Стоит ли покупать 4К монитор?
Короткий ответЕсли вы планируете купить 4К монитор на будущее, вместе с подходящей видеокартой, которая покажет хорошую производительность хотябы в 2К, то это станет хорошим выбором. Если вы отдаете предпочтение максимальной производительности, то 1080p по-прежнему остается лучшим вариантом.
Несколько лет назад на рынке стали появляется первые 4К телевизоры. Продажи первых из них стартовали в 2013 году, но они были чрезмерно дорогие и у покупателей не было причин их приобретать. Подходящего видео контента практически не было, а запускать игры или другие развлечения в 4К еще не могла ни одна приставка или ПК.
Вскоре цены начали снижаться и телевизоры 4К вышли на массовый рынок. Это также привело к изменениям в игровой индустрии и большой скачек разрешений стал просто неизбежен. Вот картинка, которая показывает насколько большое 4К разрешение:
Как вы видите, 4К в 4 раза больше, чем дисплей Full HD, откуда собственно и пошло название. Его также часто называют Ultra HD (UHD) или 2160р. Вскоре после выпуска телевизоров 4К Sony и Microsoft выпустили улучшенные версии своих консолей – PlayStation 4 Pro и Xbox One X.
Если вы заядлый ПК геймер, то вероятно уже думали о возможности покупки 4К монитора. На самом деле, сейчас уже настал тот момент, когда можно купить качественный UHD монитор по приемлемой цене.
Разумеется, существует и ряд недостатков, которые могут возникнуть при использовании технологии столь высокого разрешения.
— Больший экран
Как вы наверняка знаете, 24 дюйма – лучшая диагональ для Full HD. Если взять бОльшую, то вы обязательно заметите отдельные пиксели, что делает такие мониторы неподходящими для просмотра вблизи.
4К в свою очередь может создавать крайне четкое изображение на экранах большего размера, при этом пиксели не будут видны. В настоящее время самым комфортным размером – является экран 27 дюймов, поскольку на что-то большее вблизи просто неудобно смотреть.
С такими большими экранами в разрешении 4К вы получите расширенную рабочую поверхность без потери качества. По сравнению с 24 дюймовыми Full HD мониторами стоит ожидать действительно заметный прирост качества, а в играх это практически уберет необходимость использования сглаживания и улучшит все мелкие детали.
Кто-то может сказать, что нет смысла использовать 4К на таком маленьком мониторе, как 27 дюймов, однако это в корне не верное утверждение.
С 4К вы получите неимоверное ощущение глубины изображение, граничащие с ощущением от 3D, но без раздающих побочных эффектов.
Просто посмотрите на это видео:
Здесь вы можете увидеть разницу между 1080р и 2160р. Даже если запускать игру с более низкими настройками в 4К, она будет выглядеть лучше, чем при максимальных в Full HD.
4К экраны недавно появились и в скором времени они не устареют. Можно сказать, что технология отображения в ближайшие годы вряд ли сильно улучшится. Поэтому вы можете смело потрать свои деньги на покупку 4К монитора, не опасаясь, что он скоро устареет.
Если говорить честно, то некоторые компании уже выпускает 5к экраны, но они рассчитаны на профессиональное использование, а у геймеров едва хватает производительности для комфортной игры в 4К.
Поговорим и об этом…
— Требуется мощное железо
На этот момент, единственными видеокартами способными показывать неплохие результаты в ААА играх при 4К разрешении – являются GTX 1070 и 1080, а также их варианты Ti, предпочтение стоит отдать именно Ti, ведь они обладают улучшенными характеристиками.
Используя GTX 1070 Ti, вы сможете рассчитывать на 30 кадров в 4К, а с GTX 1080 Ti на 60 в 4к. Конечно есть вариант использования Crossfire, однако это не самое экономичное решение.
— Проблемы с совместимост
4к-монитор — зачем он нужен и как его выбрать
Еще год назад 4К мониторы казались некоторым пользователям ненужной новинкой. Но сейчас «Брать 4К или нет?» — это насущный и актуальный вопрос, о котором мы сегодня и поговорим.
Сначала определим, что же такое 4К. Это мониторы с высоким разрешением, ширина которых — близка к 4 000 пикселей. Визуальная разница видна невооруженным взглядом: картинка на 4К-мониторе больше примерно в четыре раза, чем на Full HD-мониторе. На экране помещается больше информации, картинка выглядит плотнее, на мониторе помещается больше окон.
Кому актуально такое разрешение? Во-первых, специалистам по работе с графикой и тем, кто привык работать с несколькими окнами одновременно — на 4К можно открыть одновременно 2-3 окна и комфортно работать с ними, не уменьшая масштаб страницы или шрифт.
