Где брать музыку в Hi-Res?
Легальные и проверенные файлы высокого разрешения и куда за ними идти — все явки и пароли в нашем кратком гиде.
Для начала определимся, о каких форматах идет речь. К Hi-Res аудио относится контент, чье разрешение превышает стандарт компакт-диска 16 бит / 44 кГц.
На оптических носителях Hi-Res аудио издается на DVD-Audio (разрядность потока до 24 бит / 96 кГц), Blu-ray Audio (до 24 бит / 192 кГц) и SACD (1 бит / 2,8 МГц). Сегодня физические носители потихоньку уходят в прошлое, уступая потоковому аудио, но они по-прежнему – основной выбор для любителей многоканального аудио. Все потоковые Hi-Res сервисы за редкими исключениями предоставляют музыку только в стерео. Диски можно заказать на крупнейших онлайн-площадках вроде amazon.com. Кроме того, коллекционеры могут воспользоваться крупнейшей музыкальной базой discogs.com. К каждому альбому там перечислены все издания, многие из которых по ссылке доступны для покупки у частных продавцов.
Все желающие покупать просто файлы, наверняка знают самый известный магазин hdtracks.com. Это крупнейший интегральный ресурс, на котором выложена не просто сладкая музычка для аудиосалонов, а практически весь мейнстрим, который когда-либо издавался в Hi-Res. Для полного счастья недостатков всего два: многие известные SACD-издания не представлены в виде DSD-файлов, хотя сам раздел DSD существует. Второй минус – высокая цена: издания в 192 кГц и 96 кГц будут стоить 25$ и 18$ соответственно.
Чуть более приемлемые цены и неплохой ассортимент можно найти на 7digital.com и qubiz.com, но там уже не бывает файлов в 192 кГц, а DSD и подавно. С другой стороны, жалеть особо не о чем. Сегодня в индустрии записывают музыку в дискретности не выше 24 бит / 96 кГц, а то и ниже.
Еще один недорогой путь к хайрезам – купить файл прямо со странички музыканта на bandcamp.com, где пасутся многие независимые артисты и мелкие лейблы. На bandcamp множество альбомов выложены с символической платой или вовсе без нее. Там, правда, не указана разрядность lossless-файла, который вы скачиваете. Это может оказаться и обычный 16-битный файл, другого у издателя просто не было.
Что касается классики, то отдельной рекомендации заслуживает ресурс eclassical.com. Огромный выбор музыки, множество распродаж, так что можно купить альбом в 24 бит / 96 кГц дешевле десятки долларов.
Если вы хотите разобраться с разницей в форматах и проверить возможности ваших ЦАПов, вам следует качнуть демо-файлы лейбла 2L http://www.2l.no/hires/index.html. Здесь будут и DSD256, и запредельный DXD, в котором обычно студия записывает своих подопечных. Там же можно купить понравившиеся альбомы хоть в файлах, хоть на Blu-ray Audio или SACD. Ассортимент в основном – классическая музыка.
Для тех, кто любит DSD и хочет слушать честные фонограммы, выполнены в этом формате, рекомендуем ресурс https://www.nativedsd.com/.
Hi-Res-музыка мертва? [перевод] / Stereo.ru
Я с самого начала не особо любил весь ажиотаж вокруг «Музыки В Высоком Разрешении», и сейчас не люблю, потому как это дело отвлекает от самого важного — самой музыки. Также хайрезы немного смещают фокус с другой важной вещи — с качественной записи музыки: пиарщики хотят, чтобы вы, когда покупали цифровые хайрезы с этим ужасным логотипом, верили в то, что звучать покупка будет круто. Лучше, чем низкосортная CD-версия. Но ведь дело совсем не в этом.
Музыка в CD-качестве, в привычных 16 бит/44.1 кГц, может звучать восхитительно. Честно скажу, я стримил музыку через Tidal HiFi в старом-добром CD-качестве и звучала она так же хорошо, как и любые хайрезы, которые я слушал до этого. Вот так вот. Я смог, и я продолжаю получать удовольствие от музыки в CD-качестве, и буду получать его до конца своих дней. Разве что…
Вот в чем суть: когда я покупаю цифровую музыку, я хочу себе самое лучшее качество. То же самое, как и при выборе пластинки — смотришь на лучший тираж. Поэтому, когда я покупаю альбом, я обычно выбираю 24-битную версию (чаще всего беру на Bleep или сразу у лейблов). Почему? Потому что это качество оригинальной записи, и я не вижу смысла в том, чтобы покупать CD-версию с пониженным битрейтом. В конце концов, я ж не диск покупаю, поэтому всю возню, которая призвана впихнуть музыку в ограниченное пространство диска, можно пропустить.
Я не так часто беру переиздания, однако хайрез-версия может звучать лучше, чем CD-оригинал, и чаще всего из-за того, что переиздание еще и ремастерингу подверглось. Я не вижу никакого смысла в использовании CD-качества при переносе аналоговой записи в цифру, если носителем не является сам диск. По мне так 24 бит/96 кГц — самый правильный формат для PCM, а для DSD достаточно DSD128.
Еще объяснимо то, что некоторые/многие/большинство ЦАПов, особенно тех, которые используют цифровые фильтры, звучат лучше, когда обрабатывают звук в качестве выше, чем CD, а иногда, в зависимости от ЦАПа, и DSD может играть лучше PCM. В таком случае логично будет просто апсэмплить все, что отправляется в ЦАП, с помощью специальных утилит.
Для меня хайрезы, как некий логичный отличительный признак, мертвы. Просто дайте нам оригинальное качество записи при выпуске новых релизов, будь то 16/44.1, 24/44.1, 24/48 и так далее. И давайте назовем это правильно — лосслессом. Пластинки записывают в «хайрезах» уже годами, черт, даже Apple просила 24-битные мастер-записи уже в 2012 году, при запуске «Mastered for iTunes», так что хайрезы — это не новинка. Нам просто продают старье в новой обертке, и, как мы знаем по развитию музиндустрии, исторически новое = более дорогое.
С самого начала хайрезы были ходячим трупом, ибо пытались отвлечь наше внимание от качества музыки, самого важного фактора, и качества записи этой музыки. Вообще, я покупаю музыку ради музыки, и хорошее качество записи для меня просто некий приятный бонус. И от того, что кто-то покупает музыку потому, что она в хорошем качестве или хорошо записана, у меня мурашки бегут. Но это у меня так.
Постскриптум:
Когда Tidal начнет стримить MQA, надеюсь, за те же деньги, что они просят за HiFi (19.99 долларов/месяц), ставя точку в битве между CD и хайрезами, тогда с хайрезами можно будет покончить.
