, какие источники информации люди выбирают и как люди применяют информацию, чтобы осмыслить свою жизнь и ситуации. Это использование может быть инструментальным (например, когда лицо, принимающее решения, использует финансовые данные для информирования о бюджетном решении), или оно может быть аффективным, влияющим на то, как люди себя чувствуют (например, человек может использовать информацию, собранную во время разговора с другом, чтобы чувствовать себя лучше). более мотивированы или более удовлетворены выбором карьеры). Информация определяется как данные (извлекаемые из всех пяти чувств и мыслей), которые люди используют для осмысления мира. Действительно, Бренда Дервин (1992) утверждает, что информация является таковой только тогда, когда она кем-то используется.

Причины, по которым люди создают информацию, могут не совпадать с причинами, по которым люди используют информацию. Информация интерпретируется и используется по-разному (и часто непреднамеренно) разными людьми и группами. Например, информация, которая предоставляется в радиопередаче, может, по мнению продюсера шоу, иметь основную цель повлиять на решения избирателей. Однако эта информация может быть использована непредвиденным или нежелательным образом; комик может использовать его как источник юмористических комментариев или как материал для альтернативной политической точки зрения. Использование информации людьми зависит от таких факторов, как имеющиеся у них знания, их аффективное состояние (т. е. настроение и мотивация), их интеллектуальные способности и существующие навыки (например, грамотность) или физические недостатки.

Один из самых плодовитых исследователей информационного поведения (т. е. всех аспектов взаимодействия людей с информацией) Том Уилсон (1999) рассматривает использование информации, включающее в себя физические и умственные действия людей для включения информации в существующую базу знаний. Использование информации понимается как заключительный этап процесса, который начинается с признания потребности в информации. Как только потребность определена, люди ищут информацию для удовлетворения этой потребности, а затем применяют или используют найденную информацию. Этот процесс повторяющийся и сложный, и на него влияет ряд факторов.

Использование информации

Люди используют информацию для поиска смысла в различных ситуациях. Иногда они используют информацию инструментально, чтобы сделать что-то осязаемое (например, приобрести навык или достичь цели). В других случаях информация используется когнитивно (например, для генерации идей). Однако в других случаях информация используется аффективным образом (например, когда человек использует информацию, чтобы чувствовать поддержку или получать удовольствие). Некоторые исследователи считают, что люди используют информацию для уменьшения неопределенности, поэтому чем больше информации предоставляется, тем больше снижается неопределенность. Хотя иногда это действительно так, информация также может увеличить неопределенность в отношении конкретного вопроса или проблемы (например, в отношении того, за какую политическую партию голосовать или какую карьеру выбрать). Хорошим примером этого является Всемирная паутина, поскольку на разных веб-сайтах может появляться противоречивая информация. Эти противоречия могут заставить человека чувствовать себя совершенно неуверенно в том, как разобраться в информации, которую он находит.

Люди также используют информацию, чтобы подтвердить или проверить то, что им известно, чтобы предсказать, что может произойти, а также для развития или поддержания личных отношений. Независимо от ярлыков, которые используются для описания разнообразия способов использования информации, ясно, что возможные способы использования столь же разнообразны, как и количество отдельных людей, живущих в отдельных условиях и сталкивающихся с отдельными вопросами, проблемами или проблемами. проблемы. Более того, одно и то же лицо может использовать одну и ту же информацию двумя разными способами в зависимости от личных обстоятельств. Это не означает, что использование информации в какой-то степени непредсказуемо; переменные, которые являются внутренними и внешними по отношению к людям, безусловно, влияют на информационное поведение, включая использование информации.

Контекстуальные переменные (например, комфортна ли физическая среда) и относительная важность потребности в информации также влияют на решения людей использовать или игнорировать информацию. Например, информация о качестве местной системы государственных школ может полностью игнорироваться данным человеком, пока у него не появятся дети школьного возраста. Родитель, который изо всех сил пытается прокормить нескольких детей, может уделять больше внимания информации о программах субсидирования обедов, чем информации об общем качестве образования в школе. Это явление известно как избирательное внимание. Люди постоянно принимают решения о том, какую информацию отслеживать постоянно, но относительно пассивно, какую информацию искать активно, какую информацию игнорировать и какую использовать. Люди могут обращать внимание на информацию минимальным образом, просто сохраняя ее в памяти до тех пор, пока она не станет полезной для создания какого-либо значения позднее. Причины, по которым люди выбирают определенную информацию, включают психологические переменные (например, личностные характеристики), контекстуальные переменные (например, рабочие роли или образ жизни) и социальные переменные (например, социальные ожидания или социальные нормы).