Также 4К полезен тем, кто часто смотрит фильмы и сериалы. С играми в таком разрешении всё сложнее — далеко не каждая видеокарта потянет новую игру в 4К и с приемлемым количеством кадров в секунду. Чтобы перейти на гейминг в 4К потребуется обновить не только монитор, но и частично системный блок.
Как и для всех остальных мониторов, 4К мониторы отличаются по яркости и контрастности. Для комфортной работы и правильной цветопередачи важнее все таки контрастность — она отвечает за то, насколько глубокими будут цвета и не превратится ли черный в темно-серый. Сверхяркий же монитор нужен только тем, кто работает в ярко освещенном помещении или под прямыми солнечными лучами — в остальных же случаях повышенная яркость будет излишне напрягать глаза.
Поскольку 4К — это довольно новая разработка, в таких монитор нет устаревшего разъема D-Sub: только видеопорт DVI и два видео-аудио порт, DisplayPort и HDMI.
В остальном мониторы отличаются диагональю и типом матрицы — перейдем к этим параметрам.
С диагональю 27 дюймов
Такая диагональ — самый распространенный и недорогой вариант. Все модели с такой диагональю имеют тип матрицы IPS: такая матрица дает четкую, насыщенную картинку и обеспечивает наилучшую цветопередачу.
Несколько 27-дюймовых моделей оснащены встроенными динамиками — это удобно, потому что пропадает необходимость в дополнительных колонках и динамиках.
Первые четыре модели имеют контрастность 1000:1. Также поддерживают возможность регулировки высоты и поворот экрана в портретный режим:
— AOC U2777PQU с временем отклика 4 мс и яркостью 350 кд/м². Имеет по одному порту D-Sub, DVI, HDMI и DisplayPort. Модель оснащена USB-концентратором.
— Iiyama XUB2792UHSU и Acer XB271HKbmiprz с временем отклика 4 мс и яркостью 300 кд/м². Эти модели имеют по одному порту HDMI и DisplayPort: у первой также есть один DVI-разъем и USB-концентратор.
— Benq PD2720U с временем отклика 5 мс и яркостью 350 кд/м², а также двумя портами HDMI, одним DisplayPort, USB-концентратором и поддержкой подключения по USB Type C.
Следующие две модели обладают большей контрастностью — 1300:1. Их время отклика — 5 мс, яркость — 350 кд/м². Также они оснащены USB-концентратором, поддерживают возможность регулировки высоты и поворот экрана в портретный режим: это модели Benq PD2700U, в котором установлено по одному порту HDMI и DisplayPort, и NEC EA271U с двумя портами HDMI, одним DisplayPort и подключением по USB Type C.
Еще в каталоге представлены пять моделей без встроенных динамиков — такой вариант больше подойдет тем, у кого более высокие требования по звучанию, чем у большинства людей.
Все мониторы из данной категории имеют время отклика 4-5 мс и яркость 350 кд/м², а также оснащены USB-концентратором. Модели поддерживают возможность регулировки высоты и поворот экрана в портретный режим. Они отличаются разъемами и контрастностью:
— Lenovo ThinkVision T27p-10 с контрастностью 1000:1, одним HDMI, одним DisplayPort и поддержкой подключения по USB Type C;
— Lenovo ThinkVision P27u, Viewsonic VP2785-4K и Benq SW271 с контрастностью 1000:1, поддержкой подключения по USB Type C, двумя HDMI и одним DisplayPort;
— Dell U2718Q с контрастностью 1300:1, имеет по одному порту HDMI и DisplayPort.
С диагональю 28 дюймов
Менее распространенная диагональ для 4K. Все три описанные здесь 28-дюймовые мониторы имеют время отклика 1 мс, контрастность 1000:1 и тип матрицы TN — такая матрица работает быстрее всех остальных матриц и отличается минимальным временем отклика.
Первые два монитора имеют возможность наклона вперед-назад:
— Samsung U28E590D с яркостью 370 кд/м², двумя портами HDMI и одним DisplayPort;
— AOC U2879VF с яркостью 300 кд/м². Имеет по одному порту D-Sub, DVI, HDMI и DisplayPort;
Следующий монитор поддерживает регулировку высоты и поворот экрана в портретный режим.
С диагональю 31.5 дюйм
Еще одна популярная диагональ для 4К-мониторов. Модели с такой диагональю оснащены тремя типами матриц.
С типом матрицы IPS
Этот тип матрицы лучше всего подойдет тем, кто работает с графикой или часто смотрим фильмы — IPS-матрицы обладают наилучшей цветопередачей среди всех остальных. Модели оснащены встроенным USB-концентратором.
— Benq PD3220U — время отклика 5 мс, яркость 300 кд/м², контрастность 1000:1. Оснащен двумя портами HDMI и одним DisplayPort, а также встроенными динамиками и разъемом Type C. Поддерживает регулировку высоты и поворот экрана в портретный режим.
— Dell UltraSharp UP3216Q — время отклика 6 мс, яркость 300 кд/м², контрастность 1000:1
. Имеет по одному порту HDMI и DisplayPort и поддерживает наклона вперед-назад.— Viewsonic VP3268-4K — время отклика 5 мс, яркость 350 кд/м², контрастность 1200:1. Имеет два порта HDMI и один DisplayPort, а также встроенные динамики. Поддерживает регулировки высоты и поворот экрана в портретный режим.
— Dell U3219Q и HP Z32 имеют возможность регулировки высоты и поворот экрана в портретный режим. Контрастность обоих мониторов — 1300:1. Имеют по одному порту HDMI и DisplayPort. Отличаются временем отклика и яркостью: 5 мс и 400 кд/м² у Dell U3219Q и 14 мс и 350 кд/м² у HP Z32; Имеют подключение по Type C:
С типом матрицы VA
Если TN-матрицы отличаются высокой скоростью, а IPS отличаются отличной цветопередачей, то VA-матрицы — это некий промежуточный вариант. Они работают чуть медленнее TN и обладают неплохими показателями контрастности.
Следующие три монитора имеют
— Samsung U32J590UQI с временем отклика 4 мс и яркостью 270 кд/м²;
— Viewsonic VX3211-4K-MHD с временем отклика 3 мс и яркостью 300 кд/м², а также встроенными динамиками;
— Benq EW3270U с временем отклика 4 мс и яркостью 300 кд/м², а также подключением по USB Type C и встроенными динамиками.
Отдельно отметим изогнутый монитор Samsung U32R590CWI с временем отклика 4 мс, яркостью 250 кд/м² и контрастностью 2500:1. Имеет по одному порту HDMI и DisplayPort. Изогнутые мониторы — это довольно новая технология, и такие модели стоят несколько дороже обычных, однако для полного погружения в игру или работу они подходят идеально.
С типом матрицы MVA
MVA-матрицы — довольно новая разработка и некое компромиссное решение. Горизонтальные и вертикальные углы обзора у таких матриц составляют 170°. Такие матрицы точнее (чем TN-матрицы) отображают цвета, обладают небольшим временем отклика и правильно отображают черный цвет. Из-за технических особенностей таких мониторов у них есть один недостаток — при взгляде сбоку некоторые пиксели отображаются как белые.
В каталоге представлены две похожие по характеристикам модели с такой матрицей. Обе оснащены встроенными динамиками, имеют время отклика 4 мс, яркость 350 кд/м² и контрастность 3000:1. Имеют по одному порту D-Sub, DVI, HDMI и DisplayPort.
Монитор AOC U3277FWQ можно наклонить вперед-назад, а AOC U3277PWQU поддерживает еще и регулировку высоты и поворот экрана в портретный режим. Также у второй модели имеется USB-концентратор.
С диагональю 32 дюйма
С такой диагональю представлено две модели, и обе имеют тип матрицы IPS. У обеих моделей подставка поддерживает возможность регулировки высоты и поворот экрана в портретный режим. Также оба монитора имеют USB-концентратор и по одному порту HDMI и DisplayPort. Контрастность у обоих моделей равна 1000:1. У монитора Benq PV3200PT яркость 250 кд/м², а у Benq PD3200U яркость 350 кд/м², также есть встроенные динамики. Время отклика — 5 и 4 мс соответственно.
С диагональю 42.5 дюйма
Наибольшая диагональ среди 4К-мониторов. Обе модели имеют тип матрицы IPS, оснащены USB-концентратором и подставкой с наклоном вперед-назад. Время отклика 5 мс.
— HP Z43 — яркость 350 кд/м², контрастность — 1000:1. Поддерживает подключение по USB Type C и имеет по одному порту HDMI и DisplayPort.
— Philips BDM4350UC — яркость 300 кд/м² и контрастность — 1200:1. Имеет один порт D-Sub, два HDMI и два DisplayPort, а также встроенные динамики.
Сертификация Pantone Validated, гарантирует точность цветопередачи на экране и совместимость с сертифицированными Pantone устройствами.
Памятка покупателю: особенности рынка мониторов, на что смотреть, во что верить, про что забыть, мифы и реальность.
Вступление
Большинство пользователей и потенциальных покупателей LCD-дисплеев, как это ни странно, не разбираются в действительно важных параметрах этих устройств, в голове у них, не редко, «каша» из десятка-других мифов о современных мониторах и индивидуальный взгляд на то, как должно быть. Вот только слово «должно» не применимо не только во многих жизненных вопросах, но и в области «мониторостроения», поскольку производители делают как могут и, безусловно, как они захотят. Поэтому пользоваться нам с вами предстоит тем, что предлагают и на что хватает денег, а самое главное в такой ситуации просто сделать правильный и полностью осознанный выбор. Но речь сегодня пойдёт не о том какой монитор «самый лучший», а о том, что следует уяснить для себя перед покупкой или, возможно, работая за своим дисплеем и мечтая о современной новинке. Приступим.