Для рекорд-лейблов:
Раз уж вы продаете музыку в том качестве, в котором она была записана, и не корпите над ней дополнительно, к примеру, делая даунгрейд, то хватит уже с нас брать больше денег. Черт возьми! Все лосслесс-версии должны стоить одинаково. А с CD-качеством я делаю так: покупаю диск на Amazon дешевле, чем цифровую версию в CD-качестве, сам его оцифровываю, а диск потом использую как блестящую фрисби.
Оригинал: Is High-Resolution Music Dead? (Майкл Лаворна)
Музыка высокого разрешения Hi-res
Цифровые форматы передачи данных уже давно вошли в нашу повседневную жизнь. Изначально такой способ хранения и передачи информации разрабатывался для унификации. Текстовые или числовые массивы сразу приспособлены для оцифровки, а как «поверить с алгеброй гармонию», то есть переложить на единицы и нули изображение и звуки?
Принцип оцифровки аналоговой информации
Для рядового пользователя, графическое изображение любого аналогового сигнала выглядит как синусоида.
Чтобы представить ее в цифровом виде, плавную кривую следует разбить на ломаную линию, из своеобразных ступеней. Каждый горизонтальный элемент определяет уровень сигнала (яркость, громкость) и продолжительность.
При оцифровке теряется гладкость синусоиды. Очевидно, что чем чаще формируются ступени, тем точнее передается форма исходного сигнала – улучшается качество.
Обратная сторона технологии – увеличение объема массива информации.
Многие фирмы, профессионально работающие в области звукозаписи, долгое время искали компромисс: как сохранить приемлемое качество звучания, не превращая музыкальные фрагменты в огромные хранилища цифровой информации, недоступные для бытового использования.
Золотую середину нашла компания SONY, совместно с PHILIPS представив миру формат CD DA (Compact Disc Digital Audio).
Продолжительность звучания оцифрованной музыки составила 74 минуты. В качестве эталона времени была взята девятая симфония Бетховена: разработчики поставили себе задачу обеспечить непрерывное звучание этого произведения на одной стороне диска (изначально все CD DA были односторонними, на лицевой плоскости размещалась картинка с информацией).
Основной параметр оцифровки – частота дискретизации: в формате CD DA составляет 44,1 кГц: по 22,05 кГц на канал в стереофоническом исполнении. В теории, этого было достаточно для подавляющего большинства слушателей: нормальный человек без уникальных способностей воспринимает частоту не выше 20 кГц. Не вдаваясь в технические подробности, для обеспечения такой частоты дискретизации требуется 16-битный формат записи.
Далее, развитие технологии было направлено на уплотнение данных, чтобы уместить в формат компакт-диска как можно больше музыки. Это позволяло «втиснуть» звуковую дорожку для видеофрагментов, и самое главное – передавать звуки через сеть интернет. Разумеется, неизбежное снижение качества звучания вызывало волну недовольства среди меломанов, поэтому параллельно разрабатывались новые форматы оцифровки, где размер данных не имел значения.
Рекомендации: 10 лучших студийных наушников
, 5 лучших беспроводных наушников Hi-Fi , 6 лучших наушников Hi EndМузыка высокого разрешения Hi-res – что это такое?
Изначально, этот термин (равно как и формат) родился в студиях звукозаписи. Оригинальная исходная оцифровка (так называемый «мастер») производится именно на 24 битах. Частота дискретизации при такой записи составляет диапазон от 44,2 до 88,2 кГц или даже от 48 до 192 кГц. Разумеется, для создания и воспроизведения такого объема цифровой информации требуется специальная аппаратура.
После получения 24-bit мастера, исходная запись переформатировалась в более «дешевые» форматы для тиражирования на CD DA или более компактного mp3.
Для удовлетворения потребностей истинных ценителей музыки, разработан формат, несущий искусство высокого разрешения «в массы»: FLAC 24. Технология Free Lossless Audio Codec (FLAC) позволяет создавать цифровые аудиофайлы, аналогичные по качеству студийному мастеру 24-bit.
Для наглядности, сравним схематичную оцифровку аналоговой синусоиды при разной степени дискретизации:
Количество единиц и нулей прогрессивно увеличивается. Отсюда единственный недостаток – размер. Стандартная музыкальная композиция в формате mp3 с максимально возможным качеством (320 kbps), занимает на диске не более 5-10 Мб. Этот же фрагмент, сохраненный в формате FLAC 24-bit с частотой дискретизации 192 кГц, имеет «вес» 25-30 Мб.
Однако современные носители информации уже способны хранить такие объемы. И самое главное, большинство бытового оборудования (включая и компьютерные системы, работающие под управлением Windows, Android и пр.) в состоянии воспроизвести музыку Hi-res без задержек и потери качества.
Несколько в стороне находится Apple Inc, с обособленными форматами ALAC, и более старым AIFF, но по сути – это та же технология, только под иным брендом.
Где хранить, и как слушать музыку высокого разрешения Hi-res?
На современном ноутбуке или настольном компьютере, применяются жесткие диски размером, измеряемым в террабайтах. Вроде ограничений по объему нет. Однако видео и фонотеки на CD, DVD, и даже Blu-ray постепенно уходят в прошлое, а записанную однажды музыку (или фильм) стирать не хочется, особенно, если она скачана законно, с уплатой стоимости.
Выход есть: сетевые хранилища данных. Это коробочки относительно небольшого размера, с емкими накопителями внутри. Для доступа к информации достаточно обычного сетевого подключения.
Еще одно преимущество: для прослушивания любимого фрагмента не обязательно включать персональный компьютер с экраном и мощным процессором. Музыкальная аппаратура подключается к хранилищу, и можно получать одновременный доступ к различным музыкальным фрагментам.
На чем слушать?
Вы когда-нибудь видели в магазине стоящие рядом телевизоры с разным физическим разрешением экрана, и одинаковой картинкой Full HD? Телеприемник, обозначенный как «совместимый с Full HD» имеет реальное разрешение 1366×768 пикселей. Эта же картинка на телевизоре с реальным Full HD экраном (1920×1080) выглядит мягко говоря иначе.
Тоже самое происходит с музыкой высокого разрешения Hi-res. Если конечный источник звука (акустическая система или наушники) не в состоянии воспроизвести сигнал такого качества – остальные технологии становятся бесполезными. Звучание все равно будет на уровне mp3, в лучшем случае – CD DA.
Поэтому, и преобразователь цифрового сигнала в аналоговый, и усилитель, и акустика должны соответствовать выбранному формату записи.
