Шесть мифов о «воздушниках»: чем воздушное охлаждение круче жидкостного
Моторы-«воздушники» получили отставку совершенно зря. Достоинств у них столько, что любой новомодный турболитр с даунсайзингом в придачу позавидуют. И о многих плюсах воздушного охлаждения некоторые сегодня даже не догадываются.
На первый взгляд – взгляд потребителя, владельца семейной легковушки или целого коммерческого автопредприятия – преимущества двигателей с воздушным охлаждением лежат на поверхности:
- «воздушник» конструктивно проще мотора с жидкостным охлаждением
- он надежнее;
- он дешевле в эксплуатации.
О минусах воздушного охлаждения все тоже как будто наслышаны, и напомнить о них здесь стоило бы лишь для соблюдения баланса аргументов. Но на самом деле есть только один значимый для потребителя недостаток мотора с воздушным охлаждением:
- «воздушник» более шумный.
Все остальные минусы или давно потеряли актуальность, или всегда были досужими сказками. Так что есть повод поговорить об этих незаслуженно подзабытых агрегатах подробнее.
Из истории «воздуха»
Двигатель Porsche 911 Carrera 4
Да, было время, когда автомобильные моторы с воздушным охлаждением проигрывали собратьям с охлаждением жидкостным (тогда говорили – водяным, поскольку антифризы были понятием чисто теоретическим). Двигатели-«воздушники» получались менее мощными, перегревались летом и не прогревались зимой. Из-за температурных проблем ресурс такого двигателя был меньше, часто случались отказы. Но все эти вопросы были решены к 1950-м годам, когда воспрянувшая после Второй мировой Европа начала пересаживаться с велосипедов на компактные автомобильчики. Дешевые и неприхотливые «воздушники» начали массово применять не только на VW Beetle, но и на Citroen 2CV, Fiat 500, NSU Prinz и прочих автомобилях. И это мы еще не говорим о целой плеяде серийных заднемоторных спорткаров Porsche, 4-, 6- и 8-цилиндровые моторы которых вплоть до 1998 года охлаждались воздухом!
Двигатель ЗАЗ-968А «Запорожец»
В то время как немецкий «Жук» с его обдуваемым воздухом оппозитником во всем мире мигом стал образцом простоты и безотказности, в нашей стране сложилось устойчивое и по сей день не искорененное предубеждение против моторов воздушного охлаждения. Дескать, они и греются безбожно, и ломаются через день, да и силенок у них маловато. Виноват во всем бедолага «Запорожец», которому пришлось отдуваться за честь всех «воздушников» перед лицом целого СССР. Вместе с сомнительным качеством сборки ЗАЗикам досталась мизерная по масштабам СССР сервисная сеть. Сам по себе мелитопольский силовой агрегат МеМЗ был неплох, но обслуживаемый в кустарных условиях, заправляемый «автолом» и ремонтируемый «на коленке», он в самом деле не был примером надежности. Поэтому прежде чем продолжить повествование, хочу попросить читателя ассоциировать понятие «воздушник» не с «Запором», а с «Жуком» или хотя бы с «Ситроен де шво». Так будет честнее.
Двигатель «Запорожец» МеМЗ-968
1. Он греется – неправда
На самом деле, температурные особенности моторов-«воздушников» можно отнести не к минусам, а к плюсам. Да, из-за меньшей теплоемкости и теплопроводности воздух не может так быстро отобрать тепло, как вода или антифриз. Но с другой стороны разница температур между стенками цилиндров и забортным воздухом больше, чем между теми же стенками и циркулирующей в системе охлаждающей жидкостью. Поэтому тепловой режим «воздушника» меньше зависит от погоды – то есть вероятность перегрева двигателя-«водянки» даже с самым большим радиатором в жару намного выше.
Схемы систем воздушного охлаждения
Еще одно очень важное преимущество «воздушника» – в три-четыре раза более быстрый прогрев после холодного пуска. Отсюда – и экономия топлива, и продление ресурса, и лучшая экология, и, наконец, удобство для водителя. Только у самых сложных «жидкостных» моторов образца 2010-х годов, имеющих три контура системы охлаждения, получается достигнуть подобных показателей прогрева.
2. Он громоздкий – неправда
Внешне «воздушник» может казаться более массивным, поскольку его цилиндры и головки со всех сторон окружены кожухами-воздуховодами, да и вентилятор обдува с дефлектором обычно выглядит более чем внушительно. Но предметное сравнение габаритов двух моторов с одинаковыми диаметром цилиндров и ходом поршня, но разными системами охлаждения, говорит о том, что габариты если и отличаются, то как раз в пользу «воздушника» – зачастую он оказывается чуть компактнее. Но главное даже не это.
Двигатель VW Beetle
Что касается размеров, справедливо будет принимать во внимание габариты не одного только двигателя, но и тех его неотъемлемых компонентов, которые крепятся отдельно, на кузове. Вот тут и проявляется неопровержимое преимущество «воздушника»: говоря современным языком, он выполнен в форм-факторе «моноблок», в то время как «водянка» имеет вынесенный на кузов громоздкий радиатор с вентилятором и системой шлангов. Которые, естественно, компактности силовому агрегату не добавляют.