Одинаковые матрицы и заводы-производители
Многие люди думают, что у каждого бренда – производителя мониторов свои собственные матрицы, причём любых типов, будь то TN+Film, *VA или IPS типа. То есть Dell производит свои матрицы, BenQ свои, Acer свои, ASUS свои и, конечно, у Apple тоже свои эксклюзивные панели, которые никто не имеет право использовать, кроме «яблочников». И это, пожалуй, одно из самых больших заблуждений, поскольку правда совсем иная, а всё написанное выше — вымысел.
Среди производителей матриц можно выделить три основные для рынка компании и ещё пару не столь значимых. К первым относятся LG Display, AU Optronics и Samsung. Во вторую группу можно отнести Chimei Innolux и TP Vision, производящие в основном TN+Film продукты. Вместе эти производители обеспечивают, по меньшей мере, 95% потребностей всего рынка мониторов и да, даже любимая многими Apple использует панели одной из них (LG Display).
Более того, откроем «страшную тайну» – большинство из производителей работают по принципу аутсорсинга, то есть разрабатывают техническое задание и отправляют его на один из крупных заводов, в основном, конечно же, в Китае. Редкое исключение – Samsung и LG со своими заводами в Корее, но лишь некоторые их модели поставляются в Россию оттуда. В основном же, через какое-то время, и они начинают прилетать из Китая.
Нынешний лидер на рынке мониторов – Dell, пользуется услугами/производственными мощностями, как минимум трех крупных игроков на рынке (Winstron Corp., Qisda и TP Vision) и именно поэтому мы не редко отмечаем для себя разницу в качестве изготовления конечного продукта. Безусловно, многое зависит и от количества вложенных средств и требований, однако, мы не раз были свидетелями того, как мониторы разных компаний оказываются максимально схожи по элементам отделки и качеству сборки, что говорит лишь о том, что не всегда компании «запариваются» о том, чтобы сделать по-другому. Им важнее быстрее вывести модель на рынок и откусить свой «кусок пирога», всё остальное не важно!
Абсолютно естественно, что на этих же заводах производятся мониторы для многих других компаний, чему мы не раз находили подтверждения, а из этого следует и тот факт, что ни о какой выборке экземпляров/партий матриц для той или иной модели не может идти речи, если мы, конечно, берём в расчёт модели из масс-маркета. Всё это подтверждают и результаты тестирования, в которых, не редко, дисплеи с ценником отличным в 2-3 раза, но одинаковыми матрицами на борту, демонстрируют схожие уровни равномерности подсветки и прочие «похожести».
Откроем ещё одну «страшную тайну» — в более-менее современных мониторах (не старше 2 лет от момента выпуска в продажу), коих можно насчитать около 400-500 моделей, используется не более 30-40 моделей матриц (и это по самым оптимистичным подсчётам), правда, разных ревизий, что неизбежно с течением времени. В свою очередь это значит следующее – в большинстве похожих по ТХ моделях с не сильно отличным ценником, с вероятностью 95-99% используется одна и та же панель. Да, некоторые производители вкладываются в заводскую настройку, проводя компенсацию изначально «кривой» цветопередачи у матрицы, другие же ставят, что говорится – как есть. Отсюда появляется разница в результатах тестирования на точность цветопередачи, но не редко она отличается совсем незначительно, чем не оставляет смысла в дискуссиях о том, кто же делает мониторы качественнее с точки зрения цвета. К тому же, не всегда всё бывает плохо – попадаются матрицы с изначально качественной настройкой, не требующей правок и тогда производителю монитора можно порадоваться.
Отсутствие собственных производственных мощностей имеет свои очевидные минусы – невозможно выдавать стабильный продукт по каждому из параметров. Достаточно того чтобы на завод приехала новая партия матриц от какой-нибудь LG Display, и будущая поставка мониторов окажется с совсем иной цветопередачей по умолчанию. Именно поэтому сложно рекомендовать монитор, который был протестирован полгода-год назад к покупке «здесь и сейчас», ориентируясь на прошлогодние результаты. Никто не может дать вам 100% гарантию, что вы получите тоже самое, что и в каком-нибудь обзоре. Так что самостоятельный осмотр при покупке и в дальнейшем проведённая ручная настройка и калибровка никогда не помешают! Если вас, конечно, интересует не только диагональ и разрешение, но и точная цветопередача. Если же нет, то этим можно пренебречь.
Куда и как движемся
Нынешний тренд – увеличение диагонали экрана и от него уже никто не откажется. Можно долго ругаться и/или плакать «в подушку», говоря о бездушных производителях, но про небольшие диагонали (меньше 23-24 дюймов), как и стандарты 1:1, 4:3 и 16:10 они забыли и вспоминать особо не хотят. Остались эксклюзивные модели, выпуском которых занимаются единицы производителей, но их тяжело достать и стоят они не очень адекватных денег, а поэтому смысл в покупке, если вы, конечно, не «ретроград», резко падает.
Не остановить тренд и на изогнутые панели. Нет смысла спорить о том, хуже ли это или лучше для восприятия, мешает ли профессиональной работе или нет (дело привычки, ИМХО). Тут нет однозначного мнения, хотя, похоже, у производителей по этому поводу свои мысли и ответ только один – «будем делать изогнутые мониторы во что бы то ни стало!». В основном эта участь уготована крупным моделям ультрашироких форматов 21:9 и 24:10, хотя в компании Samsung пытаются приучить потребителей к изогнутым панелям в мониторах размером от 25 дюймов, что им медленно, но верно удастся сделать.
Тем, кому безумно нравятся TN+Film панели (а такие, поверьте, есть) и они не видят их проблем, мы не завидуем. Ведь производители массово переходят на *VA и IPS-type-решения, что в сегменте обычных моделей для дома (всего и вся), что для игровых новинок из самых разных ценовых уровней. У каждого типа матриц есть свои приятные и неприятные особенности, а поэтому идеальный монитор мы всё равно не получим. Это сложно, как с точки зрения технологий, так и не выгодно для всех компаний. Нужны отличные друг от друга товары с разным уровнем доступности-ценой, ведь только тогда можно охватить максимально широкую аудиторию и создать конкуренцию (а то ФАС будет негодовать!), как среди соперников, так и внутреннюю.
Наши враги – маркетологи
Заходя на сайт любого производителя или читая очередной анонс монитора, каждый из вас «заливает» себе в уши сладкую, а порой и очень приторную, отборную чушь от отдела маркетинга и рекламы той или ной компании. Копирайтеры-профессионалы превосходно знают свою работу и выполняют её на все 200%. Но грамотный, внушающий доверие текст не был бы столь интересен без красочных картинок, говорящих, чаще, даже больше. Одна проблема – практически все эти «говорящие картинки» — сильное преувеличение фактов, искусно спланированное враньё или попытка найти достоинства, которые уже мало кого интересуют (они попросту есть уже у всех!).
Так часто нам показывают сравнительные картинки мониторов с матрицами с разной разрешающей способностью, демонстрируя «жирный пиксель» на Full HD и кристально чистую картинку на 4К мониторе, хотя все прекрасно понимают, что наши с вами глаза – не микроскоп вовсе, а поэтому о такой визуальной разнице можно только мечтать. Ещё смешнее это смотрится, когда маркетологи сравнивают FHD и WQHD, а результат у них примерно тот же, что и сравнивая с 4К.
Красиво смотрятся и нарисованные сравнения между 60, 120 и 165-240 Гц. В первом случае вам показывают, как всё смазано, а дальше чёткость картинки быстро возрастает, хотя и тут, о такой разнице в реальной работе можно только мечтать. Никто же из вас не жалуется на безумные шлейфы на хорошем 60 Гц мониторе!
Смех начинается, когда производители возвышают свои системы обработки картинки, превознося их к небесам и демонстрируют всю убогость картинки по умолчанию. Спрашивается — если это так, то зачем использовать такие плохие матрицы? Что ещё интереснее – по факту, в своей основной массе, все эти «улучшатели» работают в обратную сторону и приходится их все выключать, чтобы выжать из установленной панели её максимум и получить наилучшее качество картинки.
Чего только стоят различные «технологии» (мы не зря взяли это слово в кавычки) увеличения резкости картинки, обещающие сделать из «мутного Full HD изображения» чуть ли не подобие Ultra HD. Определённые компании включают их по умолчанию и далеко не каждый пользователь догадается почему с изображением на его новом мониторе что-то не так: какие-то неприятные контуры на мелком шрифте, глаза постоянно за что-то «задевают» и картинки на экране просто не даёт расслабиться и спокойно заняться обычными делами. Бывает доходит до откровенного бреда, когда инженеры/программисты компаний предлагают сразу по две системы «улучшения резкости», имеющие, правда, совсем отдалённое черты систем, действительно помогающих при работе за монитором.
Хочется задать много вопросов и к демонстрационным картинкам, на которых не помещается фотография, прекрасно себя чувствующая на «правильном мониторе» с точки зрения производителя. На кого это рассчитано? На школьника, которому только начали преподавать информатику или человека в возрасте, севшему за ПК совсем недавно? А резко увеличенное рабочее пространство при переходе на модель нового формата, но с небольшим разрешением – что это?
Что за дичайшие полосы на картинках с мониторов с ШИ-модуляцией? Как же мы все с вами работали (а некоторые работают до сих пор) за моделями с ШИМ и не знали проблем? Изображение не рвётся на множество отдельных кусочков и соответственно не устрашает своим внешним видом, а Flicker-Free модели, лишь в теории, действует на наши с вами глаза меньше. Но ведь это не единственный вредный фактор, их остаётся много и подсветкой без мерцания проблему усталости, красноты глаз и головных болей, однозначно, не решить. А увидеть эффект как на картинке производителя можно лишь на экране фото или видеокамеры при определённых параметрах выдержки, но никак не глазами (исключение, пожалуй, только крайне низкая частота в 100-120 Гц).
Очень красиво до нас пытаются донести все плюсы новейших систем «ухода за глазами» аля Low Blue Light. Якобы с ними вы сможете работать весь день не зная, что такое усталость, а без LBL глаза выпадут уже через пару часов беспрерывных трудовых мучений. О том, что это всего лишь функции снижения яркости подсветки вместе со снижением цветовой температуры, что можно было сделать за мониторами 10-15 летней давности, нам, почему-то, сообщить на торопятся.
Примерно такое же удивление вызывают картинки-фотографии «безрамочных» мониторов, где внутренние чёрные рамки или отсутствуют вовсе, или выражены на общем фоне минимально. По факту же оказывается, что рамки на таком мониторе на уровне 3-4-летних предшественников, а, в лучшем случае, по 3-5 мм с трёх сторон, а если совсем повезёт, то и со всех четырёх.
А что происходит, когда производители пытаются доказать превосходство *VA-решений с заявленной контрастностью в 3000-5000:1 по сравнению с IPS-type-монитора с цифрами порядка 800-1200:1 и вовсе не поддаётся объяснению. Нас пытаются заверить, что глубина чёрного прямым образом влияет на общую контрастность картинки, какой бы она не была. И что на прочих мониторах она фактически «бесцветная», не живая, так что – «покупайте наши *VA-мониторы».
Не далеко ушли от этого цирка и производители профессиональных и очень дорогих решений. Всеми правдами и неправдами они значительно преувеличивают достоинства своих мониторов по сравнению с обычными дисплеями от других компаний. Вам расскажут насколько плохой у них тональный диапазон, ступенчатые градиенты, ужасающая равномерность подсветки, неправильные цвета и, что вообще – они целиком и полностью – неправильные! Часто доходит просто до смешного, но, почему-то, это никого не смущает и всё продолжается из года в год.
Занимаются этим, к слову, и более популярные и «массовые» производители. Правда, степень преувеличения действительности в их случае не чуть не меньше, чем у той же EIZO или NEC. Не забывайте об этом и не видитесь на красивые картинки-сравнения.
Мифы и реальность
В этом разделе мы повторно пройдёмся (только в несколько иной форме) по постулатам, отмеченным выше, и затронем распространённые мифы, мешающие быстро и без проблем решить вопрос выбора будущего монитора и создающие неправильный образ того, с чем приходится иметь дело на данный момент, вследствие чего получается не верные выводы относительно современных моделей.
- «нужен монитор с хорошей-высокой яркостью!» — такие требования предъявляет каждый второй и именно поэтому производители делают на этом столь большой акцент в описании и ТХ своих моделей. На самом же деле высокая яркость не нужна практически никому из потребителей. Мало кто в трезвом уме будет использовать монитор напротив яркого источника света и, тем более, если случилось так, что на экран падают лучи солнца. В любом из этих двух случаев необходимо поменять дислокацию дисплея, а яркость подсветки значительно снизить для непосредственного снижения уровня нагрузки на глаза. Ни один из стандартов просмотра и графической обработки не предусматривает яркость выше 160 нит, а на это, к слову, способна любая модель, представленная на рынке за последние 10-15 лет.
- «нужен монитор с высокой контрастностью!» — второе по популярности требование, граничащее с абсолютным непониманием того, за счёт чего «строится» картинка. Скажу прямо – профессиональная работа с цветом может происходить хоть на мониторе с коэффициентом контрастности в 300:1 и это не станет проблемой для настоящего профессионала своего дела. Кроме того, самое главное, что необходимо знать – заявленный производителем коэффициент контрастности (или как называют его просто, чтобы запутать, контрастность) в первую очередь влияет на глубину абсолютно чёрного поля или «нулевого» чёрного. Этот цвет, как ни странно, используется в изображениях крайне редко, а поэтому практически не влияет, при прочих равных условиях (внешняя освещённость, точность заводской настройки, яркость подсветки экрана), на внешний вид картинки на экране. Реальная контрастность картинки зависит в наибольшей степени от настройки/положения гамма-кривых. А поэтому при их правильной установке абсолютное большинство потребителей не заметит «подставы», если им предложить поработать (без проведения прямого сравнения между моделями, особенно с выводом чёрного поля в тёмной комнате) за монитором с малым коэффициентов контрастности, в том числе 100-200:1. Проверено не один раз…
- «от мониторов с ШИ-модуляцией будут уставать и болеть глаза/голова» — заезженная тема, правды по которой всё равно никто не скажет, однако, некоторая статистика всё же есть. Реальность состоит в том, что всё крайне индивидуально. Огромное количество пользователей работали и продолжают работать за мониторами с ШИМ в 180-240 Гц (модели 4-5-летней давности и старше) и не знают проблем, даже при проведении за монитором по 12+ часов, как за моделями с ламповой CCFL-подсветкой, так и светодиодной: W-LED, GB-LED, RGB-LED. Противопоставить им можно покупателей современных мониторов без ШИМ, некоторые из которых жалуются на быструю усталость и резь в глазах на самых разных дисплеях.