Люди во всех ситуациях склонны использовать удобные источники информации, которые оказались полезными в прошлом опыте и которые считаются заслуживающими доверия. Суждения о том, что делает источник заслуживающим доверия, зависят от индивидуальных ценностей человека, конкретной ситуации человека и вопроса или проблемы, с которой сталкивается человек. Таким образом, у людей вырабатываются привычки использования информации. Например, многие жители Северной Америки обычно обращаются за информацией в Интернет. Во всех культурах большинство людей имеет привычку спрашивать информацию у своих друзей и семьи.

Люди также ищут эмоциональной поддержки у поставщиков информации, а затем судят о ценности информации частично по способу ее подачи. Таким образом, если подростку предоставляется информация, связанная с карьерой, от консультанта по профориентации, вероятность того, что этой информации будут доверять и использовать, гораздо выше, если консультант считается заслуживающим доверия человеком и если консультант демонстрирует заботу о чувствах подростка.

Важность аффективных или эмоциональных факторов при использовании информации является основной причиной того, что личное общение (лицом к лицу или с помощью технологий) остается основным источником информации для многих людей. На работе, в семьях и в группах подростков люди ищут информацию у тех, кому они доверяют и с кем хотят укрепить социальные отношения. Таким образом, люди могут обратиться за советом к доверенному члену семьи или задать вопрос знакомому или коллеге по работе, с которым они ищут социальных связей. С другой стороны, когда человек хочет избежать потенциального затруднения или сохранить конфиденциальность, информацию можно запросить из более формального, обезличенного источника. Таким образом, люди стремятся свести к минимуму личный риск при поиске и использовании информации, и иногда они чувствуют необходимость обмануть других в отношении использования ими информации, чтобы защитить свое представление о себе или повысить свой статус или репутацию. Кто-то, кому нужна информация о венерическом заболевании, например, скорее будет искать эту информацию из официального анонимного источника, чем от члена семьи, который может быть шокирован такой просьбой. На рабочем месте человек может, пытаясь не показаться неосведомленным, ввести коллег в заблуждение относительно источника информации, которая использовалась для принятия решения; например, человек может сделать это, создав впечатление, что он проконсультировался с несколькими формальными источниками информации, хотя на самом деле этого не было сделано.

Много было написано о типах информационных потребностей (т. е. о том, какие люди и в каких ситуациях нуждаются в той или иной информации), о том, какую информацию люди ищут, и о процессах, которые люди используют для поиска информации. Большая часть исследований процесса поиска информации была сосредоточена на том, как люди ищут информацию с помощью компьютеров (т. поиск информации). Успешный поиск приравнивается к релевантности для пользователя. Поскольку релевантность субъективна, трудно предсказать, какая информация будет сочтена актуальной или полезной для людей, за исключением определенных условий. Индивидуальные различия в когнитивном стиле или стиле обработки информации и ситуационные факторы (например, нехватка времени) также были связаны с использованием информации. Например, известная проблема информационной перегрузки может вызвать когнитивную путаницу и заставить людей ограничивать объем используемой информации.

Другой вопрос, как люди используют формальные информационные системы, такие как библиотеки, хотя эта область исследований сосредоточена на поиске информации, а не на фактическом использовании найденной информации.

Важность контекста

Одним из наиболее важных аспектов использования информации является контекст, в котором возникают вопросы или проблемы, связанные с информацией, иногда называемый «средой использования информации» (IUE). IUE можно охарактеризовать следующими четырьмя основными факторами:

  1. люди или контекст (например, конкретный профессионал или группа с особыми интересами),
  2. тип критерия проблемы, используемый для оценки информации, относящейся к проблеме,
  3. , где человек ищет информацию (что влияет, например, на доступ к информации, опыт использования различных информационных каналов, культурные правила и ценности),
  4. и то, как человек решает проблемы.

Например, в организации, где проблемы, как правило, не структурированы и где поощряется творчество, можно вознаградить значительное время, проведенное в разговорах с коллегами для выработки новых идей, что предполагает, таким образом, что коллеги будут основным источником информации. В другой среде работники могут столкнуться с хорошо структурированными проблемами и обнаружить, что определенные онлайновые базы данных предоставляют полезную информацию. В этом IUE использование онлайновой информации, вероятно, будет оценено и вознаграждено. Люди, работающие в определенных профессиях, как правило, используют одни источники информации больше, чем другие; инженеры и ученые в своей работе в значительной степени полагаются на печатные и электронные источники, такие как журналы и книги, тогда как руководители организаций больше полагаются на межличностные источники, такие как коллеги и встречи. Нельзя игнорировать специфику ситуации или важность конкретных рабочих ролей и связанных с ними задач при определении типов информации, которую люди сочтут полезной.