3. Он ненадежный – неправда
На самом деле надежность двигателя с воздушным охлаждением существенно выше, ведь по статистике система жидкостного охлаждения служит причиной 20% всех отказов двигателя. А у «воздушника» как раз отсутствуют компоненты, обладающие низкой отказоустойчивостью: радиатор, термостат, помпа, трубопроводы, сальники и прочие уплотнения. Вентилятор и дефлекторы для обдува цилиндров воздухом устроены существенно проще, поэтому вероятность их отказа мизерна. Кстати, по этой же причине затраты на обслуживание «воздушников» также ниже.
Двигатель Porsche 911
4. Он шумный – правда
Что есть, то есть – шумит. И поделать с этим ничего нельзя. Точнее, идеи есть, но воплотить все их очень сложно. Беда в том, что у «воздушника» нет такой эффективной шумоизоляции, как двойные стенки рубашки охлаждения, заполненной водой или антифризом. И более того, все шумы мотора (механические, газообмена, горения) порой усиливаются ребрами цилиндров и головок. Поэтому конструкторы борются в первую очередь с источниками шумов, повышая жесткость деталей и применяя подпружиненные разрезные шестерни приводов, гидрокомпенсаторы клапанов, материалы с точно подобранным коэффициентом температурного расширения. Аэродинамические шумы вентилятора можно значительно уменьшить, но это дело нелегкое – нужны серьезные усилия конструкторов и технологов.
Двигатель Fiat 500
5. Малый ресурс – неправда
В первые 50 лет автомобильной эры к воздушному охлаждению конструкторы относились легкомысленно – дует мощный вентилятор на оребренные цилиндры, да и ладно. Но такое охлаждение часто было неравномерным, с застойными зонами и местными перегревами. Цилиндры деформировались, нарушались установленные зазоры цилиндропоршневой группы, масло коксовалось и выгорало. В результате детали изнашивались более интенсивно, чем у моторов с водяной «рубашкой», которая более равномерно распределяла выделяемое через стенки цилиндров тепло и отбирала его. Но организовать ровный обдув воздухом всех горячих зон двигателя оказалось не так уж сложно, и со временем двигатели-«воздушники» получили рациональное распределение тепла.
Еще один нюанс, уже из области высоких материй: при воздушном охлаждении проще организовать более высокую температуру стенок цилиндров (независимо от их головок). «Лишние» 15-20 °C снижают потери на трение колец о цилиндры (масло-то на стенках более жидкое!), а также уменьшают их износ (в том числе и коррозионный) и замедляют старение масла за счет его меньшего окисления. Выше уже было сказано о том, что мотор с воздушным охлаждением работает в холодном состоянии в несколько раз меньшее время, чем мотор с водяным – а значит, и время интенсивного износа трущихся пар намного меньше.
Двигатель Porsche 911 GT2
6. Он хилый – неправда
Причина для подобного обвинения есть, но суть проблемы такова, что ею можно пренебречь. Дело в том, что при увеличении нагрузки температура охлаждаемых воздухом цилиндров и их головок быстро повышается, а значит, повышается температура воздуха, поступающего в цилиндры. Отсюда – худшее весовое наполнение цилиндров рабочей смесью и кратковременное падение отдачи двигателя. Но исследования ученых-моторостроителей показывают, что разница коэффициента наполнения цилиндров у «воздушников» и «водянок» не превышает 3,5%. И это при 2 000 об/мин, а с ростом оборотов разница вообще стремится к нулю. Таким образом, теоретически существующую особенность эффективного наполнения цилиндров конструкторы решают за счет повышения рабочих оборотов двигателя. И, разумеется, данный вопрос вообще не касается наддувных двигателей воздушного охлаждения.
Так почему же?
Каждый, кто дочитал эту не самую простую статью до конца, вслух или мысленно уже задался вопросом: и по какой же причине от такого замечательного типа охлаждения отказались даже спецы из Porsche, которые одних только 911-х с «воздушниками» выпустили более 400 000 экземпляров? Причин много, и мы их рассмотрим в следующей статье. Но сразу скажем: мотор не виноват. Не все ведь в этом мире зависит от технарей и техники…
Читайте также:
Сравнение воздушного и водянного охлаждения для компьютера
Каждый компьютер, от самого маленького ноутбука, до навороченных игровых, генерируют тепло в процессе работы. Проблема температуры вообще очень актуальная в электронике. Потому что под действием температуры «плывут» параметры полупроводниковых элементов. А в частности у компьютера уменьшается производительность, а то и что-нибудь может выйти из строя.
В настоящее время существует два способа принудительного охлаждения с традиционный- воздухом и дорогой, но более эффективный жидкостный.
Воздушное охлаждение
Видеокарты и процессоры почти всегда поставляются с мощными вентиляторами. И в сочетании с корпусным вентилятором, составляют «Святую Троицу» воздушного охлаждения типичного настольного ПК.
Конечно вентиляторы для охлаждения, по сравнению с установками для жидкостного охлаждения, стоят намного дешевле. Даже если вы приобретете самые эффективные вентиляторы, то заплатите гораздо меньше денег для этой модернизации.
Простота установки. Намного проще использовать четыре винта, и прикрепить вентилятор к вашей системе, чем создать свою собственную установку водяного охлаждения.