Речь идет не о красном дереве с позолотой. Просто выходной уровень качества должен соответствовать аналоговому стандарту Hi-End.
Входы у такой аппаратуры должны быть цифровыми, чтобы исключить искажения в преобразователях низкого качества (штатные ЦАП в компьютерах, смартфонах и планшетах). То есть, цифровой поток данных по специальному кабелю (чаще всего оптоволоконному) поступает на вход усилительной аппаратуры, и преобразовывается уже в ней.
Если нет желания использовать для этого персональный компьютер или мобильные устройства – выпускаются специальные проигрыватели для музыки высокого разрешения Hi-res.
Итог: Все перечисленные технологии доступны для любого бюджета. Начальный уровень можно обеспечить с помощью компьютера и качественных наушников (технический уровень звуковой платы имеет значение!). Любителям окружающего звучания придется раскошелиться на приличную акустику.
Тематические материалы: 10 самых дорогих наушников , 5 лучших DJ-наушников , 5 лучших гибридных наушников , 5 лучших музыкальных наушников , 5 лучших наушников Bowers & Wilkins , 5 лучших наушников HTC , 5 лучших наушников Harman/Kardon , Как правильно настроить эквалайзер (для наушников) , Как правильно прогреть наушники и нужно ли это делать
Где хранить, и как слушать музыку высокого разрешения Hi-res?
Идеально звучащий HI-RES рок для проверки аудио-системы: bocharoff — LiveJournal
Самый часто — бесконечно часто — задаваемый мне вопрос, это «а какие пластинки слушать чтобы точно знать, что они божественно идеальны по звуку». На этот вопрос у меня порядка пары миллионов ответов, потому сегодня я решил сильно усложнить и конкретизировать задачу.Для домашней проверки слуха и аудио-систем существует множество удачных фирменных сборников наподобие «Head-Fi and HDtracks — Open Your Ears», которые не просто собирают идеально отписанные треки, но и сопровождают каждый из них описанием — что и как в данной композиции ты должен слышать и ощущать (на торрентах энтузиасты выкладывают такое вместе с буклетами, проверь сам). Это, безусловно, прекрасно и полезно, но не решает экзистенциальной проблемы аудиофила — а что мне делать, если я не хочу слушать тестовый джаз, классику и этнику, а хочу любимый рок-н-ролл!
Классических рок-альбомов с прекрасным звуком не так уж и мало, правда, если они записаны до девяностых годов, то несут на борту проблему: верно звучат в одном-двух «правильных» изданиях, когда остальные паршивы. Про это можно долго говорить, но я все-таки решил сузить задачу на этот раз и изучить тот рок, который звучит идеально не на LP и не на CD, а в доступных файлах высокого разрешения — от 24 бит 88 килогерц и выше.
По мере изучения материалов выяснялось что там все плохо. Очень плохо, даже хуже, чем ты думал. Ибо во-первых рока (особенно старого, классического) в таких разрешениях пугающе мало для 2017 года. Во-вторых многое доступно на торрент-трекерах в самопальных рипах, неудобнейших форматах и часто являет собой апсэмплы, даунсэмплы или перегон из пяти каналов в два. В третьих многие (очень многие!) из изученных мною хайрезов звучали не только не лучше, но даже катастрофически хуже своих же эталонных CD-братьев на 16 бит 44 килогерца.
Переслушав просто груду записей я был уверен, что с легкостью вывалю в сеть сборничек треков на 20-25, но после итоговых долгих мучений осталось — стыдно сказать — семь. Обычному слушателю я бы посоветовал сегодня: вернись обратно к CD или винилу (смотря что ты там любишь больше) и не лезь в мир хайрез музыки, если это не современный джаз, классика или электронщина, изначально записываемые в диких разрешениях.
Практически все отобранные треки — старые аналоговые вещи, кроме песни Green Day, которая уже из нашей эпохи двухтысячных. С одной стороны обидно — многие пластинки, на которые я возлагал немалые надежды или завалились в хайрезе, или оказались в новом формате бессмысленными (как Dire Straits). Появились отличные хайрез-мастеринги Black Sabbath, Metallica, Slayer, я их всем советую, но они не являются эталонными с точки зрения аудиофилии, как ни старайся — они эталонные лишь с точки зрения релизов этих групп. С другой стороны, нашлась и пара приятных открытий — например, «Лестницу в небо» в последнем хайрез-мастеринге, наконец, довели до мыслимого предела качества.
Качать треки надо здесь (один гигабайт), без кастрации и регистрации.
Что такое Hi-Res audio? Всё, что вам нужно знать о звуке высокого разрешения
СохранитьSavedRemoved 0
Hi-Res Audio (High-resolution audio) — это цифровой звук высокого разрешения.
В отличие от HD (high-definition video/видео высокой четкости), нет единого стандарта для звука высокого разрешения.
В 2014 году Digital Entertainment Group, Consumer Electronics Association и The Recording Academy совместно с музыкальными лейблами официально дали такое определение Hi-Res Audio: «Звук без потерь, который способен воспроизводить весь спектр записи, и был подготовлен и перенесён с источника, более качественного, чем CD.»
Проще говоря, Hi-Res audio относится к музыкальным файлам, которые имеют более высокую частоту дискретизации и/или битрейт, чем у CD, который определен в 16 бит/44,1 кГц. Частота дискретизации (или частота семплирования) относится к числу раз, когда в процессе аналого-цифрового преобразования принимается выборка сигнала в секунду. Чем больше бит, тем точнее сигнал может быть измерен в первом случае, поэтому переход от 16 бит к 24 бит может обеспечить заметный скачок в качестве.
Hi-Res аудиофайлы обычно используют частоту дискретизации 96 кГц или 192 кГц и 24-бит. Также могут быть файлы 88,2 кГц и 176,4 кГц.
Hi-Res имеет один недостаток: размер файла. Один трек может иметь размер в десятки мегабайт и несколько альбомов могут быстро съесть свободное место на вашем мобильном устройстве. Они также могут долго загружаться по Wi-Fi и мобильному интернету.
Форматы файлов Hi-Res audio
Существует несколько основных форматов файлов, поддерживающих цифровой звук высокого разрешения:
- WAV (WAVeform Audio File Format): Стандартный формат всех компакт-дисков. Отличное качество звука без сжатия, что означает огромный размер файлов (особенно Hi-Res файлов). Имеет плохую поддержку метаданных (обложка альбома, информация об исполнителе и название песни).