Концепция IUE и важность рабочих ролей и задач хорошо согласуются с тем, что известно об использовании информации различными профессиональными группами. Было обнаружено, что медицинские работники используют онлайн-информацию от Medline для принятия решений, связанных с уходом за пациентами, исследованиями, преподаванием, обучением, администрированием и консультациями — все это примеры использования информации, связанные с задачами. Во всех профессиональных группах факторы, влияющие на использование информации, включают воспринимаемое качество, доступность, доступность и простоту использования. Контекстные факторы, влияющие на использование информации, включают стаж работы, опыт, этап работы (или задачи), специальность, уровень образования и профессиональную ориентацию. Для информации, связанной с работой, хотя удобство может быть основным фактором при выборе источника, качество информации является основным фактором при принятии окончательного решения об использовании информации.

Использование информации в повседневной жизни (т. е. в нерабочих ситуациях) также имеет социальные аспекты. Идентификация с определенной социальной группой влияет на выбор людьми источников информации, которые считаются нормальными или подходящими. Маленькие социальные миры, в которых люди склонны населять, работают очень похоже на IUE, создавая контекст социально приемлемых источников информации и создавая нормы взаимодействия с информацией. Только внимательно изучив определенную социальную группу, можно определить информационные нормы этой группы. Например, Эльфреда Чатман (1991) провел исследование группы дворников и показал, что их взаимное недоверие ограничивает межличностный поиск и использование информации, в то время как информация, полученная из газет и телевидения, была определена как более полезная для этой группы.

Аналогичный акцент на важности социального контекста в отношении использования информации был предложен Рейо Саволайненом (1995), который предполагает, что габитус (концепция, заимствованная у Пьера Бурдье) сильно влияет на поведение и использование информации. Термин «габитус» относится к предрасположенности людей вести себя определенным образом в соответствии с их убеждениями и установками, материальными ресурсами, к которым у них есть доступ, их социальным капиталом (например, контактные сети, право контролировать действия других), их культурный и когнитивный капитал (например, знания, стили обучения, отношения) и их текущие жизненные ситуации (например, здоровье, стадия жизненного цикла). Хотя эти идеи еще предстоит полностью применить к использованию информации, ясно, что, например, сети контактов человека будут иметь отношение к диапазону и качеству источников информации, доступных этому человеку. Также ясно, что использование людьми источников информации варьируется в зависимости от уровня их образования, потому что эта переменная влияет на их навыки и способности, а также на их опыт и удобство работы с конкретными источниками информации (например, онлайн-источниками).

Барьеры для использования информации

Причины, по которым люди не используют информацию, многочисленны и сложны. Лаура Брик (1999) провела исследование неиспользования информации, которая была доступна в бизнес-библиотеке на рабочем месте. Она обнаружила, что непользователи не знали об имеющейся у них информации, что они склонны делегировать поиск информации подчиненным (которые могут или не могут пользоваться библиотекой) и что они не осведомлены об информации (т. видят потребность в получении информации для своих повседневных задач и решений).

Барьеры для использования информации в организационных условиях были в центре внимания многих исследований, связанных с управлением знаниями. Томас Давенпорт (1997) утверждает, что организации часто делают акцент на доступе к потенциально полезной информации, а не на проведении тщательной оценки потребностей, чтобы определить, какую информацию и какие источники сотрудники организации на самом деле считают полезными. Формальные информационные системы в организациях часто плохо спроектированы, что делает их сложными и неудобными в использовании. Часто организации недооценивают время, необходимое для внедрения информационной системы, и, что наиболее важно, время, необходимое для обучения работников эффективному использованию системы. В результате многие организационные информационные системы не интегрированы в существующий рабочий процесс, поэтому они остаются периферийными для принятия решений работниками. Оптимизация использования информации в организациях также требует внимания к организационной культуре и политике. Если работники склонны искать информацию у начальства, чтобы снискать расположение, устранение этой потребности путем введения официальной информационной системы может нарушить устоявшиеся модели социального взаимодействия. Кроме того, формальные информационные системы могут конфликтовать с устоявшимися организационными практиками, такими как накопление или фильтрация информации — двумя методами, которые используются для создания и поддержания организационной власти.