- «на ультраширокоформатных 21:9|24:10 мониторах неудобно работать и играть» — абсолютная чушь, что вам подтвердят и реальные обладатели таких моделей, особенно с высоким разрешением (3440×1440 и выше). Работать с несколькими приложениями на таких моделях в разы комфортнее, чем на мониторах формата 16:9 и даже 16:10, а в играх у вас расширяется видимое пространство, что позволяет шире взглянуть на происходящее. Сначала может быть непривычно, но привычка приходит через пару часов-день и после этого вы будете ещё долго задавать себе вопрос – «Как же я работал/играл раньше?»
- «модель xxx бракованная, а каждый экземпляр с битыми пикселями» — если бы это было правдой, то подобные мониторы, учитывая довольно жёсткую гарантийную политику, в том числе по битым пикселям у большинства производителей — не задержались бы в продаже. Лично мне всегда везёт (заметьте – никто и никогда не отбирает экземпляр для проведения тестирования, ни здесь, ни где-либо ещё) и даже те модели, на которые жалуются люди, попадались мне без битых пикселей. Не появлялись они и через пару дней работы. Так что – везение и ещё раз везение.
- «модель с заводской калибровкой будет идеально настроена» — к сожалению, но правдой это оказывается не часто. Модели из масс-маркета, несмотря на все заявления производителя, исходя из тестов, не настраиваются вовсе, а другие если и проходят эту процедуру, то для всей партии сразу. То есть применятся необходимые корректировки внутренних данных LUT матрицы для тысяч экземпляров, без дополнительной проверки. После этого печатаются «отчёты о заводской калибровке» всегда с идеальными результатами (другого мы пока не видели), где единственное что меняется – серийный номер устройства. В более чем половине случаев оказывается, что эта бумажка – фикция и ей можно подтереть сами знаете что…
- «можно найти экземпляр с меньшим Glow-эффектом» — нет, это невозможно в принципе, поскольку, рассматривая одну модель, вы постоянно будете натыкаться на одну и ту же матрицу со слегка отличными рабочими характеристиками, но сила проявления Glow-эффекта между экземплярами, абсолютно точно, будет отсутствовать. Довольно странно верить в обратное…
- «у мониторов компании Apple (можете вставить сюда любую другую компанию) свои собственные и/или эксклюзивные матрицы» — нет и ещё раз нет! Список производителей матриц довольно небольшой и все компании-производители мониторов пользуются исключительно предоставленным ими ассортиментом панелей. И, конечно, ещё раз отметим тот факт, что большинство компаний, рынок мониторов для которых не основной, не имеют своих производственных мощностей для создания продукта подобного рода, а поэтому большая часть всех производимых дисплеев вместе взятых, изготавливаются на заводах крупных подрядчиков типа Qisda, Wistron, TP Vision и других, за счёт чего часто проявляется схожесть во многих моментах у мониторов разных брендов – это не вымысел, а правда!
- «мой старый монитор показывал/показывает лучше нового» — к счастью, подобные высказывания практически никогда не подтверждаются на деле и являются лишь субъективным, личным мнением индивида, на которое не стоит акцентировать внимание при выборе нового монитора. Достаточно выкинуть старый монитор на помойку или, как минимум, отнести его в другую комнату для работы за другим компьютером/ноутбуком и мнение, часто, меняется в обратную сторону. Показывать одинаково даже после ручной настройки и калибровки такие мониторы не будут никогда – у них, как минимум, разный спектр подсветки, а наше с вами зрение может одномоментно «настроится» на правильное восприятие только одного из них. Скажем прямо – хуже современные матрицы и мониторы по точности цветопередачи, глубине чёрного и многим другим параметрам, делать не стали. Скорее наоборот. А все эти «показывает как-то не так» — личное, не имеющее отношение к реальности. Кому-то не хватает накрученной насыщенности, другим кислотных цветов, а третьем слишком контрастной картинки из-за неправильно установленных гамма-кривых на заводе. Поэтому прежде чем что-то утверждать, для начала стоит более серьёзно разобраться в теме вопроса и лишь потом «пугать» потенциальных покупателей на форумах и системах аля «Яндекс-Маркет».