- AIFF (Audio Interchange File Format): Это альтернатива WAV формату от Apple, но с лучшей поддержкой метаданных. Формат без потерь и без сжатия (так же файлы большого размера), но массово не популярен.
- FLAC (Free Lossless Audio Codec): Этот формат сжатия аудио без потерь поддерживает частоту дискретизации Hi-Res, занимает около половины размера формата WAV и сохраняет метаданные. Является бесплатным и широко поддерживается (только не в продуктах Apple). Считается предпочтительным форматом для загрузки и хранения музыкальных альбомов в Hi-Res.
- ALAC (Apple Lossless Audio Codec): Собственный формат сжатия без потерь компании Apple. Также воспроизводит Hi-Res звук, сохраняет метаданные и в половину меньше WAV. Используется в устройствах Apple.
- DSD (Direct Stream Digital): Однобитный формат используется в носителях Super Audio CD. Его частота дискретизации может быть 2.8mHz, 5.6mHz и 11.2mHz, что многократно превосходит обычный CD. Формат широко не распространён.
- MQA (Master Quality Authenticated): Это новый формат, представленный в 2014 году, используется в основном для стриминга музыки в Hi-Res. Файлы MQA могут быть упакованы внутри любого контейнера сжатия без потерь, такого как FLAC, WAV или ALAC. Для декодирования файлов MQA вам понадобится совместимое оборудование — сетевой аудиоплеер, портативный музыкальный плеер, или программное обеспечение, например, приложение Tidal для ПК.
В чём преимущество Hi-Res audio
Главным преимуществом аудиофайлов с высоким разрешением, безусловно, является превосходное качество звука по сравнению со сжатыми и стандартными аудио форматами. Чтобы проиллюстрировать, почему Hi-Res должно звучать лучше, чем MP3, давайте сравним их битрейты. Файл MP3 с самым высоким качеством имеет битрейт 320 кбит/с, тогда как 24-битный/192 кГц Hi-Res аудио файл имеет скорость передачи данных 9216 Кбит/с. Музыкальный компакт-диск — 1411 Кбит/с.
Использование сжатия с потерями означает, что данные теряются в процессе кодирования, а разрешение приносится в жертву меньшему размеру файла. Это влияет на качество звука — формат MP3 (и подобные) полностью не раскрывает потенциал наших любимых песен.
Тем не менее, для большинства людей звук MP3 формата достаточно хорош, особенно при прослушивании музыки в дороге, фоном и т.д. Для аудиофилов даже CD качества недостаточно, поэтому многие ценители музыки по-прежнему предпочитают чистый аналоговый звук виниловых пластинок.
Поэтому файлы Hi-Res 24 бит/96 кГц или 24 бит/192 кГц призваны более точно воспроизводить звук, с которым музыканты и инженеры звукозаписи работали в студии.
back to menu ↑Что нужно для проигрывания файлов Hi-Res audio
Есть немалое количество устройств, которые могут воспроизводить Hi-Res звук. Всё зависит от того, хотите ли вы, чтобы ваша система была стационарной или мобильной, насколько рассчитан ваш бюджет и каким способом вы будете чаще всего слушать ваши мелодии.
Компьютер
ПК или ноутбук на Windows, Linux или Mac является основным источником для хранения и воспроизведения музыки Hi-Res. Но убедитесь, что программное обеспечение, которое вы используете для воспроизведения музыки, также поддерживает воспроизведение Hi-Res. iTunes, например, его не поддерживает, даже с MacBook, поэтому вам нужно будет скачать отдельное приложение для воспроизведения музыки. На Mac заслуживают внимания Channel D’s Pure Music и Amarra. На ПК попробуйте JRiver Media Center (платный, но работает на Windows, Linux и Mac OS X), или foobar2000 (бесплатный, но работает только на Windows)
Смартфон
Смартфоны уже начинают поддерживать воспроизведение Hi-Res. Пока это ограничивается флагманскими Android-моделями, такими как Samsung Galaxy S8, S8+ и LG V30 (в настоящее время это единственный телефон, который умеет воспроизводить формат MQA). iPhone “из коробки” на данный момент не поддерживает аудиовыход Hi-Res, хотя есть способы обойти это, используя приложение (VLC Player или Onkyo HF Player), а затем либо подключить ЦАП, либо использовать наушники с разъемом Lightning.
Портативный плеер
В качестве альтернативы смартфону может выступить портативный Hi-Res мультимедийный проигрыватель. Например, линейка Walkman от Sony (Sony NW-ZX300 также поддерживает MQA) и плееры Astell & Kern, Pono — они предлагают больше места для хранения файлов и ориентированы на гораздо лучшее качество звука, чем многозадачный смартфон.
Аудио система
Есть много других устройств, которые также поддерживают воспроизведение звука с высоким разрешением, включая универсальные системы ЦАП-усилитель- аудиоплеер (Sim Audio MOON Neo ACE), акустические системы “всё в одном” (Dynaudio Xeo 2) или AV-ресиверы (Sony STR-DN1080).
Чтобы по-настоящему услышать все преимущества Hi-Res, приобретите высококачественные наушники или хорошую пару стереодинамиков. Возможно, вы даже встречали в магазинах «Hi-Res» наушники — верхняя частота их должна быть не менее 40 кГц. Такие наушники претендуют на полный спектр Hi-Res audio и теоретически должны предложить лучшее качество звука.
back to menu ↑Что будет дальше с high-resolution audio
Сместить такого гиганта как MP3, пусть и не лишенного недостатков, процесс не быстрый. А значит этот формат ещё долго будет оставаться самым популярным в мире. Но благодаря всё большей поддержке, Hi-Res audio станет перспективным выбором для всех, кто интересуется качественным звуком. И уже, возможно, через несколько лет большинство песен в вашей музыкальной коллекции будут в формате высокого разрешения.
Лучшие записи в форматах Hi-Res-аудио на радость вашей системе
Если рассказ о возможностях Hi-Res-аудио разжег ваше любопытство, то десять лучших альбомов подчеркнут все достоинства формата.
Теперь вы знаете о Hi-Res-аудио все, и вам наверняка хочется познакомиться с форматом поближе.
К счастью, это не составит проблем. Если у вас есть соответствующее устройство – портативный музыкальный плеер, смартфон или NAS-сервер с сетевым плеером – то для доступа к записям в высоком разрешении потребуется только пара щелчков мышью.
Сегодня уже несколько сайтов предлагают такие записи для скачивания; в их числе 7digital, HDtracks, Onkyo Music, Qobuz и Technics Tracks. Пролистав каталоги магазинов и прослушав множество композиций, мы составили список десяти лучших альбомов формата Hi-Res-аудио.
Нил Янг
Harvest (24 бит/192 кГц)
7digital £16
HDtracks £26
Qobuz £18
Technics Trracks £16
Onkyo Music £16
Основополагающий альбом Нила Янга до июня доступен для бесплатного стриминга с сайта neilyoungarchives.com; но это одна из тех записей, которые хотелось бы иметь в своем распоряжении навечно.
Concerto Köln
Бах. Бранденбургские концерты (24 бит/48 кГц)
7digital £16
Qobuz £14
Technics Trracks £16
Onkyo Music £16
В одной из последних записей Concerto Köln (2014 года) ансамбль расширил свой барочный репертуар, добавив к нему одно из самых знаменитых произведений эпохи – виртуозную 90-минутную интерпретацию шести Бранденбургских концертов Баха, давно знакомых и по-новому вдохновенных.
Майк Олдфилд
The Killing Fields (24 бит/96 кГц)
7digital £16,50
Qobuz £13,50
Technics Trracks £16,50
Onkyo Music £16,50
Несмотря на то, что в прошлом году в формате Hi-Res-аудио вышло продолжение третьего альбома Олдфилда (Return To Ommadawn, сохранивший двухчастный формат оригинала), мы предпочли ему саундтрек к одноименной британской драме 1984 года в многообещающем формате 24/96. Струнные в композиции Pram’s Departureбросают в дрожь.
Нильс Фрам
Spaces (24 бит/44,1 кГц)
7digital £9
Qobuz £14
Technics Trracks £9
Onkyo Music £9
Смелые эксперименты, приводящие аудиофилов в восторг, в этом неоклассическом альбоме не ограничиваются музыкой: «Некоторые концерты записывались на старые катушечные магнитофоны, на кассетники… другие использовали все возможности многоканальной записи». Это стоит услышать в высоком разрешении.
Ханс Циммер
The Classics (24 бит/96 кГц)
7digital £15
HDtracks £17
Qobuz £17
Technics Trracks £15
Onkyo Music £15
Поклонникам кино имя Ханса Циммера хорошо знакомо, и среди 13 его «классических произведений» они найдут немало любимых композиций из таких блокбастеров, как «Гладиатор», «Король-лев», «Начало» и «Интерстеллар». Альбом был выпущен в 2016 году, так что последних пополнений его каталога, «Дюнкерк»и «Бегущий по лезвию», здесь еще нет.
Грегори Портер
Take Me To The Alley (24 бит/96 кГц)
7digital £20,50
Qobuz £17
Technics Trracks £20,50
Onkyo Music £20,50
Следующий за достигшим платинового статуса диском 2013 года Liquid Spiritальбом бруклинского джазового автора-исполнителя оказался еще более амбициозным и исповедальным. Мягкий баритон и композиторское мастерство принесли ему звездный статус, а нежные размышления в More Than A Woman и соло трубы в Don’t Be A Foolсами по себе стоят покупки.
Perfume Genius
No Shape (24 бит/96 кГц)
7digital £12,50
HDtracks £16
Qobuz £12
Technics Trracks £12,50
Onkyo Music £12,50
Излияния Майка Адреаса, выступающего под именем Perfume Genius, могут служить образцом эмоциональности вокальных партий. Раскрывающий такие темы, как сексуальность, самоидентичность и гомофобия, альбом No Shape – одно из самых бесстрашных и поэтически честных творений. В хороших наушниках с открытым звучанием Othersideпросто потрясает.
Джо Годдард
Electric Lines (24 бит/44,1 кГц)
7digital £12
Qobuz £9,50
Technics Trracks £12
Onkyo Mussic £12
Как сразу же понятно из названия, первый сольный альбом основателя группы Hot Chip посвящен главным образом миру электронной музыки – его истории и связи с другими жанрами. Ликующие резкие ритмы и проникновенный вокал придают настоянному на танцевальном драйве альбому неожиданную глубину.
J Hus
Common Sense (24 бит/44,1 кГц)
7digital £11
HDtracks £15
Qobuz £10
Technics Trracks £9
Onkyo Mussic £9
Лондонский текстовик J Hus смешивает хип-хоп, грайм и афробит, представляя мастерский срез городской музыки Британии. Одни треки переливаются блестками хип-хопа двухтысячных, другие вдохновлены более современным звучанием гэриджа и грайма. Альбом пронизан африканскими ритмами, и его бодрый настрой послужит серьезной проверкой ритмичности системы.
Four Tet
New Energy (24 бит/44,1 кГц)
7digital £7,50
Qobuz £9,50
Technics Trracks £7,50
Onkyo Mussic £7,50
Four Tet выпускал безупречную лоу-фай-электронику до того, как это стало мейнстримом, и продолжает эту линию уже в статусе одного из самых перспективных британских продюсеров. Альбом смешивает лучшие образцы прежнего звука Кирана Хебдена – меланхоличные лупы, перетекающие в ленивое крещендо – с бодрыми танцевальными структурами. В любом случае вам гарантированы цепляющие ритмы, сложные рисунки барабанов и широкая сцена.
Мобильный Hi-Fi: разбираемся в форматах музыки
Последние несколько лет тема качественного звука «на ходу» актуальна как никогда. Цифровые плееры возвращаются на рынок, технологии DAC, ранее доступные только для дорогих аудиофильских систем, теперь помещаются в карман, а стриминговые сервисы начинают вещание в Hi-Res-качестве. Самое время разобраться, нужны ли вам наушники по цене автомобиля и что на самом деле влияет на качество звука.
История
Первым по-настоящему мобильным плеером стал Sony Walkman в 1979 году. Тогда он произвел революцию в музыке. Сам факт того, что музыка могла играть из кармана, казался фантастикой. Кассетные записи имели достаточно много шумов, пленку могло зажевать, и, чтобы сэкономить заряд, ее можно было забавно перематывать с помощью карандаша. Тем не менее Walkman стал прорывным продуктом, который оставался чрезвычайно успешным в коммерческом плане на протяжении аж 20 лет!
Буквально через несколько лет, в 1983-м, появился Sony Discman, который проигрывал CD — суперсовременный на то время формат, до сих пор не утративший своей актуальности. Звук был намного лучше кассетного, но при каждом сотрясении музыка замирала, так как головка лазерного считывателя не могла удержаться на оптической дорожке. Однако главной проблемой портативных CD-плееров были размеры: эти проигрыватели оказались намного больше кассетных. Следующий формат Sony, который должен был решить проблему размеров, — MiniDisc — c треском провалился.
Первые MP3-плееры появились в конце 90-х годов. Они проигрывали сильно сжатые MP3-файлы, которые с трудом помещались во встроенной памяти на 32 МБ. Настоящую революцию в портативной цифровой музыке совершил Apple iPod, представленный Стивом Джобсом как «1000 песен в вашем кармане». Позже появился и первый по-настоящему популярный магазин, где можно было покупать и скачивать музыку, — iTunes Store.
Следующим этапом развития портативной музыки стали смартфоны и стриминговые сервисы в конце нулевых. А это уже «Более 30 000 000 песен в вашем кармане». Никаких больше покупок сжатой музыки по цене компакт-диска — за небольшую абонплату вы получаете почти всю музыку на планете.
Сейчас
Трендом текущего десятилетия стало качество звука. Люди устали от низкого качества музыки. Продажи виниловых пластинок (!) бьют все рекорды. В 2016 году в Великобритании было продано более 3,2 млн дисков, что на 53% больше, чем в 2015-м, в то время как покупки цифровой музыки упали на 30%.
Из профессиональной звукозаписывающей среды пришли Hi-Res-форматы звукa, которые начали появляться в стриминговых сервисах. Смартфоны научились работать с внешними DAC, которые способны выдавать Hi-End-звук прямо из вашего кармана. В портативные наушники пришли технологии от внутриканальных мониторов, которые используют музыканты во время живых концертов. И наконец, вернулись плееры, но уже не из дешевой пластмассы, а из металла, стекла и с высококачественными аудиопроцессорами внутри. Неплохое время, чтобы быть фанатом музыки!
Портативная Hi-Fi-система
Чтобы получить хороший звук, недостаточно просто воткнуть в смартфон наушники подороже. Конечно, звучание станет лучше по сравнению с теми «затычками», которые идут в комплекте с телефоном, но для по-настоящему хорошего звука понадобится ревизия всей цепочки — от студии звукозаписи до вашего уха.
Файл — это та музыка, которую мы скачиваем или стримим из музыкального сервиса. В первой части этой статьи мы остановимся на музыкальных форматах, рассмотрим преимущества Hi-Res и определимся со стриминговыми сервисами.
Обычный смартфон, выполняя роль музыкального плеера, часто выступает транспортом, DAC (ЦАП, цифро-аналоговый преобразователь) и усилителем. Основная цель производителя телефона — уменьшить его стоимость и энергопотребление, поэтому для аудиотракта выбираются простые дешевые компоненты, которых вполне хватает для копеечных наушников, идущих в комплекте, но они и близко не позволяют раскрыть потенциал хороших наушников.
Хорошая новость в том, что сейчас смартфоны могут выступать только в роли транспорта и позволяют подключать внешние портативные DAC с усилителями — они дают качество звука, ранее доступное только для дорогих стационарных систем. Компактные внутриканальные наушники, в свою очередь, научились воспроизводить звук на уровне продвинутых акустических систем, занимающих половину комнаты, всего за малую часть их цены.
Форматы музыки
Самый популярный цифровой формат записи звука сегодня — это PCM (Pulse Code Modulation). В этом формате музыка записывается и микшируется, производится ее мастеринг. На обычном компакт-диске записан поток PCM 16 бит и 44,1 кГц — эта спецификация называется Red Book. Звук представляет собой колебания воздуха, которые улавливает микрофон десятки и даже сотни тысяч раз в секунду, а записывающее устройство фиксирует уровень громкости для каждого этого момента. 16/44,1 означает, что для уровня громкости используется 16-битное значение (число уровней квантования) и фиксируется оно 44 100 раз в секунду (частота дискретизации).
Значения 16/44,1 были выбраны для CD не случайно. Считается, что человек может воспринимать звуковые частоты от 20 Гц до 20 кГц. Согласно теореме Найквиста, частота дискретизации должна быть вдвое больше максимальной записываемой частоты. Поэтому 44,1 кГц позволяют записывать весь слышимый диапазон звука с небольшим запасом, от 0 до 22 кГц. Динамический диапазон, или разница между самым тихим и самым громким звуком, в случае 16-битной записи составляет около 96 дБ. Этого более чем достаточно для любого типа музыки, особенно учитывая тот факт, что современные записи, как правило, имеют сильную компрессию динамического диапазона и фактически используют лишь малую его часть, чтобы из радио песни звучали «погромче».
PCM-поток может быть упакован в файл в lossless-форматах — таких как WAV, AIFF, m4a (ALAC), FLAC. Внутри всех этих файлов содержится все тот же PCM, только в разной «упаковке». Никакой принципиальной разницы между ними нет, за исключением того, что ALAC и FLAC используют сжатие без потери качества (аналогичное тому, если бы, к примеру, WAV-файл был сжат архиватором Zip). Стереозвук PCM 16/44,1 имеет битрейт 1411 кбит/с, и минута занимает около 10,5 МБ. Самый популярный формат — FLAC — позволяет уменьшить размер несжатого PCM-файла на 40—50% без потери качества.
Когда на смену CD пришли первые flash-плееры, iPod, а затем и мобильные телефоны со стримингом, возникли форматы, использующие сжатие звука с потерями в качестве. Наибольшую популярность получил MP3, затем появились более эффективные AAC, WMA и OGG Vorbis. Формат звука на выходе, как правило, те же 16/44,1 (как в CD), а битрейт сжатой музыки колеблется в диапазоне 96—320 кбит/с, что в 5—15 раз меньше несжатого PCM. Это существенно упрощает загрузку и хранение музыки.
Разумеется, такое сжатие не проходит даром, и качество звука деградирует. Особенно сильно разница между сжатым и несжатым звуком будет заметна на низких битрейтах 96—128 кбит/с. В аудиофильском понимании это просто мусор. Пропадает детализация, теряются высокие частоты, звук становится плоским. Во многих стриминговых сервисах, плей-листах в соцсети «ВКонтакте» это стандартный уровень качества. Помимо битрейта имеет значение также кодек, с помощью которого создавались сжатые файлы, и его настройки.
С максимальным битрейтом для сжатых файлов — 320 кбит/с — ситуация намного лучше. На низкокачественном оборудовании часто бывает сложно почувствовать разницу с CD, но хороший DAC и наушники быстро расставляют все на свои места. Этот тест позволяет самостоятельно попробовать определить, где 128, 320 и lossless-версия песни. Для DAC Chord Mojo, хороших наушников и моего не особо аудиофильского слуха результат получился отличным — уверенные 6 из 6.
- CD-качества (PCM 16/44,1) теоретически достаточно, чтобы воспроизводить весь слышимый человеком диапазон звуков.
- Сжатые форматы с низким битрейтом никуда не годятся.
- Сжатые форматы с высоким битрейтом актуальны для недорогой техники или для беглого ознакомления с новой музыкой.
- Чтобы получить качество, нужно использовать lossless.
Hi-Res Audio
Термин Hi-Res (High Resolution) Audio относится к музыкальным форматам и устройствам, которые могут воспроизводить музыку с качеством «лучше, чем CD» — то есть PCM-поток с битностью более 16 и частотой дискретизации более 44,1 кГц. Впервые Hi-Res появился на дисках SACD (Super Audio CD) и DVD-Audio. Ни один из этих форматов не смог закрепиться на рынке, так как к моменту возникновения этих стандартов музыка начала уходить c физических носителей в интернет.
Но, пожалуй, самой большой проблемой Hi-Res является сомнительное преимущество по сравнению с CD-качеством. Давайте рассмотрим все по порядку.
Возьмем, к примеру, запись 24/88,2. Как вы помните, битность отвечает за динамический диапазон, или попросту за разницу в громкости. В случае 16 бит мы имеем 96 дБ, для 24 бит — 144 дБ. Что это дает? Ровным счетом ничего! Для некоторых типов музыки рабочий динамический диапазон не превышает 12 дБ, в самых сложных случаях (например, при записи произведений симфонического оркестра) можно встретить диапазон около 60 дБ. Кроме того, 144 дБ — это далеко за пределами возможностей систем воспроизведения и человеческого слуха.
Преимущества более высокой частоты дискретизации, например 88,2 или 176,4, не менее туманны. Единственное, на что влияет большая частота дискретизации, это верхняя граница частотного диапазона. 44,1 — это 22 кГц, 88,2 — 44 кГц, 176,4 — 88 кГц. Считается, что предел слуха — это 20 кГц, но, как правило, такие частоты могут слышать только дети, и с возрастом этот порог становится все меньше и меньше. Кроме того что эти частоты невозможно услышать, существует очень мало наушников, которые способны их воспроизвести. Несмотря на то что в спецификациях можно встретить достаточно высокие значения верхнего порога частот, без графика АЧХ они не имеют никакого смысла, так как уровень звука при пороговых значениях может быть крайне мал.
Во время студийной записи, при микшировании и мастеринге обычно используют Hi-Res-форматы, но это обусловлено больше техническими моментами. Например, используя избыточный динамический диапазон, легче исправить ошибки уровня записи. Уменьшается и вероятность того, что звук будет «обрезан». В последующем при обработке звука или компрессии динамического диапазона теряется меньше информации.
Формат DSD (Direct Stream Digital), который можно довольно часто встретить в Hi-Res-среде, пришел с SACD и использует отличный от PCM метод модуляции — дельта-сигма. Желающих подробно вникнуть в тему я бы хотел направить в «Википедию». Этот формат использует однобитное кодирование с частотой дискретизации 2,8224 МГц (DSD64) и более вплоть до DSD512. Максимальный динамический диапазон DSD — 120 дБ (в диапазоне 20—20 000 Гц), верхний диапазон частот достигает 100 кГц. Данный формат нельзя напрямую сравнивать с PCM, но многочисленные слепые тесты показывают, что разницы на слух между ними нет. В любом случае параметры записи будут существенно выше возможностей слуха. DSD не подходит для записи, редактирования и хранения мастер-копий: этот формат используется только для распространения музыки. Из его плюсов можно отметить более простую схему DAC, которая теоретически может повысить качество DAC-преобразования. Но на практике многие плееры и даже чипы DAC первым делом конвертируют все в PCM и работают уже с ним.
На торрент-трекерах можно встретить удивительную вещь — запись виниловых дисков в формате DSD. Сложно придумать нечто более странное. Преимущество записей на виниле заключается в их аналоговой природе и отсутствии DAC-преобразования. Меньше преобразований — меньше ошибок, в результате звук кажется более натуральным, тембр инструментов не искажается, да и вообще все звучит «музыкальнее». Но у винила есть ряд своих недостатков, таких как статические щелчки и пыль на пластинке, искривление от неправильного хранения, деградация записи и звукоснимателя со временем и так далее. Оцифровка пластинки удивительным образом объединяет недостатки аналоговой и цифровой записи: с одной стороны, у нас есть статика, щелчки и не такая хорошая детализация, а с другой — ADC-DAC-преобразование, которое добавляет цифровые недостатки из-за несовершенства DAC, особенно бюджетных. Бинго!
MQA (Master Quality Authenticated) — это очень интересное изобретение британской компании Meridian, которое позволяет сделать Hi-Res-файлы более компактными и в целом улучшить качество ADC- и DAC-преобразований. Кроме того, MQA-файлы имеют «цифровую подпись», которая подтверждает, что качество звука не пострадало по пути из студии к проигрывателю. Слава богу, никаких систем DRM не предусмотрено и файлы можно спокойно копировать куда угодно. MQA представляет собой РСM-поток «CD-качества» 16/44,1, который может быть упакован в любой lossless-формат, такой как FLAC, ALAC или стриминг. Хитрость состоит в том, что Hi-Res-часть, то есть частоты выше 20 кГц, упаковываются под уровень шума основной записи. Это как раз те самые децибелы динамического диапазона, которые не используются и содержат в себе шум.
Во время воспроизведения приложение-проигрыватель или внешний DAC разворачивает файл, и в итоге на выходе получается Hi-Res. Если внешний DAC поддерживает MQA, то ему можно отдать нераспакованный поток, а он самостоятельно сделает из него исходный Hi-Res, заодно исправив некоторые неточности DAC-преобразования. Если поддержки нет, то за распаковку будет отвечать приложение, которое отдаст внешнему DAC уже распакованный Hi-Res-поток.
Проигрыватели без поддержки MQA воспроизведут его как обычный файл, нераспакованная аудиоинформация проиграется вместе с естественным уровнем шума записи. Компания утверждает, что за счет оптимизации ADC качество файла будет даже выше обычного, что звучит не особо правдоподобно. Впрочем, существенного ухудшения качества быть не должно, так как основная аудиоинформация никак не затрагивается.
Есть ли смысл переходить на Hi-Res-музыку?
Это вопрос, на который нет однозначного ответа. Аудиофилы сломали не один десяток клавиатур на профильных форумах. Кто-то однозначно слышит в Hi-Res дополнительную глубину, детализацию, особенно после прогрева своих дорогостоящих серебряных кабелей, уложенных на специальных подставочках (из особой породы дерева) в правильном направлении. Когда дело доходит до слепых тестов — разница колеблется в рамках статистической погрешности. Есть различные теории о том, что ультразвуковые частоты могут каким-то образом влиять на восприятие слышимого диапазона или как-то по-другому восприниматься человеком. Суровые инженеры, в свою очередь, говорят, что при работе усилителя интермодуляционные искажения сигналов из диапазона более 20 кГц могут проникать в слышимый диапазон, ухудшая качество аудиофайла. Ну и очевидный минус — размер альбома в районе 2 ГБ и более «отъедает» приличное количество места на диске, если не используется технология MQA.
Большая часть всех представленных High-Res-релизов имеют мастер-записи в стандартном качестве или даже аналоговые записи на пленке, которые существенно хуже CD по техническим параметрам. Чаще всего это просто копии CD, которым увеличили разрешение. Если у вас есть старая пленочная фотография, то ей не особо поможет увеличение разрешения файла, в который она отсканирована. То же касается увеличенного разрешения уже готовой цифровой фотографии. Но почему тогда некоторые Hi-Res-релизы звучат так хорошо, особенно MQA? Все дело в мастеринге. Если проводить аналогию с фото, то это «ретушь» записи. Инженер, взяв мастер-запись, может убрать шумы, оставить больший динамический диапазон, применить различные фильтры, чтобы улучшить качество. Даже старые записи 50-х — 60-х годов прошлого века начинают звучать местами просто великолепно. Если сравнить такую запись с более старым релизом на CD, то разница будет очевидна, но эта разница в мастеринге, а не формате записи. Поэтому качественный мастеринг намного важнее Hi-Res. В последние годы имя инженера мастеринга можно даже встретить в описании к альбому, так как во времена улучшающегося качества систем воспроизведения музыки его работа становится особенно важна.
Среди записей, которые изначально созданы с учетом Hi-Res, в основном встречаются различные классические концерты и композиции не особо популярных исполнителей. Впрочем, с появлением MQA, который делает Hi-Res доступным для стриминга, ситуация начинает меняться. Из крупных лейблов о поддержке заявили Warner Music Group и Universal Music Group, а Tidal начал стриминг ограниченного числа альбомов в MQA-формате. И нужно отметить, качество звука просто потрясающее.
- Преимущество Hi-Res перед «CD-качеством» сомнительно.
- DSD ничем не лучше и не хуже PCM.
- Оцифровки с винила в Hi-Res не имеют смысла.
- Большая часть Hi-Res-релизов — это копия с CD.
- Мастеринг имеет намного большее значение, чем Hi-Res.
- MQA — это хорошо.
Стриминговые сервисы
Сегодня каждый уважающий себя IT-гигант имеет свой стриминговый сервис: Apple Music, Google Play Music, Amazon Prime Musiс и даже «Яндекс.Музыка». Все эти сервисы предлагают приблизительно один и тот же каталог со сжатой музыкой. Останавливаться на них подробно нет никакого смысла, так как по большей части они одинаково функциональны и одинаково унылы.
Пожалуй, только два сервиса сейчас заслуживают пристального внимания — Spotify и Tidal. Сразу отметим, что официально они пока не доступны в Беларуси, но путем нехитрых манипуляций со страной там все же можно зарегистрироваться и потом совершенно спокойно слушать музыку без каких-либо региональных ограничений. В случае со Spotify есть нюансы с оплатой, но Tidal без проблем принимает местные карточки.
Spotify родом из Швеции, и на сегодня это самый крупный и продвинутый музыкальный сервис. У него самая большая музыкальная база, где можно найти даже Макса Коржа и группу «Ляпис Трубецкой». Функция Spotify Connect позволяет с легкостью проигрывать музыку на совместимых устройствах вроде Wi-Fi-колонок, когда колонка сама «тянет» музыку из сети, а телефон используется как пульт управления. Но самое главное преимущество перед конкурентами — это рекомендации, динамические плей-листы и возможность слушать плей-листы друзей. Рекомендации работают настолько хорошо, что со временем начинаешь слушать все больше новых треков. Фактически это новый способ потребления музыки, за которым будущее. Но у Spotify есть одна проблема — качество. На сегодня это OGG Vorbis 320 кбит/с. Для Wi-Fi-колонки, которая стоит на кухне, этого вполне достаточно, но для качественной техники — уже нет.
Tidal, которым сейчас владеет американский рэпер по кличке Jay Z, делает ставку на качество. Вся музыка доступна в lossless-формате FLAC, а с начала 2017 года начали появляться альбомы в MQA-качестве. Десктопное приложение Tidal превосходно работает с внешними DAC и позволяет легко выбрать, куда выводить звук. Кроме этого можно работать c DAC в эксклюзивном режиме, минуя микшер системы и возможный ресемплинг со стороны ОС, а также посторонние звуки от других программ. Если DAC поддерживает MQA, то можно настроить отдачу ему потока без декодирования, а если нет — то декодировать может само приложение Tidal. В мобильном приложении поддержки MQA пока нет, однако она заявлена в будущем.
Впрочем, у Tidal есть несколько проблем. Во-первых, отсутствует интеграция с колонками вроде Spotify Connect. Во-вторых, сервис рекомендаций является бесполезным, а работа с плей-листами организована не совсем удобно. Присутствие Jay Z тоже дает о себе знать: в топе сервиса — его подруга Бейонсе и прочие, преимущественно афро-американские друзья. Для нахождения новой музыки Tidal совершенно не подходит, его можно воспринимать скорее как простой каталог.
После установки любого приложения для стриминга музыки нужно зайти в настройки и выставить максимальное качество звука. Это очень важно, так как Spotify, например, по умолчанию предлагает поток 96 кбит/с в мобильном приложении и 160 кбит/с в десктопе.
- Первым делом не забудьте выставить максимальные настройки качества звука.
- Spotify — это самый удобный сервис, который позволяет находить новую музыку.
- Tidal — это идеальное качество звука, lossless и MQA.
Мы решили провести слепой тест и предложили не слишком искушенным в музыке людям прослушать несколько композиций (вернее, отдельных фрагментов из них). Каждый трек был представлен в трех разных вариантах: MP3 с битрейтом 128 кбит/с, 320 кбит/с и несжатый файл в формате WAV. Наушники Sennheiser HD 650 были подключены к ЦАП с усилителем Chord Mojo. Эти два устройства в паре должны были обеспечить точную передачу всех нюансов звучания. Что вышло в итоге, вы можете узнать из видео.
В каталоге Onliner.by можно найти подходящие наушники, портативные ЦАПы и усилители,
а также MP3-плееры
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]