Также было выявлено множество личных барьеров для использования информации. Среди них незнание того, какая информация необходима или доступна (т. е. люди не знают, чего они не знают). Люди могут не знать, какой вопрос задать (например, у человека может отсутствовать необходимая ментальная модель или контекст проблемы, чтобы знать, как сформулировать просьбу о помощи). Люди часто не знают, где искать (т. е. у человека может возникнуть вопрос или проблема, но он не знает, куда обратиться за помощью). Люди часто не знают о существовании источников (например, многие люди приятно удивлены наличием полезной информации в публичных библиотеках). Необходимая информация может не существовать (например, кому-то может понадобиться конкретная совокупность данных для принятия решения, но эти данные никогда не собирались). У человека могут отсутствовать коммуникативные навыки (например, у человека могут отсутствовать языковые навыки, необходимые для обращения за помощью, или человек может демонстрировать необычное социальное поведение, которое мешает общению). Человеку может не хватать уверенности или способностей (например, правительственная информация, доступная только через онлайн-киоски, будет недоступна для людей, которым не хватает уверенности или технических навыков для использования компьютеров). Люди могут быть обескуражены источниками, к которым они обращаются (например, они могут столкнуться с разочаровывающими задержками в получении необходимой им помощи и просто сдаться, или они могут получить неточную или несоответствующую информацию). Наконец, общим барьером является разброс информации, с которым сталкиваются, в частности, в случае сложных информационных потребностей (когда необходимая информация доступна только из нескольких различных источников).

Отсутствие доверия к источнику информации может помешать кому-либо использовать этот источник. Например, Yin Zhang (1999) провел исследование группы технически подкованных людей (т. е. ученых в области библиотечного дела и информатики) и показал, что только меньшинство удовлетворяется электронными источниками для исследовательских целей. Это верно во многом потому, что в Интернете мало полезных веб-сайтов для исследовательских целей, веб-сайты нестабильны (т. е. имеют тенденцию появляться и исчезать), а веб-сайты недостаточно надежны. Эти ученые, принимавшие участие в этом исследовании, считают, что качества мало. контролировать веб-ресурсы, и они чувствуют необходимость судить об авторитетности и достоверности этих ресурсов. Они считают, что уровень научности, продемонстрированный в веб-ресурсах, как правило, низок и что сеть плохо организована для поиска (т. Кроме того, они указывают на отсутствие социальных норм использования и цитирования электронных источников. Таким образом, для данной группы эти факторы выступают барьерами для использования Интернета в исследовательских целях.

Роль информационной грамотности

В более общем плане использование людьми информации зависит от уровня их информационной грамотности. Информационная грамотность (т. е. способность эффективно и действенно использовать источники информации) подразумевает широкий спектр навыков, и отсутствие любого из них может затруднить использование информации. Чтобы быть информационно грамотным в промышленно развитом мире двадцать первого века, человек должен обладать определенными навыками онлайн-поиска (например, умением выбирать соответствующую поисковую терминологию, строить логическую стратегию поиска и адекватно оценивать информацию). Кроме того, люди должны понимать свои потребности в информации, знать, какая информация может им помочь, определять потенциально подходящие источники и понимать, как оценивать информацию, которую они находят (т. е. на основе ее авторитетности и достоверности, предполагаемой аудитории, качество или точность, объективность и охват). Чтобы быть эффективными пользователями информации, люди должны знать, как логически организовывать и синтезировать информацию (т. е. извлекать из нее смысл) и как применять информацию для повышения ценности и создания качественного продукта. Кроме того, люди должны знать, как правильно обмениваться информацией и использовать информацию и информационные технологии ответственно и этично.

Все эти способности требуют рассуждений, умения пользоваться библиотеками и компьютерами, критического мышления, творческого мышления, коммуникативных и социальных навыков. Эффективное использование информации также связано с самоэффективностью (то есть верой в то, что можно достичь цели), этической позицией, честностью и доверием. Таким образом, задействованы три домена навыков: когнитивный домен (например, навыки анализа, понимания, синтеза, оценки, объяснения и преобразования), аффективный домен (например, приверженность, настойчивость, уверенность, любопытство, мотивация) и физический домен (например, операционные инструменты, такие как компьютерное оборудование и программное обеспечение, а также указатели книг). Когда люди обладают информационной грамотностью, многие барьеры на пути эффективного использования информации могут быть преодолены.