Но существуют три основных недостатка традиционного воздушного охлаждения
- Во-первых, маленькая эффективность. Могут возникнуть проблемы с сильно разогнанными процессорами или мощными системами, где используются две видеокарты
- Во-вторых, большие габариты радиаторов
- В-третьих, высокий уровень шума
Плюсы водяного охлаждения
Начнем с приятных моментов при переходе на водяное охлаждение.
- Самый первый это эффективность охлаждения. Для среднего пользователя это не актуально, но для фанатов разгона и прочих «усовершенствований» лучшего способа охлаждения и не бывает.
- Водяное охлаждение значительно снижает уровень шума. Для офисов или компьютерных классов – это весьма актуально. После двух пар лабораторных, когда я учился университете, у меня быстро начинала болеть голова.
- Жидкостное охлаждение не использует больших радиаторов
- Не можем сбрасывать тот фактор эстетичности. Наполненные жидкостью трубки выглядят красиво и необычно.
Недостатки водяного охлаждения
- Недостатком водяного охлаждения является его сравнительно высокая стоимость.
- Если вы купите некачественный вентилятор, то никаких последствий для компьютера. Но если лопнет, например трубка, то весь ваш комп зальется водой, и наверняка сгорит.
- Тщательное планирование и покупка большого количества комплектующих. Планирование займет много времени. Вам придется подобрать водоблок для процессора, который соответствует его гнезду, фитинги, которые соответствуют вашим блоком и трубкой размера, трубки, насос, резервуар, радиатор, вентилятор (или вентиляторы) для радиаторов, и охлаждающую жидкость. И это только типичные установки для процессора. Если вы хотите, установить отдельными петли охлаждения для вашей видеокарты, материнской платы, оперативной памяти или жесткого диска, вам придется закупать еще больше.
- Трудность установки если вентилятор установит и ребенок на раз два, тут придется попотеть. А то и во все ничего не получится. Необходимо грамотно расположить компоненты, продумать расположение трубок и т.д. А если вы еще что сделаете не правильно, то может дать течь или охлаждение будет плохим.
Автономные жидкостные охладители
Если все эти разговоры о сложности водяного охлаждения вас утомили, то не беспокойтесь есть и другое решение.
Автономные жидкостные охладители, продаются полностью собранном виде и полностью герметичными. Позволяют воспользоваться преимуществами водяного охлаждения. Без необходимости иметь дело со сложностями установки. Вам просто нужно приложить водоблок к процессору и закрепить радиатор / вентилятор. И ни одной капли охлаждающей жидкости для беспокойства. Часто трубки сделаны из прочной резины, потому проблем с установкой не будет, можно будет проводить как угодно. Установка автономного жидкостного охлаждения находится примерно на одном уровне с трудностями установки кулера для CPU.
Какое охлаждение лучше: жидкостное или воздушное?
14.02.2017, Просмотров: 3037
Основная масса современных водителей понятия не имеет что такое воздушное охлаждение. Некоторая часть населения, сопоставляет такой вид вывода лишней температуры с мотоциклами, которые, в большинстве своем, тоже уже охлаждаются различными тосолами и антифризами. Некоторые еще помнят «Запорожцы», Фольксвагены Жуки, середины прошлого века, и некоторые модели Порше. И только малая доля водителей понимает, что значит ездить на машине с мотором охлаждаемым воздухом, какие это дает преимущества перед жидкостным и какие имеет недостатки.
Описывать систему жидкостного охлаждения двигателя я не буду, итак, все сталкиваются с ней каждый день. А вот что такое воздушное охлаждение и с чем его едят, попробуем разобрать по подробнее.
Воздушное охлаждение ДВС
Как ясно из названия, двигатель охлаждается воздухом. Вентилятор затягивает воздух в отводящие контуры, которые опоясывают все нагреваемые детали и охлаждают мотор. Все просто и ясно. Чаще всего можно встретить такие системы на мотоциклах. Ярким примером служат все мотоциклы производимые в СССР (про современную Россию говорить не приходится, ибо мотоциклами тут и не пахнет, а если пахнет, то китайским ширпотребом). Если присмотреться к ним внимательно, то можно обнаружить, что радиатора нет, расширительного бочка нет, вентилятор и трубопровод тоже отсутствует, зато есть блоки цилиндров с ребристыми корпусами. В автомобилях устройство почти такое же, только отличается тем, что мотор охлаждается принудительно, с помощью вентилятора, засасывающего воздух, и специального кожуха, опоясывающего весь мотор. Это из-за того, что мотор автомобиля расположен внутри, а мотоцикла на свежем воздухе.Случилось так, что подобные двигатели стали ни кому не нужны. Почему? Вселенский заговор, конструктивная особенность, спрос среди населения или что-либо другое, в общем, ни кто из простых смертных не знает. Однако, сделали это напрасно, ведь с точки зрения практичности, надежности и экономической целесообразности для семейного бюджета, такие моторы вполне могут дать фору жидкостным.
В тот период жидкостные системы охлаждения называю водяными, так как антифризы не были распространены и все заливали в радиатор воду. В воздушный контур заливать ни чего не надо было и это являлось одним огромным плюсом таких двигателей. Рассмотрим ближе преимущества и недостатки таких ДВС.
Достоинства мотора с воздушным охлаждением
Преимуществ было много и одним из них было — надежность. Надежность узлов и агрегатов определяется сроком их службы, ремонтопригодностью и стоимостью запасных частей. По этим трем факторам ДВС с воздушным охлаждением опережал своего водяного собрата. Туда же добавлялся фактор количества деталей в узле. Чем меньше деталей, тем меньшему их числу придется ломаться. Особенно, если учесть, что в системе водяного охлаждения выходят из строя сопутствующие агрегаты, такие как термостат, радиатор, патрубки и шланги, которые в принципе отсутствуют в системах воздушного охлаждения, то это уже говорит о многом.Из-за малого количества деталей, он был проще в эксплуатации и дешевле в ремонте. Легче починить одну деталь, чем десяток. Как гласит статистика авторемонтов, то 20% поломок, связанных с автомобилем приходится на систему охлаждения.
Недостатки
Недостатков тоже хватало и кажутся вполне разумными, если не учитывать тот факт, что они не вполне объективными. Первый недостаток — шумность. Такое присутствует и отказываться от этого ни кто не будет. Происходит из-за того, что рабочая зона цилиндров не прикрыта жидкостными контурами, как в водяных моторах. Из-за этого он шумит сильнее, плюсом служит большой вентилятор, который работает постоянно, а не в момент срабатывания температурного датчика как в современных двигателях.Далее пойдут недостатки, которые не могут быть объективными, так как были выявлены владельцами «Запорожцев».
Мотор перегревается — неправда. Температура охлаждающей жидкости намного выше, чем температура воздуха за бортом и поэтому двигатель остывает быстрее.
Мотор плохо нагревался зимой и машина долго была холодной — тоже фантазия. Ввиду того, что мотор не опоясывался контуром холодной жидкости, то после первого пуска мотор разогревался быстрее, так как не было дополнительных охлаждающих элементов.
Двигатель «запорожца» был неплохим, сгубило его недостаточное сервисное обслуживание. Как его ремонтировать никто толком не знал, заправляли его некачественным топливом, специализированных сервисов не было и это не мудрено, так как машина не задействовалась в структурах скорой помощи, милиции или такси. Поэтому и дела до нее не было.
А вот и объективные недостатки:
- Малая мощность;
- Большой размер агрегата;
- Плохая звукоизоляция;
- Неравномерность обдува и частичный перегрев;
- Чувствительность к качеству ГСМ.
Неравномерность обдува и частичный перегрев связан с загрязненностью мотора. Хороший слой пыли или грязи препятствуют эффективному отбору тепла с мотора, поэтому необходимо тщательнее следить за чистотой ДВС.
Вот и выходит, что сам по себе двигатель с воздушным охлаждение не так уж и плох и прикрыли его развитие по непонятным причинам. Ибо инженеры Порше, практически справились со многими недостатками подобных моторов, так как они производили свои знаменитые спортивные купе с моторами на воздушном охлаждении аж до 1998 года. А ребята из Porsche знают толк в моторах.
Воздух нам не нужен: почему воздушное охлаждение проиграло «водянкам»
Комплекса подобных трудностей можно избежать, если… обратиться к жидкостному охлаждению. Вода, как теплоноситель с высокой теплопроводностью и хорошей теплоемкостью, легко сглаживает температурные неравномерности блока цилиндров и их общей головки – поэтому нет потребности в столь сложных конструкторских изысканиях, расчетах и испытаниях.
Причина №2
Сложнее создавать модификации и проводить апгрейд
В отличие от 1950-60-х годов, времен расцвета «воздушников», нынешние конструкторы (а точнее – маркетологи) любят создавать несколько версий одного двигателя – с разным рабочим объемом и степенью форсировки. В случае с воздушным охлаждением это означает не только перерасчет параметров системы обдува, но и каждый раз полную переделку самих цилиндров и головок, которым при изменении объема и степени форсировки требуется новое оребрение – соответственно, с полным циклом новых расчетов и испытаний.
Между тем при изменении мощности мотора с жидкостным охлаждением бывает достаточно вдобавок к расточному блоку просто доработать систему питания, помпу и радиатор.
Причина №3
Сложнее решать вопрос отопления
Излишков тепла, которые можно направить на отопление салона, у моторов с воздушным охлаждением в принципе достаточно. Но рационально использовать их оказалось сложнее, чем в случае с «тосольным» радиатором. Приходилось делать оребренными выхлопные патрубки, «обнимать» их кожухами-рубашками для теплообмена с потоком воздуха, направляемым в салон – да еще принимать меры, чтобы в этот воздух не попали выхлопные газы. Но для серьезных зим подобный вариант был недостаточно эффективен. Поэтому, чтобы наладить в машине с мотором-«воздушником» действительно комфортный микроклимат, в иных случаях оказалось проще использовать автономный бензиновый отопитель – как у наших «Запорожцев». Такая печка получалась сложной и трудно контролируемой. Сегодня, в эпоху компьютеризированного климат-контроля, этот нюанс «воздушников» оказался весьма весомым аргументом «против».
Причина №4
Сложнее решить вопрос шумоизоляции
По своей сути двигатель с оребренными цилиндрами и большим вентилятором более шумный, чем тот, который закрыт «экраном» водяной рубашки системы охлаждения. В особенности – в диапазоне высоких частот, которые наиболее заметны для уха человека. Но еще в прошлом веке инженеры нашли несколько путей решения: малошумные центробежные вентиляторы, слой виброгасящего материала на направляющем кожухе, уменьшенные (за счет тщательно подобранных материалов) зазоры в клапанном механизме и паре поршень-цилиндр. А если совсем по-честному, то при теперешних материалах автохимии и технологиях электронного шумоподавления «заглушить» любой двигатель не было бы проблемой. Но зачем городить огород, если можно просто занести излишнюю шумность «воздушника» в его пассив и засчитать еще одно очко в пользу «водянок»?
Причина №5
Трудоемкость сборки двигателя
Один из самых существенных факторов, повлиявших на отставку моторов с воздушным охлаждением – их низкая технологичность, то есть неважная по сравнению с «водянками» приспособленность к массовому конвейерному производству. Причина в том, что каждый цилиндр охлаждаемого воздухом мотора обычно выполнен отдельно, а не в привычном нам едином блоке. (Исключения конечно были – например, четырехцилиндровые моторы Honda 1300.) Во-первых, очень непросто поштучно отливать цилиндры и головки с их длинными тонкими ребрами, у каждого из которых – строго определенное сечение и зачастую замысловатая форма. В некоторых случаях цилиндры делали из двух металлов – чугунная гильза и алюминиевая ребристая рубашка, заливаемая на чугун после соответствующей подготовки.
какое охлаждение лучше водяное или воздушное?
Я вот тоже этим вопросом задался сегодня, в итоге пришел к выводу, что воздушное лучше: оно проще оно весьма безомпасно (не протечет, если сделать аккуратно, чтоб провода не задевало — то вообще прекрасно) оно дешевле Только ставить его следут правильно: вентилятор на вдув снизу корпуса, на выдув сверху, над процессором вентилятор. Что касается шума — у большинства кулеров есть тихие режимы.. . Насчет водного — сложнее ставить, требуется больший уход (замена помп, слежение за шлангами…) , оно бесшумно, оно лучше охлаждает.. . В общем — если система у вас обычная и вы не собираетесь её разгонять — ставьте воздушное, жить проще и уж точно не зальет внутренности машины.
Водяное лучше охлаждает!
И то и то хорошо и обо охлождают
какой нужен комп что б сдуру водяное засунуть
то и то хорошие
Жидкий азот. А ещё лучше — жидкий гелий.
Пиво лучше, чем вода. Водка тоже, но дороже)) ) Некуда бабки девать? ставь водяное.
Водяное, за счет бОльшей теплопроводности и теплоемкости воды по сравнению с воздухом.
Вопрос не корректен. Охлаждает лучше водяное, а технически проще воздушное.
Водяное охлаждение существенно эфективнее и намного тише воздушных систем охлаждения из нескольких вентиляторов, из минусов: дороговизна деталей, относительная сложность сборки и обслуживания. Удачи!
конечно водянная лучше, но бери топовое, дорогое, у них не вода внутри а масло какое то, даже если она протечет (что крайне маловероятно в топовых водянках), то не сожжет твою материнку, если протечет
Обзор самодельных систем охлаждения видеокарт | Вентиляторы охлаждения | Блог
Если вы застали компьютерные форумы и блоги нулевых годов, то наверняка помните фотографии видеокарт, к которым прикручены кулеры от процессоров. Давайте вспомним самодельные системы охлаждения видеокарт, зачем их делали и почему их нет в наше время.
В нулевые годы бурно расцвели самодельные системы охлаждения для видеокарт. «Кулибины» с компьютерных форумов меняли на видеокартах вентиляторы, ставили радиаторы от процессоров и городили дополнительный обдув.
Условно, эти самоделки можно разделить на несколько уровней.
Дополнительный обдув видеокарты
Обычно брался вентилятор на 120 или 80 мм и закреплялся таким образом, чтобы обдувать проблемные места видеокарты: зону VRM, память, обратную сторону текстолита над чипом. Решение было простое и очень эффективное.
Ведь вмешательства в систему охлаждения видеокарты не было и товарный вид не страдал. Дополнительный обдув легко снимался и видеокарту можно было продать на б/у рынке или отнести в магазин по гарантии.
Так же этот способ был наименее рискованным, шансы повредить видеокарту были минимальны. «Как может один вентилятор так улучшить охлаждение?» — спросите вы. Чем хуже охлаждение на подопытной видеокарте, тем сильнее заметен эффект от таких кустарных методов.
Если вы избалованы дорогими моделями видеокарт с несколькими теплотрубками в радиаторе и дополнительным охлаждением чипов памяти и зоны конвертера питания, то вам не понять, в каких тяжелых условиях трудятся дешевые модели видеокарт. Особенно — дешевые модели среднего уровня, где и тепловыделение уже приличное, а производитель сэкономил на всем, чем можно.
90-110 градусов на чипах памяти и зоне VRM на таких видеокартах — это обычное дело, и в таком случае дополнительный обдув — это спасение. Он легко может скинуть 10-20 градусов с системы питания и чипов памяти, что давало видеокарте возможность нормально работать без перегрева.
Я и сам делал такие системы обдува в нулевые годы. Как мне казалось, переболел этой «самодеятельностью» навсегда, думая, что делать этого больше не придется, однако нужда заставила.
В 2017 году, когда после скачка курса криптовалют майнить их стали даже не разбирающиеся в компьютерах люди и на любом доступном оборудовании, я не удержался и докупил к уже имеющейся Gigabyte GeForce GTX 1060 G1 Gaming, Palit GeForce GTX 1070 Jetstream. И сразу столкнулся с перегревом в корпусе компьютера, видеокарты стали нагревать друг друга. По отдельности, эти модели видеокарт вполне добротные середнячки в плане охлаждения, но вместе выделяли слишком много тепла.
Держать компьютер открытым я не мог из-за детей и котов, поэтому пришлось изобретать дополнительное охлаждение, как и в нулевые годы.
Я ставил дополнительный вентилятор на боковую крышку компьютера на вдув и выдув, но самым эффективным оказался продув видеокарт с торца вентилятором 140 мм. Температуры пришли в норму и можно было спокойно майнить дальше.
Кстати, следующий уровень переделки систем охлаждения видеокарт тоже снова расцвел в связи с майнингом.
Замена вентиляторов охлаждения
Эта процедура уже посложнее и требует хотя бы минимальных знаний по сборке компьютеров. В нулевые годы массовые видеокарты имели довольно низкое энергопотребление и комплектовались маленьким радиатором со смешным вентилятором размера 40 мм.
Эти вентиляторы не отличались качеством и начинали трещать через несколько месяцев работы.
Самым простым способом ремонта была замена маленького вентилятора на полноценный, размером 80 или 92 мм с приличными оборотами. Питание такого вентилятора обычно подключали к разъему «молекс» блока питания, и он крутился на постоянных оборотах без регулирования.
Более опытные пользователи подключали вентилятор через реобас и прибавляли обороты на время игры. Но, назвать удобным такой метод конечно нельзя. Зато ему не откажешь в эффективности, такой вентилятор обычно решал и проблему с перегревом.
В 2017 году, после майнинг бума, количество видеокарт, задействованных в майнинге, было огромным. И первое, что стало ломаться на видеокартах, работающих круглые сутки — это вентиляторы. Они выходили из строя массово и в интернете стал очень популярным способ, когда на видеокарту ставился один или два вентилятора 92-120 мм на стяжки.
Это очень эффективный метод, который решал проблему и шума и нагрева. Вентиляторы 120 мм создавали приличный воздушный поток и даже на постоянных 1000 оборотах в минуту их было достаточно. Я применял такой способ на GeForce GTX 660 с затрещавшим вентилятором (без майнинга) и остался очень им доволен.
Замена радиатора охлаждения на процессорный
Как я уже писал выше, энергопотребление видеокарт в нулевые годы было довольно низким и на них зачастую ставили смехотворно маленькие радиаторы. Например: GeForce 8800 GT (512 Мбайт) в играх потреблял около 111 ватт, GeForce 7900 GTX (512 Мбайт) — 84 ватта. Radeon X1900 XT (512 Мбайт) который считался жутко горячим — 130 ватт.
А более бюджетные видеокарты среднего уровня потребляли совсем немного: Radeon X1600 XT (256 Мбайт) — 42 ватта, Radeon HD 3850 (256 Мбайт) — 72 ватта, GeForce 7600 GT (256 Мбайт) — 39 ватт.
И замена радиатора на процессорный на таких видеокартах решала сразу три проблемы: уменьшала шум, уменьшала нагрев, повышала разгонный потенциал.
А разгонный потенциал тогда был очень серьезный. Производители еще не придумали тогда систему буста, когда видеокарта разгоняет саму себя, в зависимости от потребления тока, температуры и нагрузки. И пользователям приходилось разгонять видеокарты самостоятельно.
Тогда произошел бурный рост программ для разгона: RivaTuner, ATI Tray Tools, NVIDIA nTune, PowerStrip. ATI Tray Tools мог изменять даже тайминги памяти в реальном режиме времени.
Донором радиатора обычно становился боксовый кулер от процесора Intel с медным сердечником. Он подходил на эту роль идеально, за счет своей формы в виде множества радиальных ребер. В промежуток между ребрами вставлялись длинные болтики.
Часть ребер надо было отпилить или отломить. Обеспеченные умельцы брали дорогие кулеры, типа ZALMAN — CNPS7000C-Cu и курочили уже их. Но на изуродованный ZALMAN было просто больно смотреть, особенно учитывая, что продавались отличные видеокулеры ZALMAN VF900-Cu и Zalman VF700-Cu.
Даже младший Zalman VF700-Cu отлично справлялся со средними видеокартами тех лет, что уж говорить о старшей модели, которая легко могла отвести тепло от ATI Radeon X1900 XTX.
Видеокарты часто становились жертвами таких переделок, особенно если не использовалась прижимная пластина с обратной стороны. В таком случае видеокарту выгибало дугой и рвало дорожки в текстолите или отрывало шары BGA-пайки чипа и памяти.
Рассвет и закат альтернативных систем охлаждения
В начале 2010 годов тепловыделение видеокарт резко пошло вверх, что поставило крест на попытках охладить их обычным алюминиевым радиатором, пусть даже и с медным сердечником. И постепенно, такая переделка сошла на нет.
К тому же, производители альтернативных систем охлаждения просто завалили рынок отличными кулерами, достаточно вспомнить Zalman VF3000F, Thermalright Shaman или DEEPCOOL DRACULA.
Отдельные энтузиасты ставили на видеокарты кулеры с теплотрубками от процессоров, но это решение было настолько громоздким, что такие случаи были единичны.
Но постепенно сошла на нет и установка на видеокарты суперкулеров типа Thermalright Shaman. Почему? Я считаю, что из-за расширения ассортимента моделей видеокарт, роста сложности их плат и схемотехники, внедрения механизма буста.
Экономный пользователь берет недорогую видеокарту и она работает на заявленных частотах. А видеокарты с топовыми заводскими кулерами настолько повышают бустовую частоту, что исчезает надобность их разгонять.
А установка альтернативной системы охлаждения довольно сложна и есть риск повредить видеокарту сразу, сколов кристалл или CMD-резистор. Или испортив уже в процессе эксплуатации, допустив перегрев памяти или системы питания.
А вы пробовали менять охлаждение на видеокарте на альтернативное?
ТОП-4 лучших системы охлаждения для ПК в 2020. Как выбрать кулер
Лето, жара – время, когда нет возможности спастись от палящего солнца. Но если про себя мы не забываем, то на свои боевые машины часто не обращаем внимания. И после такой халатности возникают вопросы – «У меня офигенная игровая карта, проц последнего поколения и корпус модный – почему синий экран смерти снова вылетает?!» Да все очень просто – твой комп перегрелся и сдох. Запустится ли он второй раз? Далеко не факт.
Чем опасен перегрев компьютера?
Кроме визуальной составляющей в виде не пройденного уровня или слитой партии в игре это может привести к физической смерти компьютера. В действительности пострадать может любой модуль или даже вся связка целиком. С точки зрения физики и электроники – происходят обратимые и необратимые процессы.
Необратимые – это химические, когда от долгого или моментального, но очень резкого перегрева происходит внутренняя перестройка молекул, и ту же видеокарту можно выкидывать. А обратимые, как показывает практика, лечатся весьма редко. Когда расплавились дорожки на платах и отстали ножки процессора – вылечить это можно, но не всегда реально.
Даже если ты купил системник в сборке, и на базовых элементах уже были радиаторы, то всё равно стоит задуматься о покупке дополнительного охлаждающего оборудования. Те радиаторы, которые уже стоят на процессорах, не рассчитаны на экстремальные точки нагревания, например, топ-игры на супер-настройках.
ТОП ЛУЧШИХ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ ИГРОВОГО ПК
Лучший кулер для процессора
Cooler Master носят такое название компании не просто так, что проверено и доказано годами и тысячами довольных клиентов. Это один из лучших кулеров для процессора.
Очень удачное сочетание площади соприкосновения радиатора и самого вентилятора. Просто удачное, конечно, оно только для конечного пользователя – компания же потратила кучу времени и средств на расчеты и тестовые модели.
Также обращайте внимание при выборе подобных радиаторов, чтобы на месте соприкосновения трубки образовывали единую плоскость и не разрывали площадь на медные и алюминиевые части. В общем, чтобы было, как в данной модели.
Прямой подход самих труб – плюс в копилку позитивных моментов. Хороший выбор при цене в 2500.
Цена: 2490
Лучший кулер для HDD
В общих масштабах HDD греется относительно не сильно. Но при сильном перегреве процессора или простой тяге к лучшим показателям – забывать про охлаждение жесткого диска непростительно. Перегрелся, посыпался – прощайте, данные.
Этот охлаждающий корпус подойдет для внутреннего использования.
При расположении внутри корпуса – необходимо заранее подготовить место. Девайс довольно масштабный. Алюминиевая оболочка выполняет роль рассеивателя + защитного щита. Встроенный вентилятор – охлаждение. Корпус не режет скорость передачи.
Цена: 2600
Лучший вентилятор охлаждения
И снова любимый Cooler Master. Прост в использовании, как лопата. Стоит всего 132 руб, но исполнение на высоте, лопасти изогнуты геометрически верно. Отличная скорость оборотов. Обслуживание в виде замены смазки придется делать очень редко.
Цена: 132
Лучшая система водяного охлаждения
Стоит эта система 5990, но сразу уточняю: с точки зрения производительности и показателя цена-качество эта система лучшая на сегодняшний день. Со стороны тихой работы она отстает, так как на радиаторе, через который качается вода, установлены 2 вентилятора.
По дизайну это тоже далеко не топ – обычные чёрные шланги и такие же пластины. Но повторюсь, с точки зрения охлаждения при доступной цене – оптимальный вариант.
Цена: 5990
Сравнительная таблица систем охлаждения для ПК
Название | Основные характеристики | Цена |
Cooler Master Hyper | Диагональ экрана — 50, разрешение экрана — 3840х2160 Пикс, поддержка смарт-тв, формат экрана 16:9, подключение к сети LAN. | ₽ 2490 |
DeepCool Gabriel DPGS | диагональ 32″ (81 см) Smart TV (Linux) HDMI x2, USB x2, DVB-T2 тип подсветки: Direct LED | ₽ 2600 |
Deepcool XFAN 80 | Диагональ экрана — 43, разрешение экрана — 3840х2160 Пикс, поддержка смарт-тв, формат экрана 16:9. | ₽ 132 |
Cooler Master MasterLiquid | ЖК-телевизор, 4K UHD диагональ 40″ (102 см) Smart TV (Tizen), Wi-Fi HDMI x3, USB x2, DVB-T2 поддержка HDR | ₽ 5990 |
Типы систем охлаждения: активное воздушное (кулер) и пассивное водяное
Существуют 2 основных типа систем охлаждения: активный и пассивный. Обе имеют свои плюсы и минусы, которые мы подробно рассмотрим ниже. Но сразу же могу дать совет по собственному опыту:если не планируется использовать водяное охлаждение ради того, чтобы создать бесшумный агрегат, то комбинируй обе системы. Постоянная подача воздуха через активные системы вентилирования и последующее охлаждение водой гораздо круче, чем использование каждой из этих систем в одиночку.
Как выбрать активное воздушное охлаждение?
По-народному – кулер. Это самая популярная и простейшая связка из радиатора и вентилятора. Для максимального профита использовать её нужно на каждом «жарком» элементе: на процессоре, видеокарте, жестком диске и ещё 2-3 на корпусе. Весь смысл работы и технология очень просты: как можно бОльшие объемы воздуха как можно быстрее перегонять в пространство системного блока. Из обычной жизни – это вентилятор. Ведь он не охлаждает в действительности воздух. Чем крупнее кулер и чем выше скорость оборотов его лопастей (RPM), тем лучше охлаждение.
В это же время свои функции выполняет радиатор. Материалы, из которых сделаны процессоры, не сильно хорошо охлаждаются из-за технологических особенностей. В современных кристаллах около нескольких десятков миллионов транзисторов, и все они очень хорошо греются. Радиатор увеличивает площадь теплоотдачи и, благодаря пластинам, раздает тепло в окружающую среду, где свою функцию выполняет вентилятор.
При выборе кулера стоит обратить внимание на несколько вещей:
- Размер вентилятора – чем больше, тем лучше.
- Его лопасти – способность к воздухоподаче, правильный изгиб.
- Количество оборотов – чем больше, тем лучше.
- Размер радиатора – чем больше, тем лучше.
- Количество и толщина пластин – чем больше и тоньше пластины, тем лучше.
Плюсы активного охлаждения | Минусы активного охлаждения |
низкая стоимость | высокий уровень шума |
доступность монтажа | сложность в обслуживании |
Пассивное водяное охлаждение: как сделать верный выбор?
Конечно же, существует еще и пассивное «сухое» охлаждение с помощью отдельных радиаторов, но оно настолько неэффективно, что в контексте серьёзных игровых машин мы даже не будем его рассматривать.
Как правило, пассивное охлаждение начинают искать геймеры-перфекционисты. Первые желают найти “священный грааль” и понизить шум, издаваемый системным блоком до нуля децибел. То есть познать абсолютную тишину. Для этого устанавливаются SSD-диски, чтобы убрать характерный скрип HDD, церемониально сжигаются все вентиляторы. Встречал даже маньяка, который поменял кнопку ON/OFF на сенсорную, чтобы ничего не клацало.
Вторые либо открывают корпусы либо заказывают коробку из оргстекла, ставят неоновую подсветку, запускают в системах охлаждения воду с красящими пигментами и получают действительно красивые устройства на выходе.
Выбирая пассивное водяное охлаждение, необходимо учитывать:
- Качество изготовления и состояние после транспортировки – не должно быть ни царапины.
- Мощность и шум насоса. Если выбрать чересчур мощную систему для ваших потребностей, то это лишние деньги. Большой насос создаст дополнительный гул.
Плюсы пассивного охлаждения | Минусы пассивного охлаждения |
значительно большая эффективность | высокая стоимость |
бесшумность | опасность разгерметизации |
ВАЖНО: не забываем про термопасту! Это не отдельный вид охлаждения! Это дополнение к обоим вариантам. При посадке радиаторов на процессоры необходимо использовать «хладомазь». Благодаря ей, во-первых, происходит лучшее сцепление, а во-вторых, она довольно ощутимо помогает снизить температуру. Приличная термопаста стоит относительно недорого. Но будьте внимательны при выборе – шанс нарваться на подделку весьма велик!
Подытожим!
Заботиться о правильном теплорежиме работы своего компьютера нужно заранее, иначе «потом» будет поздно. Устанавливайте правильную сборку охлаждающих элементов, периодически меняйте термопасту и регулярно очищайте системный блок от пыли. Если у вас ноутбук — не пропустите наш обзор лучших охлаждающих подставок для ноутбука, ведь о ноутах тоже нужно заботиться!
Вам также может быть интересно: А круче ли Cyborg RAT9? Сравниваем мышки от Mad Catz