- «для профессиональной работы с цветом подходят только профессиональные мониторы с расширенным цветовым охватом» — будете смеяться, но многие профессионалы (а такими будем считать всех тех, кому работа с графикой/фотографией и цветом в целом приносит деньги) не знают и половины параметров мониторов, как и не в курсе про различные стандарты, ни разу не проводили калибровку своего рабочего монитора и не планируют этого делать. Конечно, такие случаи сразу дают почву для вопросов – «Какой же это тогда профессионал?», но что есть, то есть. В целом же – всё зависит от поставленных задач и ваших собственных запросов. Многие заказывают/делают калибровку просто потому, что хотят «выжать» из своего монитора максимум и чтобы цветопередача на экране соответствовала давно принятым стандартам. Такой подход тоже имеет право на существование и встречается он, кстати, значительно чаще других.
- «8-битная матрица лучше псевдо 8-битной, а 10-битная ещё лучше» — доля правда в этом есть, однако, увидеть большую разницу между такими мониторами смогут единицы пользователей, особенно если каждая из представленных моделей изначально качественно настроена с завода и не имеет проблем с электроникой.
- «нет никакого смыла покупать в 2017 году монитор с разрешением ниже, чем 4К – они ведь так удобны для работы!» — скажите это тем, кто купил 4-5К монитор и успел обратно вернуть его в магазин по причине нежелания/невозможности работать с маленькими элементами на экране или в ПО, где система масштабирования Windows работает криво или не работает совсем. Добавьте к этому повышенную нагрузку на систему и необходимость приобретения дорогих комплектующих, чтобы ваши любые игры шли так же шустро, как и на Full HD или WQHD мониторах, при тех же настройках графики. А покупать Ultra HD дисплей и выставлять меньшее разрешение – не комильфо! Интерполяцию ещё никто не отменял, даже при кратном снижении разрешения (с 4К до 1К – Full HD), а поэтому картинка, хотите вы или нет, всё равно будет более мыльная и рыхлая. Какой тогда смысл от столь современного монитора?
- «у моделей с частотой развёртки 240 Гц чёткость картинки в движении в два раза выше, чем у 120 Гц монитора» — на цифрах то да, а вот реальность от них такова. Многие потребители никогда не увидят разницу между 120 кадрами в секунду и 240. К тому же для получения второй цифры, причём стабильной, вы должны увлекаться либо очень старыми играми, либо ваша система должна быть напичкана ультрасовременными и очень дорогими комплектующими, которые смогут играть с таким fps (впрочем, скорее всего, только после снижения настроек графики, да и то не во всех играх – бывают же встроенные ограничители fps).
- «производитель A делает мониторы лучше, чем производитель Б» — и да и нет. Абсолютно у каждого бренда есть удачные, не очень удачные и совсем не стоящие своих денег модели, которым легко найти более доступную и не менее качественную альтернативу. А делать столь глобальные выводы исключительно по своему опыту работы за 1-2 моделями (и даже несколькими экземплярами после подбора) – недальновидное и не очень умное занятие.
Заключение
Подводя итоги этого материала, мы хотели бы отметить, что знание рынка мониторов – вовсе не тоже самое, что и знания в области цветовосприятия и цветовоспроизведения. А поэтому делать глубоко идущие выводы и распространять их в сети исключительно на основе своего небольшого опыта – не самое лучшее, что вы можете сделать.
Современный рынок может предложить мониторы на любой вкус и кошелёк, каждый из которых будет обладать не только большим списком достоинств, но и недостатков, которых, безусловно, будет значительно меньше. Главное – грамотный и трезвый подход, в котором не будут принимать участие, когда-то и где-то услышанные выводы того или иного «форумного война». Если же ориентироваться только на них, то вы так и продолжите ждать год за годом в надеждах что производители выпустят идеальный по всем параметрам дисплей почти за копейки. Но этого не случиться никогда… Удачи в правильном выборе!
Автор: Грыжин Александр ака =DEAD=
Подводные камни 4K: как оптимально использовать UHD-мониторы
Наверх- Рейтинги
- Обзоры
- Смартфоны и планшеты
- Компьютеры и ноутбуки
- Комплектующие
- Периферия
- Фото и видео
- Аксессуары
- ТВ и аудио
- Техника для дома
- Программы и приложения
- Новости
- Советы
- Покупка
- Эксплуатация
- Ремонт
- Подборки
- Смартфоны и планшеты
- Компьютеры
- Аксессуары
- ТВ и аудио
- Фото и видео
- Программы и приложения
- Техника для дома
- Гейминг
- Игры
- Железо
- Еще
- Важное
- Технологии
- Тест скорости