Как сделать информацию полезной

Барьеры для использования информации также можно свести к минимуму, повысив потенциальную полезность самой информации. Помимо актуальности, в идеале информация должна быть точной, точной, полной, надежной, сообщаться надлежащим образом, своевременно, подробно, понятно и последовательно. Однако даже когда информация соответствует всем этим критериям, все равно нет гарантии, что она будет использована. Использование информации является индивидуальным решением, и ее использование может иметь мало общего с намерениями поставщика информации. Очевидно, например, что независимо от усилий, предпринимаемых для того, чтобы сделать информацию полезной, люди с большей вероятностью будут использовать информацию, которая соответствует их нынешнему пониманию или точке зрения, и игнорировать информацию, которая бросает вызов их убеждениям или ценностям.

Разработчики информационных систем разработали принципы, которые, как известно, повышают полезность информации и повышают вероятность ее использования. Эти принципы включают представление информации в форме и на уровне, который знаком и удобен для людей. Например, рассмотрим попытки распространения информации о государственных программах и услугах среди жителей сельской местности в развивающейся стране. Предоставление интернет-киоска в качестве средства предоставления информации с меньшей вероятностью приведет к использованию этой информации местными жителями, чем если бы местные лидеры общественного мнения использовались для передачи информации при личных встречах. Если отдельные лица или группы получают соответствующую информацию по соответствующему каналу, шансы на то, что эта информация будет полезной, значительно возрастают.

Еще один способ повысить полезность информации (за счет улучшения понимания) — часто представлять информацию в различных форматах. Например, политики используют повторяющиеся рекламные ролики в различных средствах массовой информации, чтобы повысить вероятность того, что люди их заметят. Графика используется в текстовых материалах для улучшения понимания, предоставления дополнительной информации и повышения интереса. Апелляция к разным стилям обучения с использованием различных методов презентации увеличит вероятность того, что информация будет использована целевой аудиторией.

Резюме

Использование информации еще предстоит тщательно изучить. Тем не менее общепризнано, что использование информации является личным и, следовательно, субъективным, и что наивно предполагать, что если люди имеют доступ к информации, они будут ее использовать. Использование людьми различных типов источников информации варьируется в зависимости от индивидуальных факторов, таких как их когнитивный стиль и навыки информационной грамотности. Использование информации может быть инструментальным, как при принятии организационных решений, или аффективным, когда информация используется для мотивации. Важность контекста и конкретной задачи или вопроса, для которых используется информация, так же важны, как и отдельные факторы в прогнозировании использования информации. Профессиональные группы людей или группы сверстников, условия их рабочего места и задачи, связанные с этими условиями, а также культурные нормы и ожидания — все это влияет на использование информации. Люди сталкиваются с рядом препятствий для доступа к информации и ее использования, включая индивидуальные и структурные барьеры. Однако внимание к предоставлению информации и проектированию информационных систем может многое сделать для устранения этих препятствий.

См. также: Экономика информации; Взаимодействие человека с компьютером; Интернет и всемирная паутина; Управление знаниями; справочные услуги и доступ к информации; Поиск информации.

Библиография

Аллен, Брайс Л. (1996). Информационные задачи: на пути к ориентированному на пользователя подходу к информационным системам . Сан-Диего: Академическая пресса.

Брик, Лора. (1999). «Неиспользование бизнес-библиотек и информационных услуг: исследование восприятия, опыта и реакции менеджеров библиотек и информационных систем на неиспользование». Aslib Proceedings 51(6):195-205.

Чатман, Эльфреда А. (1991). «Жизнь в маленьком мире: применимость теории вознаграждения к поведению, связанному с поиском информации». Журнал Американского общества информационных наук 42(6):438-449.

Давенпорт, Томас Х. (1997). Информационная экология: освоение среды информации и знаний . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Дервин, Бренда. (1992). «От мысленного взора пользователя: качественно-количественная методология осмысления». В Качественные исследования в области управления информацией , ред. Джек Д. Глейзер и Рональд Р. Пауэлл. Энглвуд, Колорадо: библиотеки без ограничений.

Харрис, Рома М., и Дьюдни, Патрисия. (1994). Информационные барьеры: как формальные системы помощи терпят неудачу избитым женщинам . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.

Култау, Кэрол С. (1993). В поисках смысла: процессный подход к библиотечно-информационным услугам . Нор-вуд, Нью-Джерси: Ablex.

Маркионини, Гэри. (1995). Поиск информации в электронной среде . Кембридж, англ.: Издательство Кембриджского университета.

Саволайнен, Рейо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *